Детская фантастика. Конспект и презентация урока внеклассного чтения "Фэнтези - жанр фантастической литературы" по повести Дж


«Что такое фантастическое? - писал И. Анненский. - Вымышленное, чего не бывает и не может быть» . Это подчеркивает, что термин «фантастика» значительно уже термина «фантазия». В словаре по психоанализу В. Лейбина дано следующее определение этому понятию: «Фантазия - это психическая деятельность, связанная с созданием воображаемых представлений, не находящих реального отражения в окружающем мире; продукт воображения, порожденный собственной деятельностью человека» .

Как отмечала М. И. Мещерякова: «Игра является одной из важнейших жанровых категорий фантастики, создавая ту условность, которая позволяет превращать невероятное, не имеющее места в действительности в условно возможное» . Игровая функция фантастики роднит ее со сказкой, познавательная - с мифом и наукой.

Особым направлением в развитии детской и юношеской фантастики второй половине XX века стало появление собственно детской (не только адресованной младшим школьникам, но проникнутой детским мироощущением) фантастики, в центре которой - образ ребенка с его специфический пониманием и видением окружающего (К. Булычев «Девочка с Земли», «Сто лет тому вперед», Е. Велтистов «Электроник -мальчик из чемодана», «Рэсси - неуловимый друг», А. Мошковский «Заблудившийся звездолет», «Семь дней чудес», Г. Галахова «Невозможный Кукушкин», В. Губарев «Путешествие на Утреннюю звезду», Г. Почепцов «Кубик», «Приключения робота», «Замок на загадочной планете», П. Аматуни «Космическая «Горошина»» и многие другие).

Детская фантастика во многом приближена к сказке, в первую очередь, присутствием чуда. Но в отличие от фольклорной сказки чудо связано с сегодняшней действительностью. Это своеобразный синтетический жанр, в котором соединена фантастика сказки с научно-фантастичес­кой идеей. Начало серии детской научной фантастики положили рассказы о приключениях девочки из ХХI века Алисы Селезневой. Ничего похожего в советской детской литературе тогда не было. Главная удача цикла - обаятельный образ главной героини, которая стала по-настоящему «своей» для нескольких поколений читателей. Алиса была самой обыкновенной - непоседливой, любопытной, находчивой, в общем, нормальной девчонкой, которую можно было найти в любом дворе. Поэтому дети воспринимали Алису как реального, живого персонажа, вместе с которым можно сразиться с космическими пиратами, сделать великое научное открытие или стать настоящей принцессой. Книги цикла писались автором на протяжении нескольких десятилетий, начиная с 1965 года (повесть «Девочка, с которой ничего не случится») и заканчивая 2003 годом («Алиса и Алисия»). Всего в цикле 52 повести. Самой популярной и вполне соответствующей дошкольному восприятию является фантастическая повесть «Путешествие Алисы».

Собственно детская фантастика, преимущественно основана на характерном для детского мировосприятия свойстве придумывать собственные миры. Как и в целом детская литература, собственно детская фантастика имеет ряд отличий от фантастики традиционной: приключенческая сюжетная основа, напряженный сюжет, обилие увлекательных событий, тайна. Она призвана помочь новому поколению взрослеть, ориентируя его в сложных информационных потоках.

Первые произведения современного фэнтези стали появляться в начале XX века. В их числе - «Дочь короля эльфов» лорда Эдварда Дансени, «Конан» Роберта Э. Говарда, «Хроники Нарнии» К. С. Льюиса. Фэнтези К.Льюиса «Хроника Нарнии» - это типичное произведение данного жанра, к тому же оно понятно и близко детям, так как в центре стоит герой-ребенок. Фэнтези Льюиса имеет широкий воспитательный потенциал, глубокую смысловую насыщенность, стремительный приключенческий сюжет и христианско-философский подтекст.

Одним из самых ярких произведений последних лет является цикл Джоанны Роулинг о Гарри Поттере. Главным достижением Дж.Ролинг является то, что впервые главным героем детской книги, даже написанной в жанре «фэнтэзи», стал не просто волшебник, а волшебник-ребенок. Находясь в пограничной зоне, цикл объединяет в себе многое и от фэнтези, и от новой сказки. Благодаря Гарри Поттеру за последние годы появилось множество произведений, в которых главным героем или героиней является маленький колдун или ведьма - «Стеклодув» А.Биргера, «Чародейские каникулы» А.Иванова и А.Устиновой, «Денис Котик и Царица крылатых лошадей» А. Бояриной

Произведения в стиле «фэнтези» имеют большое воспитательное значение. Благодаря этому жанру дети имеют возможность познакомиться с мировой культурой, историей, литературой, мифологией, религией и даже естествознанием и географией.

