Работоспособность учащихся. Фазы работоспособности на уроке


Как повысить работоспособность учащихся

на логопедических занятиях

Интенсификация учебного процесса, неблагоприятные экологические факторы, продолжительное воздействие сенсорно обеднённой среды закрытых помещений и ограниченных пространств, недостаток движения, чрезмерное увлечение методиками «интеллектуального» развития – приводит к ухудшению здоровья школьников. Все согласятся с тем, что обучение в школе – один из сложных моментов в жизни ребёнка, как в физиологическом так и в социально – психическом плане. Удельный объём нагрузок, по сравнению с дошкольным периодом сильно возрастает. В течение уже первого года обучения отмечаются неблагоприятные изменения в состоянии здоровья детей: из-за длительной работы с мелкими цифрами и буквами ухудшается зрение, из-за уменьшения подвижности и неправильной посадки за партой нарушается осанка, отмечается повышение или понижение артериального давления, наблюдается снижение массы тела, дети становятся раздражительными. Все эти нарушения свидетельствуют об утомлении и переутомлении детского организма.

Актуальность проблемы, профилактики утомления школьников, вызвана тем, что дети, проживающие на севере, находятся в суровых климатических условиях, где существует дефицит светового и ультрафиолетового излучения в зимнее время, что неблагоприятно сказывается особенно на младших школьниках, поскольку именно у них раньше наблюдается снижение работоспособности в процессе занятий и быстрее развивается утомление.

Опытный учитель может сразу заметить начальные признаки утомления: ребёнок не может сосредоточиться на задании, почерк становится небрежным, количество ошибок резко увеличивается и т.д.

Учебная деятельность не исключает утомления, но любое занятие должно строиться таким образом, чтобы утомление было минимальным, а случаи переутомления вообще исключались. Время же работоспособности увеличивалось от занятия к занятию.

У любой, выполняемой нами работы, существует несколько фаз: фаза врабатывания, фаза оптимальной устойчивой работоспособности, фаза снижения работоспособности (усталость), а перед окончанием работы наступает кратковременная фаза повышения работоспособности. Каждую из фаз можно изменить по продолжительности.

Общеобразовательные учреждения должны создать условия для удовлетворения биологической потребности школьников в движении, необходимо правильно определить максимальный объём учебной нагрузки учащихся. Учителя должны тщательно продумывать структуру урока. Она должна включать в себя несколько видов деятельности, а детей необходимо научить снимать напряжение, избавляться от усталости, т.е. правильно отдыхать.

На логопедические занятия дети приходят после уроков с группы продлённого дня, конечно уже уставшие, поэтому я начинаю занятия с массажа для ступней ног. Учащиеся заходят в кабинет босиком по массажной дорожке. Пройдя по ней, они погружаются в сухой бассейн с мячами. Именно здесь и начинается само занятие. Ребята знают: купаясь в бассейне необходимо отыскать мячи, к которым прикреплены задания или буквы, из которых необходимо будет собрать слово, а затем выполнить его фонетический разбор. Время пребывания в бассейне не более 3 – 4 минут, но поверьте этого достаточно, чтобы снять мышечную усталость, создать ситуацию интереса. Работоспособность устанавливается на относительно высоком уровне и держится в течение 10 – 15 минут. Чтобы удлинить эту фазу до 20 минут к концу первого полугодия обучения следует чередовать виды деятельности как можно чаще и разрешать выполнять некоторые задания как сидя за партой, так и стоя. После фазы оптимальной устойчивой работоспособности следует 5-минутный период отдыха.

Сначала снимаем напряжение с мышц глаз. Включается панно «Звёздное небо». Дети наблюдают за плавным мерцанием звёзд в течение 1 - 2 минут. Или предлагаю им выполнить зарядку для глаз. Для первого упражнения вам необходимо развесить над доской воздушные шары разных цветов и размеров.

Упражнение №1.

Поставьте локти на стол, положите подбородок на ладони, держите шею прямо. По команде логопеда переводите взгляд с зелёного шара на синий, затем на красный и т.д.

Упражнение №2.

Крепко зажмурьте глаза на 2 – 3 секунды, откроёте и посмотрите в окно. Ещё раз зажмурьте глаза, руки вытяните вперёд, откроите глаза и посмотрите на кончики пальцев.

Можно использовать гимнастику для глаз с применением компьютера, различные виды упражнений можно найти на дисках.

В конце проводим комплекс физкультминуток, который состоит из 3 -5 упражнений и включает в себя движения руками, сгибание и разгибание пальцев рук, потряхивание кистями, упражнения типа потягиваний, приседаний, прыжков. Никогда не используйте физкультминутки типа: учитель бросает мяч ребёнку и задаёт вопрос по изучаемой теме. Помните, что умственная работоспособность тоже достигла высоких пределов и нервной системе необходим отдых. Предложите детям выполнить следующий комплекс физкультминуток:

Физкультминутка №1.

Тянем руки к небу.

Машем другу Глебу.

Сыпим курам зёрнышки.

Гладим спинку кошечке.

Физкультминутка №2.

На носочки поднимись

И до неба дотянись.

А теперь присядь 5 раз

И станцуй с соседом вальс.

Физкультминутка №3.

На лесной поляне зайцы

Прыгали, резвились.

Вдруг подкралась к ним лиса –

Разбежались кто куда.

Физкультминутка может носить познавательный характер.

Медвежонок косолапый

Убежал вчера от мамы.

Долго по лесу блуждал…

И на озеро попал.

Видит - прыгает лягушка.

Цапля в камышах стоит

Шеей длинною вертит.

Жук скользит по водной глади.

«Как же маму отыскать мне?»

