Вера Васильева: Муж знал, что я люблю другого, и тихо ждал. Вера Васильева: биография, личная жизнь Театральное творчество в жизни Веры Васильевой


Вера Кузьминична Васильева родилась 30 сентября 1925 года в Москве, в рабочей семье. Вере не было и пяти лет, когда она впервые попала в театр – на оперу «Царская невеста». Это представление потрясло воображение девочки, и она влюбилась в театр. В школьные годы Вера записалась в драмкружок во Дворце пионеров. Она была скромной и мечтательной девочкой, в школе училась хорошо, но вся ее настоящая жизнь была сосредоточена на книгах и театре. Васильева часами пропадала в театральной библиотеке, где перечитывала мемуары великих артистов, старые рецензии и все, что можно было найти о театре, а еще постоянно бегала в МХАТ. Когда началась Великая Отечественная война, Васильева пошла работать на завод и одновременно училась в вечерней школе. Несмотря на трудности военных лет, свою мечту стать актрисой она не забыла, занималась в драмкружке, а в 1943 году поступила в Московское городское театральное училище. Всенародную известность Васильевой принес кинематограф. В кино она дебютировала, еще будучи студенткой, в 1945 году – в эпизодической роли в комедии «Близнецы», а следующая – роль в фильме И.Пырьева «Сказание о земле Сибирской» (1948) – принесла ей невероятную популярность и зрительскую любовь. В 1948 году Васильева окончила училище и стала актрисой Театра сатиры, с которым связана вся ее творческая жизнь, где ее первой работой была главная роль в спектакле «Лев Гурыч Синичкин». Потом было много других работ. К началу 1950-х годов Вера уже стала признанной молодой звездой, в театре она была счастлива, а после спектакля «Свадьба с приданым», к ней пришла еще большая слава. Эту пьесу играли 900 раз, а в 1953 году сняли одноименный художественный фильм, за роль в котором Васильева была удостоена Сталинской премии. Вообще в кино Васильева снималась много. Наиболее известные картины с ее участием – «Чук и Гек» (1953), «Похождения зубного врача» (1965), «Следствие ведут Знатоки» (1972), «Карнавал» (1981), «Приказано взять живым» (1983), «Выйти замуж за капитана» (1985), «Вино из одуванчиков» (1997), «Все смешалось в доме» (2006), «Сваха» (2007), «Пока цветет папоротник» (2012), «Деревенщина» (2014) и другие. Несмотря на успех в кино, главным для Веры Кузьминичны всегда оставался театр. Всю жизнь она проработала в театре Сатиры, который без нее представить невозможно. Всего на сцене этого театра Васильева сыграла свыше 50 ролей. Среди них роли в спектаклях – «Ревизор», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Пролитая чаша», «Где эта улица, где этот дом», «12 стульев», «Обыкновенное чудо», «Орнифль» и многих других. Также Васильеву приглашали в спектакли и другие театры, где она получала лучшие и интереснейшие роли. В Тверском драматическом театре она играла в «Вишневом саде», в Орловском драматическом театре – в «Без вины виноватых», в Московском Новом драматическом театре – в пьесе «Блажь» и других. Вера Кузьминична работала и в мультипликации, озвучивала мультфильмы – «Умка ищет друга», «Волшебник Изумрудного города», «Приключения Васи Куролесова» и другие. А еще пробовала себя как исполнительница романсов. Вера Васильева – Народная артистка СССР, лауреат Сталинских премий и Государственной премии СССР, театральной премии «Хрустальная Турандот» и премии им.Яблочкиной, кавалер ордена Трудового Красного Знамени и «За заслуги перед Отечеством» IV и III степени, награждена призом «За честь и достоинство» Национальной театральной премии «Золотая маска» и другими наградами. Васильева – председатель Социально-бытовой комиссии. В меру сил она помогает нуждающимся, больным, обиженным. В 2000 году вышла ее книга мемуаров «Продолжение души. Монолог актрисы». Муж Веры Кузьминичны – актер Владимир Ушаков (артист Театра сатиры). Их свадьба состоялась в 1956 году, и они более полувека были счастливы вместе. Актриса говорит, что главный секрет такого супружеского долголетия – в отсутствии попыток переделать друг друга. Но, к сожалению, в 2011 году Владимира не стало. Сегодня Вера Кузьминична Васильева, не смотря на возраст, продолжает работать в театре и счастлива этим. Она любит природу, свой дом и друзей, по-прежнему потрясающе выглядит и в жизни, и на сцене.

Среди них — Лиза в постановке "Лев Гурыч Синичкин" Алексея Бонди по Дмитрию Ленскому (1948), Ольга в "Свадьбе с приданым" Николая Дьяконова (1950), Ин-Ин в "Пролитой чаше" Ван Ши Фу (1952), Королева в "Волшебных кольцах Альманзора" Тамары Габбе (1959), Вышневская в "Доходном месте" Александра Островского (1967), графиня Альмавива в "Безумном дне, или Женитьба Фигаро" Бомарше (1968), Агнесса Павловна в "Восемнадцатом верблюде" Самуила Алешина (1983), Анна Австрийская в "Молодости Людовика XIV" Александра Дюма (1992), Эстер в "Священные чудовища" Жана Кокто (1996), Камелия в "Реквиеме по Радамесу" Альдо Николаи (2012).

