Типы политических элит: понятие, способы формирования. Типы политических элит и проблема ее формирования


Политическая элита – самая активная часть правящего политического класса, исполняющая ведущую роль в управлении обществом, обладающая наибольшей властью и опирающаяся на институты насилия. = Высшая и законная страта (слой) управления обществом и поддержания его стабильности. Опирается на институты насилия (армию, полицию, чиновничество). Имеет право физического принуждения граждан для реализации своих актов и законов.

Типология элит :

По видам деятельности (экономическая, политическая, военная);

По личностным качествам (харизматическая, олигархическая, профессиональная, аристократическая);

По отношению к власти (господствующая, потенциальная, оппозиционная);

По позиции в иерархии управления (правящая, высшая, средняя, маргинальная);

По типу правления (деспотическая, тоталитарная, демократическая, либеральная);

По форме собственности (аграрная, промышленная, финансовая, интеллектуальная);

По видам рекрутирования (отбора): элита крови (по рождению), открытая (из всех слоёв населения), закрытая (только из своей «гильдии», своего класса).

Теории элит – Михельс, Моска, Парето, Бердяев. Объясняли причины возникновения правящей элиты из-за:

1) неравенства способностей, качеств людей и их жизненных позиций;

2) неизбежности деления общества на руководящее меньшинство и руководимое большинство;

3) престижности и значимости управленческого труда (статус, положение в обществе);

4) привилегий , получаемых от управления: распределение ресурсов, средств и пр. блага.

12. Сущность и природа политического лидерства .

Политическое лидерство – взаимодействие лидера и его последователей , основанное на поддержке решений и действий лидера его сторонниками и их готовности следовать за ним . = Постоянное и легитимное влияние индивида, облечённого властью, на группу, организацию и общество в целом.

Зависит от личностных качеств, от ситуации (в мирное время выбирают мягких, в военное – волевых, жёстких), от умения выразить и отстоять интересы своей группы или класса, от качества и количества приверженцев и оппонентов.

13. Функции и типология политического лидерства .

Макс Вебер :

1. Традиционное лидерство: право на лидерство приобретается благодаря происхождению. Основа – традиция.

2. Рационально-легальное лидерство: опирается на общепризнанный правовой порядок путём выборов. Основа – закон.

3. Харизматическое лидерство: лидерство зависит от личности лидера, его обаяния, запала, страсти. Опирается на эмоциональную преданность последователей. Основа – личностные качества лидера. Недолговечно, перерастает либо в 1, либо в 2.

Такер :

1 – консерваторы : опора на неукоснительное сохранение существующего строя;

2 – реформаторы : за преобразование строя путём реформ;

3 – революционеры : за глобальное преобразование строя путём переворота.

Херманн :

1. Знаменосец : своё видение будущего и знание средств его достижения.

2. Служитель : признание через выражение интересов своих приверженцев.

3. Торговец : «продаёт» свои идеи, планы в обмен на поддержку избирателей.

4. Пожарный : быстрота, адекватность и эффективность действий в экстремальных условиях.

P . S . Есть ещё оппозиционное лидерство – противостояние официальной власти .

Функции политического лидерства : аналитическая (анализ ситуации, разработка плана действий), организаторская (мобилизация масс, формирование команды, планирование действий, контроль), интегративная (объединение и согласование интересов на основе общих идей), новаторская (внесение новых идей, обновления), коммуникативная (связь между властью и разными социальными группами), функция гаранта справедливости, законности и порядка .

14. Политическая система: понятие, структура, функции .

Политическая система – совокупность государственных и общественных институтов, осуществляющих политическую власть в обществе + сложившиеся между ними отношения по поводу власти. = Политическиеинституты, структуры, процессы, формы поведения, политическая культура.

Структура, функции :

- Государство – осуществляет управление обществом;

- Политические партии – представляют интересы определённых классов;

- Общественные объединения, союзы – профессиональные, по социальному статусу, возрасту и пр.

- Общественно- политические движения – интересы более широких слоёв населения, чем партии; временное объединение за общую идею.

- группы давления (лоббистские группы) – банковские, промышленные – для упрочения своего положения и влияния.

- церковь – особенно в мусульманском мире. Формирует мировоззрение.

- СМИ – пресса, радио, ТВ, интернет – пропаганда определённого образа жизни, ценностей. Зомбируют больше всего.

15. Типы политических систем, их характеристика .

В политической науке существуют различные подходы к определению типов политических систем. Вот некоторые из них:

- Марксистско-ленинская концепция - по принципу классового подхода и форм собственности.

Вразных странах облик и функции политической элиты заметно различаются. Это обусловлено влиянием множества факторов, на учете которых строятся классификации элит.

1. Та часть элиты, которая обладает государственной властью и принимает важнейшие политические решения, называется правящей. Ту же ее часть, которая лишена возможности осуществлять властные функции, обычно называют контрэлитой.

2. По тому, как обновляется политическая элита, выделяют закрытую элиту , то есть пополняющуюся выходцами из определенных классов, сословий, например, аристократии, и не допускающую в свои ряды представителей других классов; ей противостоит открытая элита, в которую открыт доступ выходцам из всех социальных групп.

3. Индийский политолог П. Шаран выделил традиционную и современную элиту, которые различаются ресурсами властвования.

Власть традиционных элит основана на обычаях, религии, ритуалах . В традиционную элиту П. Шаран включал религиозные элиты, аристократию, военное руководство развивающихся стран.

Современная элита рациональна (она опирается на закон, формальные правила ) и состоит из четырех групп.