Форма урока: интерактивный урок. (С презентацией по книге в качестве основы для работы над произведением - каждый слайд содержит вопрос либо побуждение к определенному виду учебной деятельности по книге Распэ. Роль учителя как контролирующей и направляющей ход занятия фигуры при этом сокращается - в условиях такой формы урока учащиеся чувствуют себя более спокойно и раскрепощенно.)

Программное обеспечение: презентация.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, детские рисунки, карточки с заданиями для работы в группах, аудиозапись «Приключения барона Мюнхгаузена», у учащихся - книга Р.Э.Распэ «Приключения барона Мюнхаузена», цитаты о книге на доске: « Книги - корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой груз от поколения к поколению» Ф. Бэкон.

Виды и формы учебной деятельности: фронтальная, групповая и индивидуальная работа; выразительное чтение, пересказ (спонтанный и подготовленный - конкурсный), беседа, а также классификация понятий ассоциативного ряда и рассуждения по решению проблемного вопроса (в письменной форме).

Ход урока

Организационный момент. Слайд № 1 .

Давайте поприветствуем сегодняшний день.

Здравствуй день!

Каким вы его хотите видеть?

Дети отвечают по «цепочке»:

Я хочу, чтобы день был радостным.

Я хочу, чтобы день был хорошим для тех, кому сейчас трудно.

Пусть тот, кто болен, скорее выздоравливает. И т.д.

Сообщение темы и цели урока.

« Книги - корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой груз от поколения к поколению» Ф. Бэкон

Объясните значение цитаты.

Рассматривание выставки книг: Слайд № 2 .

Что общего у всех книг на выставке? (Это все фантастические приключения).

Само слово «фантастика» произошло от греческого слова фантазия - воображение, это же слово обозначает мечту. Фантастика - это жанр, который дает человеку возможность мечтать. За это и любят фантастические истории - в них сбываются мечты.

Слайд № 3 . Звучит аудиозапись: «Маленький старичок с длинным носом сидит у камина и рассказывает о своих приключениях.…»

Слайд №4 -На уроке мы будем работать с презентацией по книге Распэ в качестве основы для работы над произведением - каждый слайд содержит вопрос либо побуждение к определенному виду учебной деятельности.

Слайд № 5 . - Я предлагаю проследить путь нашего героя по книге этого автора в переводе К.И.Чуковского (издательство «Детская литература»).

Это потрясающая книга о фантастических приключениях барона Мюнхгаузена никогда не устареет… И понравится всем.

Слайд № 6.- Давайте разделимся на три команды и начнём игру-викторину . За правильный ответ, в зависимости от полноты и точности ответа, я буду присуждать от одного до трех баллов, и вручать жетоны. Итак, мы начинаем конкурс.

1. Структура книги.

Из скольких частей состоит книга? (Предисловие, основная часть из двух глав, эпилог.)- Кто прочитал всю книгу? Только первую часть или вторую часть?

Как быстро можно ориентироваться по книге? (По оглавлению.)

Назовите все прочитанные вами рассказы передавая руг другу мяч, получая баллы.

2. Рассуждение о реальности героя книги.

Кто является главным героем книги? От чьего имени ведётся повествование?

Был ли на самом деле барон Мюнхаузен? (Рассуждения детей).

Слайд № 7 . Учитель: «В основу фантастических «Приключений барона Мюнхгаузена» положены рассказы действительно жившего в XVIII веке в Германии барона Мюнхгаузена.

Он был военным, некоторое время служил в России и воевал с турками.

Вернувшись в своё поместье в Германии, Мюнхгаузен вскоре стал известен как остроумный рассказчик, выдумывавший самые невероятные приключения.

Его охотничьи байки дополнили собственными фантазиями три разных автора - Бюргер, Распе, Иммерман. Благодаря сочинителям Мюнхгаузен еще при жизни получил прозвище "барон-враль", это немало отравляло его жизнь.

В 1785 году немецкий писатель Э. Распэ обработал эти рассказы и издал их.

Учитель: «Когда книга получила известность, то именем Мюнхгаузен стали называть людей, постоянно лгущих и приписывающих себе всякие чудесные подвиги, которых они не совершали и не могли совершить.»

Слайд № 8. Работа над образом барона Мюнхаузена .1. Внешний вид.

Как вы себе представляете барона? (Подтверждение словами текста.)

2. Характер. -Какие черты характера присущи Мюнхаузену?

находчивый

правдивый

меткий стрелок

закалённый человек

любит путешествовать.

