Коротко о периодах и стилях русской архитектуры.


Внешний вид зданий существенно изменился за многие века благодаря техническому прогрессу, потребностям общества и меняющейся моде. Вот признаки, по которым можно научиться различать основные виды архитектурных стилей .

Архитектурные стили - новое и старое

Внешний вид здания не всегда надежный показатель его возраста: архитектурные стили имеют обыкновение возрождаться. Представляет интерес идентификация стилей, которые оказали влияние на архитектуру зданий более позднего времени. Так, в архитектуре Белого дома в Вашингтоне видны заимствования из эпохи классицизма, а здания Парламента в Лондоне - олицетворение готических фантазий.

Античность и Возрождение - архитектурные стили

Характерной особенностью архитектуры Древней Греции и Рима было использование системы ордеров, наиболее узнаваемых по стилю колонн (см. рисунок ниже). В эпоху Возрождения архитектура, как и все искусства, обратилась к принципам Древней Греции и Рима. Возродился интерес к классическим пропорциям, и снова вошли в практику пять ордеров. Античные идеи воплотились в новых, основанных на более совершенных технологиях элементах, таких, как высокий купол (не известный древним грекам). Архитекторы, в частности Андреа Палладио (1508-1580), заимствовали идею античного храма с колоннами для оформления фасадов зданий. Обе эти идеи были использованы Кристофером Реном (1632-1723) при возведении собора Святого Петра в Лондоне.

Наиболее ярко особенности средневековой архитектуры проявляются в оформлении окон. Например, если у собора маленькие, округлые вверху окна, пробитые в толстых стенах, - в продолжение традиций римской , - значит, он выстроен в романском стиле. Такие окна - первая попытка впустить больше света в массивные здания, не нарушая их конструктивной целостности.

Романский стиль плавно переходит в готику. В ранней готике окна имеют стрельчатую форму, напоминающую нос корабля. Позднее эта конструкция была усовершенствована: увеличились размеры окон, их украсила ажурная резьба, подобная изысканному кружеву, сплетенному из камня и стекла. Ту же воздушную хрупкость можно найти и в других элементах зданий в стиле зрелой готики: высокие крыши и изящные контрфорсы, подобные выпирающим ребрам, будто от здания остался только один каркас.

Готический стиль вновь стал популярен в XVIII-XIX веках, его влияние особенно прослеживается в архитектуре общественных зданий, в частности музеев и церквей. Этот так называемый неоготический стиль возник в Великобритании, а затем распространился по всему миру.

Барокко и рококо

Простые классические линии эпохи Возрождения постепенно уступили место более напыщенному и декоративному стилю барокко, а кульминацией его развития стал фривольный и легкомысленный стиль рококо. Первые здания в стиле барокко были сооружены по заказу католической церкви в конце XVI века в Италии. В этом стиле строились церковные и светские здания, включая королевский дворец Версаль под Парижем и царский Зимний дворец в Санкт-Петербурге. Великолепным образцом позднего барокко служит протестантский храм Фрауэнкирхе в Дрездене, Германия (фото ниже). Он был построен в 1726 году, разрушен в результате бомбежек в 1945 году, а восстановлен и вновь открыт в 2005 году.


Модерн (ар-нуво)

Этот стиль зародился в архитектуре на рубеже XIX-XX веков. Наиболее примечательной чертой является увлечение стилизованными растительными формами как снаружи, так и внутри зданий: кованые железные балконы в виде запутанных стеблей плюща, волнообразные лестницы и балюстрады, изгибающиеся, подобно корням или ветвям с листьями, стены с изгибами, как будто выросшие из земли, а не выстроенные по строгим чертежам. Испанский архитектор Антонио Гауди (1852-1926) украсил подобными зданиями Барселону, среди них неоконченный собор «Саграда фамилия».

Ар-деко

Стиль ар-деко возник в начале 20-х годов XX века. Его отличительные черты - функциональные обтекаемые механические формы и строго геометрические узоры (вспомните Эмпайр-стейт-билдинг в Нью-Йорке). Для архитектуры ар-деко характерно использование откровенно индустриальных материалов, таких, как сверкающий хром, гладкая блестящая эмаль и обширные стеклянные поверхности.

Для сооружений характерны монументальность , пышная отделка зданий, множество украшений, стремление к строгой симметрии, интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий для практических нужд.

Характерные черты римского архитектурного стиля, в первую очередь круглоголовые арки, а также цилиндрические своды, апсиды и украшения в виде листьев-акантов.

Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки - здание всегда гармонично вписывалось в окружающую природу, и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углублёнными порталами . Такие стены несли в себе оборонительное назначение.

Пантеон

Храм-Портун

Готическая архитектура (Готика)

Готика зародилась в северной части Франции в середине XII века. Готическая архитектура cменила архитектуру романской эпохи . Термин подчёркивал радикальное отличие средневекового зодчества от стилистики Древнего Рима . Крёстным отцом готического стиля считается влиятельный и могущественный аббат Сугерий , который в 1135-44 гг. перестроил в новом стиле базилику аббатства Сен-Дени . Традиционно принято считать, что именно с этого здания начинается эпоха готики в Европе. Сугерий писал, что высокий, залитый светом храм призван символизировать безбрежный свет, исходящий от Бога. Вскоре вслед за Сен-Дени новый стиль был применён при возведении собора Парижской Богоматери (заложен в 1163) и Ланского собора (заложен в 1165).

Йоркский-собор-Англия

Сиенский-собор-Италия

Ланский-собор

Миланский-собор-Италия

Архитектура Возрождения (Ренессанс)

Особенное значение в этом направлении придаётся формам античной архитектуры: симметрии , пропорции , геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры . Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн , пилястр и притолок , на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки , полусфера купола , ниши , эдикулы . Архитектура снова становится ордерной .

Пространство, как архитектурный компонент, организовано в отличном от средневековых представлений образе. В его основу встала логика пропорций, форма и последовательность частей подчинены геометрии, а не интуиции, что было характерной чертой средневековых сооружений.

Чаще всего в оформлении зданий присутствует коринфский ордер с разнообразными видоизменениями капители . Постройки имеют гармонично просторные внутренние дворы, обнесённые в нижнем и в верхнем этажах крытыми галереями на арках, которые поддерживаются колоннами или пилястрами античной формы. Фасаду придаётся размеренность по горизонтали посредством изящных межэтажных карнизов и главного карниза, образующего сильный выступ под крышей.

Фасад симметричен относительно вертикальной оси. Церковные фасады, как правило, размерены пилястрами, арками и антаблементом, увенчаны фронтоном . Расположение колонн и окон передаёт стремление к центру.

Собор-святого-Петра-в-Риме

Санта-Мария-дель-Фьоре

Дворец-дожей-Италия

Санта-Мария-дель-Фьоре

Архитектура барокко

Для архитектуры барокко характерно наличие большого количества разнообразной лепнины. Используются сложные архитектурные элементы. Обилие декоративных барельефов и золочение архитектурного декора.
Барокко выделяется приглушенными пастельными цветами фасада; красным, розовым, белым, голубым.

Фрауэнкирхе-Дрезден-Германия

Монастырь-в-Мельке-Австрия

Рококо

Архитектурный (точнее - декоративный) стиль рококо появился во Франции во времена регентства Филиппа Орлеанского (1715 -1723 ) и достиг апогея при Людовике XV , перешёл в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780 -х годов.

