Что такое трут? Значение слова. Трудовая деятельность


сознательный процесс человеческой деятельности, фактор производства, все умственные и физические затраты, совершаемые людьми в процессе производства. Характеризуется численностью работников, их квалификацией, длительностью и интенсивностью выполнения производственных функций. Специфика условий сельскохозяйственного труда обусловливает его большую сезонность (особенно в земледелии) в результате несовпадения периода производства и рабочего периода, многообразия выполняемых работ в сельском хозяйстве. Конечные результаты труда в сельском хозяйстве во многом зависят от природно-климатических и социально-экономических условий, территориального размещения предприятия. Аграрный труд имеет особенности, обусловленные спецификой производственной среды и экономических отношений в сельском хозяйстве. Поэтому аграрный труд отличается большей сложностью и вероятностным характером его результатов по сравнению с промышленным трудом, что накладывает существенный отпечаток на его организацию и эффективность. Аграрный труд социально неоднороден: он используется как в общественном производстве сельскохозяйственного предприятия, так и в личном подсобном хозяйстве работников села. В условиях рыночных отношений человек - субъект труда может реализовать свой трудовой потенциал двояко: либо на основе самозанятости, т. е. когда он выступает как самостоятельный товаропроизводитель, реализующий свою продукцию на рынке; либо как наемный работник, предлагающий свои услуги товаропроизводителю, субъекту собственности. В этом случае совершается обмен по принципу: квалификация и рабочее время работника на заработную плату и прибыль. Определяя цели, способы и результаты труда, товаропроизводитель решает три главных вопроса: какие продукты, в каком количестве и когда должны быть произведены; как эти продукты надо произвести, из каких ресурсов, с помощью каких технологий; для кого эти продукты должны быть произведены. Следовательно, первый вопрос предопределяет труд как сознательную деятельность, второй - как целесообразную, рациональную деятельность, третий - как общественно полезную деятельность. Виды труда: живой и овеществленный; необходимый и прибавочный; физический и умственный; конкретный и абстрактный. Предметы труда: земля, сырье и материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия и пр. Средства труда: машины, различное оборудование и передаточные устройства, приспособления, организационная оснастка рабочего места и др. Особенности труда в сельском хозяйстве: труд в сельскохозяйственном производстве направлен на выращивание растений и обслуживание животных, что требует элементарных знаний биологических закономерностей, учета их требований, внимательного и заботливого отношения, использования накопительного опыта; труд связан с различными рисками; в отрасли значителен удельный вес ручного труда; ограниченные сроки выполнения работ вызывают необходимость осуществлять рабочие процессы при неблагоприятных погодных условиях; сезонный характер производства вызывает неравномерность использования труда (чрезмерная нагрузка в одни периоды и недогрузка в другие); труд в сельском хозяйстве осуществляется в течение года, а результат, т. е. произведенная продукция, получается раз в год, как правило, это продукция растениеводства; труд используется как в общественном, так и в личном подсобном хозяйстве, которое является значительным источником доходов населения при относительно низком уровне заработной платы; одно и то же количество одинакового качества и интенсивности на разных по плодородию почвах дает неодинаковое количество продукции, при этом в одинаковых условиях по плодородию, но в разные по погодным условиям годы результаты труда также различны.

целесообразная деятельность человека, в процессе к-рой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей. Т. представляет собой единство трех моментов: 1) целенаправленной, целесообразной деятельности человека или собственно труда; 2) предметов; 3) средств труда.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ТРУД

целесообразная, сознательная деятельность, в процессе которой человек при помощи орудий Т. осваивает, изменяет и приспосабливает к своим целям предметы природы. Т. как обмен веществ между человеком и природой означает, что человек использует механические, физические и химические свойства предметов и явлений природы и заставляет их взаимно влиять друг на друга для достижения заранее намеченной цели. При этом, трудовой деятельности присущи, как отмечал Маркс, опосредствующая, регулирующая и контролирующая функции, изменяющиеся по мере развития науки и техники.