любознательный

любит давать советы

добрый

добродушный (не обидчивый)

и пр.

Есть ли похожий персонаж в русской литературе? (Капитан Врунгель.)

3. Титул и имя-Иероним Карл Фридрих, барон фон Мюнхгаузен.Дискуссия.

Правда ли то, что написано в книге? Можно ли это назвать ложью?

Так кем был барон Мюнхаузен: выдумщиком, фантазером, мечтателем, лжецом или правдивым человеком? Каким было ваше настроение после чтения книги? Стоило ли её писать? Почему? Чему она учит?

Слайд №9-10 Работа со словарём Ожегова. Разведение понятий «выдумка», «фантазия», «ложь», «мечта». Распределите по группам слова:Фантазия Выдумка Враньё Небылицы Сочинительство Россказни Грёзы Мечты Ложь Вымысел По какому принципу их можно сгруппировать?

Слайд №11.- Так кем был барон Мюнхаузен: выдумщиком, фантазером, мечтателем, лжецом или правдивым человеком? Каким было ваше настроение после чтения книги? Стоило ли её писать? Почему? Чему она учит? (Никогда не унывать. Не теряться в любой ситуации. Не терять присутствие духа и чувство юмора.) Физкультминутка. Слайд № 12

Слайд №13 Правка «мемуаров». «Внимание! В этом конкурсе каждая команда познакомится со знаменитыми мемуарами барона Мюнхгаузена. Ваша задача - быть очень внимательными. Вдруг в тексте закрались какие-то ошибки. Прошу вас восстановить истину, ибо никому на свете ложь не была так отвратительная, как «правдивейшему на земле человеку» - барону Мюнхгаузену. (тексты отпечатанные раздаются детям)

Текст для 1 команды: «Я въехал в Россию верхом на осле. Дело было зимой. Шел снег. Пришлось ночевать в открытом поле. Кругом ни куста, ни дерева. Только маленький столбик торчал из-под снега. К этому столбику я кое-как привязал своего озябшего ослика, а сам улегся тут же на снегу и заснул. Когда проснулся, я увидел, что лежу не в поле, а в деревне. И куда девался мой ослик? Вдруг услышал знакомое: «ИА,ИА»!. Я поднимаю голову - и что же? Мой осел висит на верхушке огромного дубу. В одну минуту я понял, в чем дело. Вчера вечером весь этот городок, со всеми людьми и домами был занесен глубоким снегом. А ночью, пока я спал, началась сильная оттепель, снег растаял, и я незаметно опустился на землю. Но бедный мой осел так и остался там, неверху.

Ошибки: осел, ИА,ИА, на верхушке огромного дуба

Надо: конь, ржание, на крыше колокольни. («Конь на крыше»).

Текст для 2 команды: «Мы плыли десять дней без приключений, но вдруг в далеке от Америки с нами случилась беда: мы налетели на подводную скалу. Мы налетели на скалу так неожиданно, что я не мог устоять на ногах: меня подбросило вверх, и я ударился головой о потолок своей каюты. От этого моя голова ушла в плечи, и лишь в течении нескольких месяцев мне удалось понемногу вытащить ее оттуда за уши. Скала, на которую мы налетели, оказалась вовсе не скалой. Это была акула колоссальных размеров.

Ошибки: Ушла в плечи, за уши, акула

Надо: провалилась ко мне в желудок, за волосы, кит. («Встреча с китом»)

Текст для 3 команды:

«Но как только я вылез из лодки, на меня набросился огромный волк. Он растерзал бы меня в одно мгновение, но я схватил его за хвост: и держал его три дня и три ночи, покуда он не умер от голода. Да, он умер от голода, так как волки утоляют свой голод лишь, тем, что грызут свой хвост. А этот волк никак не мог этого сделать и потому погиб голодной смертью. С тех пор он один волк не решается напасть на меня.»

Ошибки: Волк, за хвост, грызут свой хвост

лапы («Схватка с медведем»)

Задание для первой команды. Слайд № 14

Одна из историй, рассказанных бароном Мюнхгаузеном, содержит уникальную «инструкцию», как развести в походных условиях огонь. Можете ли вы вспомнить содержание этой инструкции?

Ответ: («Изо всей силы я ударил себя кулаком по правому глазу. Из глаза, конечно, посыпались искры: Советую вам всякий раз, когда вздумали развести огонь, добывать из правого глаза такие же искры»).

Задание для второй команды Слайд № 15. Барон Мюнхгаузен уверял слушателей, что с успехом охотился без ружья и собаки. Как же это ему удавалось? Помнится, он упоминал про какой-то чудесный предмет.