В текущем репертуаре театра актриса занята в спектаклях "Роковое влечение" (Ирма Гарленд), "Таланты и поклонники" (Домна Пантелеевна), "Мольер" (Мадлена), "Орнифль" (Графиня).

Всенародную известность артистке принес кинематограф . В кино она дебютировала еще студенткой в роли монтера в фильме Константина Юдина "Близнецы" (1945), а следующая роль Насти в музыкальной комедии Ивана Пырьева "Сказание о земле Сибирской" (1948) сделала Васильеву знаменитостью. За эту работу актриса была удостоена Сталинской премии.

Фильмография Веры Васильевой насчитывает более 30 картин. Среди фильмов с ее участием можно особо отметить сверхпопулярную "Свадьбу с приданым" (1953), где партнером актрисы был Владимир Ушаков, который впоследствии стал ее мужем.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Талантливая советская актриса Вера Кузьминична Васильева вдохновляла своих зрителей на протяжении всей творческой жизни. Ее любили за открытость, душевность и невероятную теплоту атмосферы кино и театра. В свои роли артистка вживалась полностью и фактически проживала их жизнь.

Все персонажи, сыгранные Верой, очень разнились и судьбой, и представлениями об окружающем мире, это были люди с абсолютно разными характерами и очень сложными душевными перипетиями.

Отец и мать будущей артистки были людьми с сильно отличающимися взглядами на жизнь. Ее мать была достаточно энергичной женщиной, она постоянно вертелась вокруг своего деревенского быта, постоянно раздумывая над тем, как лучше его модернизировать, улучшить и повысить его эффективность. Отец Веры Кузьминичной был человеком уравновешенным, в его характере отмечалась покладистость, он казался наполненным неторопливой мудростью.

Такое типичное начало великой истории этой гениальной актрисы – переезд в столицу. Вся семья поселилась в коммунальной квартире, с которой и начинается биография Веры Васильевой. Девочка росла самой младшей, бок о бок с тремя родными сестрами, а буквально за несколько недель до войны в многодетной семье родился еще и сын.

Родительское внимание было минимальным, потому что отец и мать трудились до изнеможения на заводе, чередуя смены, старшим дочерям было некогда, да и неинтересно заниматься воспитанием младшей сестры, они увлекались своими делами. И во всей этой канители маленькая Вера с головой погрузилась во чтение, она любила мечтать и постоянно жила своими грезами.

В один из выходных дней подруга мамы повела ее в театр, и во время представления девочка поняла, что буквально влюбилась в сцену. Отныне ее мечты о сцене не покидали ее ни на минуту.

Военное время внесло в семью Веры Васильевой некоторую разрозненность. Будущая актриса остается вместе с отцом в Москве, где он работает шофером. Девочка наравне с взрослыми таскает тяжелые ящики с песком для того, чтобы успевать гасить зажигающиеся бомбы.

В голове у Веры Кузьминичной мелькнула мысль о поступлении в цирковое училище, но на экзамене по физкультурной подготовке, девушка не смогла достичь необходимой нормы. Тем не менее, она не стала унывать, и после чего решила поступать в театральный колледж.

Вера Васильева: н ачало карьеры в кино

Первая проба в кинематографе у Васильевой состоялась еще во время ее учебы. Девушка дебютировала в победном 1945 году, это была комедия «Близнецы». С этого момента начинается творческая карьера в биографии Веры.

Чуть позднее ее пригласил на главную роль известный в те времена режиссер Иван Пырьев. Юная артистка держала себя скромно и старалась не контактировать со знаменитыми актерами, уже сделавшими себе имя.

Кадр из фильма «Сказание о земле Сибирской»

Фильм «Сказание о земле Сибирской» получило огромную популярность, поэтому за точную и искусную передачу образа Насти Гусенковой Вера Васильева была удостоена Сталинской премии.

Так в киноиндустрии актриса приобрела известность, в дальнейшем ею будет сыграно более пятидесяти ролей в разнообразных фильмах всевозможных жанров, однако более половины из них останутся непризнанными или малозаметными. А вот дебют в кинематографе дал возможность Вере Кузьминичной получить опыт для проявления себя в несколько иной сфере – на сцене театра.

Театральное творчество в жизни Веры Васильевой

Первым пристанищем Веры Васильевой стал Театр сатиры. В ее первой постановке «Лев Гурыч Синичкин» она сыграла главную роль, а спустя два года стала уже примой театра.

Кадр из фильма «Свадьба с приданым»

В ходе репетиций спектакля «Свадьба с приданым» вдохновленный режиссер прогнозировал грандиозный успех, и, в конечном счете, не ошибся. Постановка была сыграна около тысячи раз, а Вера Кузьминична, талантливо представившая зрителю Ольгу, одного из ведущих персонажей, получает вторую Сталинскую премию.

Среди наиболее знаменитых ролей Веры Васильевой были такие, как:

  • Анна Андреевна («Ревизор»);
  • Домна Платоновна («Воительница»);
  • Анна Павловна («Доходное место»).