· Высшую элиту составляют руководители властных структур . Они принимают все важнейшие решения. Хотя не исключено влияние на этот процесс и тех, кто официально не занимает руководящие должности, например, начальник охраны президента, его личные друзья и т.п. Величину высшей элиты в западных демократиях П. Шарон оценивал в 50 представителей от каждого миллиона жителей страны , но принимает решения обычно узкий круг в 50 человек.

· В среднюю элиту входят лица, имеющие определенный уровень дохода, профессиональный статус и образование. Эти показатели позволяют им профессионально судить о том, какой политический курс приемлем для общества, а какой нет. Средняя элита составляет примерно 5% взрослого населения страны.

· В маргинальную элиту входят те группы, у которых отсутствует один из трех показателей. После обретения недостающего признака они могут войти в среднюю элиту.

· Административную элиту представляет высший слой государственных служащих (руководители министерств, ведомств, комитетов). Она осуществляет исполнительные функции, хотя обладает значительным влиянием на власть, поскольку имеет опыт управления.

4 . По сферам жизни выделяются:

· Политическая элита – это группа людей, обладающая инструментами власти. Имеет сложную структуру и внутренне дифференцированна. Критерием для выделения основных видов политической элиты является объем властных функций. Виды политической элиты: высшая, средняя, административная .

· Экономическая – социальный слой, включающий представителей крупного капитала, крупных собственников. Осуществляет свое экономическое господство и экономическую власть, определяя решение таких проблем, как занятость, уровень жизни, заработная плата, доходы населения.



· Военная – играет важнейшую роль в жизни общества, в политических процессах, используется как решающее средство в политике.

· Научная и техническая – включает одаренную часть интеллектуальной элиты. Роль ее определяется степенью воздействия на развитие науки и техники, научный и технический процесс.

· Культурная и духовная – включает наиболее авторитетных и влиятельных деятелей искусства, просвещения, литературы, представителей творческой интеллигенции. Роль ее определяется характером и степенью воздействия на развитие искусства, литературы, образования, духовной жизни общества, его нравственного потенциала.

По уровням:

а) высшая – принимающие значимые для всего государства решения (1 человек из 20 тысяч);

б) средняя – выступающая барометром общественного мнения (5% населения);

в) административная – служащие-управленцы.

По выражаемым интересам:

а) профессиональные;

б) демографические;

в) конфессиональные;

г) этнические.

Причины сохранения элитарности современного общества :

– психологическое и социальное неравенство, неодинаковые способности людей, возможности и желание участвовать в политике;

– закон разделения труда, который предполагает существование труда управленческого в качестве профессии;

– широкие возможности использования привилегий и распределение материальных ресурсов;

– невозможность полностью контролировать элиту из-за пассивности масс

Политическая элита – самая активная часть правящего политического класса, исполняющая ведущую роль в управлении обществом, обладающая наибольшей властью и опирающаяся на институты насилия. = Высшая и законная страта (слой) управления обществом и поддержания его стабильности. Опирается на институты насилия (армию, полицию, чиновничество). Имеет право физического принуждения граждан для реализации своих актов и законов.

Типология элит :

По видам деятельности (экономическая, политическая, военная);

По личностным качествам (харизматическая, олигархическая, профессиональная, аристократическая);

По отношению к власти (господствующая, потенциальная, оппозиционная);

По позиции в иерархии управления (правящая, высшая, средняя, маргинальная);

По типу правления (деспотическая, тоталитарная, демократическая, либеральная);

По форме собственности (аграрная, промышленная, финансовая, интеллектуальная);

По видам рекрутирования (отбора): элита крови (по рождению), открытая (из всех слоёв населения), закрытая (только из своей «гильдии», своего класса).

Теории элит – Михельс, Моска, Парето, Бердяев. Объясняли причины возникновения правящей элиты из-за:

1) неравенства способностей, качеств людей и их жизненных позиций;

2) неизбежности деления общества на руководящее меньшинство и руководимое большинство;

3) престижности и значимости управленческого труда (статус, положение в обществе);

4) привилегий , получаемых от управления: распределение ресурсов, средств и пр. блага.

12. Сущность и природа политического лидерства .

Политическое лидерство – взаимодействие лидера и его последователей , основанное на поддержке решений и действий лидера его сторонниками и их готовности следовать за ним . = Постоянное и легитимное влияние индивида, облечённого властью, на группу, организацию и общество в целом.



Зависит от личностных качеств, от ситуации (в мирное время выбирают мягких, в военное – волевых, жёстких), от умения выразить и отстоять интересы своей группы или класса, от качества и количества приверженцев и оппонентов.

13. Функции и типология политического лидерства .

Макс Вебер :

1. Традиционное лидерство: право на лидерство приобретается благодаря происхождению. Основа – традиция.

2. Рационально-легальное лидерство: опирается на общепризнанный правовой порядок путём выборов. Основа – закон.

3. Харизматическое лидерство: лидерство зависит от личности лидера, его обаяния, запала, страсти. Опирается на эмоциональную преданность последователей. Основа – личностные качества лидера. Недолговечно, перерастает либо в 1, либо в 2.

Такер :

1 – консерваторы : опора на неукоснительное сохранение существующего строя;

2 – реформаторы : за преобразование строя путём реформ;

3 – революционеры : за глобальное преобразование строя путём переворота.

Херманн :

1. Знаменосец : своё видение будущего и знание средств его достижения.

2. Служитель : признание через выражение интересов своих приверженцев.

3. Торговец : «продаёт» свои идеи, планы в обмен на поддержку избирателей.

4. Пожарный : быстрота, адекватность и эффективность действий в экстремальных условиях.