Используя ручную, ремесленную технику и эмпирические познания, человек устанавливал новые взаимосвязи между предметами природы и ее процессами и таким образом осуществлял обмен веществ с природой (опосредствующая функция). Машинная техника и естественно-научные познания позволили человеку оказывать влияние на взаимодействие между различными природными явлениями и предметами (регулирующая функция). И наконец, современная научно-техническая революция дает ему возможность овладевать, контролировать внутренний механизм явлений и предметов природы (контролирующая функция). В этом случае, содержание Т. выявляется в конкретной определенности трудовых функций, обусловленных техникой, технологией, организацией производства и мастерством работника. Оно отражает способ соединения производителя со средствами производства, определяемый уровнем развития производительных сил, центральное звено которых - человек. Будучи естественным условием жизни, Т. всегда осуществлялся в рамках исторически определенных общественных отношений, накладывающих отпечаток на его характер.

Характер Т. отражает способ соединения производителя со средствами производства, обусловленный господствующими в данном обществе отношениями собственности. Например, в рабовладельческом обществе раб и средства Т. соединились как собственность рабовладельца, и это порождало личную зависимость трудящегося от того, кто присваивал результаты его Т. В обществе, основанном на частной собственности на средства производства, работник может соединяться с ними, продавая свою рабочую силу. Поэтому характер Т. в таком обществе отражает условия найма рабочей силы. Характер Т. отражает его социально-экономическую природу в обществе, находящемся на определенной ступени развития. С этой точки зрения как качественно различные могут рассматриваться такие исторические формы Т., как рабовладельческий, феодальный и различные формы наемного Т.

Характер Т. обусловливает цели общественного производства в широком диапазоне (от простого увеличения прибыли до возведения во главу угла роста материального и духовного благосостояния трудящихся), а в сфере распределения - продукции, в которых общественное богатство распределяется между различными стратами в обществе. Что же касается количества этого богатства, то оно зависит от уровня развития производительных сил.

Содержание и характер Т. представляют собой единство двух сторон одного и того же явления, сущность и форму общественного Т. и определяются как парные категории. Общее, что их объединяет, - это способ связи производителя со средствами производства; различие же их состоит в том, что содержание Т. развивается в зависимости от уровня развития производительных сил, а характер Т. - от состояния экономических отношений в обществе. Для феодального общества был характерен ремесленный Т., основанный на применении ручного инструмента и эмпирической технологии. Квалификация ремесленника непосредственно зависела от сложности предмета Т., а следовательно, и функций по его обработке. Кто желал быть мастером, вынужден был овладеть ремеслом во всей его полноте. Особенности Т. ремесленника обусловливали и специфику его подготовки, которая фактически исключала теоретическое обучение и приобрела характер практического ученичества, растянутого на долгие годы. Универсальность трудовых функций влекла за собой высокую ремесленную квалификацию. Однако эта квалификация сочеталась с низким культурным уровнем работника, обусловленным низким уровнем тогдашних знаний о мире, а также тем, что общее образование для большинства ремесленников было непродолжительными или вовсе отсутствовало. Успех дела в ремесленном производстве зависел прежде всего от таланта ремесленника, его личностных качеств и способностей. Приобретая высокую профессиональную культуру путем многолетней выучки, являясь производителем и предпринимателем, производящим и продающим свой товар, ремесленник выступал субъектом, творцом культуры, но на той низкой культурной и технической основе, которая обусловила чрезвычайно медленное организационно-техническое развитие.

Переход к машинному производству вызвал развитие капиталистических отношений, связанных с использованием наемного Т., в содержании Т. рабочего произошли глубокие качественные изменения, в которых реализуется важнейшая закономерность технического прогресса, - а именно, передача опосредствующих функций от человека к машине. Машинное производство знаменует собой начало превращения науки в непосредственную производительную силу и приобщение рабочего к научно-техническим достижениям, необходимым для управления машиной. Эмпирический опыт в Т. продолжает играть значительную роль, но ограничиться им рабочий уже не может. От него требуется известный уровень общего и специального образования, определенный объем профессиональных знаний, а наряду с этим, владение достаточно сложными навыками физического Т.