После проведённой вовремя физкультминутки, работоспособность сохраняется 10-15 минут, а к концу занятия предложите детям игру.

Применяю в своей практике и нетрадиционные методы снятия утомления, а именно ароматерапию. Ещё в 1939 году филолог Д.И.Шатентейн впервые обосновал и экспериментально доказал, что некоторые обонятельные раздражители влияют на многие функции и особенно на работоспособность. Снизить уровень утомления можно с помощью ароматов лаванды и розмарина, лимона и эвкалипта. Применять ароматизированные лампы можно только после консультации с врачом и с разрешением родителей. Логопед должен точно знать, что у учащихся, занимающихся на логопункте нет аллергии на ароматические масла.

Использование данных способов на занятиях позволило мне, надеюсь поможет и вам, уважаемые коллеги, повысить работоспособность учащихся и избежать их утомления.

Человек работает благодаря двум своим свойствам: способности формировать целенаправленную деятельность и работоспособности, в которой эта деятельность реализуется

. Работоспособность - характеристика имеющихся или потенциальных возможностей индивида выполнять целенаправленную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени

зависимости от форм трудовой деятельности различают физическую и умственную работоспособность. Физическая деятельность требует приложения значительных усилий организма умственная - характеризуется значительно меньшим, часто незначительным и нерегулярным применением двигательного аппарата, способствует замедлению обменных процессов, застойным явлениям, прежде всего в мышцах ног, ухудшение поставит. Ання мозга кислородом и т.п. (составляя 1,2-1,5% массы тела, мозг нуждается более 20% его энергетических ресурсов.

На работоспособность учащихся влияют личностные и организационные факторы. К личностных факторов принадлежат тип нервной деятельности, возраст, пол, состояние здоровья, эмоциональное состояние, тренированность, мотивация. Условия обучения, организация рабочего места и рабочей позы, соответствие средств обучения ергономи ичним требованиям, режим труда и отдыха является организационными факторами

Психофизиологические особенности детей 6-10 лет заметно влияют на изменения их физической работоспособности в течение урока, дня, недели и учебного года. Чем младшие школьники, тем заметнее колебания динамики и их работоспособности, на это не следует учитывать, планируя учебно-воспитательную работу. Работоспособность учащихся в течение дня или урока нестабильная, ей присущ фазовый развитие: вхождение, оптимальную работоспособность ь и утомление. Динамику работоспособности учащихся можно изобразить в виде кривой нормального распределения (рис 21 2.1).

. Фаза вхождения охватывает функциональную подготовку нервных и гуморальных механизмов управления будущим видом деятельности, постепенное настройки на нужный динамический стереотип, достижения необходимого уровня вегетат ных функций организма ее продолжительность зависит от характера деятельности. Считают, чем энергетически напряженная работа, темм короче есть эта фаза. Так, при тяжелой физической работы она длится 20-25 минут, а за умственной работы 1,5-2,5 часа. У учащихся сравнению с взрослыми эта фаза намного короче, что объясняют большей возбудимостью и функц национальные подвижностью нервной системы младей.

. Фаза оптимальной устойчивой работоспособности по физиологическим характеристикам принципиально отличается от фазы вхождения. В этот период осуществляется необходимое рабочее динамический стереотип, эффективная двигательная или умственная деятельность, сопровождается ся устойчивым достаточным уровнем вегетативных функций и оптимальными результатами деятельности. Продолжительность этого периода также зависит от возраста, состояния здоровья, характера и интенсивности работы. По спр иятливих условиях период оптимальной устойчивой работоспособности может длиться 70-75% рабочего времениасу.

По мере выполнения определенной деятельности работоспособность организма начинает постепенно снижаться. Начинается фаза утомления (снижение работоспособности), что характеризуется уменьшением показателей эффективности выполняемой работы, ухудшением функционального состояния организма и развитием усталости (последние 5-10 минут урока в начальной школе)

По видов деятельности, кроме названных фаз, оказывается еще т н фаза конечного порыва

. Фаза конечного порыва возникает тогда, когда работа заканчивается в фазе оптимальной работоспособности или при ее завершения. Она характеризуется срочной мобилизацией через мотивационную сферу дополнительных сил организма, эмоций ийним подъемом, гаммирования ощущение усталости и повышением работоспособности. Чем сильнее поощрительные стимулы деятельности, тем более выражены является фаза конечного порыва. В этом случае характер естественной динамикой ки работоспособности существенно изменяетсяься.

Итак, кривая динамики работоспособности учащихся в течение урока имеет определенные особенности. Фаза вхождения длится 5-10 минут и требует относительно небольшого напряжения. В период оптимальной устойчивой работоспособности который продолжается 20-30 минут, нагрузка должна быть максимальным (подача нового материала, его закрепления, выполнения самостоятельной работы и т.п.). Последние 5-10 минут урока относятся к фазе стомлюван ния, поэтому нагрузка надо уменьшать (рис 21 2.1).

Работоспособность учащихся меняется также в течение дня. Так, в большинстве младших школьников в первой половине учебного дня работоспособность сохраняется на относительно высоком уровне. Подъем работоспособности спо опасается после первого урока и продолжается до третьего конце третьего урока показатели работоспособности уменьшаются, а на четвертом и пятом уроках становятся совсем низкими. Итак, на первом уроке ва рто изучать сравнительно легкие предметы, на втором-третьего-м - сложные, а затем снова легкиеегкі.