P.S. Есть ещё оппозиционное лидерство – противостояние официальной власти .

Функции политического лидерства : аналитическая (анализ ситуации, разработка плана действий), организаторская (мобилизация масс, формирование команды, планирование действий, контроль), интегративная (объединение и согласование интересов на основе общих идей), новаторская (внесение новых идей, обновления), коммуникативная (связь между властью и разными социальными группами), функция гаранта справедливости, законности и порядка .

14. Политическая система: понятие, структура, функции .

Политическая система – совокупность государственных и общественных институтов, осуществляющих политическую власть в обществе + сложившиеся между ними отношения по поводу власти. = Политическиеинституты, структуры, процессы, формы поведения, политическая культура.

Структура, функции :

- Государство – осуществляет управление обществом;

- Политические партии – представляют интересы определённых классов;

- Общественные объединения, союзы – профессиональные, по социальному статусу, возрасту и пр.

- Общественно- политические движения – интересы более широких слоёв населения, чем партии; временное объединение за общую идею.

- группы давления (лоббистские группы) – банковские, промышленные – для упрочения своего положения и влияния.

- церковь – особенно в мусульманском мире. Формирует мировоззрение.

- СМИ – пресса, радио, ТВ, интернет – пропаганда определённого образа жизни, ценностей. Зомбируют больше всего.

15. Типы политических систем, их характеристика .

В политической науке существуют различные подходы к определению типов политических систем. Вот некоторые из них:

- Марксистско-ленинская концепция - по принципу классового подхода и форм собственности:

1. Рабовладельческий (античный и азиатский);

2. Феодальный;

3. Буржуазный;

Социалистический.

5. Смешанного типа – при переходах от одной формации к другой и исторически переходный тип (государство диктатуры пролетариата ), которое существует временно и предполагает полный слом старого ны и создание нового типа государства. - Классификация Роберта Даля – по степени демократизации власти:1. Демократическая;2. Авторитарная;3. Тоталитарная.- Классификация Габриэля Алмонда – по типу политической культуры: 1. Англо–американский (демократический стабильный);2. Европейско–континентальный (демократический нестабильный);3. Доиндустриальный (развивающиеся страны, недемократический, нестабильный);

4. Тоталитарный (однородная политическая культура, высокий уровень интеграции, которые достигается путем насилия).

16. Политический режим. Тоталитаризм и его сущность и разновидности .

Политический режим – система методов, используемая государством для осуществления своих властных полномочий и функций + уровень обеспечения властью прав и свобод своих граждан .

Тоталитарный режим : полный (тотальный) контроль государства над всеми сферами жизни общества, их жёсткая регламентация и преимущественно репрессивные методы управления и принуждения. Признаки:

- Жёсткая регламентация

- Тотальный контроль властей

- Репрессивная

- Однопартийная

- Подавление инакомыслия

Разновидности : фашистская диктатура, диктатура пролетариата, …

Авторитарный режим

- Неограниченная власть в руках одного лица.

- Фиктивная многопартийная система.

- Отсутствие реальной оппозиции .

Разновидности : абсолютная монархия, диктатура, военная диктатура.

18. Демократия: понятие, принципы .

Демократический режим

1. Источник власти – народ .

2. Выборность и регулярная сменяемость органов власти.

3. Конкурентная многопартийная система.

4. Легальная политическая оппозиция.

5. Реальная свобода слова .

6. Стремление к созданию гражданского общества и правового государства.

19. Политические режимы и их сравнительный анализ .

1. Демократический режим : либеральные методы управления, соблюдение прав и свобод человека, политический плюрализм. Методы воздействия ограничены законом и находятся под контролем со стороны общества. Признаки:

Источник власти – народ .

- Выборность и регулярная сменяемость органов власти.

Конкурентная многопартийная система.

- Легальная политическая оппозиция.

Реальная свобода слова .

Стремление к созданию гражданского общества и правового государства.

2. Авторитарный режим : сосредоточение власти в одних руках, методы управления путём принуждения и репрессий, неприкрытое ограничение прав и свобод личности. Руководители – абсолютный монарх, диктатор, вождь с неограниченным авторитетом.

- Неограниченная власть в руках одного лица.

- Фиктивная многопартийная система.

- Отсутствие реальной оппозиции .

3. Тоталитарный режим : крайняя форма авторитаризма. Полный (тотальный) контроль государства над всеми сферами жизни общества, их жёсткая регламентация и преимущественно репрессивные методы управления и принуждения. Признаки:

- Жёсткая регламентация всех сторон жизни общества, в основном на основе какой-либо идеологии. Всё, что не разрешено, то запрещено.

- Тотальный контроль властей за всеми сферами жизни общества и деятельностью его членов. Даже над личной жизнью (о чём думают и говорят).

- Репрессивная система правосудия: максимальные меры наказания, обвинительный уклон, уголовные меры наказания (не штрафы, а тюрьма).

- Однопартийная система, отсутствие и подавление политической конкуренции.

- Подавление инакомыслия . Возможные очаги сопротивления режиму подавляются в зародыше; гражданам запрещено публично обсуждать и оценивать правящий режим; исключена свобода печати, слова и отстаивания своего мнения.

4. Военно-диктаторский режим : захват и удержание власти военными под предлогом наведения порядка + военно-полицейские методы управления, ограничение прав и свобод личности. Признаки:

Сосредоточенность власти в руках военных .

- Значительное ограничение демократических прав и свобод.

Произвольное нарушение властью конституционно провозглашённых прав и свобод под предлогом наведения и сохранения порядка в стране.