В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной отделкой; не проводится в чистом виде ни один из установленных ордеров; колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно;, карнизы помещаются над карнизами; высокие пилястры и огромные кариатиды подпирают ничтожные выступы с сильно выдающимся вперёд карнизом; крыши опоясываются по краю балюстрадами с флаконовидными балясинами и с помещёнными на некотором расстоянии друг от друга постаментами, на которых расставлены вазы или статуи; фронтоны

Зимний-дворец-Санкт-Петербург

Версальский-дворец-Париж

Классицизм

Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер , в пропорциях и формах близкий к античности . Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов .

Дворец-детства-и-юности-Севастополь

Гостиница-Севастополь-Севастополь

Эклектика

Экле́ктика (эклектизм, историзм) в архитектуре - направление в архитектуре, доминировавшее в Европе и России в 1830-е —1890-е гг.

Формы и стили здания в эклектике привязаны к его функции. Так, в российской практике, русский стиль К. А. Тона стал официальным стилем храмостроительства, но практически не применялся в частных постройках. Эклектика «многостильна» в том смысле, что постройки одного периода базируются на разных стилевых школах в зависимости от назначения зданий (храмы, общественные здания, фабрики, частные дома) и от средств заказчика (сосуществуют богатый декор, заполняющий все поверхности постройки, и экономная «краснокирпичная» архитектура).

Опера-Гранье-Франция

Здание-оружейной-палаты, Москва

Модерн

Архитекту́ра моде́рна (архитектура ар-нуво) - архитектурный стиль , получивший распространение в Европе в 1890-е -1910-е годы в рамках художественного направления модерн . Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл, стекло).

Как и ряд других стилей, архитектуру модерна отличает также стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий.

Архитектура модерна разнообразна. Стиль этот вобрал в себя элементы всех предшествующих стилей. Здания в стиле модерн могут напоминать и мавританские дворцы, и замки, и заводские корпуса. Однако, в отличие от предшествовавшего модерну эклектизма , его авторы отказались от прямого копирования форм ренессанса и барокко .

Дом-компании-Зингер-в-Санкт-Петербурге

Дом-Мила-Гауди-Барселона

Модернизм

Архитектурный модернизм (фр. modernisme, от фр. moderne - новейший, современный; «англ. modern» - современный, новый) - движение в архитектуре двадцатого века, переломное по содержанию, связанное с решительным обновлением форм и конструкций, отказом от стилей прошлого. Охватывает период с начала 1900-х годов и по 70-е -80-е годы (в Европе), когда в архитектуре возникли новые тенденции.

Кредо архитектурного модернизма заложено в самом его названии - это созидание нового, чего-то такого, что соответствовало бы сегодняшнему дню. То есть, присутствует принципиальная установка на новизну архитектуры, - как конструктивных и планировочных идей, закладываемых в проекте, так и внешних форм. Образное выражение «призмы из бетона и стекла» хорошо передает общий характер построек модернизма. Для модернизма характерно использование самых современных строительных материалов и конструкций и отсутствие тенденций украшательства, принципиальный отказ от исторических реминисценций в облике сооружений,

Музей-Гуггенхейма-в-Нью-Йорке

Баухауз-в-Дессау

Здание-парламента-Веллингтон-Новая-Зеландия

Конструктивизм

В идее конструктивизма лежит отрицание исторической преемственности, отказ от декоративных элементов классических стилей, использование функциональной схемы как основы пространственной композиции. Конструктивизм — это выразительность не в декоре, а в динамике простых конструкций, вертикалей и горизонталей строения, свободе плана здания. Архитекторы зрелого конструктивизма использовали функциональный метод, основанный на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Таким образом, идейно-художественные и утилитарно-практические задачи рассматривались в совокупности. Каждой функции отвечает наиболее рациональная объёмно-планировочная структура (форма соответствует функции).

Харьковский-Госпром

Дом-правительства-в-Минске

Хай-тек

Хай-тек (англ. hi-tech, от high technology - высокие технологии ) - стиль в архитектуре и дизайне , зародившийся в недрах позднего модернизма в 1970-х и нашедший широкое применение в 1980-х . Для зданий в стиле хай-тек характерно использование высоких технологий в проектировании, строительстве и инженерии зданий и сооружений. Широко применяется стекло, пластик и металл. Использование функциональных элементов (лифты, лестницы, системы вентиляции и другие), вынесенных наружу здания.

Деконструктивизм

Для деконструктивистских проектов характерны визуальная усложнённость, неожиданные изломанные и нарочито деструктивные формы, а также подчёркнуто агрессивное вторжение в городскую среду.

В качестве самостоятельного течения деконструктивизм сформировался в конце 1980-х гг. Теоретической подоплёкой движения стали рассуждения Деррида о возможности архитектуры, которая вступает в конфликт, «развенчивает» и упраздняет саму себя.

Штаб-квартира-департамента-здравоохранения-басков-Бильбао-Испания

Кубические-дома-Роттердам-Нидерланды

Архитектурные стили в хронологическом порядке, начиная со времён Древнего Мира, разложили по полочкам, написали несколько слов о каждом, добавили примеры, фото, видео, чтобы всё легко понять.

Стили в архитектуре и их особенности

Архитектурные стили формируются особенностями и свойствами исторического периода, региона или страны , которые проявляются в отличительных чертах зданий и композиций, таких как:

  • назначение строений (храмы, дворцы, замки),
  • конструкции и материалы, используемых при строительстве,
  • композиционные приёмы,
  • линии и оформление фасадов,
  • планы,
  • используемые формы.

Различные стили возникают в конкретных условиях развития экономики и общественного устройства. На них влияют:

  • религиозные течения,
  • государственность,
  • идеологическая составляющая,
  • исторические приёмы зодчества и
  • национальные отличия,
  • климат,
  • ландшафт и рельеф.

Технический прогрес, идеологические изменения или геополитические отношения всегда приводили и продолжают приводить к рождению нового стиля.

Архитектурные стили архаичного периода

Древнеегипетский стиль

Стиль этот дал развитие огромному множеству разнообразных архитектурных структур и великих памятников. , включая и на реке Нил, является свидетельством существования одной из самых выдающихся цивилизаций мира. Преобладающие строительные материалы — это испечённый на солнце кирпич, известняк, песчаник и гранит.

Архитектура Древнего Египта: пирамиды Гизы

Понимание древнеегипетского стиля современными людьми основано на сохранившихся религиозных храмах и массивных, непонятного назначения сооружениях, c характерными наклонными стенами, имеющими небольшое количество отверстий, окружённых таинственностью. Распространено мнение, что это усыпальницы, однако существуют другие теории. Дополнительные сведения об архитектуре

Архитектурные стили античности

Античность — это Древний Рим плюс Древняя Греция.

Древнегреческий стиль

Греки возводили много храмов для жертвоприношений богам. Они заложили основу европейской архитектуре, которая служила примером для всего мира. Их высокотехнологичные системы для пропорций и стиля, используя математику и геометрию создавали внешнюю гармонию и красоту. Заменив ещё в архаическую эпоху дерево на белый мрамор и известняк, греки строили благородные и прочные здания. Можно поделить на следующие периоды:

  • архаический,
  • классический,
  • эллинизм.