Регулирование учебной нагрузки тесно связано с вопросом о степени сложности предмета для восприятия школьником. Этот показатель зависит от содержания конкретного урока, методики преподавания, склонны ности, способностей и уровня знаний учащихся, их эмоционального восприятия предмета, возраста, мастерства и личности учителя и др.. На основе многочисленных исследований гигиенистов предметы были классифицированы по ст аднистю; критерием классификации стало наличие объективных признаков утомления, которые появлялись после определенного урока. Для практического использования предложен такой распределение учебных предметов по степеней ем сложности в порядке ее снижения: математика, иностранный язык, физика, химия, история, родной язык, литература, естествознание, география, физкультура, трудовое обучение, черчение, рисование, пение. С томлюючимы есть учебные предметы, с которыми дети встречаются впервые (например, для учеников 2 класса - естествознание). В младшем школьном возрасте утомительным является урок чтения, поскольку процесс формирования нави чок чтения сложный и утомительный. Однако, при проведении чтения на втором уроке (период оптимальных возможностей организма) дневная динамика работоспособности лучше и результативнее (54,1%), чем при других условий (18,3%18,3%).

По особенностям динамики суточной работоспособности различают т н"голубей","жаворонков"и"сов""голубой"присуща двовершинна кривая динамики работоспособности: первый пик наступает примерно в 10-11 го от, в 14-15 час работоспособность уменьшается, в 17-18 час снова растет, понижуючись вечером"Совы"наиболее продуктивно работают в вечерние часы, а"жаворонки"- в утреннееіше працюють у вечірні години, а "жайворонки" - у ранкові.

Работоспособность учащихся меняется и в течение недели. В понедельник она несколько снижена из-за начала недельной фазы вхождения в учебную деятельность. У младших школьников максимумы работоспособности приходятся на в вторник и четверг. В пятницу этот показатель постепенно снижается вследствие утомления. Некоторые исследования показывают, что в пятницу у младших школьников наблюдается повышение работоспособности, обусловленное ем оцийним ожиданиям дней отдыха. За такими принципами меняется работоспособность детей и в течение учебного рок року.

Рассмотрена динамика работоспособности характерна для большинства здоровых учеников, которые являются успевающих в учебной деятельности. Однако, типологические и возрастные особенности организма детей определенной степени могут изменю юват динамику работоспособности. Кроме того, чем младший школьник, тем ниже уровень его работоспособности и короткий период оптимальной устойчивой трудоспособноститі.

Недельная динамика умственной работоспособности учащихся

У школьников 4, 6, 7 и 9 классов в первый день недели заметна фаза врабатывания в учебную деятельность, в то время как у учащихся 5, 8, 10 и 11 классов понедельник является днем высокой работоспособности. Снижение учебной активности, следовательно, работоспособности у школьников 4, 6 и 7 классов приходится на четверг, у учащихся 5, 8-11 классов - на пятницу.

Неустойчивость работоспособности в течение недели наблюдается у школьников 6, 7 и 9 классов, у них отмечены волнообразные колебания работоспособности. У учащихся 6 и 7 классов наблюдается пик работоспособности в среду и второй небольшой подъем в пятницу. У школьников 9 класса колебания работоспособности в течение недели выражены в меньшей степени, выявлялись два ее подъема - во вторник и в четверг. умственный работоспособность школьник

Нестабильность работоспособности является отражением напряженности регуляторных процессов в организме подростков, свидетельствует о функциональном напряжении, возникающим под воздействием учебной нагрузки, о невозможности быстрого восстановления функций у учащихся названных возрастных групп.

Дневная динамика умственной работоспособности учащихся:

У учащихся разного возраста динамика умственной работоспособности в течение учебного дня в разные дни недели различна при наличии определенной закономерности. Так, в динамике умственной работоспособности учащихся 11-13 лет отражается, что их организм с трудом мобилизует внутренние адаптационные резервы для достижения высоких результатов в процессе длительной напряженной работы. Если в понедельник в средних классах (5-7) снижение работоспособности наблюдается на 4-ом уроке, а пик работоспособности приходится на 2-3 уроки, то во вторник работоспособность нестабильна - спад работоспособности приходится на 3 и 5 уроках с подъемом на 4 уроке. В среду и в четверг работоспособность удерживается на стабильном уровне до 5 урока, затем снижается. В пятницу и субботу она снижается уже на 3 уроке. Таким образом, наиболее продуктивными для обучения днями недели у школьников 5-7 классов являются вторник и среда, в понедельник работоспособность выше, чем в пятницу.

В 8 классе по сравнению с 5-7 происходит некоторая стабилизация работоспособности: с понедельника по четверг спад ее наблюдается на 4-ом уроке, в пятницу и субботу - на 3-ем. В 9 и 10 классах динамика работоспособности сходна, в разные дни недели ее снижение наблюдается на разных уроках: в понедельник, вторник и четверг работоспособность снижается на 5-ом, в среду и пятницу - на 4-ом уроке, в субботу - на 4-ом и 3-ем. В среду и пятницу наиболее продуктивно учащиеся работают только на первых трех уроках. В 11 классе, при более высоком уровне работоспособности, чем у школьников другого возраста, динамика ее благоприятна для учебного процесса: с понедельника по четверг спад работоспособности происходит на 5-ом уроке, в пятницу - на 4-ом, в субботу - на 3-ем. Наиболее непродуктивными для учебной работы являются пятница для учащихся 5-8 классов и суббота для учащихся всех классов.

Достоверность разницы работоспособности по учебной активности учащихся средних и старших классов между понедельником и вторником несущественна. Согласно исследованиям, понедельник является днем высокой работоспособности, хотя по показателям учебной активности коллектива за учебный день в понедельник первый урок отмечался как урок врабатывания. Анализ динамики работоспособности в процессе урока показывает, что на первом уроке период врабатывания длиннее, чем на последующих, но в дальнейшем учебная активность учащихся повышается и утомление наступает позже, за счет чего суммарная активность учащихся на первом уроке изменяется несущественно по сравнению со вторым и третьим уроками. На втором и третьем уроках период врабатывания короче, учебная активность школьников выше. В другие дни недели на первом уроке период врабатывания короче, чем на первом уроке в понедельник.