20. Роль выборов и политической жизни общества. Избирательное право: принципы и виды. Абсентеизм .

Выборы – способ формирования системы представительской власти, осуществляемый путём голосования .

Должны быть свободными, периодичными, обязательными, открытыми, гласными, альтернативными (минимум 2 кандидата ), справедливыми (объективными и защищёнными от фальсификаций).

Роль выборов :

1. Представительство общественных интересов (разных социальных групп и слоёв).

2. Легитимация власти: власть, избранная народом, является законной.

3. Социальный барометр политической жизни: степень влияния разных политических сил, отношение граждан к политическому режиму, правящей элите и оппозиции.

4. Рекрутирование политической элиты.

5. Институализация участия граждан в политической жизни страны.

6. Политическая социализация граждан: адаптация к данной политической системе.

Избирательное право – 1) право граждан участвовать в формировании выборных институтов власти; 2) Совокупность юридических норм, обеспечивающих и регулирующих формирование выборных институтов власти .

Виды избирательного права :

2) Пассивное – право избираться .

Принципы избирательного права :

1. Принцип всеобщности – участвуют все взрослые и психически здоровые граждане.

2. Принцип равенства – каждый гражданин участвует в выборах на равных основаниях с другими.

3. Возрастной ценз – право участвовать в выборах с определённого возраста.

4. Ценз гражданства – избирательные права предоставляются только гражданам.

6. Принцип прямого избирательного права – голосование непосредственно, лично. Косвенное избирательное право – голосование через избранную коллегию представителей (избрание президента США).

7. Ценз осёдлости – условие проживания на данной территории не менее определённого срока (в Японии – 3 месяца).

8. Ценз пола – признание избирательных прав только за мужчинами (некоторые мусульманские страны).

9. Имущественный ценз – право участия в выборах только при наличии имущества определённого размера или уплаты налогов.

Абсентеизм – уклонение от участия в голосовании . Причины – аполитичность, отсутствие достойных кандидатов, неверие в возможность личного влияния на ситуацию в стране, + «бытовой» абсентеизм – плохая погода, болезнь, отсутствие в городе.

21. Избирательные системы и их виды .

Избирательная система (электоральная формула) – способ определения результатов выборов .

Три основных вида :

1. Мажоритарная (принцип большинства голосов): побеждает кандидат, набравший большинство голосов. Разновидности: относительного большинства голосов (кандидату надо набрать голосов больше, чем любому из его соперников) и абсолютного большинства голосов (кандидату надо набрать 50 % голосов + 1 голос). Австралия, Бразилия, Франция . Россия – на основе мажоритарной системы абсолютного большинства .

2. Пропорциональная (голосование за списки кандидатов, выдвигаемые партиями): распределение мандатов между партиями осуществляется пропорционально числу поданных голосов. Действует заградительный барьер (определяется минимальное число голосов, которое должна собрать партия для участия в распределения мандатов). Австрия, Дания, Бельгия, Латвия, Швейцария, Нидерланды .

3. Смешанная (соединяет преимущества обеих систем и смягчает их недостатки): либо с доминированием какого-либо типа, либо уравновешенное. Армения, Германия, Литва, Мексика, Япония .

22. Теории происхождения государства. Сущность государства, его основные признаки и функции .

Государство – основной институт политической системы общества. Управляет обществом, охраняет его политическую и социальную структуру на основе права с помощью специального механизма (аппарата).

Признаки :

Наличие системы органов и учреждений (представительных, исполнительных, судебных), осуществляющих функции власти;

Наличие права , системы норм, обязательных для исполнения всеми членами общества;

Наличие определённой территории , на которую распространяется власть и юрисдикция (законы) этого государства;

Исключительное право взимать налоги и сборы с населения.

Функции :

1. Внешние:

-защита общества от внешних врагов

-развитие отношений с другими государствами;

2. Внутренние:

- политическая (осуществление политической власти),

- правовая (разработка и реализация законов, защита прав и интересов граждан),

- экономическая (налоговая политика, кредиты, вложения, санкции),

-организаторская (принятие решений, координирование, контроль),

- социальная (забота о гражданах),

-культурно-образовательная (создание условий для удовлетворения культурных и образовательных запросов людей).

Теории происхождения государства :

1. Патриархальная теория (древняя Греция ): государство – продолжение отцовской опекунской власти в семье, осуществляемой к общей пользе.

2. Теологическая концепция : государство – священный и неприкосновенный институт, дарованный Богом для организации жизни людей. Фома Аквинский, Августин Аврелий.

3. Теория общественного договора . Локк, Гоббс, Руссо : государство – результат своеобразного договора индивидов с целью обеспечить правопорядок, гарантирующий пользование естественными правами и собственностью.

4. Теория «насилия» или «захвата» . Гумплович, Каутский : государство – результат акта насилия, завоевания одного народа другим, более сильным и организованным.

5. Социально-экономическая (марксистская) концепция : государство – результат общественного разделения труда и появления классов, находящихся в антагонизме, для поддержания господства одних классов над другими. Маркс, Энгельс

6. Расистская концепция : государство - продукт естественного отбора среди людей по их биологическим или личностным качествам для установления господства «высших» людей над «низшими». Ницше, Чемберлен .

23. Формы государственного правления и их характеристика .

1. Монархия : формальный источник власти – монарх. Власть передаётся по наследству. Устойчивая форма правления.

- Абсолютная – власть полностью в руках монарха. Немного стран. Саудовская Аравия .

- Конституционная – ограниченная или номинальная власть монарха как символа нации. Испания, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Великобритания, Дания и пр .