Актриса оставалась верной своему театру, она участвовала более чем в шестидесяти различных постановках, получила звание заслуженной артистки России и СССР и множество других наград.

Кадр из фильма «Деревенщина»

Семь лет назад актриса получила орден III степени «За заслуги перед Отечеством».

Личная жизнь Веры Васильевой

У талантливой артистки за всю жизнь была только одна по-настоящему сильная любовь. В скором времени она узаконила отношения с Владимиром Ушаковым. Такие ситуации бывают редко, но случаются.

Знакомство с Владимиром было весьма романтичным событием в биографии Веры Кузьминичной, которое произошло в театре, поэтому можно сказать, что внутри одной жизни (творческой) началась ее вторая (семейная). Ровно три года влюбленный мужчина добивался ее расположения, пока, в конце концов, не подвел их отношения к браку.

Борис Равенских — гражданский муж Веры Васильевой

Несмотря на то, что оба артиста были в те времена личностями знаменитыми, они не стали делать из своей женитьбы карнавал. Свадьбу справили достаточно скромно, без излишней мишуры, излишеств и не в роскошной обстановке, а тривиально в общежитии. Не было даже застолья и традиции обмена обручальных колец.

«Я надела свое первое свадебное платье и обручальное кольцо только когда мы справили золотую годовщину», — вспоминает Вера Васильева.

Супружеская пара стремилась как можно реже расставаться друг с другом. Они пребывали вместе постоянно – как на отдыхе, так и в процессе гастролей. Владимир никогда не оставлял свою жену без внимания, всячески пытался напоминать о том, насколько сильно он ее любит, осыпал подарками. Его ухаживания были красивыми и утонченными одновременно.

Одним из проявлений его пылких чувств было то, что муж практически сразу после того, как они расписались нанял Вере помощницу по домашнему хозяйству, несмотря на то, что супруги продолжали жить в небольшой комнатушке общежития.

Ушаков не желал, чтобы его любимая женщина взваливала на себя все бремя житейских хлопот, а Вера Васильева в свое время признавалась, что личная жизнь, которая обхаживала ее со всех сторон, имела некоторые несовершенства – она совершенно не умела готовить, она не представляла, как вести быт. Поэтому все вопросы этого характера оказались на плечах главы семейства. И все задачи от покупки мебели вплоть до каких-то мелких хлопот решал муж Веры.

Их ранние отношения в браке были полны взаимодоверия и согласия, поэтому они прожили вместе счастливую пятидесятишестилетнюю совместную жизнь.

В семейной жизни у пары детей не было, но супруги об этом не сильно горевали, так как прожили насыщенную жизнь и с позиции семейных отношений, и с позиции совместного творчества.

Вера Васильева глубоко и искренне всегда благодарила своего супруга за терпимость к ее несостоятельности в быту, за то, что Владимир создал для нее все условия, чтобы ей было комфортно. Даже если супружеская пара принимала гостей, все оформление вечера и требуемые представительские расходы брал на себя либо муж, либо они перекладывались на кого-то другого. Вера не брала на себя все организационные моменты.

Актриса признавалась сама себе и публике, что никогда не была домашним человеком, заниматься подобными делами – это не для ее души. Сердце всегда тяготилось этим и рвалось обратно, на сцену, на которой Вера Васильева чувствовала себя как рыба в воде.

Смерть супруга Веры Васильевой

Сердце Владимира Ушакова в последние дни супружеской жизни напоминало себе с нарастающей частотой. Присутствовала необходимость установки кардиостимулятора, муж Веры пережил два инфаркта, последние годы жизни ознаменовались для Владимира потерей зрения, он практически не различал окружающие его предметы. Но даже и в это тревожное время супруги были счастливы.

Шесть лет назад они пребывали на отдыхе в санатории, который стал для них последним совместными времяпрепровождением. Внезапно Ушаков схватился за сердце и начал задыхаться. Очень быстро подъехала «скорая помощь», но уже через час супруге передали трагическую весточку, от которой Вера оправлялась достаточно долго.

По сей день она с теплотой и любовью вспоминает время, проведенное вместе с мужем, и неустанно повторяет, что таких же чутких, благородных и душевных мужчин она не встречала и не встретит никогда.

Вера Васильева в настоящее время — что говорит википедия

В 2016 году к актрисе наведалась съемочная группа «Первого» канала и попросила дать интервью, в котором женщина сообщила, что ее самореализация в профессии артиста достигла своего апогея, что она абсолютно счастлива и чувствует себя предельно комфортно. Она довольна той жизнью, через которую пронесла ее судьба и той, какой она живет сейчас.

Улыбка талантливой актрисы стала ее визитной карточкой. Она превратилась в своеобразный символ чистой души русской женщины, целомудрия, сохранения в сердце высоких моральных начал, спокойного благородства и скромной мудрости. Свежесть образа Веры Кузьминичны отображается как на театральной сцене, так и в жизни.

Ее обаяние очаровательно, она сама на себе создает облик умиляющей доброты, лицо словно лучится всеми позитивными красками внутреннего света. Вера Васильева сама напоминает шедевр, созданный кистью мастерского режиссера.