Ответ: (Из шкуры умершей любимой собаки барон приказ сшить куртку и стал надевать ее всякий раз, отправляясь на охоту. «Когда я приближаюсь к дичи на расстояние выстрела, от куртки отрывается пуговица и, как пуля, летит прямо в зверя». Также куртка помогала герою выслеживать добычу.

Задание для третьей команды Слайд № 16 . Однажды во время охоты Мюнхгаузен преследовал зайца, целых двое суток «не слезая со следа». Лишь на третий день барону удалось подстрелить «на диво быстроногого» зайца. Что помогло косому спасаться от погони в течении столь долгого времени?

Ответ: («у этого зайца, кроме его обычных ног, были еще запасные. У него было четыре ноги на животе и четыре на спине!»). (Восьминогий заяц)

«Угадай историю связанную с предметом» Слайд №17.

Барон Мюнхгаузен - непревзойденный охотник. Первый стрелок на всем свете. Он поведал миру немало «чудесных историй» о том, что случилось с ним на охоте. Давайте вспомним самые интересные из них.

(Учитель вручает представителям команд предметы и просит рассказать истории , связанные с этими предметами).

Команда №1 получает - вишневую косточку, команда №2 - большую швейную иглу, команда №3 - кусочек сала. После обдумывания ребята пересказывают такие истории, как «Удивительная охота» (сало), «Лисица на иголке» (игла), «Необыкновенный олень» (вишневая косточка).

Физкультминутка под музыку Слайд № 18 . Викторина . Слайд № 19 .

А теперь я предлагаю по одному вопросу каждой команде, но в качестве ответа даю три варианта. Выберите правильный. Желаю успеха!

Задание 1 команде: Однажды барон Мюнхгаузен попал в плен к туркам и был продан в рабство. «Правда, работу мне давали нетрудную: меня назначали пастухом.»- рассказывал он впоследствии.

Вопрос: Кого должен был пасти герой?

Варианты ответа: а) волков б) баранов в) пчел.

Задание 2 команде : Слайд № 20 . - Как-то раз, отгоняя медведя от ульев, Мюнхгаузен бросил в зверя топорик с такой силой, что инструмент залетел на Луну. К счастью, герой вспомнил, что в Турции есть такой огородный овощ, который растет быстро и порою достает до самого неба. Ни минуты не медля, Мюнхгаузен посадил: в землю, и: быстро начал расти и вскоре дотянулся до Луны.Вопрос: Что за «овощ» помог герою оказаться на Луне?

Варианты ответа: а) горох б)бобы в) тыква.

Задание 3 команде. Слайд № 2 1. Вы прекрасно помните историю про беседку, образовавшуюся из прутиков, которыми были сшитые половинки разрубленного в бою с турками коня. Барон хвастался, что, находясь в этой уютной беседке, он совершил немало подвигов.Вопрос: Из каких веточек «выросла» эта беседка?

Варианты ответа: а) лавровых б) сосновых в) дубовых.

Слайд № 22 .-Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как хорошо умеете работать , если постоянно будете перед собой ставить новые цели, стремиться к их достижению…. (Ж.Ж.Руссо)

Слайд № 23.

Тест. (Звучит фонограмма Алексея Рыбникова Тема барона Мюнхгаузена)

1. «Прицеливаюсь в самую жирную утку, хочу выстрелить - и, к ужасу моему, замечаю, что в ружье нет…» a) пороха; б) патронов; в) кремня.

2. «В жизнь свою не видел я такого множества уток! К сожалению, у меня не осталось ни одной пули. Долго я стоял в нерешительности и вдруг вспомнил, что в моей охотничьей сумке остался кусочек….» a) сала; б) хлеба; в) пирога с капустой.

3. «Представьте себе мое удивление, когда я увидел, что у этого зайца…» a) два хвоста; б) четыре уха; в) восемь ног.

4. «Я согласился снарядить корабль, и мы отправились в Южный океан. По пути мы не встретили ничего удивительного кроме…» a) летающих женщин; б) летающих коров; в) летающих рыб.

5. «В тот год, когда я был на Луне, в моде считались…»

a) зеленые и желтые пиджаки; б) глаза; в) волосы.

6. «Я нагнулся к земле и все понял. Остров, к которому пристал наш корабль, был сделан из отличного…» a) пошехонского сыра; б) плавленого сыра;

в) голландского сыра.

7. Барон добирался до Петербурга в санях, запряженных… a) кабаном; б) медведем; в) волком.

8. Спустя год после встречи с бароном, на голове оленя выросло дерево…
a) яблоня; б) вишня; в) слива.