Античный греческий архитектурный стиль: храм Геры (возр. 460 до н. э.) в Пестуме, Италия (ошибочно называемый Нептуна или Посейдона).

Древнеримский стиль

Древнеримская архитектура — это форма этрусского зодчества. Этому стилю присущи величие, мощь и сила. Сильное влияние на неё оказали греки. Отличается монументальностью, множеством украшений и пышной отделкой зданий, строгой симметрией.

Римляне строили большинство зданий для практических целей, а не храмы, как в Греции. Читайте коротко. Описана история, применяемые материалы, технологии и градостроительство.


Древнеримский архитектурный стиль: Пантеон, Санта-Мария ин ВИА лата, Рим, Италия

Византийский стиль

Столица Римской империи была перенесена римским императором Константином I в город Византий (Константинополь) в 330 году и стала называться Новым Римом . Естественно, что в архитектуре Византии, можно видеть сильное влияние древнеримского стиля. При этом, в отношении изящества и роскоши она стремилась превзойти старый Рим.

Византийский стиль представляет собой фузию христианского и античного мировосприятия с элементами художественной культуры Востока .
Свои территории импреия расширяла за счёт бывших провинций Рима на западе, где возводила памятники, дворцы, храмы, церкви с целью показать роскошь и утвердить статус новой имперской власти.


Базилика Сан Витале в византийском стиле, Равенна, Италия
  • Здания стали геометрически сложнее.
  • В украшении сооружений в дополнение к камню использовались кирпич и штукатурка.
  • Наблюдается более свободное отношение к классическим элементам; резные украшения заменила мозаика.
  • Простота и сдержанность экстерьера храмов резко контрастировала с великолепными драгоценными мозаиками, сверкающими золотом, внутри помещений.

Дороманские архитектурные стили

Дороманский стиль или прероманская архитектура охватывает времена

  • Меровинговского царства (5 — 8 вв),
  • эпоху Каролингов (8 — 9 вв) и
  • Оттоновский период (10 век) вплоть до начала 11 века, когда родился романский стиль.

Основная тема в этот период — классические средиземноморские и раннехристианские формы во взаимодействии с германскими. Они способствовали появлению новых инновационных конструкций. Это, в свою очередь, привело к возникновению романского архитектурного стиля.

Меровингский стиль

Меровингский архитектурный стиль: Собор Сен-Леонс, Фрежюс, Франция

Период распространения этого стиля приходится на период с 5 по 8 века, когда на землях, принадлежащих современной Франции, Бельгии и частично Германии, правила франкская королевская династия Меровингов. Это время крещения варваров. Сочетает в себе традиции позднеантичного римского стиля и варварские традиции.

Каролингский стиль в архитектуре

Прероманский стиль в архитектуре: типичная каролингская церковь на севере Франции Нова Корвей (Nova Corbeia)

На смену Меровингской эпохи пришла эпоха Каролингов (780 — 900 гг). Каролингское Возрождение в конце 8-го и 9-го веков — это стиль дороманской архитектуры северной Европы.

Став императором, германский король Карл Великий хотел, чтобы его империя была столь же великой, как Рим до него. Он спонсировал искусство и финансировал строительные проекты, в основном соборы и монастыри. Многие из этих зданий также служили школами, поскольку Карл Великий стремился создать большую грамотную базу своей империи.

Пытаясь осознанно подражать римской архитектуре, каролингский стиль заимствовал много элементов из раннехристианского и византийского зодчества.

Оттоновский стиль

Оттоновская церковь Святого Кириака (960-965гг), Германия

Оттоновский период следует за Каролингским и предшествует появлению романской архитектуры. Сохранившиеся примеры этого стиля находятся в Германии и Бельгии. Оттоновский ренессанс (951-1024 гг) возник в Германии во времена правления Отто Великого и черпал вдохновение из Каролингской и Византийской эпох.

Уважение к математическим наукам выражается в балансе и гармонии элементов постройки. Большинство оттоновских церквей щедро используют круглую арку и имеют плоские потолки. Экстерьер большинства базилик напоминает каролингский стиль, а интерьер — раннехристианский.

Романский стиль

Романские здания строились в Европе приблизительно с 1000 года и до появления готического стиля в 12 веке.

Этот стиль содержит в себе много основных признаков римской и византийской архитектуры.

Он олицетворяет строительство укреплённых городов-замков с мощными стенами, узкими окнами и оборонительными рвами вокруг укреплений, где мосты и городские ворота охранялись стражей, улицы на ночь перекрывались цепями.

Замок обычно строился на возвышении, которое имело стратегическое значение для обороны и наблюдения. Украшением композиции служили башни — убежища. Форма их могла быть круглой, четырёх- или шестиугольной с заостренной крышей. Остальные постройки неприхотливой геометрической формы располагались вокруг неё.

Ярче всего романский стиль можно наблюдать в храмах, соединённых с такими башнями, имеющих полукруглые дверные проёмы и окна. Галереи и наружные стены церквей украшали декоративные стойки соединённые небольшими арками.

Постройки в романском стиле выглядят основательно, прочно и гармонично на фоне окружающей природы.


Романская церковь Сан Миллан, Сеговия, Испания

Готический стиль

На основе романского стиля возникла с устремлёнными ввысь шпилями, заостренными арками и резьбой на религиозные темы. Этот стиль возник на севере Франции в 12 веке. Получил широкое распространение в австрийских, немецких, чешских, испанских, английских городах.

В Италии приживался с большим трудом и сильными изменениями, которые положили начало «итальянской готике». В конце 14 века этот архитектурный стиль трансформируется в так называемую «интернациональную готику».


Готический собор в Лионе, Франция

Для интересующихся более подробно в статье . В статье описаны 6 наиболее ярких образцов готики в Европе. Пример лучистой готики приведён в статье о .

Архитектурный стиль Ренессанс или Возрождение

Возрождение началось в Италии и распространилось по Европе. Гуманистическая направленность периода 1425 -1660 годов характеризовалась вниманием к человеческой деятельности, и возрождению интереса к античности.

В архитектурных зданиях это отражается в порядке расположения колонн, пилястр и притолок. Несимметричные средневековые черты меняются на полуовальные арки, полусферные купола и ниши (эдикулы). В архитектуру вновь возвращаются античные формы.

В ренессансе присутствует слияние готики и романского стилей.
После кризиса идей в 16 веке на смену Возрождению приходит Маньеризм и Барокко.


Собор Санта Мария дель Фьоре в архитектурном стиле ренессанс (эпоха Возрождения), Флоренция, Италия

Маньеризм

Стиль пришёл на смену позднему Возрождению с неустойчивыми моральными, социальными и религиозными явлениями. В архитектуре выразил себя через нарушение ренессансного баланса, элементами гротеска, использованием концептуальных решений, способных вызывать чувство беспокойства.


Образец маньеризма: Дворец Массимо-алле-Колонне, Рим, Италия

Некоторые искусствоведы называют его ранним барокко. Очаги возникновения: Флоренция, Рим и Мантуя в Италии (ит. maniera — манера). Но самое главное, он стал отражением трансформации средневекового искусства в Новом времени.

Барокко

Архитектурные стили классицизма

На закате эпохи Возрождения Палладио и Скамоцци (итальянские архитекторы) выразили архитектурным языком направление классицизма . Основа классического стиля: рационализм и использование только функциональных деталей.