В недельной динамике работоспособности у учащихся разных классов наблюдаются различия. У школьников 4 класса пик работоспособности приходится на вторник, второй подъем работоспособности наблюдается в пятницу. У учащихся 5-7 классов пик работоспособности приходится на среду. В 9 классе наблюдаются два подъема работоспособности - во вторник и четверг. В 8, 10 и 11 классах работоспособность с понедельника по четверг удерживается на стабильном уровне, снижение работоспособности происходит с пятницы. Наиболее непродуктивными для учебной работы являются пятница для учащихся 5-8 классов и суббота для учащихся всех классов.

Дневная динамика умственной работоспособности школьников разных классов в разные дни недели различна. У школьников средних классов (5-7) наблюдается нестабильность умственной работоспособности в течение учебного дня так же, как и в течение учебной недели: в понедельник работоспособность снижается на 4 уроке, во вторник снижается дважды - на 3 и 5 уроках, в пятницу и в субботу - на 3-ем. В 8 классе снижение работоспособности наблюдается с понедельника по четверг на 4-ом уроке, в пятницу и субботу на 3-ем уроке.

В 9 и 10 классах в понедельник, вторник и четверг снижение работоспособности наблюдается на 5-ом уроке, в среду и пятницу -на 4-ом, в субботу - на 4-ом и 3-ем. В среду и пятницу наиболее продуктивно учащиеся работают только на первых трех уроках.

В 11 классе динамика работоспособности благоприятна для учебного процесса: с понедельника по четверг, когда спад работоспособности происходит на 5-ом уроке, в пятницу работоспособность снижается на 4-ом уроке, в субботу - на 3-ем. У учащихся, для которых характерна слабая и средне-слабая сила нервной деятельности, в процессе учебной работы наблюдаются более выраженные неблагоприятные сдвиги умственной работоспособности, что может сказываться на результатах их обучения и состоянии здоровья.

Проблема работоспособности человека, и в частности учащихся, относится к числу важнейших проблем не только гигиены, но также физиологии, психологии и педагогики.

Гигиенистами эта проблема разрабатывалась и разрабатывается в непосредственной связи с другими проблемами гигиены детства, особенно состоянием здоровья и физического развития, рациональной организацией различных видов деятельности и отдыха детей и подростков.

Врачи, педагоги и общественные деятели, проявляя в разные периоды развития общества неизменно много внимания правильному решению оздоровительных и воспитательно-образовательных задач в отношении подрастающего поколения, прямо или косвенно затрагивали проблему работоспособности организма ребенка.

Стремление как-то влиять на работоспособность ребенка, оградить его от чрезмерного утомления впервые возникло, очевидно, с началом систематического общественного обучения детей, которое в России, если судить по записям Лаврентьевской «Повести временных лет» (от 988 г.) и Софийской первой летописи (от 1030 г.), начинается в IX и X веках. Уже в таких литературных памятниках старины, как «Поучение Владимира Мономаха детям», коншинский список - «Домострой», «Гражданство обычаев детских», «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению», «Регламент или устав духовный коллегии», встречаются указания об элементарных правилах личной гигиены.

В середине XIX века К. И. Грум-Гржимайло первый в России последовательно разработал (основываясь на своем богатом врачебном опыте) распорядок жизни учащихся.

С середины XIX - века в России и многих других государствах Европы появляются работы врачей-физиологов и педагогов, посвященные изучению режима дня учащихся, их учебной нагрузки, состояния здоровья и динамики работоспособности.

Именно с этого периода начинается систематическое накопление фактического материала, включающего не только результаты наблюдений, но и специально поставленных экспериментальных исследований, проведенных на учащихся учебных заведений разного типа. На основе фактов возникают научные гипотезы, нуждающиеся в проверке опытом.

Таким образом, постепенно формируется в самостоятельную научную дисциплину школьная гигиена , задачей которой становится правильное познание закономерностей жизни и деятельности детей, пока преимущественно школьного возраста, раскрытие путей использования выявленных закономерностей для рациональной организации обучения учащихся и охраны их здоровья.

В 1882 году В. Г. Нестеров изучает состояние здоровья воспитанников мужской гимназии и констатирует у 32% учащихся наличие различных нервных расстройств, распространенность которых прогрессивно нарастает от младших к старшим классам. В последних классах нервные расстройства встречаются у учащихся в 3-9 раз чаще, чем в первые годы обучения. Такое явление было поставлено в прямую связь с чрезмерным обременением учащихся учебной работой.

Аналогичные исследования были проведены в Дании, Швеции и других государствах. В этих исследованиях состояние здоровья учащихся было сопоставлено с условиями их обучения, главным образом с дневной учебной нагрузкой - числом часов, затрачиваемых на учебные занятия в школе и дома. Исследователи обратили внимание на большую распространенность заболеваний среди тех учащихся, которые затрачивали на ежедневные учебные занятия больше времени, чем в среднем приходилось на одного учащегося.

В ряде других работ было установлено ухудшение работоспособности учащихся во всех классах под влиянием учебной работы, что выражалось в нарастании числа ошибок в диктантах и при счете, снижении мышечной силы и кожной чувствительности.

И. А. Сикорский выявил, что к концу учебных занятий в классе, вследствие снижения способности различения букв, сходных по звучанию или начертанию, учащиеся делали ошибки в диктантах в среднем на 33% больше, чем в начале занятий. Эти описки и ошибки не зависели от знания правил правописания.

