Культура различных социальных групп и личности.


Социальная общность представляет собой совокупность людей, которую характеризуют условия их жизнедеятельности, общие для данной группы взаимодействующих индивидов. Основными элементами социальной структуры общества являются такие социальные общности, как классы и классоподобные группы, сословия, этнические, социально-демографические группы, социально-территориальные общности (город, село, регион). Каждый элемент социальной структуры имеет свою специфическую систему норм и ценностей, а потому может рассматриваться как социокультурная общность.

§1. Культура сословий

Сословное деление общества было чрезвычайно развито в древности. В ряде стран (Англия, Голландия, Испания, Швеция) некоторые его элементы сохранились и поныне. В разных государствах, в разные эпохи существовали различные сословия. Различными были отношения между ними, роль каждого из них в жизни общества, в становлении национальной культуры. В Древнем Риме, например, на верху сословной лестницы, были два сословия - сенаторское и всадническое. Остальное население составляли свободные граждане, вольноотпущенники и рабы. В средневековье в большинстве стран Западной Европы господствующими сословиями были духовенств и дворянство, которые возвышались над третьим сословием, включавшим в себя крестьян, бюргеров, купцов и т.д. В России вплоть до 1917 года существовали как особые сословия духовенство, дворянство, казачество, крестьянство, мещанство, купечество. Культура каждого из этих сословий, будучи составной частью национальной культуры, имела и свои сословные особенности.

Дворянская культура. Дворянство представляет собой совокупность фрагментов, меняющих свои очертания и состав по мере исторического движения. В качестве классического сословного общества чаще всего называют Францию XIV-XV вв. или Россию конца XVI - начала XVII вв., когда дворянство из держателей земли превращается в наследственных земледельцев.

С одной стороны, дворяне опираются на свою монополию земельной собственности, они живут и господствуют в обществе благодаря ей. Эта собственность дана им в форме “семейной" - в смысле ее противопоставления товарным отношениям - природной связи. Дворянство поэтому крайне неоднородно; оно делится на старые княжеские роды, новое дворянство; придворную знать и провинциальных помещиков. Но здесь есть и общий сословный интерес: в сохранении феодальной эксплуатации и собственных привилегий.

Однако у медали есть и оборотная сторона. С этой - другой - стороны дворяне - это служилые люди, обладавшие преимущественным, а то и исключительным правом занимать государственные должности. В тех странах, где формирование капиталистического уклада затянулось и шло при активном участии государства, дворянство явилось первым свободным сословием складывающегося “гражданского общества". Так, в частности, произошло в России и именно этим во многом объясняется позитивная роль дворянства в развитии русской культуры XVIII - первой трети XIX в. Надо отметить также, что дворянство было первым в России сословием, избавленным по закону от телесных наказаний.

Дворянское сознание как элемент культуры довольно ясно обнаруживает две черты: патернализм и консерватизм. Патернализм (от лат. patemus - отеческий) - это ценностная установка, вытекающая из личной формы общественных отношений и предполагающая социальное неравенство взаимодействующих индивидов. Патерналистский подход требовал, чтобы все отношения между людьми строились по модели отношений отцов и детей.

Неравенство прав и обязанностей, из которого вытекал патерналистский образ мысли, означало, между прочим, что поступки не всегда оценивались по их внутреннему достоинству. Не меньшее значение приобретала сословная принадлежность совершившего проступок лица.

Весьма своеобразны проявления феодального патернализма в отношении к женщине. Средневековому рыцарю надлежало заботиться о сиротах и вдовах. Разумеется, формы “служения" зависели от социального положения сторон.

Наряду с патернализмом примечательной чертой дворянского образа жизни и сознания была, как уже говорилось, традиция. Традиция определяла род занятий, достойных дворянина. Американский социолог Т. Веблен в своей работе “Теория праздного класса” называет четыре занятия, которые не наносили ущерба чести тех, кто стоял на вершине общественной иерархии: управление, религиозные функции, война и спорт. Применительно к дворянству сюда следует добавить ведение своего земельного хозяйства.

Дворянство традиционно было служилым сословием: оно держалось, как писал русский историк С.Ф. Платонов, на начале личной выслуги. С возникновением абсолютной монархии оно превратилось в “государственное” сословие: обязывающая сила вассальной верности сосредотачивается теперь на монархе как олицетворении сюзеренного начала. На этом пути создавались и включались в дворянскую культуру новые идейные ценности. Но, с другой стороны, благодаря тому же самому процессу многие требования дворянского кодекса чести теряли свою функциональность, вырождаясь в предрассудок или культурную “окаменелость".

Надо заметить, что абсолютизм влиял на духовную жизнь не так новизной идей, как своим прямым административным вмешательством в деятельность учреждений культуры. Уже XVII век вполне показал значение науки для упрочения экономического могущества страны и развития военного дела.

Наш абрис некоторых черт дворянской культуры заведомо будет неполным, если мы не упомянем еще об одном феномене дворянской культуры, а именно о русской дворянской усадьбе. Русская дворянская усадьба XVII-XVIII вв. - уникальное явление прежде всего вследствие социально-исторических особенностей развития российского государства.

Мир усадьбы нашел отражение в мемуарной и литературной традиции от А. Болотова и А. Радищева до А. Чехова и И. Бунина. Множество искусств объединились, чтобы создать усадебный ансамбль: архитектура, парковое дело, живопись, скульптура, театр и музыка. Усадебная культура в немалой степени способствовала расцвету русского искусства XIX в.

Дворянская культура во многих своих чертах и моментах была общеевропейской культурой. И пока занятием подавляющей части населения европейского континента являлось сельское хозяйство, дворянские “гнезда" объективно содержали в себе возможность быть проводниками городской культуры в косном, заскорузлом крестьянском мире.

Культура казачьего сословия. Одним из интереснейших и до сих пор мало изученных культурологами феноменов является, несомненно, казачья культура. Существовавшее в течение нескольких веков в приграничной полосе российского и польско-литовского государств казачество сформировалось, в конечном счете, в достаточно мощное военно-служилое сословие со своим особым укладом жизни, своими привилегиями, правами и обязанностями, своей, причем очень немалой, войсковой собственностью, своей культурой. Разумеется, культура казачества неотделима от культуры русского народа и является ее составной частью. Вместе с тем исторические судьбы казачества, его состав, происхождение, его функции как военно-служилого сословия наложили серьезнейший отпечаток на все стороны уклада и духовной жизни казаков.

Первой и, пожалуй, важнейшей особенностью того, что можно назвать собственно казачьей культурой, является культ служения Отечеству, “культ военной доблести". Это и вполне естественно, учитывая, что основным занятием казаков была военная служба. Уже сами казачьи обычаи предполагали видеть в мужчине прежде всего воина. Казаков, начиная с малых лет, готовили к военной службе, учили джигитовке и фехтованию, стрельбе, ориентированию на местности, учили военным уставам и военному строю.

На формирование казачьей культуры серьезный отпечаток наложили происхождение и национальный состав казачества. Дело в том, что, хотя основную массу казаков составляли русские, довольно существенную роль в формировании ряда войск играли также калмыки (Донское и Уральское войска), украинцы (Запорожское и Кубанское войска), татары и башкиры - у большинства войск востока и юга России и т.д. Это наложило серьезный отпечаток на обычаи и даже речь казаков - слов тюркского происхождения в речи казаков было значительно больше, чем в речи крестьян, например, из великорусских губерний, а на Дону вплоть до начала XIX в. Восточный элемент достаточно сильно чувствуется в одежде, быте казаков, в их военной тактике.

Наконец, весьма существенное влияние на казачью культуру оказали обстоятельства, связанные с историей казачества, особенно ее начальными страницами. Многие казаки вели свое происхождение от беглых крестьян, которые уходили от неволи в Запорожье, на Волгу, Дон, Яик в поисках лучшей доли. Их основными промыслами тогда, кроме охоты и рыбной ловли, были военные экспедиции против соседних народов и племен, а также нападение на купеческие, а нередко и государевы караваны. Не случайно, что во многих документах XVI-XVIII вв. вольных казаков нередко называли “ворами”, “разбойниками". Известно также, что именно казаки составляли ядро в повстанческих крестьянских войсках Болотникова, Разина, Пугачева. Наконец, в казачьей культуре обращает на себя внимание приверженность к демократическим традициям в самоуправлении, что вполне объяснимо, учитывая историю казачьей культуры. Стремление к самостоятельности доходило до сепаратизма, до идеализации казачьей автономии, даже независимости, в том числе от Москвы.