Архитектор А. Палладио. Вилла Ла Ротонда, Виченца, Италия. Классический стиль в архитектуре

Благодаря следованию строгим канонам, постройки отличаются

  • правильностью планировки,
  • чёткими формами,
  • симметричными композициями и
  • сдержанным убранством.

Эстетизм классицизма поддержали масштабные градостроительные проекты, что вылилось в упорядочивание городских застроек.

В разных странах это направление проявляется с некоторыми особенностями. Италия, Франция, Англия, Германия, США выразили классику как:

  • Палладианизм или ранний классицизм,
  • Георгианская архитектура,
  • Ампир,
  • Регентство,
  • Бидермейер,
  • Федеральная архитектура.

Резиденция премьер-министра Великобритании. Георгианский стиль дома на Даунинг стрит 10, Лондон

Стили историзма в архитектуре

Это направление тяготеет к осознанному воссозданию форм и содержанию исторических стилей архитектуры прошлого. Может одновременно соединять в себе несколько старинных направлений и вносить новые элементы. Это, своего рода, плавное отмежевание от классицизма, время .

Sint-Petrus-en-Pauluskerk, Ostend, неоготика, 1899–1908 Бельгия

К нему относят

  • субъективные интерпретации неоготики и неоренессанса с новыми для них элементами,
  • комбинации с неомавританским или византийским стилями,
  • вариации на тему барокко — необарокко
  • и тему греческого стиля — неогрек.

Историзм в России оформился в «псевдорусский стиль».

Гармоничное сочетание форм прошлых стилей характерно для чистого . Позднему историзму присуще ориентироваться на период барокко в возрождении — необарокко.

Современная архитектура, используя этот стиль в наше время, создала ещё один вид, которое получило название Нео-историзм.

Архитектурные стили Модерна

Хотя искусствоведы Великобритании однозначно определяют как Викторианский стиль, его рождение провозгласило начало эпохи Модерна. А было это в 1861 году.

Ар Нуво (Арт-Нуво)

Этот архитектурный стиль, развивался с конца 19 века до середины 20х годов 20 века. Родоначальником Арт-Нуво считается англичанин Уильям Моррис (1830-1896), известный лидер «Артс энд крафт», и художники-прерафаэлиты.

Несмотря на разные названия, «либерти», «югендстиль», «тиффани », «метро» и другие, он легко узнаваем, т.к. черпает свое вдохновение из природы. Его основная характеристика — это орнаменты, наполненные стилизованными мотивами растений и цветов, птиц, насекомых, рыб.

Арт Деко (Ар-Деко)

Это динамичное и смелое продолжение Ар Нуво . Он не отвергает неоклассицизм, но приветствует современные технологии и аэродинамические элементы. Трансформирует плавные линии Ар Нуво в геометрию, угловатые орнаменты и этнографические узоры. Отдает предпочтение дорогостоящим материалам, например, редким породам дерева, слоновой кости, алюминию и серебру.

Роскошь ограничена строгой закономерностью и отсутствием ярких цветов в оформлении. Главный акцент — это красота материала. Ар Деко получило международное признание в 30-40-е годы прошедшего 20 столетия.

Арт-деко. Здание Chrysler, Нью-Йорк, США

Модерн Рациональный

В 1930-1937 гг. Ар Деко мягко перетекает в Рациональный модерн. Этот стиль подчеркивает выгнутые, вытянутые горизонтально формы и элементы корабельной архитектуры. Промышленные дизайнеры лишили Ар Деко орнамента в пользу чистой линии, острые углы сменились аэродинамическими изгибами, а экзотические породы дерева и камень вытеснил цемент и стекло.


Здание аптеки, Канзас-Сити, Миссури, США, в стиле модерн.

Архитектурные стили модернизма

Глобальное движение в архитектуре и дизайне 20-го века, объединившее возникшие архитектурные стили на базе инноваций в технологии строительства, новых материалов, железобетона, стали и стекла получило название интернациональный стиль .

Характерные черты:

  • решительное обновление форм и конструкций,
  • аналитический подход к функции зданий,
  • строго рациональное использование материалов,
  • открытость к структурным нововведениям.

Он отвергает орнамент, неоклассический подход к архитектуре и стилей Beaux-Arts (боз-арт), что значит «красивая архитектура», и отдает предпочтение минимализму . Основные элементы:

  • асимметричные композиции,
  • кубические или цилиндрические формы,
  • плоские крыши,
  • использование стали и железобетона,
  • большие окна.

В разных странах их черты приобретали своё звучание. Но у всех наблюдаются одни и те же принципы:

  • желание экономить,
  • широко использовать новые материалы,
  • с помощью каркасной модульной структуры создавать свободные планы простых геометрических форм.

В строениях отсутствуют национальные культурные признаки, нет декора, а есть поверхности из стекла и металла.

Интернациональный стиль охватывает современные направления в зодчестве такие как:

  • Брутализм,
  • Конструктивизм,
  • Функционализм,
  • Рационализм,
  • Де Стиль (неопластика),
  • Баухауз и другие.

Модернизм. Дворец Гуштаву Капанемы, Рио, Бразилия

Более подробно архитектурные стили этого направления рассмотрены в статье

Архитектурные стили постмодернизма

Объединение архитектурных течений, возникших в 60 годах прошлого столетия как реакция на жёсткую экономию, формализм и отсутствие разнообразия, представляет из себя постмодернизм. Его расцвет пришёлся на 1980-е годы.

Рецидив различных принципов, содержащихся в основном в классическом зодчестве прошлого и применение их к современным структурам породил архитектуру исторической аллюзии (стилистический приём, намекающий на нечто общеизвестное).

Поиск уникальности, создание новых форм, идея гармонизации архитектуры в соответствии с окружающей средой — отличительные черты в работе постмодернистов. Их характеризуют яркие цвета, классические мотивы, разнообразие структур, материалов и форм.

Стремление к соблюдению пропорций и симметрии, к выражению образности зданий, внедрение или возрождение декора (барельефы, росписи) активно используются во внешней отделке.

С конца 1990-х годов он распадается на новые тенденции высокотехнологичной архитектуры, неоклассицизма и деконструктивизма.

Хай-тек в архитектуре

High Tec — высокие технологии. Возник в 1970-х на основе элементов высоких технологий в промышленности, инженерии.
Концепция High Tech развилась из британской модернистской архитектуры конца 1960-х. Отдаёт предпочтение легким материалам и чистым, гладким, непроницаемым поверхностям, часто из стекла. Характеризуется выраженными открытыми стальными конструкциями, открытыми трубами, воздуховодами и т. д., гибкостью для создания внутренних зон и интерьеров.

Эти изменения были внесены и реализованыключевыми архитекторами стиля Норманом Фостером и Ричардом Роджерсом с 1970-х годов.

Здание в стиле хай-тек: штаб 4 канала, Horseferry Road, Лондон, 1994

Деконструктивизм

Эти странные, искаженные, почти до невозможности здания, на самом деле являются частью очень специфического, не прямолинейного подхода к дизайну.
Деконструктивизм характеризуется

  • использованием фрагментации,
  • манипулированием идеями поверхности структуры,
  • переопределением ее форм и
  • радикальным проявлением их сложности в здании.