2. Республика : формальный источник власти – воля народного большинства. Глава государства сменяем.

- Президентская – страной руководит одно лицо, избранное населением.

- Парламентская – страной руководит коллективный выбираемый орган.

- Смешанная (полупрезидентская) – страной руководят и президент, и парламент одновременно.

- Теократическая – страной руководит духовенство. Ватикан.

24. Государственно-территориальное устройство .

1. Унитарное государство – единое государственное образование, разделённое на административно-территориальные единицы, имеющие одинаковый юридический статус и не обладающие самостоятельностью. Франция, Польша, Беларусь .

2. Федерация союзное государство, в которое входят составные единицы (республики, земли, штаты, кантоны и пр.), у которых есть свои права, сопоставимые с правами центра. У федерации есть 2 уровня власти: федеральная и местная, + двухпалатный парламент, представляющий интересы как субъектов федерации, так и всей федерации в целом. США, Российская Федерация, СССР .

3. Конфедерация – государственное правовое объединение (союз) юридически независимых государств. Цель – проведение единой политики, решение совместных оборонных, экономических и пр. задач. Самое неустойчивое объединение. Объединённая Арабская республика – союз Сирии и Египта , Сенегамбия – Сенегал и Гамбия .

25. Правовое государство: сущность, принципы, пути формирования. Социальное государство. Основные направления, цели, методы социальной политики социального государства .

Правовое государство – государство со стабильным законодательством, где право первенствует над властью .

Принципы :

1. Незыблемость конституции , которую не вправе преступать даже само государство; стабильная система законодательства ; главенство конституции и законов над остальными актами, распоряжениями и указаниями.

2. Равенство всех граждан перед законом.

3. Ответственность государства перед гражданином и гражданина перед государством : полная гарантия прав и свобод, защита от произвола власти + защита властью общества от покушения на него антисоциальных элементов.

4. Наличие эффективной системы правоохранительных органов , подчиняющихся только закону.

5. Развитое правовое сознание граждан и должностных лиц, уважение к закону.

Социальное государство – государство, ориентированное на социальную справедливость (право на труд и его достойное вознаграждение, справедливое распределение материальных благ) и решение социальных проблем (рост материального благосостояния граждан, охрану их здоровья, духовное развитие, получение образования).

Методы легитимные, демократические, основанные на социальной справедливости.

26. Гражданское общество: понятие и характерные черты .

Гражданское общество – в котором осуществляется превращение «подданных» государства в свободных граждан, способных делать самостоятельный выбор (политический, идеологический и пр.)

Признаки :

Существенное ограничение государственного вмешательства в экономическую деятельность граждан;

Обеспечение широкого круга их экономических, политических, культурных прав и свобод.

27. Глава государства и его роль в структуре высших органов государственной власти .

Глава государства – человек или орган, считающийся верховным представителем государства. Соединяет законодательную, исполнительную и судебную власти.

В США президент является главой исполнительной власти. В Германии президент имеет лишь представительские функции. В других странах также является главой высшей судебной и/или законодательной власти и/или верховным главнокомандующим вооружённых сил страны.

В республиках главой государства является Президент или парламент, в монархиях - король или королева, в Японии - император .

Президент РФ назначает выборы в Государственную Думу и распускает её, пользуется правом законодательной инициативы, может вернуть одобренный парламентом законопроект, подписывает и обнародует законы. Но: он не может принимать законы, а издаваемые им нормативные акты не должны противоречить Конституции и основным законам.

28. Правительство: порядок формирования, полномочия и функции .

Правительство – высший коллегиальный орган исполнительной власти, осуществляющий руководство государственным управлением . РБ – Совет министров.

Состоит из членов правительства (министров) и возглавляется главой государства или премьер-министром.

Функции :

Приводит в жизнь законы, принятые высшим законодательным органом,

Осуществляет оперативное управление государственными делами,

Обеспечивает порядок в обществе и охрану прав граждан.

Формируются двумя основными способами :

1. Парламентским (в странах с парламентарной формой правления: парламентская республика, монархия, смешанные республики.). Формируется партией или коалицией партий, имеющей большинство мест в нижней палате парламента.

2. Внепарламентским (в президентских республиках, некоторых формах монархий и смешанных республик). Правительство формируется президентом.

Полномочия :

Разрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

Обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики ;

Обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии ;

Осуществляет управление федеральной собственностью ;

Осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности , реализации внешней политики государства;

Осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан , охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

29. Политические партии: понятие и происхождение. Типы и функции политических партий .

Политическая партия организованная группа единомышленников, представляющая интересы определённой части народа и ставящая целью их реализацию путём завоевания государственной власти или участия в её осуществлении .

Появились в древней Греции (клиентеллы – группы в поддержку какого-либо деятеля). В современном понимании – с 19 века. Цель – завоевание и осуществление политической власти . Есть детальная политическая программа иустав . Есть организационная структура в центре и на местах. Активно участвуют в выборных кампаниях .

Типы :

По социальному признаку (какие социальные слои, страты представляет: буржуазные , крестьянские , рабочие и пр.);

По идеологическому признаку (консервативные , либеральные , социалистические , коммунистические , националистические , клерикальные (религиозные) и пр.);

По организационному признаку (кадровые – без фиксированного членства, свобода внутри партии, подбирают кандидатов во власть; массовые – жёсткое фиксированное членство, взносы, иерархия, ведут идеологическую работу);

По ориентации , методам достижения целей (левые – социалистическая и коммунистическая направленность, радикально-революционные методы; правые – консервативные и буржуазные ценности, поддержка традиций, против реформ и революций; центристские – за умеренные нерезкие перемены и эволюционный путь развития, методы – реформы и компромиссы).