Ф. К. Телятник, используя методику дозирования работы, проследил изменение качественных показателей работоспособности учащихся от первого урока к пятому.

Дозированная работа включала: а) подсчет букв в печатном тексте, б) решение арифметических примеров, в) запоминание слов и чисел с последующим их написанием, г) припоминание слов и чисел, которые необходимо было запомнить при чтении текста и решении примеров. За эталон - 100% по каждому из четырех оцениваемых показателей - принималось число заданий, приходящихся на весь коллектив. С этим эталоном соотносился объем правильно выполненных заданий. Допустим, 24 человека решают по 4 задачи, тогда общее число их равно 96, что принимается за 100%. Если при этом правильно выполнено 76 заданий, то это составляет 79%.

Таким образом, Ф. К. Телятник получал показатели, отражающие, как он считал, состояние психических функций. В нашем же понимании дозированные задания позволяли выявить величину качественных показателей работоспособности организма. От первого урока (9 часов утра) к пятому (3 часа) у учащихся была выражена одинаковая направленность в изменении трех показателей в сторону их снижения на 7, 13, 24%.

Л. Бургерштейн установил снижение работоспособности учащихся от начала к концу астрономического часа. В течение этого часа учащиеся четырехкратно по 10 минут производили простые, вполне освоенные ими вычисления.

Процент ошибок от первых 10 минут работы к последним 10 минутам увеличивался в два раза, тогда как количество решенных примеров уменьшалось. Наиболее интенсивное ухудшение качества работы приходилось на третьи 10 минут. Следовательно, выраженное снижение работоспособности организма наступало у учащихся (12-13 лет) уже спустя первые полчаса работы.

Подобное же снижение работоспособности учащихся выявил Л. Гёпфнер, используя методику написания диктантов.

Р. Келлер, основываясь на наблюдениях Моссо, использовал эргографическую методику и исследовал динамику мышечной работоспособности у учащихся при умственной работе. Последняя требовала час времени и заключалась в чтении латинского и немецкого текстов. Из общего времени работы - 60 минут - чтение текста занимало 30 минут. Было установлено, что такая умственная работа приводит к снижению мышечной работоспособности. К концу первого часа работы величина показателя мышечной работоспособности снижалась на 7-23%; к концу же второго часа, несмотря на более чем часовой перерыв в умственной работе (покой), мышечная работоспособность падала на 25-39%. Чтение латинского текста представляло собой более напряженную умственную работу, чем чтение текста на родном языке.

Изменение мышечной работоспособности под влиянием работы исследовал у учащихся и Ф. Кемсиес, который установил снижение работоспособности мышц после непродолжительной умственной или физической работы. Уроки, требующие особенно большого умственного напряжения (математика, иностранные языки), влекут через короткое время снижение мышечной силы. Занятия географией, естествознанием, историей, как менее утомительные, не сказываются существенным образом на изменении силы мышц.

X. Грисбах выявил зависимость между продолжительностью учебных занятий детей и снижением у них кожной чувствительности (увеличение порога ощущения): через два часа после начала занятий порог увеличивался более чем в полтора раза, а после пяти уроков - более чем в два раза.

Т. Ваннод при исследовании учащихся средних общеобразовательных школ также получил данные, которые убедительно свидетельствуют о снижении у учащихся кожной чувствительности в течение учебного дня под влиянием умственной работы и постепенном повышении ее после длительного отдыха.

Исследования Л. Вагнера выявили аналогичную картину: порог ощущения у учащихся к концу уроков повышался и они покидали школу в состоянии сильного утомления.

В большинстве исследований этого периода использовалась только одна из трех частных методик - эргография, эстесиометрия, дозирование работы (подсчет букв, написание диктантов, решение задач, сложение цифр). Но уже тогда многие авторы указывали, что изучение состояния организма с применением только одной методики не дает в полной мере характеристики работоспособности детей. Многие работы при большом возрастном диапазоне (от 7-8 до 14-18 лет) объекта исследования имели крайне недостаточную количественную насыщенность отдельных возрастно-половых групп. Не уделялось необходимого внимания отбору испытуемых по их состоянию здоровья, физическому развитию, успеваемости. Одновременно с этим не всегда учитывались и экзогенные факторы (условия внешней среды в процессе учебных занятий, режим дня детей и пр.), которые так или иначе сказываются на работоспособности организма.

Таким образом, во многих исследованиях не соблюдались прочие равные условия, с чем, вероятно, и связаны зачастую противоречивые результаты, которые получали отдельные авторы.

Однако в меру своих знаний и сил гигиенисты, физиологи, педиатры, психиатры и педагоги стремились в законодательном порядке нормировать главным образом классные учебные занятия и улучшить условия их проведения, хотя многие рекомендации все же продолжали носить умозрительный характер.

Последнее объяснялось не только недостаточной тщательностью и последовательностью исследований, но в значительной мере и уровнем развития некоторых биологических наук.

Общая физиология, возрастные физиология и морфология, являющиеся естественнонаучной основой гигиены детей и подростков, в силу присущего им в то время развития не могли вооружить гигиенистов и педиатров теоретическими положениями, используя которые стало бы возможным более глубоко экспериментировать и объяснять результаты обобщения фактического материала.

Даже один из основоположников отечественной школьной гигиены Ф. Ф. Эрисман, считавший, что гигиена должна базироваться на данных физиологии, порой выдвигал ошибочные положения.

Эти положения были ошибочными именно потому, что физиология сама не располагала целым рядом известных нам теперь законов.

С открытием И. П. Павловым условного рефлекса становится очевидным, что основной функцией центральной нервной системы является образование положительных и отрицательных временных связей, обеспечивающих приспособление организма к непрерывно меняющимся и сложным условиям внешней среды.