Стойкость и красота актрисы вызывают бурный восторг у фанатов до сих пор, потому что выглядеть хорошо в 91 год редко кому удается. Артистка утверждает, что после проведенного очередного спектакля любит побаловать себя чем-то приятным, постоянно следит за своей осанкой и даже не принимает никаких лекарств.

Вера Васильева никогда не выходит на публику, не подкрасив губы и ресницы. Она молодо выглядит потому, что чувствует себя молодой. Ее энергии еще достаточно для того чтобы и дальше продолжать удивлять и восхищать своих фанатов.

Легендарная актриса однажды произносит фразу, которая достойна, войти в лучшие цитатники мира: «Нужно оказаться достойным счастья, о котором ты грезишь, но для его достижения необходимо трудиться умом и сердцем».

Ещё по теме

Всенародная любимица
Актрисе Вере Васильевой исполняется 90 лет / Знаменитая артистка сыграла более чем в 50 постановках Театра сатиры

Актриса шла к семейному и профессиональному счастью трудным путём - чтобы в итоге найти своего единственного и стать всенародной любимицей. «Жить хочется в любом возрасте, - заявила актриса, - и мечтать о новых ролях тоже». В свой 90-летний юбилей Вера Васильева играет спектакль в родном Театре сатиры. По теме:


Вера Васильева. «Сказание о земле сибирской», 1947


Вера Васильева любит говорить, что у нее на редкость скучная биография, поскольку она всю жизнь проработала в одном театре и прожила с одним мужем. Это, однако, не мешает актрисе встречать 90-летний юбилей в статусе звезды и живой легенды. Она начала актерскую карьеру с главной роли в фильме Ивана Пырьева «Сказание о земле сибирской», получила за нее Сталинскую премию и всесоюзную известность. Всю жизнь Васильева довольно много снималась в кино, сыграла запоминающиеся роли, но главные силы отдавала работе на сцене Театра сатиры. С этим театром Вера Васильева связана с 1948 года. Дебютировала в роли Лизы в водевиле «Лев Гурыч Синичкин», играла в знаменитых спектаклях по пьесам Маяковского, графиню в «Женитьбе Фигаро», Анну Андреевну в «Ревизоре». До сих пор остается ведущей актрисой театра. Вера Васильева пользуется особым отношением публики: ее полюбили сразу, как только она появилась на экране и сцене, и продолжают также непосредственно любить сейчас, в дни большого юбилея. Вера Васильева родилась в простой семье: папа - шофёр, мама - домохозяйка. Всей семьёй жили в коммуналке в маленькой комнате. Маленькой Вере приходилось и стирать, и убирать, и одежду штопать, и даже обед варить. Так дни тянулись за днями, девочка взрослела, а в жизни ничего не менялось, всё та же коммуналка, всё те же соседи. А ведь она, приходя домой в эту крошечную комнатку, мечтала о театре, о сцене, о софитах, все свои богатства, скопленные с обедов копейки девочка тратила на билеты, которые пропускали её в тот необыкновенный, романтичный, красочный, совершенно не похожий на её однообразную жизнь мир.


2.

Вера Васильева в музыкальной телепередаче «Бенефис», 1978 год

И вот однажды, то ли подростковый возраст сказался, то ли действительно отчаяние было так сильно, но Вера, решив, что и дальше в её жизни ничего не изменится, взяла в руки бритву и провела ею несколько раз по руке. Крови было немного, вены она почти не задела, но испугалась не на шутку. Сразу побежала за бинтом и спрятала под ним следы своей слабости. Родителям сказала, что поранилась. А потом Вера Васильева поклялась своей лучшей подружке: «Я всё равно буду артисткой!». И слово своё сдержала.


3.

Вера Васильева в спектакле по пьесе Льва Славина «Интервенция». Московский академический театр Сатиры, 1967 г. Фото: РИА Новости/ Мирослав Муразов

Она стала актрисой, попала в театр, была нарасхват в кино. Молодая красивая актриса пользовалась популярностью у коллег - актёров и начальственных режиссёров. Перед одним из них она сама не устояла. Её роман с режиссёром Борисом Ревенских продлился целых 7 лет. Юная девушка внимала каждому слову мэтра. Он тоже сначала был влюблён, а затем постепенно отдалился, ушёл с головой в репетиции, в которых принимали участие уже другие актрисы. Вера решила резать «по живому», не стала умолять, просить, возвращать. Она сама взяла и ушла. Навсегда.


4.

Вера Васильева во время музыкальной телепередачи «Бенефис», 1978 г. Фото: РИА Новости/ Рыбаков

К единственному за всю жизнь мужу чувства были совсем иными, более спокойными, размеренными, реальными. Она не вздыхала, не страдала, не плакала из-за него. Возможно, именно эта размеренность чувств, реальность, ощущение настоящей опоры в жизни и привлекло Веру Васильеву в актёре Владимире Ушакове . Будущий муж, с обожанием глядя в глаза невесте, клятвенно пообещал: «Ты больше не будешь работать по дому, для этого есть другие люди». За уборку комнатки в общежитии и за приготовленный обед он платил бывшей поварихе Анне Ивановне , которая была немного подслеповата и частенько оставляла остатки еды, очистки и ошмётки на общей кухне. Так что Вере в тайне от мужа приходилось всё-таки что-то делать по дому, несмотря на наличие Анны Ивановны.