9. Барон добрался на Луну с помощью стебля одного растения…
a) боб; б) горох; в) гречиха.

10. Какой из предложенных овощей не любил барон? a) морковь; б) картофель; в) огурец. Правильные ответы: 1 - в 3 - в 5 - б 7 - в 9 - а

2 - а 4 - а 6 - в 8 - б 10 - в.

Слайд № 24. Работа с текстами: «Конь на крыше»

- С какого рассказа начинается первая часть? («Конь на крыше»)

Пересказ. - Какие достоинства барона Мюнхаузена отмечены автором? (Меткий стрелок, закалённый человек.)

«Полконя» Пересказ начала рассказа. Выборочное чтение: Как Мюнхаузен нашёл вторую половину лошади? Какое качество проявили Мюнхаузен и военный врач? (Находчивость)

Чтение словарной статьи из «Толкового словаря» С.И.Ожегова.

(Находчивый - сообразительный, легко находящий выход из трудного положения.)

«За волосы» - Какую причёску носил Мюнхаузен? (Парик с косичкой.)

В какой ситуации она помогла Мюнхаузену?

Выборочное чтение. - Легко ли было ему?

«Искры из глаз» - Для чего барон рассказывал свои истории?

Можно ли извлечь из его рассказов практическую пользу?

Что бы вы делали, если бы нужно развести огонь, а спичек с собой нет?

Выборочное чтение: Как поступил в такой ситуации Мюнхаузен? Воспользуетесь ли вы советом барона? Что означает выражение «искры из глаз посыпались»?

Чтение словарной статьи из «Школьного фразеологического словаря русского языка» В.П.Жукова. («Искры из глаз посыпались - у кого-либо зарябило в глазах от сильного удара»)

Какая черта характера героя прослеживается в этом рассказе? (Любит давать советы.)

«Волк наизнанку» - Верите ли вы рассказам барона Мюнхаузена? Почему? Ведь он предоставляет доказательства. Например, в истории «Волк наизнанку».

Краткий пересказ.

Работа в паре: Найдите доказательство того, что этот случай реальный.

(Я сшил из его шкуры отличную куртку и, если вы не верите мне, охотно покажу её вам») . - О какой черте характера это говорит? (Практичный, хозяйственный.)

«Бешеная шуба»

Эпизод какой истории изображён? («Бешеная шуба».)

Чтение начала рассказа (до слов «Ваша шуба взбесилась».) Пересказ текста.

Надо: Медведь, за передние лапы, сосут свои лапы («Схватка с медведем»)

Слайд №25-26. Домашнее задание. Сочините историю, которой нет в книге Э. Распе или продолжите историю из книги, придумав свой финал, а так же продолжайте читать книги о фантастических приключениях, ведь фантастика - это жанр, который дает человеку возможность мечтать.

Слайд №27. Итоги урока. Подсчет баллов. Выставление оценок. Рефлексия.


Современные дети во многом отличаются от своих ровесников прошлого столетия. Это учитывают современные писатели, специализирующиеся на выпуске фантастической литературы для детей. Книги в этом жанре, выпущенные в последнее время, отличаются ярким сюжетом с элементами фэнтези.

В таких произведениях кроме звездолётов, машин времени и роботов присутствуют люди со сверхспособностями, говорящие животные, мутанты и другие сказочные герои. В детских книгах про фантастику главные персонажи — это дети.

Книги в жанре фантастика для взрослых отображает проникновение в непознанное — путём научных фактов. Так как дети плохо знают законы природы, например, в области анатомии, биологии, физики, астрономии, то детская фантастика мало научна или даже ненаучна .

Можно ли детям читать фантастику?

Фантастика нравится многим маленьким читателям. Интересные им книги приучают навыку чтения и способствуют развития умственных способностей. Кроме того, фантастика развивает воображение. Само слово phantastic переводится с греческого как искусство воображать.

Поэтому читать такую литературу можно, но, как говорится, книга книге рознь. Так как нервная система у детей ещё не устоявшаяся, то следует всё же подходить к чтению детской литературы ответственно . Родителям нужно учесть такие факторы:

  1. Книги в жанре фантастика для детей не должны быть перегружены научными терминами, а, напротив, текст должен быть понятным и доступным пониманию.
  2. Фантастика не должна выходить за рамки жанра и не носить элементы «ужастика», ведь наша цель не напугать ребятишек, а заинтересовать.
  3. В последнее время хорошо заметно увлечение как взрослых, так и детей мистикой. Доказано, что такой интерес не идёт на пользу детской психики.

Какие книги будут наиболее интересны детям?