Закономерности высшей нервной деятельности, вскрытые физиологами, являются исходными положениями, на основе которых становится возможным дать теоретическое обоснование необходимости последовательного чередования труда и отдыха детей. С позиции учения о стереотипии, о ценных условных рефлексах, рефлексах на время и обстановку, о ритмической деятельности, которая «особенно легка и выгодна» организму, находят свое объяснение гигиенические рекомендации о выполнении учащимися различных видов деятельности и отдыха в одни и те же часы.

Физиологическое учение о мозаичности коры головного мозга, возбуждении и торможении, иррадиации и концентрации, взаимной индукции наряду со специальными исследованиями состояния различных функций в процессе учебных занятий, труда и отдыха школьника позволяет обосновать целесообразность чередования различных видов деятельности для сохранения работоспособности на относительно высоком уровне в течение длительного времени.

Законами высшей нервной деятельности объясняется и преимущество активного отдыха перед неорганизованным пассивным отдыхом, необходимость нормирования активного отдыха по продолжительности и интенсивности физической нагрузки.

Одновременно с основными теоретическими положениями общей физиологии и физиологии высшей нервной деятельности гигиенисты, особенно с 40-х годов XX века, широко используют результаты возрастной физиологии и морфологии ребенка. Эти науки вооружают гигиену детей и подростков знаниями о росте и развитии организма ребенка, о его анатомо-физиологических особенностях на разных возрастных этапах развития. Без этих знаний не представляется возможным развитие школьной гигиены, разработка одной из важнейших ее проблем - проблемы работоспособности детей и подростков.

Только знание возрастных особенностей нервной системы, формирования костно-мышечной системы, становления двигательного и других анализаторов, особенностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем позволяют правильно подойти к изучению работоспособности организма и нормированию физических упражнений, занятий спортом, трудовой деятельности в дошкольном, школьном и юношеском возрасте.

Только знание основных законов высшей нервной деятельности, возрастных и типологических особенностей высшей нервной деятельности ребенка на разных возрастных этапах являются предпосылками правильного подхода к разработке педагогического процесса, к толкованию фактических результатов наблюдений и экспериментов, которые гигиенисты проводят в этом направлении.

Таким образом, опираясь на положения физиологии, на возрастную физиологию, морфологию и биохимию как на естественнонаучную основу школьной гигиены, гигиенисты выявляют и вскрывают закономерности изменения работоспособности и различных физиологических функций детей и подростков под влиянием эндогенных и экзогенных факторов.

На основании результатов наблюдений и экспериментов применительно к морфофизиологическим особенностям, функциональным возможностям и адаптивным способностям детского организма на разных этапах его формирования устанавливаются нормативные требования и правила. Эти требования и правила служат созданию условий оптимального взаимодействия растущего и развивающегося организма ребенка с непрерывно меняющимися факторами внешней среды.

Естественно, что создание оптимальных условий взаимодействия организма со средой не сводится лишь к приспособлению факторов внешней среды к морфофизиологическим особенностям и функциональным возможностям ребенка на том или ином этапе его развития. Создание оптимальных условий взаимодействия организма ребенка со средой предполагает также и систему целенаправленного активного влияния на рост и развитие ребенка, целенаправленного повышения его работоспособности и функциональных возможностей, расширение границ приспособления, повышение общей и иммунобиологической реактивности.

Основным методом исследования при решении всех этих задач является метод естественного эксперимента. Однако в работах гигиенистов естественный эксперимент применяется не в том его виде, в каком он был впервые введен в психологию А. Ф. Лазурским.

Гигиенисты не просто изучают ребенка в обычной обстановке, в которой он живет. Очень часто эта естественная обстановка не в полной мере отвечает требованиям гигиены. Это несоответствие может в той или иной мере исказить данные, которые исследователь полагал получить согласно рабочей гипотезе. Следовательно, естественный эксперимент должен быть гигиенизирован.

Сущность метода естественного эксперимента, используемого гигиенистами, сводится к изучению реакций организма на внешние факторы при обычных условиях жизни. Выявляются реакции организма с помощью разнообразных физиологических методик, а факторы среды - физико-химическими или микробиологическими методиками. Последние позволяют постоянно контролировать факторы внешней среды и приводить их там, где это возможно, в соответствие с гигиеническими нормативами и требованиями или строго учитывать отклонения. Чистота естественного эксперимента требует, чтобы и другие его условия были равными: физическое развитие и состояние здоровья исследуемых детей, их режим дня, особенно продолжительность сна, отдыха, регулярность и полноценность питания.

Такая организация естественного эксперимента позволяет, при широком использовании частных физиологических методик, выявить изменения в организме непосредственно под влиянием того или иного фактора, подлежащего изучению. Из частных физиологических методик в естественном эксперименте используется одновременно несколько, так как результаты исследования одной какой-либо функции не дают представления об изменениях организма в целом и, следовательно, не являются достаточными для нормирования того или иного действующего фактора. В большинстве исследований по нормированию учебных занятий, общественно полезного и производительного труда детей школьного возраста изучались общая и мышечная работоспособность, точность и координация движений, высшая нервная деятельность и вегетативная реактивность, состояние зрительных функций, порога слуховой чувствительности, физико-химический состав крови, гемодинамические сдвиги, общая и иммунобиологическая реактивность организма и др.

В большинстве исследований использовались те методики, которые не требуют много времени, в большей или меньшей мере адекватны действующему фактору, не утомляют сами по себе организм и не снижают его работоспособности.