5.

Вера Васильева и Владимир Ушаков, 1953 г. Кадр из фильма «Свадьба с приданым»

Поженились молодые только спустя 7 лет. Да и то это сильно сказано - «поженились». Просто пошли и расписались в ЗАГСе, без фаты, без марша Мендельсона и даже без колец.


6.


Но свадьба всё-таки состоялась, хоть и была она уже «золотая». Вера Васильева в шикарном платье и её супруг Владимир Ушаков в элегантном костюме отметили торжество в кругу своих самых близких друзей и коллег в Доме актёра. В этот раз всё-таки жених и невеста принесли на свадьбу кольца. За все эти годы Вера Васильева никогда не вспоминала о своей первой любви и всегда была верна своему мужу. Хотя однажды всё-таки дала ему повод для ревности, но не по собственной воле. Как-то труппа Театра Сатиры отправилась на гастроли. В одном купе собрались сплошь звёзды сцены, среди них Вера Васильева и Андрей Миронов . Миронов решил пошутить, стал исподтишка усердно ухаживать за Верой Васильевой, а глазами иногда косил на её мужа. И не зря. Внезапно Владимир взял мнимого соперника за грудки и выдворил из купе. Неизвестно, что за разговор состоялся в тамбуре поезда, но после него Андрей Миронов и Владимир Ушаков стали закадычными друзьями.


7.

Вера Васильева (графиня Альмавива) в сцене из спектакля режиссёра В. Плучека по пьесе Пьера Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро», 1978 г. Фото: РИА Новости/ Рыбаков

Вера Васильева и Владимир Ушаков прожили вместе 55 лет. Вера Кузьминична всегда отмечала, что с этим человеком, который стал более чем на полвека её судьбой, она ни разу за всё это время не конфликтовала. Он просто не давал ей для конфликтов ни единого повода. Причиной окончательного и бесповоротного расставания смогла стать только его болезнь. Теперь уже Вера Кузьминична ухаживала за супругом. 15 лет она возила его по больницам, работала, зарабатывала на лекарства, на врачей, поддерживала его, старалась ободрить, как могла. В эти дни, недели, месяцы, годы она была не актрисой, она была женой, каменной стеной, а ещё она была глазами мужа: ведь в конце жизни Владимир полностью ослеп.


8.

«Безумный день, или женитьба Фигаро», 1973

Третий инфаркт стал последним для Владимира Ушакова. Супруга успела вызвать скорую, врачи даже довезли его до реанимации, но спасти мужа Веры Васильевой не удалось. После похорон Вера Васильева пропала. В прямом смысле этого слова. Она закрылась от друзей, знакомых, коллег. Единственным человеком, которого она допускала к себе, была девушка Даша , «крестница», как её называет сама Вера Васильева.


9.


Они познакомились, ещё когда Ушаков был жив. Известная актриса добиралась до больницы к мужу на общественном транспорте, потратиться на попутку Вера Кузьминична не могла. В руках тяжёлые сумки, дорога длинная. Единственным человеком, кто решил помочь, оказалась та самая Даша. Она проводила Веру Васильеву до самой больницы, они разговорились, в итоге постепенно случайная попутчица стала для актрисы и помощницей, и другом, и приёмной дочерью. Дашину дочь Вера Кузьминична сама теперь называет своей внучкой, а Дашу - дочкой. У актрисы Веры Васильевой снова появилась семья.


10.


Народная артистка СССР Вера Васильева, которой 30 сентября исполняется 90 лет, в свой юбилей сыграет главную роль в спектакле "Роковое влечение" на сцене родного Московского театра сатиры.


11.

«Чук и Гек», 1953

"Роль большая и трудная, - говорит именинница. - Играю на каблуках, туфли меняю, переодеваюсь по ходу пьесы с десяток раз. Но такой спектакль - это лучший подарок к юбилею. Вообще, на старости лет, где-то после 70, мне посчастливилось сыграть такие роли, о которых я мечтала в молодости".


12.

Вера Васильева (в центре) в фильме "Звезда экрана", 1974 год

Творческая жизнь Веры Васильевой началась не на сцене, а на экране. Еще студенткой театрального училища она снялась в картине Ивана Пырьева "Сказание о земле Сибирской", получила Сталинскую премию и прославилась на всю страну.


13.

Вера Васильева в роли Анны Андреевны (слева) и Александр Ширвиндт в роли Добчинского в спектакле "Ревизор" на сцене Театра сатиры, 1974 год

"Поначалу я не была представлена к награде, - вспоминает актриса. - Однако Сталин, который всегда смотрел все фильмы, будто бы спросил: "Где нашли эту прелесть?" Ему ответили, что Васильева всего лишь студентка третьего курса. А он, якобы, сказал: "Она хорошо сыграла, надо и ей премию дать". Меня мгновенно включили в списки, и я оказалась в числе лауреатов. Не знаю, насколько это правда, но мне так рассказывали", - заметила актриса.


14.

Вера Васильева (в центре) с польскими коллегами во время встречи на Белорусском вокзале поезда с участниками дней польско-советской дружбы, 1974 год

Вскоре она сыграла главную героиню в "Свадьбе с приданым", и вновь была удостоена Сталинской премии. Так в 25 лет Вера Васильева имела уже две правительственные награды.