Сосредоточившись на свободе формы, а не на функциональных проблемах, деконструктивисты стремятся поразить посетителя, делая их пребывание в своем пространстве запоминающимся: интерьер завораживает так же сильно, как и внешний вид.

Считается, что этот фрагментированный стиль развился из постмодернизма, который начался в конце 1980-х годов. В то время как постмодернизм возвращался к историческим корням, которые избегал модернизм, деконструктивизм отверг постмодернистское признание таких ссылок и сделал смелый шаг к необыкновенным инновациям в архитектуре.


Деконструктивизм. Музей Гугенхейма, Бильбао, Испания

Зелёная, органическая архитектура

Зеленое строительство стремится минимизировать отрицательное влияние строительства на природу. Это течение стремится к умеренному и эффективному использованию материалов, энергии и пространства с целью органичного развития экологической системы в целом.
Ключевой фактор зеленой архитектуры: применение экологически чистых технологий и ресурсов на каждом этапе строительства, начиная с идеи и планирования, завершая разрушением.Храм Саграда Фамилия — яркий пример тому.

Теперь Вы знаете архитектурные стили в хронологической последовательности. Каких не достаёт в этом перечне?

Делитесь своим мнением по поводу статьи в комментариях.
Ставьте оценку статье, выбрав нужное число звёзд ниже.
Заберите её себе на стену в социальной сети, чтобы не потерять. Или добавьте в закладки (Ctrl+D).

Стиль в искусстве - понятие многогранное. Можно говорить о стиле отдельного произведения или жанра, об индивидуальном стиле отдельного автора, а также о стиле целых эпох: стиль Возрождения, барокко, рококо, классицизм.

Художественный стиль-понятие универсальное. Он распространяется на все виды искусства данной эпохи, проявляется в архитектуре, скульптуре, живописи, декоративно-прикладном, музыкальном и театральном искусстве.

Слово «стиль» происходит от греческого слова stylos-так называлась палочка для письма по воску. Любая эпоха пишет свою историю. Обладая своей образной системой, поэтому можно сказать, что стиль-это почерк времени в данном месте в данный час. Стили, как люди, имеют несколько возрастов: младенчество, зрелость и старость, но у каждого стиля эти периоды имеют разную продолжительность. Таким образом, стиль-это понятие живое, изменяющееся.

Каждый стиль порождается определенной эпохой и вместе с ней развивается и отмирает или переходит в другой стиль.

Архитектурный стиль-это совокупность основных черт и признаков архитектуры данного времени, данного народа. Архитектуре присуще стилевое единство.

Романский стиль, готика, ренессанс, барокко, рококо, классицизм, модерн, конструктивизм-каждый из этих стилей выражается во всех трех сторонах: функциональной, конструктивной и художественной.

Чтобы дать представление о каком-то конкретном архитектурном стиле, нужно охарактеризовать его со всех трех сторон, входящих в формулу Витрувия.

Так, функциональность выражается в том, что новые типы сооружения появляются тогда, когда в них возникает потребность. Это может быть связано с политическим устройством страны, ее общественным укладом, уровнем технического прогресса, бытовыми условиями, религией, традициями. В Древнем Риме строили грандиозные общественные бани-термы. В Средние века их перестали возводить. Зато невиданные масштабы приобрело строительство замков и монастырей.

Вторая сторона архитектуры - конструктивная - так же неразрывно связана со стилем. Например, применение «римского бетона» открыло перед древнеримскими архитекторами возможность возведения большепролетных конструкций и сводчатых перекрытий. Так появились акведуки, громадные цирки (Колизеи), театры, термы, базилики, многочисленные триумфальные арки.

Эстетическая сторона архитектуры в быту определяется словом «красивый».

Развитие и смена архитектурных стилей неразрывно связаны с историей. Смена эпох всегда влекла за собой смену стиля.

Таким образом, формирование стиля - это очень сложный и длительный процесс. Стиль по продолжительности существования чаще всего совпадает с исторической эпохой или с историей цивилизации или народа. В истории человечества не было архитектурного стиля, памятники которого нельзя было бы сегодня увидеть и даже потрогать.

Три стороны архитектуры

Архитектура-это особый вид деятельности человека, целью которой является создание среды обитания. Поэтому архитектуру называют «второй природой», которую создает вокруг себя человек. Еще в глубокой древности была найдена формула архитектуры - так называемая формула Витрувия:

Архитектура = польза + прочность + красота.

Витрувий определил три стороны архитектуры: функциональную, техническую и эстетическую, связав их в единое целое.

Функциональная сторона архитектуры говорит о «нужности» постройки. Постройка создается только тогда, когда она необходима для человека. Архитектура-это строительство (жилого дома, культовых и общественных сооружений, целых городов). Поэтому по целому назначению выделяются следующие виды архитектуры:

  • жилищная (дома, палаты, избы);
  • культовая (церкви, соборы, кирхи);
  • общественная (музеи, вокзалы, стадионы, школы, магазины, театры);
  • промышленная (заводы, фабрики, плотины, электростанции, комбинаты);
  • садово-парковая (беседки, павильоны, фонтаны, планировка сада, парка);
  • мемориальная (триумфальные арки, обелиски, здания панорам, склепы);
  • градостроительная (архитектурные ансамбли, планировка городов, автомобильные дороги, мосты, тоннели).

Техническая сторона архитектуры отвечает за конструкцию-«скелет» постройки, её прочность, долговечность, устойчивость.

За многовековую историю архитектуры были созданы две конструктивные системы: стоечно-балочная и арочно-сводчатая.

В стоечно-балочной системе стойки (опоры) несут всю тяжесть сооружения, горизонтальные балки перекрывают пространство между ними. Из-за ограниченной длины каменной или деревянной балки помещения в древнегреческих постройках были небольшими по размерам.

В арочно-сводчатой конструкции тяжесть несут тоже стойки. Но пространство между стойками перекрывают своды, что позволяет раздвинуть стойки на большие расстояния. Постройки приобретают громадные размеры. Своды давят так на опоры, что могут их опрокинуть, сломать, так как помимо вертикального они порождают горизонтальное давление. Этот распор ограничивает размеры построек. Чтобы предотвратить опрокидывание столбов в Средние века при строительстве огромных готических храмов стены подпирали наружными столбами и арками.

Эстетическая (художественная) сторона делает архитектуру одним из видов искусства. Её называют застывшей музыкой. Витрувий считал. Что постройка должна быть не только необходимой и прочной, но и обязательно красивой, «приятной, нарядной, безупречной» и «благообразной». Внешний вид постройки и внутреннее оформление помещения отражают художественные вкусы архитектора и общества. Для создания художественного образа архитектура использует три средства: объемно-пространственная композиция, главные и второстепенные элементы сооружения.

Любое здание имеет объем и занимает определенное место в пространстве. Рассматривая его с этой точки зрения, мы говорим об объемно-пространственной композиции, например: арка Главного штаба двумя своими крыльями явилась композиционным завершением Дворцовой площади; Петропавловский собор, благодаря точному расчету архитектора Трезини, стал доминантой Санкт - Петербурга.