Многие элементы специфической казачьей культуры вошли довольно прочно в культуру россиян и сохраняются в ней поныне.

Культура крестьянства. Крестьянство - это социальная группа непосредственных производителей, занятых трудом в сельском хозяйстве. Эта социальная группа возникла вместе с переходом к земледелию на заре человеческой истории, прошла несколько этапов своего социального развития (как класс и сословие) и все этапы развития человеческого общества. Именно крестьянство составляло основной объем социально-политического понятия “народ” в большинстве обществ, являясь “солью земли", творцом и носителем своеобразной культуры. Материальными предпосылками его формирования как класса служило утверждение господства аграрной экономики, выделение мелкого хозяйства в качестве основной экономической ячейки и семьи как главного вида производственной кооперации. Это обусловило привязанность крестьянства к природе: близость к земле, подчиненность природным циклам, прикрепленность к относительно ограниченному пространству, включенность в естественно-неразрывный коллектив кровнородственной общности, а также соседскую и духовную общности. Как социальная группа крестьянство занимало низшую ступень в общественной иерархии, испытывало прямую и косвенную эксплуатацию и даже претерпевало подневольность. Это тоже не могло не наложить отпечатка на его духовный облик и культуру.

Общество – это социально консолидированный устойчивый коллектив людей, преследующих столь же устойчивые цели и интересы. Культура – это совокупный способ реализации целей и интересов людей, основные технологические и социальные параметры которого определены сложной системой «социальных конвенций» (договоренностей), достигнутых этим обществом на протяжении многих поколений его интегрированного существования, что может быть названо социальным опытом данного коллектива. Культура практически не может воспроизвести самое себя. Это общество воспроизводит себя в следующих поколениях как специфическую социальную целостность посредством трансляции своей культуры.

Место и функции культуры в обществе

Культура объединяет людское сообщество во времени и пространстве. Предначертанная культуре задача – связывать людей в общество и общества – находит выражение в целом ряде ее конкретных функций. Рассмотрим основные из них.

1. Функция приспособления к среде

Может считаться самой древней и едва ли не единственно общей для человека и животных, хотя в отличие от них Homo sapiens в деле своей защиты от стихийных сил пошел неизмеримо дальше других существ и вынужден приспосабливаться к двум видам обстоятельств - природным и социальным. Все, что помогает человеку выжить и благоденствовать в окружающей ее естественной среде , будучи порождением культуры выполняет функцию приспособления.

2. Познавательная (или гносеологическая) функция

Находит свое выражение прежде всего в науке, в научном поиске. Наиболее ярко это проявилось в современной научно-технической революции. У познавательной функции культуры двойная направленность: с одной стороны, на систематизацию знаний и раскрытие законов развития природы и общества, с другой - на познание человеком самого себя. На нынешнем этапе развития цивилизации первое направление неизмеримо преобладает над вторым. Человек постиг окружающий мир гораздо лучше, чем глубины собственной души, собственного интеллекта.

3. Информативная функция

Обеспечивает историческую преемственность и передачу социального опыта. У человечества нет иного пути сохранения, приумножения и распространения во времени и пространстве накопленных духовных богатств, как через культуру. Культура не наследуется генетическим и биологическим путем. Человек приходит в этот мир как в той или иной степени чистый лист бумаги, на котором старшие поколения – носители предшествующей культуры – пишут свои письмена.

4. Коммуникативная функция

Неразрывно связана с информативной. Носителями коммуникативной функции выступают, главным образом, словесный язык, специфические “языки” искусства (музыки, театра, живописи, кино и так далее), а также язык науки с ее математическими, физическими, химическими и другими символами и формулами. Первоначальные знаковые системы в течение длительного времени существовали и передавались из поколения в поколение, от человека к человеку лишь устно и графически, на сравнительно небольшие дистанции во времени и пространстве. С развитием техники, новейших транспортных средств и средств массовой информации (печати, радио, телевидения, кино, аудио и видеозаписи) коммуникативные возможности культуры, то есть ее способность сохранять, передавать и тиражировать культурные ценности, неизмеримо возросли.

5. Регулятивно-нормативная функция

Проявляется прежде всего как система норм и требований общества ко всем своим членам во всех областях их жизни и деятельности - труде, быте, межгрупповых, межнациональных, межличностных отношениях. Главная задача этой функции - поддерживать социальное равновесие в том или ином обществе, а также между отдельными группами людей в интересах выживания человеческого рода или любой его части. Нормативно-регулятивная функция культуры осуществляется ею на целом ряде уровней. Высшим из них являются нормы морали, которые изменяются в ходе истории и от народа к народу. Следующим уровнем, на котором осуществляется регулятивная функция культуры, являются нормы права. Нормы морали содержатся, главным образом, в религиозных текстах и документах, а также в светской морализаторской литературе. Нормы права, неизменно основываясь на нормах морали и конкретизируя их (сравните убийство из ревности и убийство при отягчающих обстоятельствах), подробно излагаются в конституциях и законах. При этом они приобретают не только нравственную, но уже и юридическую силу. Различия в нормах права у разных народов гораздо более заметны, чем в нормах морали. Это объясняется конкретной историей каждой нации, ее темпераментом, достигнутым уровнем культуры и другими факторами. Помимо норм морали и права, регулятивная функция культуры проявляется и в нормах поведения на работе, в быту, в общении с другими людьми, в отношении к природе. К этому уровню относятся правила воспитания, этикета, личной гигиены, культура общения с людьми и так далее.

6. Оценочная функция

Выражается в том, что представляющие ее люди в теории и на практике стремятся ответить на вопрос, поставленный еще Сократом: “Что есть благо?” . На протяжении всей истории человечества его наиболее светлые умы как бы классифицируют все предметы и явления окружающего мира с точки зрения их “полезности” или “вредности” для выживания грядущих поколений. В ходе практической деятельности происходит естественный отбор ценностей, производимых человеческим интеллектом как основной движущей силой культуры. По мере накопления опыта многие ценности пересматриваются и “отпадают”, появляются новые, обогащающие уже сложившуюся традицию. У разных народов на разных этапах развития понятия о “добре” и “зле” и выработанные системы ценностей различны, однако все они имеют и некое общечеловеческое “ядро”, которое постепенно расширяется.

7. Функция разграничения и интеграции человеческих групп

Сводится к следующему: как нельзя себе представить языка “вообще”, ибо он существует лишь в виде множества конкретных языков, так и культура всегда предстает перед нами в какой-то определенной национально-исторической форме. Именно в этом многообразии и состоит богатство мировой цивилизации. В действительной жизни этносы, нации и страны разделены не столько географией и политическими границами, которые легко преодолимы и изменяемы, сколько своими культурно-психологическими особенностями, имеющими многовековую историю и огромную сопротивляемость к ассимиляции и чужеродным влияниям. Весь ход мировой история учит: несмотря на утрату и экономической, и политической независимости, несмотря на попытки создания огромных “империй”, малые этносы и народы сохранялись и возрождались как таковые именно благодаря верности своей культуре , психологическому складу, образу жизни, нравам и обычаям, вере и тому подобное.

8. Функция социализации (или человекотворческая)

Связана с выполнением одной единственной и важнейшей задачи: сделать из биологической особи разумного общественного человека . Иными словами, все перечисленные выше функции культуры - от функции приспособления до функции разграничения и интеграции человеческих групп - объединяются в этой одной синтетической функции и подчиняются ей. Процесс социализации заключается в усвоении человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему действовать в качестве полноправного члена общества. При этом речь идет не только о том, что каждого из нас формирует и воспитывает окружающая общественная среда, но и о необходимости активной внутренней работы самого человека, стремящегося в любых условиях сохранить и усовершенствовать свою неповторимость.

Раздельное рассмотрение основных функций культуры в обществе, конечно, весьма условно. В реальной жизни разграничить их невозможно. Они тесно сплетены, переходят одна в другую и практически представляют собой единый процесс, в целом обеспечивая культурно-историческое движение человечества.

Личность и культура

Как социальное явление, культура – это специфический способ организации и развития человеческой жизни, представленный в продуктах материального и духовного производства, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях. Хотя культура и представляет собой порождение коллективной жизнедеятельности людей, ее практическими творцами и исполнителями являются отдельные личности. Традиционно всякий индивид выступает по отношению к культуре одновременно в нескольких ипостасях.