По отношению к существующему режиму (правящие – победившие на выборах и сформировавшие правительство и оппозиционные – лишённые возможности влиять на формирование правительства, находящиеся в противостоянии власти и критикующие её).

Функции :

Выражение интересов определённых страт и попытка реализации этих интересов;

Участие в формировании правительства;

Выработка курса социально-политического развития страны;

Осуществление политической власти или попытка влиять на неё.

30. Партийные системы и их характеристика. Переход от однопартийности к многопартийности в России и Беларуси .

Партийная система – совокупность существующих в обществе политических партий и их взаимосвязь.

1. Монопартийная система – власть в обществе контролирует одна партия (КПСС ). Характерна для тоталитарного общества. Ведёт к застою во всех сферах жизни и бюрократизации.

2. Двухпартийная система – лишь две ведущие партии (даже при формальном наличии других) составляют политическую конкуренцию. В странах с устойчивой социальной и культурной средой и традиционными ценностями. Великобритания – лейбористы и консерваторы, США – республиканцы и демократы . Последовательно сменяют друг друга у власти, «качели». Эффективное развитие страны + выражение интересов разных слоёв.

3. Многопартийная система – реальная борьба за власть более чем двух партий. Раздробленность политических сил. Результат – объединение партий со схожими целями и взглядами, создание межпартийной коалиции для завоевания большинства в парламенте и формирования кабинета министров.

В СССР – монопартийная система: была только одна, коммунистическая партия. С расформированием СССР и образованием республик (1991) – появление многопартийности. В РФ – около 100 партий. НО: создание партий часто идёт не «снизу», а «сверху»: лидер сам ищет себе сторонников, финансирует их и затем создаёт партию. В РБ – то же самое, только меньше партий.

Руководят народами элиты - люди, занимающие серьезные посты, имеющие доступы к закрытым источникам информации. Они довольно разнообразны и формируются различными способами. Давайте рассмотрим, каковы как они влияют на развитие общества. Вопрос непраздный. От действий и решений этих людей зависят наши судьбы. Кроме того, они оказывают серьезное влияние на будущее, значит, формируют условия для жизни потенциальных детей и внуков. Простым гражданам желательно понимать, какая группа людей в стране осуществляет управление, чтобы понимать смысл происходящих событий, прогнозировать вероятные последствия.

Что такое элита?

Слово это мы часто слышим в телепередачах, встречаем в серьезных статьях. Элита - эта группа людей, имеющая возможность оказывать влияние на общество. Необходимо понимать, что обычного доступа к властным рычагам недостаточно. В истории множество примеров того, как лидеры появлялись из народа, отодвигая от управления тех, кому положено было занимать это место по действующему праву. Но чтобы стать элитой, необходимо обладать определенным набором качеств и навыков. Это и образование, и связи, и мудрость, харизма, умение анализировать, планировать действия и договариваться. У властных рычагов стоит правящая элита. Те, кто не имеет возможности принимать участие в управлении, оппонирует им. Это контрэлиты. Кроме того, существуют еще деятели культуры, чье влияние на общество порой огромно. Еще стоит указать на военные элиты. В некоторых государствах они играют определяющую, главенствующую роль. Нельзя обойти и научные круги, хотя нынче их роль не так заметна, как в прошлом веке. Политические элиты страны формируются под влиянием сложившихся исторических обстоятельств, экономических факторов. Иногда руководящий класс полностью переформатируется под давлением общественности

Типы политических элит

Разбираемый вопрос политологами освещается часто и разнообразно. Это зависит от степени развития общества, его традиций, мышления, исторического пути. Выделяют такие типы политических элит:

  • Открытая, в нее могут попасть все граждане.
  • Закрытая пополняется только представителями определенных групп (аристократия, к примеру).

Индийский ученый П. Шаран предложил собственную классификацию. Он так описывает типы политических элит:

  • Высшая занимает руководящие позиции.
  • Средняя - люди, обладающие определенным состоянием, профессиональными навыками, образованием.
  • Административная - работники высших государственных например.
  • Маргинальная не обладает перечисленными выше признаками, но имеет влияние в обществе.

Правящая элита

Главные позиции в любом государстве занимаются люди, обладающие достаточными навыками и влиянием. Ими являются представители всех типов элит. Современное общество имеет сложную структуру. Чтобы держать его под контролем, необходимо влиять на все слои населения. С этой точки зрения необходимо постоянное взаимодействие управленцев, корректировка планов и действий. Организует эту работу видимая правящая элита. Административная осуществляет исполнительские функции, а высшая генерирует идеи. Каждый стремится выдвинуть своих представителей на вершину власти. Это происходит в том числе во время выборов. Депутатский корпус пополняет элитарные круги демократического общества на разных уровнях. В то же время существует устойчивое мнение о том, что руководят миром только избранные. Эти люди получают особое образование и управленческие навыки. Выделяют два типа рекрутирования элит: антрепренерскую и систему гильдии. Рассмотрим их подробнее.

Система гильдии

Практически во всех странах на вершину власти попасть непросто. Формирование политической элиты идет по принципу принадлежности к определенной группе или касте. Это закрытый отбор. Он предполагает постепенное, достаточно медленное продвижение по карьерной лестнице. Кандидата на вступление в элитарный круг проверяют на уровень образованности, умение общаться с народом, публично выступать и так далее. Имеют значение также родственные связи, партийный стаж и другие вещи. Эту систему считают консервативной. Решение по поводу вступления в элитный клуб принимает верхушка, склонная воспроизводить один тип руководства. В ней отсутствует конкуренция. Это приводит к постепенной деградации элит. Люди эти не успевают реагировать на вызовы современности, не обладают достаточной гибкостью. Так было, например, в СССР, что способствовало краху державы. Положительной стороной системы гильдии считается то, что она не способствует возникновению внутренних конфликтов, ее политика предсказуема. Такой метод выдвижения элит присутствует в демократических странах с сильной партийной системой.