Дети большие непоседы, следовательно литература для них должна подбираться с быстрым развитием сюжета, приключениями и интересными персонажами. После чтения ребёнок должен вынести из произведения полезные уроки .

Например, что дружба ценнее всего, плохие герои наказываются, а добрые вознаграждаются, нужно помогать друг другу и многое другое. Особенно нравится юным читателям описание природы и животного мира на других планетах.

Также в каждой детской книге сюжет должна присутствовать интрига . Если таковой не будет, то вряд ли малец дочитает книгу до конца. С большим удовольствие может предложить детскую фантастику, которая соответствует всем перечисленным критериям:

Цикл

Книги про фантастические приключения понравятся не только детям и подросткам, но и взрослым. Начал писать о маленькой путешественнице Булычёв с 1965 года, закончил в 2003 году. По мотивам некоторых рассказов были экранизированы художественные и мультипликационные фильмы.

Все книги из этой серии самостоятельны, можно начинать читать с любой. В каждой рассказывается об отдельном приключении. Действие происходит в будущем. Мир в нём развит технологически. Всю опасную работу выполняют роботы. Люди летают на другие планеты на сверхсветовых кораблях.

В отличие от сегодняшних реалий в будущем заботятся о животных, не воюют, не обманывают . Космос наполнен планетами, на которых существует разумная жизнь на разных стадиях развития. Хотя люди цивилизованы, летать по-прежнему опасно, ведь не все расы хотят жить в мире и к тому же развелись космические пираты и работорговцы.

Читать цикл книг Кира Булычёва «Приключения Алисы» будет очень интересно. В нашей электронной библиотеке есть книги для детей в жанре фантастика на любой вкус. Читать современную литературу можно совершенно бесплатно.

Урок истории в шестом «б» был последним. Инна Ивановна отвела ребят в зал, откуда они должны были всем классом переместиться на девяносто миллионов лет назад в мезозойскую эру, во времена, когда динозавры разгуливали по планете, как обыкновенные животные.

В зале перемещения учеников проинструктировали и посадили под защитный прозрачный колпак, под который из прошлого не могла проникнуть даже мошка. Но мальчишки давно знали, как можно выбраться из-под колпака. Что бы не попасть под силовое поле, надо было всего лишь накрыться портфелем как зонтиком и выскочить наружу. Именно это и собирался проделать один из учеников - Петька Сенцов.

Петька учился плохо, если не сказать хуже, но человеком был очень самолюбивым и обожал похвастать своей удалью перед одноклассниками. Правда, в школе не было ни хищников, ни разбойников, а здесь у него появилась возможность развернуться на всю катушку и сделаться героем недели, а то и месяца.

Едва класс переместился в далекое прошлое Земли, как рядом с защитной полусферой образовался полутораметровый динозавр. Пасть ящера была усеяна острыми зубами, глаза смотрели на пришельцев не мигая, а передние лапы с длинными когтями все время жадно хватали воздух.

Это велоцираптор, - спокойно сказала Инна Ивановна и ткнула в динозавра указкой. - Запишите, а то будете потом называть его велосипедом или велоцарапом. Обратите внимание на его когти. С таким оружием хищник легко расправляется со своими травоядными жертвами.

А велоцираптор знай себе скакал вокруг защитного колпака, щелкал челюстями и тыкался страшной мордой в силовое поле.

Наверное он думает, что это кормушка, а мы - котлеты, - сказала Таня Зуева и достала тетрадь.

Никто никому костылять не будет, - услышав Петьку, сказала Инна Ивановна. - Обижать зверушек нельзя, даже если это тиранозавры.

Инна Ивановна продолжила урок, а Сенцов толкнул в бок своего соседа по парте Павлика, вытер нос кулаком и показал на камень, который лежал в десяти метрах от колпака под огромным древовидным папоротником.

Спорим, на три щелчка, что я выбегу и принесу вон тот камень?

Спорим, - загорелся Павлик, но тут же испугался и сказал: - А вдруг этот автокусаптор тебя схватит?

Видали мы таких мотоедаптеров, - хвастливо заявил Петька. Он отошел к прозрачной стенке, накрылся портфелем и выпрыгнул наружу.

За пределами полусферы Сенцову сделалось немножко страшно. Из густого мезозойского леса доносились жуткие звуки: то голодный рев одних динозавров, то предсмертные вопли других. Из-за этого Петьке казалось, что хищники только и ждут, когда он отойдет от защитного колпака, что бы броситься на него. Он уже хотел вернуться, но увидел насмешливую ухмылку Павлика и решился. Бросив портфель, он стремглав бросился к камню, схватил его и в этот момент услышал боевой клич динозавра. Тот заметил ученика, плотоядно щелкнул челюстями и кинулся к своей жертве. В одну секунду велоцираптор отрезал Сенцова от колпака. Времени на раздумье у Петьки не было, и с жалобным воплем он сиганул в мезозойские кусты.