В современных условиях, когда значительно больше прибыли "выжимается" из квалификации, нежели из физической силы, целесообразно формировать универсальную рабочую силы с высоким уровнем образования. Технический уклад отечественного производства в нынешних условиях неоднороден. В технике, технологии и организации Т. сосуществуют и переплетаются, во-первых, остатки прошлого - значительные объемы ручного неквалифицированного и тяжелого физического Т.; во-вторых, основа нынешнего производства - комплексно-механизированный Т.; в-третьих, генеральная цель научно-технического прогресса - автоматизированный Т. Это обусловливает разнотипность Т. совокупного работника с точки зрения его содержания и вместе с тем сохранение в современном производстве тех типов Т., которые исторически сменили друг друга. Если в основе смены типов Т. лежит технический прогресс, то главная причина их сосуществования - его неравномерность, переплетение в техническом базисе производства техники прошлого, настоящего и элементов техники будущего. Неравномерность развития техники, технологии и организации производства в разных отраслях, на различных промышленных предприятиях обусловливает сохранение массовости неквалифицированного ручного и тяжелого физического Т., не способствующего социальному и профессиональному развитию трудящихся.

Общественная ситуация такова, что на нынешнем этапе отечественное производство пока что нуждается в 70% носителей преимущественно физического и в 30% преимущественно умственного Т. Деление на эти роды Т. при современном уровне развития производительных сил пока что имеет место, и различие по роли в общественной организации Т. работников, занятых указанными родами Т., выступает в нынешних условиях как различие социальное и культурное. Социальность различий проявляется в том, что физический и умственный, квалифицированный и неквалифицированный Т. диктуют различные требования к уровню общего и специального образования и профессиональной подготовки работников, их профессиональной культуре, и создают различные возможности для реализации профессиональных и личностных способностей в процессе трудовой деятельности.

Основными законами, управляющими развитием общественного Т., являются законы разделения и перемены Т. и усиливающий их взаимодействие закон конкуренции. Содержание закона разделения Т. состоит в том, что общественные формации порождают свои способы разделения Т. и каждая новая формация добавляет присущие лишь ей новые виды разделения Т., вытекающие из уровня развития производительных сил и природы экономических отношений. Прокладывая себе дорогу стихийно и в то же время как объективная необходимость, данный закон определяет динамику разделения Т. на его различные виды (физический и умственный, промышленный и сельскохозяйственный, квалифицированный и неквалифицированный, исполнительский и управленческий и др.) и одновременно - основу деления общества на социальные группы занятых названными видами Т. и отношения между группами в зависимости от их социального статуса и престижа Т. С законом разделения Т. связан закон перемены Т., возникший в процессе замены мануфактурного производства машинным, когда возникла необходимость формирования гибкой, универсальной, многосторонне развитой рабочей силы, способной к перманентному обучению и переобучению в ходе изменения производственных процессов. Непреложное требование закона перемены Т. - ускоряющаяся подвижность трудовых функций. Объективным законом, влияющим через отношения субъектов собственности на взаимодействие законов разделения и перемены Т., выступает закон конкуренции, принуждающий капитал, по выражению Маркса, напрягать производительные силы Т., потому что он напрягал их раньше. Ареной закона конкуренции становится все общественное производство в процессе его перманентной революционизации.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Труд — это деятельность, направленная на развитие человека и преобразование ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага. Такая деятельность может осуществляться либо по принуждению, либо по внутреннему побуждению, либо по тому и другому.

Социологические функции труда:

Социально-экономическая функция заключается в воздействии субъектов труда (работников) на объекты и элементы природной среды (ресурсы) с целью их преобразования в предметы удовлетворения потребностей членов общества, то есть в материальные блага и услуги.