  1. Как «продукт» культуры, введенный в ее нормы и ценности, обученный технологиям деятельности и этике взаимодействия с другими людьми в процессе социализации, осуществляемой в ходе детского воспитания, при получении общего и специального образования, посредством контактов со своим социальным окружением (семьей, друзьями, коллегами). Получая повседневную информацию обыденного и специализированного характера, осмысливая художественные образы и нравственные коллизии в произведениях литературы и искусства, человек прямо или опосредствованно формируется как личность, социально и культурно адекватная обществу. Этот процесс не заканчивается с достижением возрастной зрелости; корректировка параметров этой адекватности продолжается на протяжении всей жизни человека.
  2. Как «потребитель» культуры, использующий нормы и правила усвоенной им культуры в своей социальной практике и особенно во взаимодействии с другими людьми, пользующийся языками и символами коммуникации, знаниями, оценочными стандартами, типовыми этическими формами, данными ему уже в готовом виде инструментами и способами личностной самоидентификации и социальной самореализации в данном сообществе.
  3. Как «производитель» культуры, либо творчески порождающий новые культурные формы, либо воспроизводящий или оценивающий имеющиеся формы, что уже по самому факту индивидуального интерпретирования может быть квалифицировано как акт творчества.
  4. Как «транслятор» культуры, ибо, воспроизводя какие-либо культурные образцы в практических действиях и суждениях, человек тем самым передает информацию о них другим людям.

Культура как система

Исторически культура явилась продуктом совместной жизнедеятельности людей, системой согласованных процедур и способов их коллективного существования и взаимодействий во имя достижения общих целей, удовлетворения групповых и индивидуальных интересов и потребностей (как материальных, так и познавательных, символических, оценочных). Но она не механическая сумма всех актов жизнедеятельности людей. Ее ядро – это набор «правил игры» коллективного существования, выработанная людьми система нормативных технологий и оценочных критериев по осуществлению тех или иных социально значимых интеллектуальных и практических действий (при различной степени жесткости их нормативной регуляции).
Будучи явлением социальным, культура представляет собой системное образование и является совокупностью элементов , связанных между собой и образующих подсистемы культуры как целого. В структуре культуры как системы можно выделить три ее подсистемы, отражающие основные группы потребностей людей, а именно: материальные, социальные и духовные потребности.

Материальная культура

Охватывает производственную и хозяйственно-бытовую сферы деятельности людей. Она представляет собой так называемое «предметное поле» культуры: жилища, техника, предметы быта, одежда, словом, все то, что образует формы удовлетворения материальных потребностей человека как представителя своей эпохи. Так холодильник, телевизор, компьютер – это предметы, которые и были созданы самим человеком как выражение его растущих потребностей в комфорте, эффективности получения информации или организации его деятельности.

Социальная культура

Охватывает социальную сферу жизни людей и предстает в виде стандартов, правил и норм их взаимодействия в качестве носителей определенных социальных статусов и исполнителей соответствующих социальных ролей в рамках различных социальных общностей (например этнических), социальных групп (например профессиональных). Эти стандарты и образцы (учитель учит, врач лечит, родители заботятся о детях), человек усваивает в процессе социализации. Они принципиально важны, так как отражают наши взаимные социальные ожидания и делают совместную жизнь людей (в сфере политики, в семейной жизни, в деловых отношениях) возможной и целесообразной.

Духовная культура

Сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества. Она представляет собой духовный мир каждого отдельного человека и его деятельность по созданию духовных “продуктов” (творчество ученых, писателей, законодателей), сами продукты духовной деятельности в виде духовных ценностей (полотна, обычаи, научные теории). К духовной культуре относятся религия, наука, просвещение, образование, искусство, язык, письменность и так далее.

Культура и культуры

Понятие «культура» есть не более чем умозрительная категория, отмечающая определенный класс явлений в социальной жизни людей, определенный аспект их совместного существования. Разные популяции людей обитают на Земле как автономные сообщества в заметно различающихся природных и исторических условиях. Необходимость в адаптации к этим разнообразным условиям привела к сложению столь же специфических способов и форм осуществления коллективной жизнедеятельности людей.

Такие комплексы специфических способов и форм жизнедеятельности получили название локальных культур соответствующих сообществ (народов). Некоторые из этих культур похожи друг на друга в силу генетического родства практикующих их народов или сходства условий их возникновения и истории, другие различаются настолько, насколько разнятся условия жизни породивших эти культуры этносов. Но «ничейной культуры» или «культуры вообще» в принципе быть не может . В отличие от биологических свойств человека нормы культуры не наследуются генетически, а усваиваются только методом обучения. Отсюда, сколько в истории существовало сообществ, столько обнаруживается сравнительно самодостаточных культур, что не исключает значительного внешнего сходства некоторых из них.

Общечеловеческое и национальное в культуре

Признание множественности культур ведет к формированию различных мнений и выводов. Некоторые ученые исходят из представления о равенстве культур, о невозможности их противопоставления в качестве разных величин. Другие, напротив, полагают, что разнообразие культур не исключает принципа иерархичности. В этой системе отсчета одни культуры оцениваются как значимые, развитые, ценностно-богатые и плодоносные. Другие, напротив, воспринимаются как менее богатые, патриархальные, истощившиеся и утратившие свое верховенство.

Национальное и общечеловеческое - две взаимосвязанные стороны развития культуры как целостности. Однако опыт XX века выявил ограниченность европоцентрического подхода к культуре , когда техногенная европейская культура объявлялась главенствующей, базисной по отношению ко всем другим региональным и национальным культурам. Стало очевидным, что каждая культура имеет свою специфическую уникальную ценность. Различные группы стран, национальностей делятся не по регионам, а по своим культурным, национальным особенностям, каждая из которых важна в общечеловеческом процессе.

Национальная культура - это пластическое целое, изменяющееся эволюционным способом. Поэтому трансплантация, механическая замена одних элементов другими не может дать положительных результатов, простое копирование ценностей других культур было бы величайшей ошибкой. Полноценное развитие мировой культуры, вхождение какой-либо страны в цивилизованное сообщество народов возможно только на основе всестороннего развития национальной культуры.

Тенденции культурной универсализации в современном мире

Современная эпоха характеризуется формированием единой общепланетарной цивилизации, становлением общечеловеческой культуры на основе представления о целостности мира. Этот процесс предполагает принятие представителями разных национальных культур системы общечеловеческих ценностей, установок и ориентиров. Однако культурная универсализация не означает унификации, сведения всего многообразия национальных культур к какому-либо единому образцу. Речь идет, прежде всего, о взаимосвязи, взаимодействии национальных культур, что возможно при условии принятия общих культурных предпосылок, иначе взаимопонимание будет затруднено.

Формированию общечеловеческой культуры способствует увеличение роста и интенсивности различных связей - политических, экономических, коммуникационных, культурных. Явления, возникающие в одном регионе или сфере жизни, достаточно быстро распространяются по всему миру и отражаются на развитии различных областей. Тенденция культурной универсализации проявляется тогда, когда нация или социальная группа готова воспринять соответствующие ее уровню развития и возможностям элементы общечеловеческой культуры.

Активное межкультурное взаимодействие, осуществляющееся благодаря современным информационным технологиям, развитию транспортных коммуникаций, расцвету путешествий и туризма, способствуют превращению всей планеты в «глобальную деревню». В этой связи возникает представление о том, что национальные культуры в этих условиях постепенно теряют своеобразие и уникальность. Традиционных культур остается все меньше, и почти все они испытывают натиск модернизации. Поэтому в настоящее время возрастают тенденции сохранения особенностей национальных культур, противостоящие универсализации и глобализации.

Введение

§1. Культура сословий

Заключение

Литература


Введение

Социальная общность представляет собой совокупность людей, которую характеризуют условия их жизнедеятельности, общие для данной группы взаимодействующих индивидов. Основными элементами социальной структуры общества являются такие социальные общности, как классы и классоподобные группы, сословия, этнические, социально-демографические группы, социально-территориальные общности (город, село, регион). Каждый элемент социальной структуры имеет свою специфическую систему норм и ценностей, а потому может рассматриваться как социокультурная общность.


§1. Культура сословий

Сословное деление общества было чрезвычайно развито в древности. В ряде стран (Англия, Голландия, Испания, Швеция) некоторые его элементы сохранились и поныне. В разных государствах, в разные эпохи существовали различные сословия. Различными были отношения между ними, роль каждого из них в жизни общества, в становлении национальной культуры. В Древнем Риме, например, на верху сословной лестницы, были два сословия - сенаторское и всадническое. Остальное население составляли свободные граждане, вольноотпущенники и рабы. В средневековье в большинстве стран Западной Европы господствующими сословиями были духовенств и дворянство, которые возвышались над третьим сословием, включавшим в себя крестьян, бюргеров, купцов и т.д. В России вплоть до 1917 года существовали как особые сословия духовенство, дворянство, казачество, крестьянство, мещанство, купечество. Культура каждого из этих сословий, будучи составной частью национальной культуры, имела и свои сословные особенности.