Сенцову повезло. За густыми зарослями хвощей он обнаружил чью-то нору. Ее отверстие было достаточно широким, что бы он пролез туда на четвереньках. Динозавр опоздал на какой-то миг. Он щелкнул пастью перед самым входом и обиженно заревел.

А тем временем под колпаком поднялась настоящая паника. Инна Ивановна даже зашаталась от ужаса, и двум ученикам пришлось подхватить её под руки. Девчонки оглушительно визжали и показывали пальцами на велоцираптора, мальчишки смущенно переминались с ноги на ногу. А сам виновник переполоха заполз в нору, но скоро остановился, потому что увидел впереди себя чьи-то круглые горящие глаза.

Мамочка! - придушенно вскрикнул Петька и попятился назад. На дрожащих коленях он выкарабкался из норы и обернулся. Хищник с его портфелем в зубах уже мчался на Сенцова на всех парах.

Петька и сам не понял, как взлетел на древовидный папоротник. Он едва успел подтянуть ноги, и незадачливый динозавр снова промахнулся. Огромные челюсти клацнули всего лишь в миллиметре от каблука.

Папочка! - судорожно цепляясь за ветки, вскрикнул Сенцов. Но и здесь его ждал неприятный сюрприз. Взглянув вверх, в густой темной кроне Петька увидел горящие круглые глаза и от ужаса едва не свалился вниз прямо в пасть велоцираптору.

Инна Ивановна быстро пришла в себя и сразу начала действовать. Минитюрная учительница истории накрылась папочкой и выскочила из-под колпака. Она отважно бросилась к опушке, на бегу вырвала из земли хвощ толщиной в руку и а весь мезозойский лес завопила:

Держись, Сенцов! Я иду на подмогу!

Динозавр от такой наглости опешил. Он растерянно посмотрел на маленькую Инну Ивановну и снова заревел, но его рев сразу потонул в многоголосом вопле шестого «б» класса.

Даешь динозавра! - закричала Зуева Таня и выскочила наружу.

Ур-р-ра! - подхватили девчонки и все как одна последовали за своей подругой.

Вперед на штурм велодрицинапопинса! - гаркнул Павлик и вместе с мальчишками бросился вперед.

Такого оборота событий велоцираптор явно не ожидал. Получив от хрупкой учительницы несколько раз хвощиной по морде, он испуганно отпрянул и помотал головой. Но когда к нему подбежала целая орава вопящих учеников, динозавр спасовал. Огромный хищник бежал с поля боя как заяц, и класс ещё некоторое время с гиканьем преследовал его. Они размахивали портфелями, и девчонки так пронзительно визжали, что все живое на много километров вокруг почтительно затихло.

Петька спустился с дерева бледный как стена. Вначале он не мог даже говорить, а только что-то мычал. Тут же выяснилось, что хищник забросил куда-то портфель Сенцова, но искать его в таких густых зарослях не стали.

Все марш под колпак! - поправив пальцем очки, скомандовала Инна Иванова. - Урок продолжается.

С тех пор Петька стал вести себя тише и скромнее. А ещё через месяц даже начал лучше учиться. Произошло это после того, как класс сводили на экскурсию в палеонтологический музей. Лекция была очень интересной, а в конце экскурсовод подвела ребят к витрине, показала на окаменевший портфель и сказала:

А это последняя сенсационная находка палеонтологов. Она изменила наше представление о динозаврах. Портфель нашли в пещере рядом с костями велоцираптора. Это значит, что данные динозавры были разумными и посещали школу. Ученые распилили окаменевший портфель и обнаружили там несколько тетрадей и школьный дневник, которым около ста миллионов лет. Теперь мы даже знаем имя этого велоцираптора. Его звали Сенцов Петр. Но надо сказать, что динозавр Сенцов был не совсем разумным. В его окаменелом дневнике и тетрадях мы обнаружили одни двойки. Благодаря этому ученые сделали вывод, что динозавры потому и вымерли, что не желали учиться.

Когда экскурсовод закончила, весь шестой «б» корчился от смеха. Не смеялся только один мальчик. Опустив голову, красный от смущения, он медленно вышел из музея и по дороге домой дал себе твердое слово, пойти и первый раз в жизни по-настоящему сделать уроки.