Продуктивная функция заключается в удовлетворении потребности людей в творчестве и самовыражении. Благодаря этой функции труда создаются новые предметы и технологии.

Социально-структурирующая функция труда заключается в дифференциации и интегрировании усилий людей, участвующих в трудовом процессе. С одной стороны, закрепление за разными категориями участников трудового процесса различных функций ведет к дифференцированию и созданию специализированных видов труда. С другой стороны, обмен результатами трудовой деятельности ведет к установлению определенных связей между разными категориями участников трудового процесса. Таким образом, данная функция труда способствует созданию социально- экономческих связей между различными группами людей.

Социально-контролирующая функция труда обусловлена тем, что труд организовывает сложную систему социальных отношений, регулируемую посредством ценностей, норм поведения, стандартов, санкций и др., представляющих собой систему социального контроля трудовых отношений. К ней относятся трудовое законодательство, экономические и технические нормативы, уставы организаций, должностные инструкции, неформальные нормы, определенная организационная культура.

Социализирующая функция труда связана с тем, что трудовая деятельность расширяет и обогащает состав социальных ролей, образцов поведения, норм и ценностей работников, что позволяет людям чувствовать себя полноправными участниками общественной жизни. Данная функция дает людям возможность приобрести определенный статус, ощутить социальную принадлежность и идентичность.

Социально-развивающая функция труда проявляется в воздействии содержания труда на работников, коллективы и общество в целом. Этот связано с тем, что по мере развития и совершенствования средств труда происходит усложнение и обновление содержания труда. Данный процесс обусловлен творческой природой человека. Таким образом, происходит повышение требований к уровню знаний и квалификации сотрудников практически во всех отраслях современной экономики. Функция обучения работников является одной из приоритетных функций управления персоналом современной организации.

Социально-стратификационная функция труда является производной от социально-структурирующей и связана с тем, что результаты различных видов труда по- разному вознаграждаются и оцениваются обществом. Соответственно одни виды трудовой деятельности признаются более, а другие — менее важными и престижными. Таким образом, трудовая деятельность способствует формированию и поддержанию доминирующей системы ценностей в обществе и выполняет функцию ранжирования участников трудовой деятельности по рангам — ступеням стратификационной пирамиды и лестницы престижа.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что трудовая деятельность обусловливает ряд взаимосвязанных социальных и экономических явлений и процессов в современном обществе. Изучение позволяет выявить наиболее эффективные пути управления организации.

Основные категории науки о труде

  • сложность труда;
  • профессиональная пригодность работника;
  • степень самостоятельности работника.

Первый признак содержания труда — сложность . Понятно, что труд ученого сложнее, чем труд токаря, а директора магазина — труда кассира. Но для обоснования меры оплаты различных видов труда требуется их сравнение. Для соизмерения сложного и простого труда применяют понятие "редукция труда". Редукция труда — это процесс сведения сложного труда к простому для определения меры оплаты труда различной сложности. С развитием общества увеличивается доля сложного труда , что объясняется повышением уровня технической оснащенности предприятий и требований к образованию работников.

Отличия сложного труда от простого:
  • выполнение работником таких функций умственного труда, как планирование, анализ, контроль и координация действий;
  • концентрация активного мышления и целеустремленное сосредоточение работника;
  • последовательность в принятии решений и действий;
  • точность и адекватная реакция организма работника на внешние раздражители;
  • быстрые, ловкие и разнообразные трудовые движения;
  • ответственность за результаты труда.

Второй признак содержания труда — профессиональная пригодность . Ее влияние на результаты труда обусловлены способностями человека, формированием и развитием его генетических задатков, удачными выбором профессии, условиями развития и отбора кадров. Существенную роль в профессиональном отборе играют специальные методы определения профессиональной пригодности.

Третий признак содержания труда — степень самостоятельности работника — зависит как от внешних ограничений, связанных с формой собственности, так и внутренних, диктуемых масштабом и уровнем сложности работы. Уменьшение ограничений в принятии решения при повышении меры ответственности означает большую свободу действий, творчество и возможность неформального подхода к решению проблем. Самостоятельность работника выступает критерием уровня самосознания развитой личности, ее меры ответственности за результаты работы.