Антрепренерская система

Современное общество развивается стремительно, сталкивается с большим количеством проблем. Чтобы оно нормально жило, необходимо проводить тщательный отбор управленцев. Антрепренерская или предпринимательская система предполагает отбор кандидатов, обладающих определенными качествами. Одним из главных является умение нравиться публике. Любой социальный слой может выдвинуть своего представителя на самый верх. Конкуренция в этой системе очень высока. Отбор же проводит все население страны. Такая система характерна для развитых демократий. Например, одним из президентов США стал актер (Р. Рейган). При предпринимательской системе отбора не имеет особого значения профессиональная подготовленность будущего управленца. Он должен нравиться людям, уметь реагировать на общественные запросы и вызовы. Недостатком системы считается вероятность прихода к власти случайных, неподготовленных лиц.

О роли политических элит

Необходимо отметить, что для развития государства очень важно, кто им управляет. Роль политической элиты весьма важна и многопланова. Эти люди влияют на благосостояние граждан, культуру, образование. Им принадлежит право контролировать безопасность страны. Фактически от них зависят жизни людей. Важно, чтобы современные политические элиты обладали высоким уровнем профессионализма. Мир довольно сложен. Если количество ошибочных решений будет высоко, то можно его просто разрушить. В большей части стран формирование политической элиты проходит по комбинированному принципу. То есть часть ее отбирается из определенных групп, яркие личности приходят к власти из народа. Это позволяет соблюсти в то же время сохранить баланс и стабильность в обществе. Не секрет, что неправильная, деструктивная политика не раз приводила к разрушению государства. Нынче этих ошибок пытаются избегать, привлекая население к оценке управленцев.

Ошибки элит - беда для народа

Очень важно, чтобы элита страны была сплочена, придерживалась строго определенных правил, не вступала в серьезные конфликты. В любой стране на влиятельных позициях находятся живые люди, имеющие как достоинства, так и недостатки. Они занимаются различными вопросами, влияющими на общество. Они должны уметь вырабатывать общее мнение, согласованное с чаяниями населения. То есть открытые и закрытые элиты обязаны действовать сообща, решая конфликты внутри себя, без привлечения народа. В качестве отрицательного примера можно привести многострадальную Украину. Ее элиты много лет боролись за власть. Президентом страны становился то представитель западных регионов, то восточных. Политики не смогли договориться, что привело к возникновению вооруженных столкновений. То есть элитарный круг просто не справился со своими обязанностями.

От чего зависит качество управленцев

Демократическое общество стремится к установлению баланса между различными группами и слоями. Необходимо находить консенсус при выполнении любой задачи. От политиков зависит мир и стабильность в государстве. Управление страной необходимо доверять подготовленным, грамотным и талантливым людям. То есть элиту следует специально готовить. В то же время нельзя отказываться от социальных лифтов. Конкуренция способствует повышению качества управленцев, генерации, что важнее, новых идей. Качество элит, как бы читатель ни возражал, зависит от населения. Именно его реакция на этих людей является основным и самым главным мерилом эффективности их работы. Например, не стоит бездумно голосовать за кандидата в депутаты, которого вы никогда не видели в своем дворе. Он не выполняет обязанностей, значит, не достоин места в элитарном кругу.

Профессиональное обеспечение управленцев

Уже упоминалось, что типология политической элиты имеет сложную структуру. Это помогает не терять управления страной при смене правителя. Обеспечивают работу государственных органов в основном профессионалы. Это люди, имеющие специальные знания, навыки, опыт. Без их помощи никакой яркий лидер не в состоянии обойтись. В структуре любой политической партии, к примеру, есть аппарат. Его верхушка известна всем по выступлениям и публикациям. Обеспечивают же деятельность лидеров обычные специалисты, иногда именуемые бюрократами. Они ведут огромную организационную и аналитическую работу. Этих людей тоже следует относить к элите. Ведь они влияют на решения и поступки своего лидера. Иногда говорят о том, что любой тип элиты размыт. Рядом с влиятельными людьми, занимающими высокие посты, находятся родственники и персонал. Они тоже оказывают определенное влияние на их политику.

Особенности смены элит

Как правило, круги влиятельных людей пополняются постоянно и постепенно. Людей готовят, подбирают, испытывают. Но бывали в истории и исключения. Революции выталкивают на вершину власти смелых и решительных людей. Они занимают самые высшие должности. Естественно, революционный процесс - это серьезное потрясение для общества. Чтобы его не допустить, необходимо постоянно совершенствовать систему управления. В нее должны приходить новые люди, приносить идеи, популярные в обществе.

Заключение

Читатель наверняка задается вопросом: а как попасть в круг избранных? В современном мире это не невозможно. Если посмотреть на элиты большинства стран, вы увидите, что они отличаются от большинства простых граждан образованием, активностью, смелостью, склонностью к анализу. Необходимо воспитывать в себе эти качества с молодости. Может, президентом и не станете, но почетное и достойное место в обществе займете.


В зависимости от критерия типологизации можно выделить различные типы элит.