В 50-е годы прошлого века исследование работоспособности и других физиологических реакций организма учащихся в целях разработки нормативных требований к организации различных видов деятельности нередко производилось комплексно гигиенистами нескольких институтов.

Особенно интенсивно проводились исследования работоспособности школьников начиная с 1950/51 учебного года. Результаты этих исследований являются основанием гигиенического нормирования учебной работы и трудовой деятельности учащихся.

Так, исследования работоспособности школьников первого класса показали, что наиболее эффективным для детей 7-летнего возраста является урок продолжительностью 30-35 минут.

Результаты экспериментальных исследований домашней учебной нагрузки школьников, изучения их работоспособности, зрительных функций и двигательной хронаксии в течение учебного дня явились основанием к нормированию продолжительности приготовления уроков учащимися I, III, IV, V, VII и IX классов.

Динамика работоспособности, функциональных изменений высшей нервной деятельности и координации движений у учащихся, выявленная в процессе учебных занятий, труда, физических упражнений, показала, насколько велико гигиеническое значение чередования различных видов деятельности не только в течение дня, но и недели.

Было выяснено, что эффект переключения с одного на другой, качественно иной вид деятельности зависит от предшествовавшего ей функционального состояния центральной нервной системы.

Подобная же зависимость отмечена в исследованиях по установлению наиболее эффективной продолжительности, содержания и условий проведения отдыха учащихся в процессе учебных занятий и в перерыве между занятиями в школе и приготовлением уроков. Специальные исследования работоспособности, высшей нервной деятельности и вегетативной реактивности проводились с целью нормирования продолжительности сна практически здоровых учащихся, школьников, страдающих туберкулезом и ревматизмом , а также детей с функциональными отклонениями в состоянии нервной системы.

Изучалась также работоспособность учащихся, страдающих туберкулезной интоксикацией, ревматизмом и обучающихся в массовой школе или специальных лечебно-оздоровительных учреждениях, в целях нормирования их учебной нагрузки и труда.

Результаты исследования динамики работоспособности и других физиологических реакций у воспитанников школ-интернатов и у учащихся школ с продленным днем показали, что в I-IV классах возможно перенести самостоятельное выполнение уроков на первую половину учебного дня (до 14 часов). При этом после трех уроков с учителем организуется часовой перерыв, который дети проводят на воздухе в играх малой и средней подвижности. После такого высокоэффективного активного отдыха, способствующего подъему работоспособности и восстановлению оптимального уровня других физиологических функций организма, учащиеся возвращаются в свое учебное помещение и в присутствии учителя самостоятельно выполняют задания. Занятия физической культурой, трудом, пением проводятся после 16 часов.

На основании изучения динамики общей и мышечной работоспособности, координации движений и вегетативных функций организма детей и подростков в процессе их общественно полезного и производительного труда стало возможным выявить наиболее целесообразные формы организации этого вида деятельности учащихся среднего и старшего школьного возраста.

Сравнительное изучение динамики работоспособности юношей и девушек при работе их в разных условиях организации выявило гигиеническое преимущество учебно-производственных мастерских.

В учебно-производственных мастерских при школах могут быть обеспечены более высокие гигиенические условия (оптимальная освещенность рабочих мест, комфортный микроклимат, меньшие уровни шума) и более целесообразно организован сам труд.

В основу нормирования режима труда и установления соответственных норм выработки учащихся сельских школ в ученических производственных бригадах по профилям овощевод, полевод, механизатор, садовод-виноградарь также были положены результаты изучения динамики работоспособности и вегетативных функций организма юношей и девушек 15-17 лет в процессе труда при тщательном контроле за метеорологическими условиями, отдыхом и всем режимом дня.

Динамика работоспособности организма работающих подростков - учащихся вечерних школ - и изменение у них вегетативной реактивности явились основанием к разработке гигиенических рекомендаций, касающихся организации учебных занятий, продолжительности и содержания отдыха после окончания работы и перед началом занятий юношей и девушек в вечерней школе.

Состояние и динамика так называемой «общей» работоспособности организма, изменение зрительных функций, силы, выносливости к статическим и динамическим нагрузкам, координации движений и т. д. явились основаниями для нормирования таких факторов внешней среды, как уровня естественной и искусственной освещенности учебных помещений, внешнего оформления учебных книг и наглядных пособий, размеров и веса автоматических ручек для учащихся начальной школы, оборудования классных комнат и кабинетов черчения, планировки и благоустройства школ и школ-интернатов, воздушно-теплового режима гимнастических залов и классных комнат, окраски учебной мебели и оборудования школьных слесарных мастерских.

Таким образом, изучение динамики работоспособности и других физиологических функций организма детей и подростков позволило гигиенистам нормировать в возрастном аспекте основные виды деятельности учащихся различных школ (городская и сельская массовая общеобразовательная школа, школа с продленным днем, школа-интернат), лечебно-оздоровительных учреждений разного профиля, вечерней (сменной) школы, а также рекомендовать для практического использования примерные распорядки дня, разработанные с учетом местных условий.

Придерживаясь этих гигиенических рекомендаций, учебно-воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение может поддерживать работоспособность воспитанников на относительно высоком уровне и повысить благодаря этому эффективность обучения, а также более успешно решать задачу укрепления здоровья и совершенствования функциональных возможностей подрастающего поколения.

Вы не когда не задумывались о том, что такое работоспособность и от чего она зависит? Что заставляет некоторых людей трудится непокладая рук, а других при первой же возможности всячески избегать работы, чтобы лишний раз дать своему организму передохнуть? Людей, которые быстро устают, мы зачастую несправедливо называем «лентяями», других же с насмешкой – «трудоголиками». В чем кроется причина

столь разного отношения к работе? В этом случае мы не можем утверждать, что это зависит только от личных качеств, силы воли, физических возможностей или какой-либо совокупности определенных качеств.