Советчик

Урок литературного чтения, 4 класс

Тема урока: Фантастические повести Кира Булычева о приключениях Алисы Селезнёвой

Урок внеклассного чтения

Технологии: критическое мышление, игровая технология, ИКТ

Материалы:

Здесь будет файл: /data/edu/files/o1449418527.rar (Материалы к уроку)

Планируемые результаты урока:

Ход урока:

1. Актуализация необходимых знаний

Урок начинается с работы с выставкой книг.

Учащиеся рассматривают представленную на слайде выставку книг и дают ей название. Затем учитель выводит название «Фантастические повести Кира Булычёва о приключениях Алисы Селезнёвой» на экран, а дети дополняют выставку принесёнными на урок книгами.

2. Мотивация учебной деятельности

Опираясь на название выставки книг, учащиеся формулируют тему урока, а затем, с помощью учителя, ставят перед собой задачи: уточнить знания о жанре прочитанных произведений, учиться рассказывать о главной героине, узнать интересные факты об авторе.

3. Организация познавательной деятельности обучающихся

Этап урока направлен на уточнение представлений учащихся о следующих терминах : фантастика, повесть, приключение. Сначала дети дают толкования слов, опираясь на свой опыт. Затем учитель постепенно выводит на экран фрагменты словарных и энциклопедических статей, в процессе анализа которых уточняются знания учащихся. Финалом работы является осознанное соотнесение литературоведческого термина с прочитанным произведением.


Следующий слайд позволяет продолжить разговор о приключениях Алисы и предназначен для воссоздания учащимися фрагментов содержания повести «Девочка, с которой ничего не случится» с целью уточнения понимания смысла прочитанного.

Детям предлагается разделиться на две команды и поучаствовать в игре «Крестики - нолики», правила которой сходны с правилами известной детской игры с тем же названием, но для того, чтоб поставить в выбранную клетку свой значок, команда должна дать ответ на вопрос, «спрятанный» под картинкой.

Кому и с какой целью профессор Селезнёв начал писать о приключениях Алисы?

Назовите жертву неудачного эксперимента, которую профессор Селезнёв повстречал в своём саду.

Кто из домашних питомцев Алисы умел разговаривать и читать?

«Я их хотела оставить себе. Я же не знала, что человечество их ищет». Кого Алиса принесла в корзинке с земляникой?

Опишите устройство, с помощью которого Алиса оказалась в гостях у писателя - фантаста Аркадия.

Мало кто верил в успех этого эксперимента, однако выдающееся событие показывали все телеспутники мира. Что за событие изображено на иллюстрации?

Какое событие прославило Алису и испортило репутацию биологам?

С помощью какого прибора, с кем и о чём беседует профессор Селезнёв?

Восстановив в памяти основные события повести, дети готовы к разговору о главной героине - Алисе Селезнёвой.


Дети говорят о том, чем заинтересовала их главная героиня прочитанных книг - Алиса Селезнёва. Затем учитель выводит на экран портреты Алисы, выполненные разными художниками-иллюстраторами, и предлагает обсудить следующие вопросы:

Какие черты Алисы отражены на разных иллюстрациях?

Какая иллюстрация особенно нравится и почему?

Какой портрет Алисы нарисовали бы сами?

Завершает работу по данному слайду составление рассказа об Алисе с опорой на план. Учитель обращает внимание на то, что такие качества, как доброта, отзывчивость, смелость, любознательность ценятся в русских народных сказках, в литературных произведениях разных жанров, созданных разными авторами в разные эпохи. Важны эти качества и в нашей повседневной жизни, не потеряют они своей ценности и через века.

Дети выбирают заинтересовавшие их вопросы и учатся пользоваться управляющими кнопками для получения ответа. В зависимости от выбранных вопросов, дети переходят к следующим слайдам:



4. Подведение итога урока

Подведение итога урока направлено, прежде всего, на популяризацию в классном коллективе образа читателя как любознательного, интересного, умного собеседника, с которым хотят дружить, советоваться, на осознание учащимися того, что каждый из них может быть таким человеком.

Источники

http://taleteller.ucoz.ru/publ/4-1-0-75

http://www.bibliogid.ru/authors/pisateli/bulychev

http://www.mielofon.ru/mis_alis/index.html

http://www.rusf.ru/kb/index.htm

Булычёв К. Заповедник сказок. - М.: «АСТ», 2004.

Материалы Первого установочного семинара для участников проекта «Успешное чтение» (12 - 14 ноября 2007 г., Санкт-Петербург).

Пеннак Д. Как роман. - М.: «Самокат», -2005

Энциклопедия для детей. Том 9. - М.: «Аванта+», 2000.

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...