15.

Татьяна Васильева и Вера Васильева в спектакле "Ее превосходительство" на сцене Театра сатиры, 1979 год

В дальнейшем в кино она практически не снималась, зато в театр после окончания училища пришла уже известной актрисой. В Московский театр сатиры Вера Васильева поступила 27 марта 1948 года и была зачислена в труппу на должность актрисы 2-й категории.


16.

Вера Васильева во время концерта в Колонном зале Дома Союзов, 1987 год

"Впрочем, сатиру я никогда не любила и даже не понимала ее, - неожиданно заявляет Васильева. - Я была полна сентиментальных романов и мечтала о Ларисе из "Бесприданницы". Руководивший тогда Театром сатиры Валентин Плучек, видимо, почувствовал нерасположенность молодой актрисы к сатирическому жанру и не слишком загружал ее работой.


17.

Александр Воеводин и Вера Васильева в спектакле Театра сатиры "Воительница", 1989 год

Тем не менее за 67 лет, что Вера Васильева служит в театре, на ее счету скопилось несколько десятков ролей, многие из которых вошли в историю отечественного искусства. Это и Ольга из "Свадьбы с приданым" (спектакль показан около 1 тыс.раз), и графиня Розина в "Женитьбе Фигаро", и Вышневская в "Доходном месте", и Анна Андреевна в "Ревизоре", и Домна Платоновна в "Воительнице".


18.

Вера Васильева после спектакля "Без вины виноватые" на сцене Театра дружбы народов, 1991 год

Однако случались времена в жизни актрисы, когда она годами не получала ролей в своем театре и играла в провинции. "Десять лет играла Раневскую в Твери, двенадцать - "Без вины виноватые" в Орле, - перечислила Вера Кузьминична. - А еще была "Блажь" - в Новом драматическом театре в Москве и "Странная миссис Сэвидж" в Театре кукол Образцова. Только это меня и питало по-настоящему".


19.

Владимир Зельдин и Вера Васильева на церемонии вручения ежегодного театрального приза "Хрустальная Турандот" в усадьбе графа Шереметьева "Кусково", 1996 год

Сейчас, несмотря на почтенный возраст, Васильева счастлива, что востребована. "Жить хочется в любом возрасте, - говорит актриса, - и мечтать о новых ролях тоже".


20.

«Легенда о Тиле», 1976


21.

«Карнавал», 1981

Вера Васильева родилась 30 сентября 1925 г. в Москве (по другим источникам - в д. Сухой Ручей Тверской губернии). Ее отец был шофером, мать - домохозяйкой.


22.

Вера Васильева во время праздничного вечера в честь ее 80-летия в Театре сатиры, 2005 год

В 1948 г. окончила Московское городское театральное училище (позднее вошло в состав Государственного института театрального искусства; ныне - Российский университет театрального искусства - ГИТИС). Училась на курсе Владимира Готовцева.


23.

Юбилейный вечер Веры Васильевой, 2005 год

С 1948 г. является актрисой Московского академического театра сатиры. Дебютом Васильевой была Лиза в водевиле "Лев Гурыч Синичкин" (по водевилю Дмитрия Ленского, в редакции Алексея Бонди). Сыграла более чем в 50 постановках Театра сатиры, работала с режиссерами Валентином Плучеком, Андреем Гончаровым, Борисом Равенских, Марком Захаровым, Александром Ширвиндтом. Среди наиболее известных работ актрисы - Оля в "Свадьбе с приданым" Николая Дьяконова, графиня Альмавива в комедии "Безумный день, или Женитьба Фигаро" Пьера де Бомарше, Анна Андреевна в "Ревизоре" Николая Гоголя, Селия Пичем в "Трехгрошовой опере" Бертольта Брехта, Домна Платоновна в "Воительнице" по повести Николая Лескова, Камелия в "Реквиеме по Радамесу" Альдо Николаи и др. В настоящий момент занята в спектаклях Театра сатиры "Роковое влечение", "Таланты и поклонники", "Мольер (Кабала святош)" и "Орнифль".


24.

Александр Ширвиндт (Мольер) и Вера Васильева (Мадлена) в сцене из спектакля "Мольер" в Театре сатиры, 2009 год

Также исполнила ряд драматических ролей в постановках других театров: сыграла Раневскую в "Вишневом саде" Антона Чехова (Тверской драматический театр), Кручинину в "Без вины виноватых" Александра Островского (Орловский драматический театр), миссис Сэвидж в "Странной миссис Сэвидж" Джона Патрика (Театр кукол им. С. В. Образцова), Графиню в "Пиковой даме" Александра Пушкина (Малый театр).


25.

Вера Васильева в сцене из спектакля "Мольер", 2009 год

Роли в кино

Первая же работа в кино принесла Васильевой широкую известность: еще будучи студенткой, она сыграла Анастасию в музыкальной драме Ивана Пырьева "Сказание о земле Сибирской" (1947). Всего в фильмографии актрисы более 30 картин, в том числе "Чук и Гек" (1953), киноверсия спектакля "Свадьба с приданым" (1953), "Похождения зубного врача" (1965), "Легенда о Тиле" (1976), "Несовершеннолетние" (1976), "Карнавал" (1981), "Вино из одуванчиков" (1997). Озвучивала мультфильмы: "Первая скрипка" (1958), "Светлячок номер 6" (1965), "Умка ищет друга" (1970), "Волшебник Изумрудного города" (1974), "Приключения Васи Куролесова" (1981).