Работоспособность – это некое функциональное состояние нашего организма, или другими словами – физиологическое состояние организма и его систем. Из данного определения можно сделать вывод, что работоспособность зависит от множества факторов, так как очевидно, что состояние организма и его систем – не одно и то же. Ведь одно дело говорить о функциональном состоянии ЦНС или состоянии зрительной, двигательной или прочих систем, а другое – о функциональном состоянии человека как целостной его характеристике. Задачей своей контрольной работы я вижу раскрыть тему «Работоспособность учащихся профессиональных образовательных учреждений и приёмы её активизации»

Поставленную мною задачу я попытаюсь решить в данной контрольной работе при помощи всевозможных статей, учебников и другой научной литературы, которая может дать нам определенные ответы, на интересующие нас вопросы.

Работоспособность учащихся профессиональных образовательных учреждений и приемы её активизации

Отчего одним интересно учиться, а другим – нет? Почему одни активно работают на уроке, а другие – нет? Что необходимо сделать, чтобы побудить учащегося к учению, его стремлению, желанию владеть знаниями и способами познавательной деятельности? Мотивы учения являются причиной определенного отношения к учению. Слово «мотив» означает «двигаю», она выражает направленность активность человека. В психологии термин «мотив» означает осознанное побуждение человека к деятельности. Однако в основе активного отношения к учению лежат не только положительные мотивы учения. Мотивы связаны с совокупностью важнейших целей, которые ставит человек в жизни. Чем цели значительнее, чем глубже в них воплощается смысл жизни, тем в большей степени они определяют направленность мотивов. Цель – это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека. Плодотворная учебная деятельность всегда целенаправленна, поэтому у учащихся должны быть сформированы не только мотивы учения, но и умения самостоятельно ставить цели учения, стремление к достижению своих целей. Следовательно, плодотворная активная деятельность учащихся предполагает наличие у них и целей, и мотивов учения.

Но будет ли учащийся ставить цели, что-то делать, к чему-то стремиться, не испытывать при этом нужды в знаниях? Нет. Чтобы учащийся активно приступил к работе, к выполнению учебного задания, он должен осознать значение предстоящей деятельности как необходимой, нужной для него. Точнее говоря, он должен испытывать потребность к ней.

Можно сказать, что активным в учении будет тот учащийся, который осознает потребность в знаниях, у которого сформированы мотивы учебной деятельности, развито умение ставить цели и стремление добиваться их. Все это составляет рабочую учебную деятельность учащихся, которая представляет собой систему целей, потребностей и мотивов, побуждающих человека овладевать знаниями. Эта деятельность – основная для учащегося.

Вторым ведущим видом деятельности в ПТУ является труд. Работоспособность труда представляет собой систему целей, потребностей и мотивов, которые побуждают человека совершенствовать свои профессиональные знания и мастерство, сознательно относиться к труду и его результатам, быть активным в трудовой деятельности. В труде выражается степень связи интересов личности с интересами общества. Это система – основная для работающего человека.

Что же представляет собой рабочая деятельность учащегося профтехучилища? По своему социальному статусу он уже не школьник, но ещё и не рабочий. В отличии от школьника (ведущая деятельность - учебная) и рабочего (ведущая деятельность - труд) у него две взаимосвязанные ведущие деятельности: учение и производительный труд. Назначение учебной деятельности – обеспечить эффективную профессиональную подготовку и общее развитие учащегося. Главное же назначение производительного труда в профтехучилищах не только в получении материального продукта труда, но и в том, чтобы в процессе труда учащийся формировал новые и развивал имеющиеся профессиональные способности, качества личности, присущие производству. Эти две деятельности объективно слиты в едином учебно-воспитательном процессе профтехучилища. Субъективно, в сознании учащегося, отношение к ним отражается в рабочей учебно-трудовой деятельности.

Работоспособность учащегося ПТУ – это качественно иной тип работоспособности обеспечивающий такое единство целей, потребностей и мотивов учебной и трудовой деятельности, которая побуждает учащегося активно овладевать общим и профессиональным образованием, стремиться как к общему, так и к профессиональному совершенствованию. Учащийся с высокоразвитой работоспособностью проявляет интерес как к учебной, так и трудовой деятельности.

На практике распространено мнение, что интерес к учению и другие мотивы учебной деятельности должны формировать преподаватели, а мастера производственного обучения формируют профессиональные знания и навыки. Социальная роль труда порой выпадает из поле зрения как тех, так и других. Взаимосвязь общего и профессионального образования и производительного труда остаётся в этом случае декларацией. Для подготовки современного квалифицированного рабочего необходимо, чтобы постоянно уделяли внимание формированию работоспособности учебной и трудовой деятельности и преподаватели, и мастера производственного обучения. Только при этом условии сформированные мотивы труда будут важным фактором развития работоспособности учебной деятельности как в теоретическом обучении, так и в производственном. Тесная связь преподавания общеобразовательных предметов обучения, но и воспитания у учащихся социально значимых черт личности.

Итак, сущность работоспособности заключена прежде всего в содержании целей, потребностей и мотивов, в характере связей и отношений между ними. У одних учащихся цели учения в профтехучилище состоят в том, чтобы быстрее стать самостоятельными, получить профессию, другие стремятся быстрее овладеть специальностью и получить при этом среднее образование, третьи не стремятся учиться, но они вынуждены это делать, чтобы избежать порицания своих родителей, преподавателей, мастера, четвертые, наоборот, увлечены учением, стремятся стать квалифицированными рабочими. Таким образом, характер работоспособности зависит от сознательно поставленной учащимися цели.

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...