Характер труда как категория науки о труде представляет отношения между участниками трудового процесса, которые влияют и на отношения работника к труду, и на производительность труда. С точки зрения характера труда различают, с одной стороны, труд предпринимателя и, с другой стороны, труд наемный, коллективный или индивидуальный. Труд предпринимателя отличается высокой степенью самостоятельности в принятии решения и его осуществлении, а также высокой мерой ответственности за результаты. Наемный труд — это труд работника, призванного по условиям соглашения выполнять должностные обязанности по отношению к работодателю.

Современная наука о труде

Современная наука о труде включает ряд основных дисциплин:

  1. традиционно включает проблемы производительности и эффективности труда, трудовых ресурсов, рынка труда и занятости, доходов и заработной платы, планирования численности, проблемы нормирования труда.
  2. Экономика персонала исследует поведение работников при выполнении ими должностных обязанностей. Дисциплина изучает влияние различных факторов на результативность труда.
  3. Медицина труда — изучает связанные с трудом факторы, которые могут вызвать травмы, заболевания или причинить другой вред здоровью работника.
  4. Физиология труда исследует функции человеческого организма в процессе труда: физиология двигательного аппарата, выработка и тренировка трудовых навыков, работоспособность и ее регуляция, санитарно-гигиенические условия труда, тяжесть труда.
  5. Психология труда исследует требования к психике человека, связанные с его отношением к работе.
  6. Управление персоналом изучает проблемы планирования численности, отбора, обучения и аттестации персонала, мотивации труда, стилей управления, взаимоотношений в трудовых коллективах, процедур управления.
  7. Социология труда изучает воздействие работников на общество и наоборот — общества на работника.
  8. Педагогика труда как наука рассматривает вопросы обучения работников.
  9. Эргономика изучает организацию процесса приспособления средств труда к особенностям, возможностям и пределам человеческого организма.
  10. Менеджмент труда изучает основы проектирования трудовых процессов рабочих мест. Рассматриваются такие вопросы, как выявление потребности в персонале, вербовка и выбор персонала, задействование работников, их высвобождение, развитие, контроллинг персонала, т.е. управление, координация и информирование структурирование работ, политика вознаграждения, участие в успехе, управление затратами на персонал и руководство сотрудниками.
  11. Безопасность труда исследует комплекс проблем, связанных с обеспечением безопасной трудовой деятельности.
  12. Трудовое право анализирует комплекс юридических аспектов труда и управления. Это особенно важно при найме и увольнении, разработке систем поощрений и наказаний, решении имущественных проблем, управлении социальными конфликтами.

Основы современной экономики труда

Экономика труда — изучает экономические закономерности в области трудовых отношений, в том числе специфические формы проявления сущности труда, такие, как организация, оплата, эффективность и занятость.

Объектом изучения экономики труда является труд — целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных благ и оказание услуг.

Предмет экономики труда — социально-экономические отношения, складывающиеся в процессе труда под влиянием различных факторов — технического, организационного, кадрового и иного характера.

Целью экономики труда являются исследования в области управления человеческими ресурсами.

Главная задача экономики труда — изучение сущности и механизмов экономических процессов в сфере труда в контексте жизнедеятельности человека и общества.

Пути повышения эффективности трудовой деятельности

Один из наиболее важных элементов повышения эффективности трудовой деятельности человека — совершенствование умений и навыков в результате трудового обучения. С психофизической точки зрения производственное обучение представляет собой процесс приспособления и соответствующего изменения физиологических функций организма человека для наиболее эффективного выполнения конкретной работы. В результате тренировки возрастают мышечная сила и выносливость, повышаются точность и скорость рабочих движений, быстрее восстанавливаются физиологические функции после окончания работы.