Дворянская культура. Дворянство представляет собой совокупность фрагментов, меняющих свои очертания и состав по мере исторического движения. В качестве классического сословного общества чаще всего называют Францию XIV-XV вв. или Россию конца XVI - начала XVII вв., когда дворянство из держателей земли превращается в наследственных земледельцев.

С одной стороны, дворяне опираются на свою монополию земельной собственности, они живут и господствуют в обществе благодаря ей. Эта собственность дана им в форме “семейной" - в смысле ее противопоставления товарным отношениям - природной связи. Дворянство поэтому крайне неоднородно; оно делится на старые княжеские роды, новое дворянство; придворную знать и провинциальных помещиков. Но здесь есть и общий сословный интерес: в сохранении феодальной эксплуатации и собственных привилегий.

Однако у медали есть и оборотная сторона. С этой - другой - стороны дворяне - это служилые люди, обладавшие преимущественным, а то и исключительным правом занимать государственные должности. В тех странах, где формирование капиталистического уклада затянулось и шло при активном участии государства, дворянство явилось первым свободным сословием складывающегося “гражданского общества". Так, в частности, произошло в России и именно этим во многом объясняется позитивная роль дворянства в развитии русской культуры XVIII - первой трети XIX в. Надо отметить также, что дворянство было первым в России сословием, избавленным по закону от телесных наказаний.

Дворянское сознание как элемент культуры довольно ясно обнаруживает две черты: патернализм и консерватизм. Патернализм (от лат. patemus - отеческий) - это ценностная установка, вытекающая из личной формы общественных отношений и предполагающая социальное неравенство взаимодействующих индивидов. Патерналистский подход требовал, чтобы все отношения между людьми строились по модели отношений отцов и детей.

Неравенство прав и обязанностей, из которого вытекал патерналистский образ мысли, означало, между прочим, что поступки не всегда оценивались по их внутреннему достоинству. Не меньшее значение приобретала сословная принадлежность совершившего проступок лица.

Весьма своеобразны проявления феодального патернализма в отношении к женщине. Средневековому рыцарю надлежало заботиться о сиротах и вдовах. Разумеется, формы “служения" зависели от социального положения сторон.

Наряду с патернализмом примечательной чертой дворянского образа жизни и сознания была, как уже говорилось, традиция. Традиция определяла род занятий, достойных дворянина. Американский социолог Т. Веблен в своей работе “Теория праздного класса” называет четыре занятия, которые не наносили ущерба чести тех, кто стоял на вершине общественной иерархии: управление, религиозные функции, война и спорт. Применительно к дворянству сюда следует добавить ведение своего земельного хозяйства.

Дворянство традиционно было служилым сословием: оно держалось, как писал русский историк С.Ф. Платонов, на начале личной выслуги. С возникновением абсолютной монархии оно превратилось в “государственное” сословие: обязывающая сила вассальной верности сосредотачивается теперь на монархе как олицетворении сюзеренного начала. На этом пути создавались и включались в дворянскую культуру новые идейные ценности. Но, с другой стороны, благодаря тому же самому процессу многие требования дворянского кодекса чести теряли свою функциональность, вырождаясь в предрассудок или культурную “окаменелость".

Надо заметить, что абсолютизм влиял на духовную жизнь не так новизной идей, как своим прямым административным вмешательством в деятельность учреждений культуры. Уже XVII век вполне показал значение науки для упрочения экономического могущества страны и развития военного дела.

Наш абрис некоторых черт дворянской культуры заведомо будет неполным, если мы не упомянем еще об одном феномене дворянской культуры, а именно о русской дворянской усадьбе. Русская дворянская усадьба XVII-XVIII вв. - уникальное явление прежде всего вследствие социально-исторических особенностей развития российского государства.

Мир усадьбы нашел отражение в мемуарной и литературной традиции от А. Болотова и А. Радищева до А. Чехова и И. Бунина. Множество искусств объединились, чтобы создать усадебный ансамбль: архитектура, парковое дело, живопись, скульптура, театр и музыка. Усадебная культура в немалой степени способствовала расцвету русского искусства XIX в.

Дворянская культура во многих своих чертах и моментах была общеевропейской культурой. И пока занятием подавляющей части населения европейского континента являлось сельское хозяйство, дворянские “гнезда" объективно содержали в себе возможность быть проводниками городской культуры в косном, заскорузлом крестьянском мире.

Культура казачьего сословия. Одним из интереснейших и до сих пор мало изученных культурологами феноменов является, несомненно, казачья культура. Существовавшее в течение нескольких веков в приграничной полосе российского и польско-литовского государств казачество сформировалось, в конечном счете, в достаточно мощное военно-служилое сословие со своим особым укладом жизни, своими привилегиями, правами и обязанностями, своей, причем очень немалой, войсковой собственностью, своей культурой. Разумеется, культура казачества неотделима от культуры русского народа и является ее составной частью. Вместе с тем исторические судьбы казачества, его состав, происхождение, его функции как военно-служилого сословия наложили серьезнейший отпечаток на все стороны уклада и духовной жизни казаков.

Первой и, пожалуй, важнейшей особенностью того, что можно назвать собственно казачьей культурой, является культ служения Отечеству, “культ военной доблести". Это и вполне естественно, учитывая, что основным занятием казаков была военная служба. Уже сами казачьи обычаи предполагали видеть в мужчине прежде всего воина. Казаков, начиная с малых лет, готовили к военной службе, учили джигитовке и фехтованию, стрельбе, ориентированию на местности, учили военным уставам и военному строю.

На формирование казачьей культуры серьезный отпечаток наложили происхождение и национальный состав казачества. Дело в том, что, хотя основную массу казаков составляли русские, довольно существенную роль в формировании ряда войск играли также калмыки (Донское и Уральское войска), украинцы (Запорожское и Кубанское войска), татары и башкиры - у большинства войск востока и юга России и т.д. Это наложило серьезный отпечаток на обычаи и даже речь казаков - слов тюркского происхождения в речи казаков было значительно больше, чем в речи крестьян, например, из великорусских губерний, а на Дону вплоть до начала XIX в. Восточный элемент достаточно сильно чувствуется в одежде, быте казаков, в их военной тактике.

Наконец, весьма существенное влияние на казачью культуру оказали обстоятельства, связанные с историей казачества, особенно ее начальными страницами. Многие казаки вели свое происхождение от беглых крестьян, которые уходили от неволи в Запорожье, на Волгу, Дон, Яик в поисках лучшей доли. Их основными промыслами тогда, кроме охоты и рыбной ловли, были военные экспедиции против соседних народов и племен, а также нападение на купеческие, а нередко и государевы караваны. Не случайно, что во многих документах XVI-XVIII вв. вольных казаков нередко называли “ворами”, “разбойниками". Известно также, что именно казаки составляли ядро в повстанческих крестьянских войсках Болотникова, Разина, Пугачева. Наконец, в казачьей культуре обращает на себя внимание приверженность к демократическим традициям в самоуправлении, что вполне объяснимо, учитывая историю казачьей культуры. Стремление к самостоятельности доходило до сепаратизма, до идеализации казачьей автономии, даже независимости, в том числе от Москвы.

Многие элементы специфической казачьей культуры вошли довольно прочно в культуру россиян и сохраняются в ней поныне.

Культура крестьянства. Крестьянство - это социальная группа непосредственных производителей, занятых трудом в сельском хозяйстве. Эта социальная группа возникла вместе с переходом к земледелию на заре человеческой истории, прошла несколько этапов своего социального развития (как класс и сословие) и все этапы развития человеческого общества. Именно крестьянство составляло основной объем социально-политического понятия “народ” в большинстве обществ, являясь “солью земли", творцом и носителем своеобразной культуры. Материальными предпосылками его формирования как класса служило утверждение господства аграрной экономики, выделение мелкого хозяйства в качестве основной экономической ячейки и семьи как главного вида производственной кооперации. Это обусловило привязанность крестьянства к природе: близость к земле, подчиненность природным циклам, прикрепленность к относительно ограниченному пространству, включенность в естественно-неразрывный коллектив кровнородственной общности, а также соседскую и духовную общности. Как социальная группа крестьянство занимало низшую ступень в общественной иерархии, испытывало прямую и косвенную эксплуатацию и даже претерпевало подневольность. Это тоже не могло не наложить отпечатка на его духовный облик и культуру.