26.

Вера Васильева (Графиня) и Александр Дривень (Германн) в спектакле "Пиковая дама" в постановке режиссера Андрея Житинкина в Малом театре, 2012 год

Долгое время работала в Центральной социально-бытовой комиссии Всероссийского театрального общества (ныне - Союз театральных деятелей), занималась помощью актерам, попавшим в трудные жизненные ситуации.


27.

Вера Васильева и Александр Дривень в спектакле «Пиковая дама», 2012 год

Народная артистка СССР (1986). Награждена орденами Трудового Красного Знамени, Почета (1995), "За заслуги перед Отечеством" IV (2000) и III (2010) степеней. Дважды лауреат Сталинской премии (1948, 1951).


28.

Александр Ширвиндт и Вера Васильева в спектакле-пародии на юбилей "Грустно, но смешно" в постановке Александра Ширвиндта и Юрия Васильева в Театре сатиры, 2014 год Вера Васильева – советская и российская актриса театра и кино, Народная артистка СССР (1986), Лауреат двух Сталинских премий (1948, 1951). Самые известные роли артистки – в фильмах «Чук и Гек», «Карнавал», «Выйти замуж за капитана», а также в сериале «Пока цветет папоротник» и «Следствие ведут ЗнаТоКи».

Детство и юность

Вера Кузьминична Васильева родилась 30 сентября 1925 года в Москве, в районе Чистых прудов (хотя по некоторым источникам - в деревне Сухой Ручей под Тверью, откуда родом ее отец). Семья Васильевых во главе с родителями-заводчанами жила небогато. Помимо Веры в семье было еще трое детей – брат Василий (на 13 лет младше Веры) и старшие сестры Антонина и Валентина.


Всем им приходилось ютиться в коммуналке. Позже актриса вспоминала, что каждый раз выходя из комнаты, ей приходилось распугивать мышей. Из-за крайней нищеты девушка дважды пыталась покончить с собой, но оба раза что-то ее останавливало.

«Все это какое-то детство… Никто и не заметил, слава тебе, Господи. Так что я завязала и все», – позже рассказала она в интервью для посвященного ее карьере документального фильма.

Однажды мамина подруга привела Веру на «Царскую невесту» Н.И. Римского-Корсакова в Большой театр. В один момент театр захватил впечатлительную девочку. С подругой они копили деньги, чтобы попасть на спектакль, хотя бы на галерку, а однажды даже продали для этого свои учебники и оставили себе один комплект на двоих.


Во время войны Вера осталась в Москве с отцом – сестры разъехались по командировкам, а мать с маленьким сыном эвакуировали. Наравне со всеми Вера носила ящики с песком, дежурила на крыше и всячески помогала отцу и военным. В самые страшные дни войны Веру грела мысль о театре.


После школы Вера попыталась поступить в цирковое училище. Провалив первый же экзамен по физподготовке, Васильева подала документы в Московское городское театральное училище. В 1948 году девушка получила диплом драматической актрисы.

Актерская карьера

По окончании училища Васильеву приняли в труппу Московского академического театра сатиры, в котором она стала примой уже за первые два года и в котором служит по сей день. На счету актрисы более 60 ролей. Сегодня Васильеву можно увидеть в спектаклях «Роковое влечение» (с 2015 года), «Таланты и поклонники» (с 2002 года) и «Орнифль» (с 2001 года).


Также актриса сотрудничала с рядом областных театров (в Брянске, Твери, Орле), в конце 1990-х выступала на сцене Московского Нового драматического театра, с 2006 года играла главную роль в спектакле «Странная миссис Сэвидж» Театра кукол им. С. В. Образцова. С 2010 года Васильева выступает на сцене столичных Театра «Модернъ» и Малого театра.


Дебют Васильевой в кино состоялся в 1945 году, в маленькой роли в фильме Константина Юдина «Близнецы».

Вера Васильева в фильме «Сказание о земле Сибирской»

Первая крупная роль досталась Вере два года спустя – девушка предстала в образе официантки-буфетчицы Настеньки Гусенковой в драме «Сказание о земле Сибирской» Ивана Пырьева. Чтобы получить роль девушки, которая, по задумке режиссера, должна была быть «похожа на бабу на чайнике», на прослушивании стройной девушке пришлось засунуть в декольте два скомканных чулка, расчесать тугие кудри и смыть косметику. Старания оправдались – эта роль принесла молодой актрисе не только всенародную узнаваемость, но еще и Сталинскую премию.


В 1950-х Васильева уделяла основное время театру и появилась лишь в четырех фильмах, включая фильм-спектакль «Свадьба с приданым», за роль в котором получила вторую Сталинскую премию.