Типология политической элиты

Способ отбора

(рекрутирования)

* Открытая (антрепренерская) элита;

* закрытая элита (гильдии)

Род деятельности

* Политическая;

* экономическая;

* военная;

* бюрократическая;

* культурно-информационная

Место в политической системе

* Правящая;

* оппозиционная (контрэлита)

Характер

внутриэлитных

отношений

* Объединенная (с высокой степенью интеграции):

а) идеологически объединенная;

б) консенсусно объединенная;

* разъединенная (с низкой степенью инте-

представительности

* С высокой степенью представительности;

* с низкой степенью представительности

Способ отбора

Открытая (антрепренерская) элита характеризуется тем, что при отборе в нее существует небольшое число формальных ограничений доступа в элиту, первостепенная значимость личных качеств человека. Механизм отбора – выборы, предполагающие конкурентную борьбу. Этот тип элиты обеспечивает высокую степень циркуляции (возможность попасть в элиту представителям разных социальных слоев), приток в элиту людей с новыми идеями. Но при этом существует невысокая степень преемственности в выработке политики.

Закрытая элита (гильдии) характеризуется тем, что при отборе в нее существует большое число формальных требований, предполагается личная преданность руководству, готовность беспрекословно исполнять приказы. Механизм отбора – назначение. Этот тип элиты обеспечивает высокую степень преемственности в выработке политики, уравновешенность решений, низкую степень внутренних конфликтов. Но при этом элита лишается притока в свой состав людей инициативных, что ведет к ее косности, деградации, вырождению. Степень циркуляции низкая.

Ярким примером закрытого типа элиты являлось советское политическое руководство. Вхождение в его состав осуществлялось на основе таких формальных требований, как партийность, стаж работы, социальное происхождение, возраст, личная преданность и политическая лояльность. При этом второстепенное значение имели профессиональные качества человека.

Род деятельности

Политическая элита осуществляет руководство в сфере разработки и реализации политических решений. Представлена политическими лидерами, главами влиятельных политических партий, движений.

Экономическая элита включает крупных собственников, банкиров, глав промышленно-финансовых групп, владельцев крупных капиталов. Осуществляет руководство экономической сферой жизни общества. В реальной жизни зачастую трудно четко провести грань между группами политической и экономической элиты.

Военная элита представлена высшим генералитетом страны, она осуществляет профессиональное руководство сферой обороны.

Бюрократическая элита представлена высшим слоем государственных служащих. Осуществляет руководство организацией выполнения в масштабах страны принятых политических решений.

Культурно-информационная элита представлена крупными деятелями науки, культуры, видными журналистами, видными иерархами церкви, т.е. теми, кто формирует общественное мнение. Главная функция этой группы – формирование благоприятного для элиты общественного мнения, идеологическое обоснование факта господства данной элиты и принимаемых ею решений.

Место в политической системе

Правящая элита – те группы и политики, которые реально принимают важные решения (или оказывают влияние на их принятие).

Оппозиционная элита (контрэлита) – те группы и политики, которые стремятся занять позиции правящей элиты, сменить ее у власти при поддержке большинства неэлитных групп.

Характер внутриэлитных отношений

Объединенная элита обладает высокой степенью интеграции, в достаточной степени сплочена. В ней существует низкая степень межгрупповой конкуренции, конфликты не носят непримиримого характера. При этом идеологически объединенные элиты формируют единую (и единственную) идеологию, нетерпимы к инакомыслию в своих рядах. Консенсусно объединенные элиты вырабатывают согласие по основным ценностям, целям и методам проводимой политики, по правилам политической конкуренции. В США и Германии соответственно 2/3 и 3/4 высших чиновников регулярно вступают в деловые и личные контакты между собой и с членами представительной власти, что является проявлением довольно высокой степени объединенности элиты.

Разъединенная элита обладает низкой степенью интеграции. В ней существует острая борьба между различными группировками за овладение стратегическими позициями, за сферы контроля и распределения ресурсов. Характерна высокая степень конкуренции, использование недозволенных методов борьбы вплоть до грубой компрометации соперников. В Англии и Голландии соответственно лишь 16 и 5% высших чиновников регулярно контактируют как между собой, так и с представителями законодательной власти, что является проявлением низкой степени объединенности элиты.

Степень представительности

Элиты с высокой степенью представительности могут выражать интересы многих сегментов общества. Элиты с низкой степенью представительности выражают, как правило, интересы ограниченного числа сегментов общества. С помощью типологии можно более четко представить себе специфику какой-либо конкретной элиты, процессы ее трансформации.

Изучение современной политической элиты любого общества для более глубокого понимания ее специфики должно опираться и на исторический опыт. Так, для более полного познания особенностей современной российской правящей элиты целесообразно обратиться к изучению политического прошлого страны. В дореволюционной России процесс формирования элиты и контрэлиты протекал в условиях отсутствия демократических свобод в обществе. Официальная политическая элита целиком состояла из чиновников, а в формировании ее структуры важную роль играл сословный принцип. Контрэлита же формировалась путем создания нелегальных партий. Их социальную базу составляли различные слои интеллигенции. После революции 1917 г. основу элиты составляла «пролетарская» бюрократия, в годы советской власти элита формировалась по бессословно-номенкла-турному принципу.

В последнее время в отечественной политической науке все чаще ставится и обсуждается вопрос о природе и характере изменений правящей элиты в российском обществе. По существу, это вопрос о том, состоялась ли смена элит в постсоветский период. Для ответа на него можно воспользоваться предложенной типологией, дать краткую характеристику советской и современной российской элиты, а затем сопоставить полученные результаты.

(c) Aбракадабра.py:: При поддержке InvestOpen

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...