Следует указать на двойственность, определявшую духовную жизнь крестьянина: с одной стороны, он собственник, с другой - производитель; с одной стороны, он основной производитель жизненных благ, с другой - бесправен; с одной стороны, он в поте лица землю пашет, с другой - творит культуру.

В духовной жизни крестьянства преобладает стихийно-эмоциональное, а не рациональное восприятие мира и жизни вообще. В картине мира доминирует все же природа, а не социум.

Неизменность, повторяемость основных параметров крестьянской жизни породили здоровый консерватизм его культуры, преобладание традиций над новациями, причем традиция воспроизводится даже тогда, когда по тем или иным причинам утрачивается ее первоначальный смысл и сам крестьянин не может его объяснить.

Регулятором крестьянской жизни и морали служит обычай. Если традиция - это элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся на протяжении длительного времени, то обычай - это установленные правила поведения в данной общности. Свойственна крестьянской культуре и обрядовость.

Как правило, каждая часть крестьянства (село, деревня, приход) имеют свой местный, считающийся главным праздник. Так, в русских деревнях это касается так называемых “гуляний” - например, на Ильин день гулянье устраивается всегда в одном, а на Пасху - в соседнем селе и т.п., и жители всех окрестных селений сходятся туда на праздник.

Богатство жизненных впечатлений, даруемых многогранной изменчивой природой, живым трудом и праздником, находило свое выражение в языке и языковом творчестве крестьянства. Язык его отличается метафоричностью, красочностью, сочной выразительностью, точной детализацией, речь - образностью, выразительной интонированностыо, обилием поговорок, пословиц.

Непосредственно-эмоциональное отношение к миру и наглядно-образное мышление, свойственное крестьянству, требовало и соответствующих форм выражения, каковым стал фольклор. Характерными чертами народной словесности являются устность, вариантность, анонимность и коллективность создания, непосредственность контакта творца или исполнителя (интерпретатора) со слушателями, многожанровость.

Крестьянская культура, как и сам ее творец и носитель, претерпевала значительные изменения во времени, и потому можно говорить лишь о самых общих ее чертах и тенденциях. В формирование национальной и общечеловеческой культур внесли свой вклад и другие сословия, когда-либо существовавшие в различных государствах - сенаторы Рима и священники Западной Европы, российские мещане и купцы или ремесленники. В новое и новейшее время вместо сословной культуры на первое место выдвигается культура иных социальных групп.


§ 2. Культура современных социальных групп

В современном обществе целесообразно выделять элитарную и массовую культуры. Проблема их существования, взаимодействия и влияния на развитие личности и общества является одной из наиболее острых в течение последнего столетия. Многие крупнейшие философы XIX-XX вв. разрабатывали концепцию элитарной и массовой культуры.

Идея философа - Ницше - заключалась в том, что все человечество состоит из людей двух видов - с одной стороны, избранные, те, кто обладает способностью создавать искусство и наслаждаться им, с другой - многомиллионная масса, толпа, единственная задача которой - обеспечение избранных. Идея существования элитарной культуры поддерживалась Освальдом Шпенглером в его “Закате Европы".

В наше время существует два подхода к пониманию и определению элитарной и массовой культуры. В основу первого из них положен принцип классовости культуры, в связи с чем элитарная и массовая культура рассматриваются как две стороны единого процесса. Массовая культура выступает как средство и результат воздействия на массы буржуазии, стремящейся подчинить своим интересам народ, т.е. это культура, созданная правящим классом для народных масс. Элитарная культура - средство и результат воздействия на художника опять же буржуазии, которая стремится оторвать его от широких народных масс и заставить служить небольшой части людей, относящихся к социальной элите общества, т.е. культура правящего класса.

В последнее время все более широкое распространение получает другой подход, основанный на том, что деление на элитарную и массовую культуры связано не с социальным признаком, а, в первую очередь, духовным. Уже в трудах испанского философа Хосе Оргеги-и-Гассета (1883-1955), наиболее глубоко разработавшего концепцию элитарной и массовой культуры, элита как носительница культуры, рассматривается вне зависимости от социального положения. Разделяя общество на две неравноценные группы: массы и избранное меньшинство, Оргега-и-Гассет подчеркивает, что это деление не на иерархические социальные группы, а на типы людей. Отсюда следует, что в каждом классе и, более того, в каждой социальной группе, можно найти как избранное меньшинство, так и массу. Таким образом, в основу разделения современной культуры на элитарную и массовую кладется не классовое различие, а духовно-интеллектуальное.

Следует признать, что для господствующего класса существует больше возможностей для приобщения к элитарной культуре. Но любой мыслящий, интеллектуально развитый человек может войти в элитарную культуру. Духовная элита играет ведущую роль в развитии культуры. Элитарная культура требует большого душевного напряжения и от тех, кто создает культурные ценности, и от тех, кто их усваивает. В элитарной среде формируются люди, способные широко и свободно мыслить, создавать интеллектуальные ценности, в которых нуждается экономика, наука, духовная жизнь общества.

В основе массовой культуры лежат идеи экзотерические, т.е. популярные, доступные каждому. Сам термин “массовая культура” вошел в обращение непосредственно после второй мировой войны. Введенный американскими социологами (Д. Макдональдом и др.), он вскоре был принят и их европейскими коллегами. До сих пор представления о содержании этого термина у специалистов, социологов и публицистов очень различные и противоречивые. Нет единого мнения и о времени возникновения массовой культуры. Но то, что ее расцвет характерен для XX века, и то, что она может выражаться не только в художественной литературе, но и в таких областях, как политическая информация, научная популяризация и т.д. является для исследователей культуры очевидным.

Прежде чем говорить о массовой культуре, следует рассмотреть понятие “масса” как обозначение определенной части населения. В работе “Восстание масс” Ортега-и-Гассет пишет: “Человек массы - это тот, кто не ощущает в себе никакого особого дара или отличия от всех, хорошего или дурного, кто чувствует, что он - “точь-в-точь как все остальные”, и притом нисколько этим не огорчен, наоборот, счастлив чувствовать себя таким же, как все”8.

К массе духовно принадлежит тот, кто в каждом вопросе довольствуется уже готовой мыслью, готовым мнением, которые не надо проверять, подвергать сомнению и т.д. Такой человек снисходителен к себе, доволен собой, живет без усилий, не стремясь изменить себя. Можно выделить некоторые конкретные черты, выражающие принадлежность человека к “массе”: самодовольство, уверенность в своем совершенстве, в непогрешимости раз и навсегда усвоенных им истин, инертность, отсутствие потребности в духовных усилиях, неумение и нежелание прислушиваться к иному мнению, бесспорность собственного авторитета и в то же время желание быть таким, как все. Следовательно, массовая культура - это культура “массы” или “толпы”, растворяющей в себе человека - индивида, личность, делающей его серой безликостью. Базу массовой культуры составляют невежество, неумение и нежелание ценить красоту, отсутствие уважения как к прошлому, так и к настоящему, разрушительство, культ насилия. В качестве самых болезненных тенденций массовой культуры часто выделяют пропаганду жестокости и садизма, сексуального разгула и т.д.

У истоков массовой культуры лежит развитие научно-технического прогресса, в частности, средств массовой коммуникации. Возможность быстрого тиражирования и популистского изложения идей, научных взглядов, произведений искусства привела к тому, что они в усеченном и упрощенном виде становятся достоянием масс. Считается, что такие “оперативные” виды, как литература, графика, песня, различные художественно-журналистские формы, телевидение и радио, стали источниками развития современной массовой культуры, ибо в силу своей специфики они оказывают на публику быстрое и широкое воздействие.

Между массовой и элитарной культурой нет четкой границы. Элитарная культура может обратиться в массовую. Это происходит тогда, когда искания, некогда рожденные талантом больших художников, создателей направлений, в руках эпигонов превращаются в наборы готовых приемов. Вместо живого творчества складывается и утверждает себя мертвый безликий стереотип.

На границах массовой и элитарной культур развиваются субкультуры, среди которых центральное место занимают молодежные. Это связано с тем, что многие кризисные явления в культуре XX в. (эрозия ценностей, духовная апатия, цинизм, потребительские настроения, падение авторитета институциональных форм культуры) особенно остро проявляются у молодежи. Зачастую это выражается в равнодушии к проблемам общества, осмеянии тех или иных установок морали. В основном молодежные субкультуры носят поисковый характер и свидетельствуют о стремлении их субъектов активно утвердиться в современной жизни, найти новые духовные ценности.