К основным элементам сооружения относятся его главные объемы, их группировка, пропорции. Приближаясь к зданию, мы видим и другие элементы сооружения, которые отличают его от других. Так, мы никогда не спутаем фасады Зимнего дворца и Дома книги, даже если нам покажут эти здания не целиком, а лишь их фрагменты. Нам помогают узнавать здания второстепенные элементы: колонны, пилястры, карнизы, наличники, балконы, скульптура и другие декоративные детали. Они дополняют и завершают основные композиционные объемы. Средством создания художественного образа в архитектуре являются не только главные, но и второстепенные детали сами по себе, но и их соотношение.

Классификация стилей

Каждой эпохе присущи свои представления об окружающем мире, свое видение красоты и гармонии. Исторически сложившаяся совокупность творческих принципов, характера и особенностей выражения наиболее существенных признаков материальной и духовной культуры, создаваемой обществом, определяется как стиль данной эпохи.

Слово "стиль" (лат. stilus) происходит от названия древнего инструмента для письма: стиль, или стило, - заостренный стержень из кости, металла, дерева, которым писали (процарапывали) текст на восковой дощечке или на бересте. Стиль обуславливается изменением образа жизни, развитием общества; он порождается определенной эпохой и отмирает, сменяясь новой совокупностью устойчивых форм. Стиль редко существует в чистом виде: в нем всегда уживаются старое и новое.

Вот уже на протяжении столетия существует следующая общепринятая классификация стилей:

  • египетский стиль - 5000-1000 гг. до н.э.
  • античность - 3000 г. до н.э. - 400 г. н.э.;
  • романский стиль - 10-12 вв.;
  • готика - 12-16 вв.;
  • Ренессанс (Возрождение) - 15-16 вв.;
  • барокко, рококо - 17-18 вв.;
  • классицизм - 18-19 вв.;
  • модерн - конец 19 в. - начало 20 в.;
  • рационализм - 20 в.

Каждому стилю присущи свои собственные признаки. Рассмотрим несколько архитектурных стилей: готика, романский стиль, стиль Ренессанс (Возрождение), барокко, рококо.

Романский стиль

В 11-13 веках в Европе сложился новый архитектурный стиль. Некоторые его черты заимствовались у римлян, поэтому стиль получил название романского. Основной тип зданий романского стиля- базилика. Здания были вытянуты в длину, их внутреннее пространство разделено рядами колонн на несколько нефов. В романский период часто использовали арки. Они применялись как внутри зданий для перекрытия нефов, так и снаружи для создания декоративных элементов-аркатур. В разных уголках Европы здания этого стиля отличались друг от друга национальным колоритом. Образовались даже художественные направления: саксонская и рейнская школы в Германии бургундская, аквитанская, прованская - во Франции. В Бургундии - центральной области Франции - особенно сильно было влияние римской церкви. Во Франции и Италии также использовались арки в оформлении фасадов. Они отличались богатством декоративного убранства, в них явно прослеживаются восточные мотивы. В некоторых базиликах аркадные элементы устремляются ввысь, как бы переходя в готический стиль. Такова церковь Тринити в Канне, возведенная в 1070 году.

Характерные особенности романского стиля:

  • цвета: коричневый, красный, зеленый, белый;
  • линии: прямые, горизонтальные и вертикальные, полуциркульные.
  • формы: прямоугольная, цилиндрическая;
  • конструкции: каменные, массивные, толстостенные; деревянные отштукатуренные с видимым скелетом;
  • окна: прямоугольные, маленькие, в каменных домах - арочные.
  • двери: дощатые, прямоугольные с массивными петлями, замком и засовом;
  • элементы интерьера: полуциркульный фриз, повторяющийся геометрический или растительный орнамент; залы с открытыми потолочными балками и опорами в центре.

Готический стиль

Готический стиль богаче и сложнее, чем романский, а система готических сюжетов намного шире, стройнее и логичнее: в ней отразились все средневековые представления о мире. "Это заставляет человека особенно остро ощущать высоту колонн и стен по сравнению со своими размерами, - писал А.Г. Цирес.- Большая высота придает необычный облик всему интерьеру, подчеркивает символическое и художественное значение верха и верхнего освещения и косвенным образом напоминает о небе, играющем такую важную роль в религиозном миросозерцании средневековой Европы."

Характерные особенности готического стиля

  • цвета: желтый, красный, синий;
  • линии: стрельчатые образующие свод из двух пересекающихся дуг;
  • форма: прямоугольное в плане здание; стрельчатые арки, переходящие в столбы;
  • конструкции: каркасные, ажурные, каменные; вытянутые стрельчатые арки; подчеркнутый скелет конструкций;
  • окна: вытянутые, часто с разноцветными витражами; круглые декоративные здания по верху здания;
  • двери: стрельчатые ребристые арки дверных проемов; двери дубовые филенчатые;
  • элементы интерьера: веерный свод с опорами либо кессонный потолок и деревянные панели на стенах; сложный лиственный орнамент; залы высокие, узкие и длинные либо широкие с опорами в центре.

Готический стиль наиболее распространен в Испании, Германии, Англии, Франции.

Готика в Испании

Испанская готика начала складываться приблизительно к XIII веку. Ее развитие протекало неравномерно в силу раздробленности королевства и влияния в различных исторических областях местных традиций или воздействия искусства арабов. Стиль проявил себя исключительно в храмовом зодчестве. В Испании распространение новых архитектурных идей было медленным. Цистерцианцы привнесли ряд готических приемов: это проявилось в форме арок и ребер свода, да и в самом использовании стрельчатых арок. Также свой отпечаток наложили мавританские приемы на трактовку готической системы нервюрного каркаса: свод над средокрестием опирается на крестообразно расположенные арки, в пространстве между ними помещается восьмиконечная ажурная звезда. Наиболее ярко воздействие арабского искусства проявилось в кирпичных соборах, возводимых мусульманскими мастерами. Первыми испанскими церквями, которые повторяли масштаб французских готических соборов, стали соборы в Бургосе и Толедо (начат в 1226 году). Для испанской готики характерны свободные фантазийные отступления от единого конструктивного замысла здания и многочисленные добавления к первоначальному плану в виде множества капелл и пристроек. Важнейшая особенность памятников испанской готики - это продолжение помещения хора с востока на запад, от апсиды до середины центрального нефа. Хор отделялся высокой декорированной перегородкой, за ней помещалась главная капелла, также огороженная стенкой. В капелле алтарь отгораживался от заалтарного пространства высоким, богато украшенным ретабло. Все это превращало капеллу в самостоятельную церковь внутри собора.

Готика в Германии

В XII - XIV вв. Германия переживала период феодальной раздробленности. Центрами готического искусства здесь стали ратуши и городские соборы. Широкое распространение в Германии готика получила в первой половине XIII в. Германские готические соборы отличались от французских. Стремясь как можно ярче передать стремление человеческой души к небесам, архитекторы увеличили высоту сводов, увенчав их башенками со шпилями. Особенно декоративно украшали западные фасады соборов с одной или двумя высокими стройными башнями. Однако, здесь редко использовались наружные полуарки (аркбутаны), окна-розы.