Вера Васильева в картине «Свадьба с приданым»

В следующем десятилетии самыми запоминающимися работами Веры Кузьминичны стали роли в трагикомедии «Похождения зубного врача» с юными Андреем Мягковым , Алисой Фрейндлих и Игорем Квашой , а также в музыкальной комедии 1966 года «Приезжайте на Байкал» Вениамина Дормана. Кроме того, голосом Веры Кузьминичной говорила актриса Жизель Паскаль в популярном французском приключенческом фильме «Железная маска» (1962).


В 1970-х у Васильевой было несколько ярких и памятных ролей – в популярном детективном сериале «Следствие ведут ЗнаТоКи», киноповести Ильи Фрэза «Это мы не проходили» о студентах педагогического вуза и драме Владимира Рогового и Эдуарда Тополя «Несовершеннолетние», которая стала лидером советского кинопроката 1977 года.


Одной из самых известных ролей Веры Кузьминичны по праву можно назвать роль в комедийной мелодраме «Карнавал» Татьяны Лиозновой. В трогательной истории о юной провинциалке Нине Соломатиной, мечтающей покорить Москву, Васильева сыграла мать студента-красавца Никиты (Александр Абдулов), возлюбленного Нины (Ирина Муравьева). Не меньший восторг у зрителей вызвала игра Васильевой в музыкальной комедии Владимира Рогового «Женатый холостяк», в которой актриса сыграла мать главной героини Тамары (Лариса Удовиченко).


Еще одну «звездную мать» Вера Кузьминична сыграла в 1985 году в мелодраме «Выйти замуж за капитана» с Верой Глаголевой и Виктором Проскуриным. В том же году актриса снялась в одном из немногочисленных советских фильмов в жанре комедийного фарса «Зловредное воскресенье», в котором появились такие звезды отечественного кинематографа, как Михаил Пуговкин , Валентина Талызина , Борислав Брондуков и Михаил Кокшенов .

В 1989 году Вера Кузьминична выпустила мемуары «Продолжение души (монолог актрисы)»., где рассказала о себе и тех, с которыми ее сводила судьба. После распада СССР ролей в кино у Васильевой стало меньше, но среди них были те, что покорили сердца зрителей разных возрастов. К ним можно отнести мини-сериал «Вино из одуванчиков» по роману Рэя Брэдбери, где коллегами Веры Кузьминичны по съемочной площадке стали Владимир Зельдин , Лия Ахеджакова , Сергей Супонев и Иннокентий Смоктуновский , который скончался еще до завершения работы над картиной (его позднее озвучил Сергей Безруков).


Кроме того, в 1999 году вместе с другими популярными артистами Васильева участвовала в проекте Виктора Мережко «Поют звёзды театра и кино», в рамках которого исполнила несколько романсов.

«Раскрывая тайны звезд»: Вера Васильева

В начале 2000-х Васильева вновь предстала в роли Маргариты Николаевны в фильмах «Следствие ведут ЗнаТоКи. Десять лет спустя». Режиссеры сняли еще 2 «дела» с участием постаревших Томина и Знаменского, которых по традиции сыграли Леонид Каневский и Георгий Мартынюк. Некоторых героев в фильмах уже не было – в частности, зритель не увидел Зинаиды Кибрит: актриса Эльза Леждей скончалась от рака за два года до начала съемок.

«Вера Васильева. Секрет ее молодости»

Многим молодым зрителям Васильева запомнилась по фэнтези-сериалу «Пока цветет папоротник», премьера которого состоялась осенью 2012 года на телеканале СТС. В сериале актриса сыграла бабушку обычного московского парня Кирилла (Александр Петров), жизнь которого изменилась на 180 градусов из-за полученного в подарок таинственного амулета.


В 2014-2015-х Васильева исполнила яркую и запомнившуюся многим роль бабушки в мини-сериале «Деревенщина» (Россия-1), сюжет которой в чем-то перекликается с сюжетом фильма «Карнавал», а также в детском фильме «Праздник непослушания».

Личная жизнь Веры Васильевой

В первые годы работы в театре Вера влюбилась в режиссера Бориса Равенских, постановщика знаменитой «Свадьба с приданым», который на тот момент был женат. Мэтр ответил Вере взаимностью и даже познакомился с ее родителями. Так влюбленные и жили, пока Равенских не пригласили в другой театр. После этого он быстро охладел к Васильевой, что сильно ранило юную актрису – разлуку она переживала очень тяжело и испытывала к Борису сильные чувства еще несколько лет.

Вера Васильева в программе «Жена. История любви»

Супруги прожили вместе долгую и счастливую жизнь, вплоть до кончины актера в 2011 году. Детей в браке у них не было, хотя в один момент судьба свела Веру Кузьминичну с молодой женщиной Дарьей, которую она считает своей дочерью. Васильева ей полностью доверяет и называет Дашиного сына своим внуком.

Вера Васильева сейчас

В 2017 году режиссер Валерий Харченко объявил о том, что планирует снять фильм по чеховской «Скучной истории» с Натальей Фатеевой, Юрием Соломиным и Верой Васильевой в главных ролях. Но съемки фильма состоятся только в том случае, если Фатеева восстановится после серьезной травмы.


В конце апреля 2018 года Вера Кузьминична появилась на Первом канале в документальном фильме «Юрий Яковлев . Распустились тут без меня!», подготовленного к 90-летию со дня рождения великого артиста.

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...