Формирование различных субкультурных образований в среде молодежи носит интернациональный характер. В значительно меньшей степени им присущи национальные черты. Возрастной диапазон представителей молодежных субкультур, согласно различным исследованиям, достаточно широк: от 12-13 лет до 34-35. В мире существует множество молодежных групп, являющихся субъектами того или иного субкультурного образования. Наиболее известные среди них хиппи, панки, рокеры, металлисты, фанаты, зеленые, наци и т.д. Каждое из этих формирований имеет свои подгруппы в зависимости от интересов или от возраста.

Одна из довольно распространенных групп - панки. Возраст их колеблется от 14 до 23 лет, преимущественно это учащиеся ПТУ, вечерних школ, рабочие, служащие сферы услуг. Их музыкальные вкусы замыкаются на панк-музыке. Панки культивируют свою мораль, свой кодекс поведения, свой язык. Для панков характерно стремление подчеркнуть “особость" своей группы любыми средствами: особенной наружностью, вызывающей у посторонних шок и отвращение (прически под “ежа” и “петушиный гребень", наполовину выбритые головы, нарочито вульгарно раскрашенные лица, обилие металлических заклепок, шипов и цепей на одежде), провокационными манерами и стилем поведения.

Попперы - одна из самых многочисленных групп во всех странах. Их интересы сосредоточены на различных музыкальных стилях. Чаще всего это молодежь, причисляющая себя к элите общества. Их житейская философия подчеркнуто потребительская. Прежде всего приверженцев поп-музыки привлекает внешняя сторона “легкой" жизни: заведения “люкс", дорогие сигареты, напитки, приятное времяпрепровождение.

Приведенные примеры свидетельствуют о том, что члены каждого из молодежных формирований являются субъектами и объектами определенной субкультуры, зачастую резко отличающейся от прочих. Причем, в каждой субкультуре можно выделить и элитарную, и массовую стороны. Элитарная сторона заключается в том, что стиль, поведение, декларируемые духовные и материальные ценности являются для определенной группы людей - наиболее интеллектуально и духовно развитых - выражением философского осмысления жизни, определенного мировоззрения, самоутверждения, поиска духовного идеала. В упрощенном виде, прежде всего через внешнюю сторону, определенная субкультура становится достоянием широкого круга молодежи, готовой воспринять не саму идею, а всего лишь предметное, внешнее ее выражение. Так возникает массовая сторона молодежных субкультур. Иными словами, повторяется процесс взаимодействия элитарной и массовой культур, столь характерный для современного общества.


Заключение

В рамках одной и той же общности можно выделить так называемые референтные группы, имеющие отличительные социокультурные образцы, ценности и нормы. Например, культура столичного дворянства отличалась от культуры дворянства поместного, сельскохозяйственных рабочих - от рабочих, занятых обслуживанием новейших технологий. К различным референтным образованиям относятся преподаватели вузов и школ, деятели науки и искусства. Социокультурных общностей и групп внутри них по разным основаниям можно выделить великое множество.


Литература

1. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1999.

2. Городская культура (средневековье и начало нового времени). Л., 1986.

3. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., 2001. Ерасов Б.С. Социальная культурология. Ч.1,2. М., 2004. История казачества Урала / Под ред. В.Ф. Мамонова. Оренбург-Челябинск, 1992. Домострой. М., 1920.

Наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного общества. Маргинальность (от лат. marginalis - находящийся на краю)- пограничное состояние индивида, социальной общности или социального объекта при осуществлении социальной мобильности, когда перемещение состоялось, а окончательной организации и институализации возникших новых отношений еще не произошло...

Воздействие нельзя абсолютизировать. Механизмы массовизации индивида могут органично включать в себя групповое воздействие, групповую обработку и выработку распространяемых, внушаемых идей. 3. Социальные группы, их многообразие. Признаки групповой общности При сходстве интересов и наличии совместного действия мы имеем дело с реальными группами, а при простом сходстве признаков или позиций...

Людей, связанных общими отношениями, которые регулируются специальными социальными институтами, и имеющих общие нормы, ценности и традиции. Социальная структура общества - органическое единство трех сторон - социальной общности, социальной организации и культуры. Социальный институт - это повторяющиеся формы и типы социальной практики, при помощи которых организуется социальная жизнь и...

1. Какие ценности утверждает народная культура?
a) традиционные
b) нетрадиционные
c) архаические
d) обыденные
e) ничего из перечисленного

2. Какое из нижеперечисленных свойств способствует культурной стабильности?
a) элитарность
b) диффузионизм
c) замкнутость
d) толерантность
e) маргинальность

3. Как называется совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве?
a) культуроведение
b) литературоведение
c) филология
d) языкознание
e) культурфилософия

4. Сущность культурного консерватизма состоит в стремлении:
a) сохранить отжившую культуру
b) сохранить отжившие элементы общества
c) совершенствовать возрожденные элементы культуры
d) сохранить ценности культуры
e) возродить отжившие элементы культуры

5. Как называется поступательное движение социокультурной системы от наиболее простого к наиболее сложному строению, от менее совершенной к более совершенной форме?
a) прогресс
b) развитие
c) регресс
d) революция
e) эволюция

6. Как называется совокупность политических, идейно-нравственных, этических, культурно-бытовых норм жизни и поведения, проявляющихся в непосредственном общении представителей различных национальностей?
a) культура межнационального общения
b) культура народности
c) культура регионов
d) культура нации
e) субкультура

7. Как называется совокупность обрядов и ритуалов, связанных с верой в сверхъестественное?
a) канон
b) действия
c) богослужение
d) поклонение
e) культ

8. Как называется регион мира, который в социокультурном смысле развивается самостоятельно, вне зависимости от процессов, происходящих в других регионах?
a) локальная цивилизация
b) культурно-исторический тип
c) культурный округ
d) ойкумена
e) ареал

9. Как называется процесс, в ходе которого индивид осваивает традиционные способы мышления и действий, характерные для культуры, к которой он принадлежит?
a) фетишизация
b) инкультурация
c) мифологизация
d) инновация
e) ничего из перечисленного

10. К какому из направлений в изобразительном искусстве принадлежат следующие художники: К. Моне, О. Ренуар, К. Писсаро, А. Сислееей, Э. Дега?
a) импрессионизм
b) модернизм
c) экспрессионизм
d) кубизм
e) фовизм

11. Как называется благотворительность, помощь неимущим, нуждающимся, социально незащищенным?
a) патронат
b) меценатство
c) спонсорство
d) покровительство
e) филантропия

12. Амбивалентность как специфическая особенность художественных образов народной смеховой культуры Средневековья и Возрождения нашла отражение в работах отечественного культуролога:
a) Н. Бердяева
b) М. Бахтина
c) Э. Ильенкова
d) Л. Баткина
e) Н. Арсеньев

13. Как в культурологии называется процесс вхождения индивида в общество, овладение им социокультурного наследия?
a) интеграция
b) инкультурация
c) инициация
d) ассимиляция
e) идентификация

14. Кто относится к антропологической школе в культурологии?
a) Э. Тайлор
b) И. Кант
c) Дж. Вико
d) Дж. Фрезер
e) Д. Белл

15. Назовите направление в западноевропейском искусстве XII-XIV вв., являвшееся по своей сути культовым характеризуется господством линии, вертикальным построением композиции, а также тесной связью скульптуры и архитектуры?
a) ампир
b) романтизм
c) барокко
d) готика
e) рококо

16. Термином «эллинизм» обозначают определенный «греко-восточный синкретизм», явившийся результатом:
a) постоянных войн греков со своими соседями
b) переселения греков в XII-XIII вв. до н.э.
c) Пелопонесских войн 431-404 гг. до н.э.
d) союзничество греков и римлян
e) завоевания Александра Македонского

17. Когда зародилось кино в России?
a) в 1902 г.
b) в 1905 г.
c) в 1908 г.
d) в 1910 г.
e) в 1912 г.