Памятниками готической архитектуры Германии являются соборы в Марбурге, Наумбурге, Фрейбурге, Ульме и других городах. Самый знаменитый готический собор Германии - Кельнский Строительство собора началось в 1248 году и завершилось в XIV в. Башни собора возведены в XIX веке. Здание высотой 46 м украшено множеством арок, шпилей, ажурной резьбой, стрельчатыми арками. Великолепная скульптура собора с внешних стен перешла во внутреннее пространство храма. Она ритмически связана с архитектурой, но не с ее каменистой массой, а с изгибами сводов и арок. Сами статуи так же имеют характерные изгибы в виде буквы S. Скульптура Кельнского собора оригинальна, неповторима, необычайно эмоциональна, драматична.

Готика в Англии

Готическая архитектура Англии начала развиваться с XII в. и было в основном связано с монастырями. Знаменитые соборы Англии: Кентерберийский собор - резиденция главы английской церкви; соборы в Линкольне, Уэльсе, Солсбери.

Характерной особенностью английских готических соборов является наличие двух трансептов (поперечных нефов), один из которых короче другого. Английские соборы имеют значительную протяженность: они строились на открытом месте и имели возможность устремляться не только ввысь, но и в стороны. Для английской готики характерны растянутые фасады, различные притворы, далеко вынесенные трансепты, прямоугольные апсиды, огромные (до 135 м в высоту) башни над средо - крестителем, сравнительно небольшая высота центрального нефа (по отношению к боковым). Воздвигая соборы все более вытянутыми в длину, английские зодчие снабжали их стрельчатыми дугами, многократно повторяющимися в окнах, и таким же изобилием настенных вертикальных переплетов. Ведущую роль в английской готике играли декоративные элементы, например, характерным было использование цветовых контрастов между различными породами камня. Знаменитый собор в Солсбери, в южной Англии, был построен в 12 в. Сотни средневековых каменщиков и плотников проявляли чудеса мастерства, чтобы создать это прекрасное здание. Собор стоит на фундаменте всего один метр, потому, что под ним лежит мощный природный фундамент - пласт кремниевого гравия. На завершение основного здания ушло еще 33 года, и полностью собор был построен в 1258 г. Вокруг собора выросло поселение, получившее название Новый Сарум и сегодня известное нам как город Солсбери. Между 1285 и 1315 гг. к собору были прибавлены башня и шпиль. Для строительства было использовано 6500 т камня. От такой огромной нагрузки прогнулись четыре столба, поддерживающих башню и шпиль, и чтобы перераспределить вес, использовали контрфорсы и аркбутаны.

Готика во Франции

Готическое искусство возникло во французской провинции Иль-де-Франци - центре королевских владений. Одним из шедевров французской готики является собор Парижской Богоматери, знаменитый Парижский Нотр-Дам. Собор был построен на месте христианской базилики. Его строительство было начато в 1163 г. в период деятельности епископа Мориса де Сюлли, и закончилось в 1345 г. XIV в. Нотр-Дам - это грандиозная трехнефная базилика, одновременно вмещающая около 9000 человек. Длина базилики - 129, она имеет 5 продольных нефов. В храм ведут 3 входа портала, обрамленные уходящими в глубину арками; над ними находятся ниши со статуями - так называемая «королевская галерея», изображения библейских царей и французских королей, всего 28 фигур. Центр западного фасада украшает окно-роза, диаметром около 10 м, а над боковыми порталами вытянулись вверх окна под стрельчатыми арками. Не менее известный собор во Франции - это Собор в Шартре. Он славится своими витражами, которые занимали площадь более 2,5 тыс. кв. км. В 1194 году собор почти полностью сгорел, сохранился только «королевский портал» и основания башен. Позднее здание было вновь отстроено. Образцом «зрелой готики» стал знаменитый французский собор в Реймсе.

Готика в России

В Средние века в России готика практически была неизвестна. Правда, определённое сходство с европейской готикой можно заметить в архитектуре стен и башен Московского кремля. Готическая архитектура проникла в Россию только в эпоху неоготики, то есть в конце XVIII века.

По проекту Старова в Тайцах был создан замечательный пейзажный парк с различными архитектурными сооружениями, из которых до наших дней сохранились Готические ворота, состоящие из двух симметричных павильонов-сторожек, соединенных стрельчатой аркой.

В г.Пушкине, в Александровском парке находится очень красивое сооружение готического стиля - башня Шапель. Павильон состоит из двух квадратных в плане башен, между которыми переброшена широкая арка. Башня была построена по проекту архитектора А. Менеласа в 1825 - 1828. Прежде в окнах Шапели были витражи с изображением библейских сцен, и проникавший сквозь цветные стекла дневной свет озарял призрачным мерцанием интерьер, фигуры ангелов у основания сводов и беломраморное изваяние Христа. Но, к сожалению, до нашего времени эти скульптуры не сохранились. Здание Шапели монументально и имеет вид подлинных готических развалин.

Ренессанс

Эпоха Возрождения - возвращение в архитектуре к принципам и формам античного, преимущественно римского искусства. Особенное значение в этом направлении придаётся симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры. Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши, эдикулы. Пример этому стилю - Замок Шамбор во Франции. 1519-1547

Характерные особенности стиля Ренессанс

  • цвета: пурпурный, синий, желтый, коричневый:
  • линии: полуциркульные;
  • геометрические рисунки - круг, квадрат, крест, восьмиугольник;
  • форма: круглая или пологая крыша с башенными надстройками;
  • арочные галереи, колоннады; круглые, ребристые купола; высокие и просторные залы, эркеры;
  • конструкции: массивные и визуально устойчивые;
  • окна: прямоугольные с тяжелым карнизом и фризом, круглые, полуциркульные арочные, часто спаренные и даже строенные;
  • двери: устройство порталов с тяжелым карнизом, фризом и колоннами; прямоугольный и полуциркульный арочный вход;
  • элементы интерьера: кессонный потолок; античные скульптуры; лиственный орнамент; роспись стен и потолка.

Барокко

Барокко (barecco) в переводе с итальянского - "странный", "вычурный", "причудливый", а в переводе с португальского - "жемчужина неправильной формы". Это динамичный, аффектированный стиль, которому двойственны театральность, фееричность, стремление к роскоши. На рисунке можно увидеть Петропавловский собор в Санкт-Петербурге, в стиле петровского барокко. Барокко усваивает и перерабатывает различные художественные традиции, включая их в развитие национальных стилей. Для искусства барокко характерны грандиозность, пышность, патетическая приподнятость, эффектность, сочетание иллюзорного и реального, сильный контраст масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени.

Рококо

Для рококо характерны сложнейшие резные и лепные украшения, завитки, маски-головки амуров и т.д.; в убранстве помещений большую роль играют рельефы и живописные панно в вычурных рамах, а также многочисленные зеркала, усиливающие эффект легкого движения, как бы пронизывающего поверхности стен. На рисунке изображён Смольный собор, построенный в Санкт-Петербурге. Преимущественно орнаментальная направленность стиля рококо не позволила ему оказать значительное влияние на фасады сооружений.

Характерные особенности стилей барокко, рококо

  • цвета: приглушенные пастельные тона; красный, розовый, белый, голубой;
  • линии: причудливый выпукло-вогнутый асимметричный рисунок;
  • в формах полуокружность, прямоугольник, овал; вертикальная направленность колонн; выраженное горизонтальное членение;
  • форма: сводчатая, куполообразная и прямоугольная: башни, балконы, эркеры;
  • конструкции: контрастные, напряженные, динамичные; с вычурным фасадом - и вместе с тем массивные, устойчивые:
  • окна: полуциркульные и прямоугольные: с растительным декором по периметру;
  • двери: арочные проемы с колонами; растительный декор;
  • элементы интерьера: стремление к величию и пышности; массивные парадные лестницы; колонны, пилястры, скульптуры, резной орнамент, взаимосвязь элементов оформления.