Рациональная организация рабочего места

Рациональная организация (обеспечение удобной позы и свободы трудовых движений, использование оборудования, отвечающего требованиям эргономики и инженерной психологии) обеспечивает наиболее эффективный , уменьшает утомляемость и предотвращает опасность возникновения профессиональных заболеваний. Кроме этого, рабочее место должно отвечать следующим требованиям: наличие достаточного рабочего пространства; достаточные физические, слуховые и зрительные связи между челове-ком и машиной; оптимальное размещение рабочего места в пространстве; допустимый уровень действия вредных производственных факторов; наличие средств защиты от опасных производственных факторов.

Удобная рабочая поза

Удобная рабочая поза человека в процессе трудовой деятельности обеспечивает высокую работоспособность и производительность труда. Удобной рабочей позой следует считать такую, при которой работнику не требуется наклоняться вперед более чем на 10-15 градусов; наклоны назад и в стороны нежелательны; основное требование к рабочей позе — это прямая осанка.

На формирование рабочей позы в положении “сидя” влияет высота рабочей поверхности, определяемая расстоянием от пола до горизонтальной поверхности, на которой совершается трудовой процесс. Высоту рабочей поверхности устанавливают в зависимости от характера, тяжести и точности работ. Удобная рабочая поза при работе “сидя” обеспечивается также конструкцией стула (размерами, формой, площадью и наклоном сиденья, регулировкой по высоте).

Высокая работоспособность и жизнедеятельность организма поддерживаются рациональным чередованием периодов труда и отдыха.

Рациональный режим труда и отдыха

Рациональный режим труда и отдыха — это такое соотношение и содержание периодов работы и отдыха, при которых высокая произво-дительность труда сочетается с высокой и устойчивой работоспособностью человека без признаков чрезмерного утомления в течение длительного времени. Такое чередование периодов труда и отдыха соблюдается в различные отрезки времени: в течение рабочей смены, суток, недели, года в соответствии с режимом работы предприятия.

Продолжительность отдыха в течение смены (регламентированные перерывы) зависит в основном от тяжести труда и условий его осуществления. При определении продолжительности отдыха в течение рабочего времени необходимо учитывать следующие производственные факторы, вызывающие утомление: физические усилия, нервное напряжение, темп работы, рабочее положение, монотонность работы, микроклимат, загрязненность воздуха, аэроионный состав воздуха, производственный шум, вибрация, освещение. В зависимости от силы влияния каждого из этих факторов на организм человека устанавливается время на отдых.

Внутрисменный режим труда и отдыха должен включать в себя перерыв на обед и кратковременные перерывы на отдых, который должен быть регламентированным, так как он более эффективен, чем перерывы, возникающие нерегулярно, по усмотрению работника.

Кратковременные перерывы на отдых предназначены для уменьшения развивающегося в процессе труда утомления . Количество и длительность кратковременных перерывов определяют исходя из характера трудового процесса, степени интенсивности и тяжести труда. Ориентиром для установления начала перерывов на отдых служат моменты снижения работоспособности. Чтобы предупредить ее спад, перерыв на отдых назначается до наступления утомления организма. Во второй половине рабочего дня в связи с более глубоким утомлением количество перерывов на отдых должно быть больше, чем в первой половине смены. Физиологами установлено, что для большинства видов работ оптимальная продолжительность перерыва 5-10 минут . Именно этот перерыв позволяет восстановить физиологические функции, снизить утомление и сохранить рабочую установку. При глубоком утомлении необходимо идти как по линии увеличения количества перерывов, так и увеличения их длительности. Но кратковременные перерывы длительностью более 20 минут нарушают уже сложившееся состояние врабатывания.

Отдых может быть активным и пассивным . Активный отдых рекомендуется на работах, протекающих в неблагоприятных условиях труда. Наиболее эффективная форма активного отдыха — производственная гимнастика. Активный отдых ускоряет восстановление сил, так как при смене деятельности энергия, затраченная работающим органом, восстанавливается быстрее. В результате производственной гимнастики увеличивается жизненная емкость легких, улучшается деятельность сердечно-сосудистой системы, увеличиваются мышечная сила и выносливость.