18. Как называется процесс, благодаря которому культура передается от предшествующих поколений к последующим через научение?
a) образовательный процесс
b) дидактический процесс
c) культурная трансмиссия
d) культурная преемственность
e) культурная ассимиляция

19. Как называется комплекс предметов, природных явлений, включенных в культурный оборот данного народа, а также представления о нормах, целях и духовных детерминантах деятельности?
a) ценности техники
b) ценности нравственные
c) ценности художественные
d) ценности научные
e) ценности культуры

20. Как называется элемент смеховой культуры, тонкая скрытая насмешка или иносказание, когда слово или высказывание приобретают в контексте речи значение, противоположное буквальному смыслу, отрицающее его или ставящее под сомнение?
a) сатира
b) юмор
c) анекдот
d) ирония
e) все, кроме а)

21. Выберите верное, на Ваш взгляд, суждение о соотношении культурологии и философии:
a) философия является методологией по отношению к культурологии
b) философия и культурология – тождественные понятия
c) культурология – непременная и обязательная часть философии
d) культурология – особая философия, а именно философия культуры
e) все, кроме г)

22. Назовите единственное женское божество в древнерусском языческом пантеоне:
a) Ярило
b) Симагл
c) Мокошь
d) Сварог
e) Стрибог

23. Как понимается категория «субкультура» в культурологии?
a) одна из разновидностей антикультуры
b) автономная культура определенной социальной группы
c) культура элитарных слоев общества
d) культура низов общества
e) культура масс

24. Найдите правильное определение понятия «культурные универсалии»:
a) базовые ценности, присущие всем типам культур
b) ценности, характерные для духовной культуры
c) базовые ценности, присущие доминирующей культуре
d) базовые ценности, присущие материальной культуре
e) ценности, присущие субкультуре

25. Как называются смыслы, представления, знания, художественные образы, нравственные и религиозные мотивы деятельности, приобретающие в данной культуре позитивно-оценочное значение?
a) ценности духовные
b) ценности социальные
c) ценности материальные
d) ценности культуры
e) ничего из перечисленного

26. Как называется направление в западноевропейском искусстве XVI в., отразившее кризис гуманизма, для которого характерны утверждение неустойчивости, трагические диссонансы, власть сверхъестественных сил, субъективизм?
a) антисиментизм
b) маньеризм
c) куртуазность
d) фовизм
e) реализм

27. В чем заключается гуманистическая тенденция в духовной культуре Возрождения?
a) демонстрация достоинства простого человека в пластическом искусстве Возрождения
b) обращение к культуре современного художникам общества
c) демонстрация красоты человеческого тела
d) обращение к человеку как высшему началу бытия вера в его возможности, волю и разум
e) ничего из нижеперечисленного

28. Назовите хронологические рамки эпохи Возрождения для большинства стран Европы:
a) XIII-XVII вв
b) XIV-XVI вв.
c) XIV-XVII вв.
d) XV-XVIII вв.
e) XV-XVII вв.

29. Как называют движение молодежи, возникшее в конце 70-х гг., объявившее себя охранителем социального порядка и противостоящее анархическим, разрушительным влияниям ряда молодежных субкультур?
a) рокеры
b) теды
c) панки
d) хиппи
e) битники

30. Как называется непрофессиональная, анонимная, коллективная культура, включающая мифы, легенды, сказания, эпос, былины, сказки, песни, танцы?
a) народная культура
b) художественная самодеятельность
c) народное творчество
d) художественные промыслы
e) массовая культура

часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе.

Говорят о молодежной субкультуре, субкультуре пожилых людей, субкультуре национальных меньшинств, профессиональной субкультуре, криминальной субкультуре. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не проти­востоит доминирующей культуре. Своя культура у наркоманов, глухонемых, бомжей, одиноких, алкоголиков, спортсменов. Дети аристократов или представителей среднего класса сильно отличаются поведением от детей из низшего класса. Они читают разные книги, ходят в разные школы, ориентируются на разные идеалы. У каждого поколения и каждой социальной группы свой культурный мир.

Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не про­сто отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями.

Субкультура террористов противостоит человеческой культуре, а молодежное движение хиппи в 60-е годы отрицало господ­ствующие американские ценности: усердный труд, материаль­ный успех и наживу, конформизм, сексуальную сдержанность, политическую лояльность, рационализм.

СУПЕРКУЛЬТУРА

Наряду с понятиями субкультуры и контркультуры в социологию постепенно внедряется термин "суперкультура". Теория суперкультуры выдвинута американским экономистом и социо­логом К. Болдуингом. Суперкультура – это культура аэропортов, магистральных дорог, небоскребов, гибридных сортов злаков и искусственных удобрений, университетов и контроля над рожда­емостью.

Суперкультура характеризуется мировым размахом. У нее мировой язык – английский, и мировая идеология – наука. Сохранившиеся еще местные народные культуры вкрапляются в суперкультуру наподобие разрозненных точек, ибо они – дело семьи, клана, группы сверстников, неформальных организаций. Народная культура оберегает священное, а суперкультура по­ощряет светское. Ее распространяют формальное образование и формальные организации.

^ СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

Общество – совокупность самых разных групп: больших и малых, реальных и номинальных, первичных и вторичных. Группа – фундамент человеческого общества, поскольку само оно - одна из групп, но только самая большая. Численность групп на Земле превышает численность индивидов. Такое возможно потому, что один человек способен состоять сразу в нескольких группах.

Под социальной группой принято понимать любую совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям. Таковыми являются пол, возраст, национальность, раса, профессия, место жительства, доход, власть, образование и некоторые другие.

^ Социальная группа это своеобразный посредник между отдельным человеком и обществом в целом. Но группа – это еще и та среда, в которой возникают и развиваются коллективные про­цессы. Мы рассмотрим такие формы коллективного поведения, как толпа, публика, паника, слухи, бунт и другие.

^ ЗНАЧЕНИЕ ГРУППЫ

Социальный мир отличается от природного очень многим. У него своя собственная топография, где помечены точки искрив­ления, сгущения и разряжения. Оказывается, у него также свое­образная метрика. Например, количество звезд на небе превы­шает число возможных звездных скоплений, а число элементов всегда больше числа множеств, групп и классов, в которые они Реально входят. Так в природном мире. Но человеческое обще­ство в этом смысле представляет исключение.

Справка

Оказывается, совокупная численность человеческих групп на Земле превышает численность населения в 1,5 – 2 раза. Так, на планете проживает более 5 млрд. человек, а количество групп, по оценкам специалистов, доходит до 8-10 млрд. И все это возмож­но благодаря тому, что один индивид может состоять в 5-б группах.

^ Не только общество, но и отдельный человек живет по зако­нам группы. Ученые доказали, что многие особенности человека – способность к абстрактному мышлению, речь, язык, самодис­циплина и нравственность являются итогом групповой деятельно­сти. В группе рождаются нормы, правила, обычаи, традиции, ритуалы, церемонии. Иначе говоря, закладывается фундамент социальной жизни. Человек нуждается в группе и зависит от нее, возможно, в большей мере, чем обезьяны, носороги, волки или моллюски. Люди выживают только сообща.

Таким образом, изолированный индивид скорее исключение, нежели правило.

Уже в древности люди жили группами: мобильные сообще­ства первобытных охотников и собирателей численностью в 20-30 человек, ведущих бродячий образ жизни, передвигались по планете в поисках пищи. И сегодня человек не мыслит себя вне группы. Он – член семьи, ученического класса, молодежной ту­совки, производственной бригады, спортивной команды.

^ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ К ГРУППЕ

Мы говорили о том, что его первокирпичиками выступают статус и роль. И вновь мы встречаемся с ними, но в новом качестве. Говоря о статусе, мы подчеркивали, что он обозначает социальное положение индивидов, иными словами, принадлеж­ность к определенной социальной группе.

Простейшее на первый взгляд слово "принадлежность" таит в себе множество значений. Одни считают принадлежностью активное участие во всех сферах деятельности группы. Другие – лишь то, что формально числятся в группе или организации. Та­ким образом, принадлежность – это целый континуум переход­ах форм от активного взаимодействия до мысленного отождествления себя с группой (т.е. идентификация).

Но оказывается есть еще одна разновидность принадлежнос­ти о которой человек иногда и не подозревает. К примеру, соци­ологи провели массовое обследование и установили численное распределение в обществе: а) неженатых молодых мужчин, б) молодых девушек и незамужних женщин, в) одиноких женщин среднего возраста без специальности, г) пожилых людей, пере­езжающих из села и село к взрослым детям. Понятно, что в повседневной жизни никто из нас не задумывается да и не знает о том, что, оказывается, он принадлежит к одной из таких групп. Термин "принадлежность" употреблен уже к ином, стати­стическом значении. Для конкретного человека такая принадлежность вещь не реальная. Она реальна, значима и нужна только социологу или статистику.

Таким образом, принадлежность может быть реальной, так или иначе осознаваемой и обозначаемой индивидом, а может быть не реальной, никак не осознаваемой, используемой учены­ми в качестве критерия классификации людей по категориям.

^ КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП

Все многообразие социальных групп можно классифициро­вать в зависимости от:


  • размеров группы,

  • социально значимых критериев,

  • типа идентификации с группой.
Номинальные группы. Их выделяют только для статистичес­кого учета населения, и потому у них есть второе имя – социальные категории.

Пример:


  • пассажиры пригородных поездов;

  • состоящие на учете в психдиспансере;.

  • покупатели стирального порошка "Ариэль";

  • монородительские, многодетные или малодетные семьи;

  • имеющие временную или постоянную прописку;

  • проживающие в отдельных или коммунальных квартирах.
Социальные категории - искусственно сконструированные для целей статистического анализа группы населения.

Потому их и называют номинальными, или условными. Они необходимы в хозяйственной практике. К примеру, чтобы правильно организовать пригородное движение электричек, надо знать, какова общая или посезонная численность пассажиров.

Реальные группы. Они называются так потому, что критери­ем их выделения служат реально существующие признаки:


  • пол - мужчины и женщины;

  • доход - богатые, бедные и зажиточные;

  • национальность - русские, американцы, эвенки, турки;

  • возраст - дети, подростки, молодежь, взрослые, старики;

  • родство и брак - холостые, женатые, родители, вдовые;

  • профессия (род занятий) - водители, учителя, военнослужащие;

  • место жительства - горожане, сельские жители, земляки.
Эти и некоторые другие признаки относятся к числу социаль­но значимых. Таких признаков гораздо меньше, чем статистичес­ких (о них говорят как о счетном множестве).

Поскольку это реальные признаки, то они не только суще­ствуют объективно (биологические пол и возраст или хозяй­ственно-экономические доход и профессия), но осознаются субъективно. Молодежь ощущает свою групповую принадлеж­ность и солидарность точно так же, как пенсионеры ощущают свою. У представителей одной и той же реальной группы схожие стереотипы поведения, образ жизни, ценностные ориентации.

В самостоятельный подкласс реальных групп иногда выделя­ют три типа и называют их главными.


  • стратификационные - рабство, касты, сословия, классы;

  • этнические - расы, нации, народы, народности, племе­на, кланы;

  • территориальные - выходцы из одной местности (земляки), горожане, селяне.
Однако с неменьшим основанием в число главных можно включить любую другую реальную группу. Действительно, мы говорим о межнациональных конфликтах, которые захлестнули век. Мы говорим о конфликте поколений, подразумевая, что противоречие двух возрастных групп является серьезной социальной проблемой, которую человечество неспособно разрешить на протяжении многих тысячелетий. Мы говорим, наконец, о неравенстве полов в оплате труда, распределении семейных функций, положении в обществе и вспоминаем в связи с этим патриархат и феминизм.

Таким образом, можно заключить: реальные группы - это реальные проблемы для общества. Номинальные группы не дают сравнимого по масштабам и характеру спектра соци­альных проблем.

Действительно, трудно представить себе, чтобы общество сотрясали противоречия, скажем, между пассажирами дальних и ближних поездов. Но вот проблема беженцев или "утечки моз­гов", связанная с реальными группами, выделенными по терри­ториальному признаку, беспокоит не только кабинетных уче­ных, но и практиков: политиков, правительство, органы социальной защиты, министерства.

За реальными группами находятся агрегаты . Так называют совокупности людей, выделенные на основе поведенческих признаков.

К ним относят аудиторию (радио, телевидения), публику (кино, театра, стадиона), некоторые разновидности толпы (толпа зевак, прохожие). Они сочетают в себе черты реальных и номинальных групп, поэтому размещаются на границе между ними. Термин "агрегат" обозначает случайное скопление людей. Агрегаты не изучаются статистикой и поэтому не относятся к статистическим группам.

Двигаясь дальше по типологии социальных групп, мы встретим социальную организацию. Это искусственно сконструированная общ­ность людей. Искусственной она называется потому, что организа­ция создана кем-то ради выполнения какой-либо легитимной цели, например производства товаров или оказания платных услуг, при помощи институционализированных механизмов подчинения (иерархия должностей, власть и подчинение, вознаграждение и на­казание). Промышленное предприятие, колхоз, ресторан, банк, госпиталь, школа и т.п. - виды социальной организации.

По размерам они бывают очень крупными (сотни тысяч че­ловек), крупными (десятки тысяч), средними (от нескольких тысяч до нескольких сотен), мелкими или небольшими (от ста до нескольких человек). По существу, социальные орга­низации - промежуточный между большими социальными груп­пами и малыми группами тип объединения людей. Иными слова­ми, на них заканчивается классификация больших групп и начинается классификация малых.

Здесь пролегает граница между вторичными и первичными группами в социологии. ^ К первичным относят только малые груп­пы, а все другие - к вторичным.

Малые группы - небольшие по численности совокупности лю­дей, объединенных общими целями, интересами, ценностям, нормами и правилами поведения, а также постоянным взаимо­действием.

Прежде чем перейти к более подробному рассмотрению со­циальных групп, уточним термин "социальная общность". Он употребляется в двух значениях, и оба вы встретите в литературе. В широком смысле он выступает синонимом социальной группы вообще. В узком смысле социальными общностями называют только территориальные группы. Социологи определяют ее как совокупность людей, у которых есть общее и постоянное место жительства, которые взаимодействуют, обмениваются услугами, зависят друг от друга и совместной деятельностью удовлетворяют общие потребности.

^ ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ

Эти общности называют также кровнородственными. К ним относятся кланы, племена, народности, нации, семьи, роды. Они объединяются на основе генетических связей и составляют эволюционную цепочку, началом которой выступает семья.

Семья - наименьшая кровнородственная группа людей, связанных единством происхождения (бабушка, дедушка, отец, мать, дети).

Несколько семей, вступивших в союз, образуют род. Роды объединялись в кланы.

^ Клан - группа кровных родственников, носящих имя предполагаемого предка. Клан сохранял общую собственность на землю, кровную месть, круговую поруку. Как пережитки первобытного времени они остались в некоторых районах Шотландии, у индейцев Америки, в Японии и Китае. Несколько кланов, объе­динившись, составляют племя.

^ Племя - более высокая форма организации, охватывающая большое число родов и кланов. Они обладают собственным язы­ком или диалектом, территорией, формальной организацией (вождь, племенной совет), общими церемониями. Их числен­ность доходила до десятков тысяч человек.

В ходе дальнейшего культурного и экономического развития племена преобразовывались в народности, а те - на высших стадиях развития - в нации.

Народность - этническая общность, занимающая на лестни­це общественного развития место между племенами и нацией. Народности возникают в эпоху рабовладения и представляют собой языковую, территориальную, экономическую и культурную общность. Народность по численности превышает племя, кровнородственные связи не охватывают всю народность.

^ Нация - автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой привержены общим ценностям и институтам. Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения. У них не обязательно должен быть общий язык, религия, но объединяющая их национальность сформировалась благодаря общей исто­рии и культуре.

Нация возникает в период преодоления феодальной разобщенности и зарождения капитализма. В этот период складывают­ся достигшие высокой степени политической организации, клас­сы, внутренний рынок и единый хозяйственный уклад, собственная литература, искусство. Нации более многочислен­ны, чем народность, и насчитывают десятки и сотни миллионов. На почве единых территории, языка и экономики формируется единый национальный характер и психический склад. Возникает очень сильное чувство солидарности со своей нацией. Национально-патриотические и национально-освободительные движения, межнациональная рознь, войны и конфликты возникают как признак того, что нация сформировалась и борется за свой суверенитет.

ПУБЛИКА

Главным выразителем социологического подхода к публике на рубеже XX века явился французский социолог Габриэль да ТарД (1843 - 1904). В книге "Мнение и толпа" (1901) он сравнивал два социальных образования - толпу и публику. В отличие от толпы, психическое единство которой создается физическим контак­том, публика представляет собой духовную общность: индивиды физически рассредоточены, но духовно связаны друг с другом. В основе лежит сходство мнений.

По мнению Г. Тарда, публика - продукт нового времени. Ее истоки - в светских салонах и клубах XVIII века. Однако подлин­ный расцвет публики начинается с появлением газет, а позже - радио и телевидения. Технические средства информации, общедоступное среднее и высшее образование превратили публику в самую многочисленную форму объединения людей. Если в толпе личность нивелируется, то в публике она получает возможность самовыражения. Благодаря средствам массовой информации сотни миллионов людей могут активно участвовать в политических и культурных событиях, выражать свое мнение.

Миллионы долларов тратятся промышленными компания­ми на рекламу, обследование рынка, телевизионные кампа­нии в поддержку того или иного кандидата. Все они адресованы публике.

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...