Эклектика

Эклектика-архитектурное направление, основанное на объединении в одном сооружении различных форм прежних стилей в разных сочетаниях. В России развивалось в 1830-1910-е гг., сменив ряд стадий. Появились новые типы зданий (банки, вокзалы, народные дома и др.), рациональные объемно-планировочные и инженерные решения. К эклектике относятся «кирпичный стиль», «русский стиль» и другие художественные направления в архитектуре с заимствованными из старых стилей элементами. Эклектика обычно имеет место в периоды упадка искусства. Элементы эклектизма заметны, например, в позднем древне-римском искусстве, комбинировавшем формы, заимствованные из искусства Греции, Египта, Передней Азии и др. К эклектизму тяготели представители болонской школы, которые полагали, что смогут достичь совершенства, соединяя лучшие, по их мнению, стороны творчества великих мастеров Возрождения.

В истории искусства наиболее заметное место занимает эклектизм архитектуры середины-2-й половины 19 в., чрезвычайно широко и зачастую некритически использовавшей формы различных исторических стилей (готики, ренессанса, барокко, рококо и др.); характерно, однако, что этот архитектурный и оформительский эклектизм с его "свободои выбора" архитектурных и орнаментальных мотивов оказал значительное влияние на становление целостного в своей сущности, но питающегося из самых разнообразных источников стиля "модерн".

В сфере изобразительного искусства эклектизм наиболее типичен для салонного искусства. Широкое расппостранение эклектических тенденции получили в западно-европейской и американской культуре с середины 20 в. в связи со становлением постмодернизма и модой на "ретроспективизм" художественного оформления, копирующий те или иные стилистические направления прошлого (в том числе и эклектизм 19 в.).

Неоготика

Возникла в Англии в 40-е годы 18 века. В отличие от национальных направлений эклектики неоготика была востребована по всему миру: именно в этом стиле строились католические соборы в Нью-Йорке и Мельбурне, Сан-Паулу и Калькутте, Маниле и Гуаньчжоу, Рыбинске и Киеве.

Самое известное неоготическое сооружение — Вестминстерский дворец на набережной Темзы.

Появление неоготики в России связано с именем архитектора Юрия Матвеевича (Георга Фридриха) Фельтена. Неподалёку от Санкт-Петербурга по его проекту были выстроены неоготические Чесменский дворец (1774—1777) и Чесменская церковь (1777—1780).

Черты неоготического стиля присутствуют также в царской резиденции в Царицыне в Москве. Её строил архитектор Баженов. Образцы средневековой готики на территории России можно увидеть в Калининградской области (бывшая Восточная Пруссия). Сохранилось небольшое количество зданий и в Ленинградской области. Больше всего их можно найти в Выборге (здание банка на рыночной площади, здание рынка, костёл Гиацинта (XVI в.) в старом городе, но самое главное — единственный в России (если не считать Калининградской области) средневековый замок, заложенный шведами в 1293 году.

Таким образом, из выше сказанного можно сделать вывод, что с течением времени менялась архитектура, оставляя и усовершенствуя лучшее, что было в стилевых решениях. Сплетение математики и искусства создает архитектурную музыку европейских городов, и это зачаровывает наши взоры до сих пор. Окна этих зданий смотрят на нас из глубины, поражая и удивляя изысканными формами и строгим математическим расчетом. Ветер над крышами звучит как струны органа, превращая в застывшую музыку архитектурные шедевры.

Я живу в районе новостроек, где дома однообразные и безликие, но нам не все равно где жить, и возвращение к архитектурным шедеврам прошлых столетий зарождает в нас надежду, что придут новые архитекторы, которые создадут не менее прекрасные здания, люди будут жить в красивых домах. Ведь то, что мы видим вокруг, влияет и на нашу душу. Мы будем жить лучше, если нас будет окружать музыка архитектуры.

Архитектурный стиль отражает общие черты в оформлении фасадов зданий, планов, форм, конструкций. Архитектурные стили формировались в определенных условиях экономического и социального развития общества под влиянием религии, государственной структуры, идеологии, традиций зодчества и национальных особенностей, климатических условий, ландшафта. Появление нового вида архитектурного стиля всегда было связано с техническим прогрессом, изменениями в идеологии и геополитических структур общества. Рассмотрим некоторые виды архитектурных стилей, послужившие основой разнообразных направлений в зодчестве в разные периоды времени.

Архаичная архитектура

Сооружения, возводившиеся до 5 в до н.э., принято относить к архаичной архитектуре. Стилистически сооружения Месопотамии и Ассирии (государства Передней Азии) родственны строениям Древнего Египта. Их роднит простота, монументальность, геометричность форм, стремление к большим размерам. Существовали и отличия: для египетских строений характерна симметрия, в архитектуре Месопотамии присутствует ассиметрия. Египетский храм состоял из анфилады комнат и был вытянут по горизонтали, в месопотамском храме помещения кажутся пристроенными друг к другу случайным образом. Кроме того, одна из частей храма имела вертикальную направленность (зиккурат (sigguratu - вершина) - храмовая башня, характерная черта храмов вавилонской и ассирийской цивилизаций).

Античный стиль

Античность, как вид архитектурного стиля, относится к Древней Греции. Греческие сооружения строились по подобию жилого дома «мегарона» крито-микенской эпохи. В греческом храме стены делали толстыми, массивными, без окон, в крыше делали отверстие для света. В основе строительства была модульная система, ритмичность и симметрия.

Мегарон - означает в переводе «большой зал» - дом прямоугольного плана с очагом посередине (начало 4 тыс. до н.э.)

Античный архитектурный стиль стал основой для развития ордерной системы. В ордерной системе существовали направления: дорическое, ионическое, коринфское. Дорический ордер появился в 6 веке до н.э., он отличался строгостью, массивностью. Ионический ордер более легкий и изящный появился позже, и был популярен на территории Малой Азии. Коринфский ордер появился в 5 в. до н.э. Признаком этого вида архитектурного стиля стали колоннады. Архитектурный стиль, фото которого расположено ниже, определяется как античный, дорического ордера.

Римляне, завоевавшие Грецию, переняли архитектурный стиль, обогатили его декором и привнесли ордерную систему в строительство не только храмов, но и дворцов.

Романский стиль

Вид архитектурного стиля 10-12 вв. - получил свое название «романский» только в 19 в. благодаря искусствоведам. Сооружения создавались как конструкция из простых геометрических форм: цилиндров, параллелепипедов, кубов. В этом стиле строили замки, храмы и монастыри с мощными каменными стенами с зубцами. В 12 в. у замков-крепостей появились башни с бойницами, галереи.

Основные постройки той эпохи - храм - крепость и замок. Здания этой эпохи представляли собой простые геометрические фигуры: кубы, призмы, цилиндры, при их возведении создавались сводчатые конструкции, сами своды делались цилиндрическими, крестово-реберными, крестовыми. В раннем романском архитектурном стиле стены расписывали, а к концу 11 в. на фасадах появились объемные каменные рельефы.

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...