ТРУД

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

целесообразная деятельность людей, имеющая своим содержанием преобразование, освоение природных и социальных сил для удовлетворения исторически сложившихся потребностей человека, общества; это "...прежде всего , совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует между собой и природой. Веществу природы он противостоит как природы. Для того чтобы присвоить природы в форме, пригодной для его собственной жизни, он приводит в принадлежащие его телу естественные силы: руки и ноги, голову и пальцы. Воздействуя посредством этого движения на внешнюю природу и изменяя ее, он в то же время изменяет свою собственную природу. Он развивает дремлющие в ней силы и подчиняет игру этих сил своей собственной власти" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 188–189). Т. привлекал к себе со времен древности и рассматривался в самых различных аспектах (см. Практика). Последовательно науч. Т. как определяющей силы обществ. развития – заслуга марксизма (см. Исторический материализм), рассматривающего Т. как осн. форму жизнедеятельности человеч. общества, исходное условие его бытия, определяющий способ отношения человека к миру. "...В с я и с т о р и я есть не что иное, как образование человека человеческим трудом..." (Mapкс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, 1929, с. 632). Т. обусловил выделение общества из природы. Он лежит в основе всех др. сторон обществ. жизни, в т.ч. и различных духовной жизни.

Всякий процесс Т. включает в себя три момента: целесообразную деятельность человека, Т. и орудия Т. Труд есть сознательно осуществляемый процесс воздействия человека на предмет Т. с помощью заранее созданных орудий, в результате к-рого предмет Т. преобразуется в продукт Т. Результат процесса Т. обусловлен исходным материалом предмета Т., характером орудий Т., а также заранее поставленной целью и способом ее реализации. Целенаправленность человеческого Т. отличает его от инстинктивных действий животных. Цель предваряет во времени и регулирует сам процесс Т. "В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т.е. идеально" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 189).

Т. сыграл определяющую роль в происхождении человека. Рассматривая роль Т. в процессе перехода от человекообразной обезьяны к человеку, Энгельс подчеркивал, что человек обязан Т. в разделении функций передних и задних конечностей, в формировании специфически человеческих органов речи и мозга, в развитии всех познават. способностей. Преобразуя предметы в процессе Т., человек постигал их внутр. , осваивал логику их бытия. Познание и Т. т.о. изначально связаны между собой. Сознание – это неотъемлемый идеальный Т.: в нем зарождается и развивается, в нем же оно воплощается и объективируется (см. Идеальное). То, что в сознании выступает как , в Т. объективируется как материализованная форма. Характеризуя взаимоотношение субъекта и объекта в процессе Т., произ-ва, Маркс отмечал, что если , с одной стороны, "...является присвоением объектов субъектами, то, с – оно в такой же мере есть формирование объектов, подчинение объектов субъективной цели, превращение объектов в результаты и воплощения субъективной деятельности..." (Маркс К., там же, т. 46, ч. 1, с. 478).

Как целесообразная деятельность человека Т. начался с изготовлением орудий Т., произ-во и употребление к-рых составляет "...специфически характерную черту человеческого процесса труда..." (Маркс К., там же, т. 23, с. 191). В опосредствовании целей Т. применением все более разветвленной системы средств орудия являются моментом непосредств. отношения между человеком и предметом Т., они представляют собой искусств. органы субъекта, через к-рые он взаимодействует с объектом. В форме и функции орудий воплощены исторически выработанные обобщенные способы трудовых действий людей. Наличие этого социального и вместе с тем идеального содержания отличает орудия человеческого Т. от "орудий" животных. Определ. орудия диктуют человеку способ их применения, форму воздействия на предмет Т.: чем выше уровень развития орудий, тем больше их "требования" к человеку. От каменного рубила и до совр. логич. автоматов – таков орудий Т. Овладение навыками пользования орудиями Т. представляет собой процесс приобщения индивида к нормам культуры.

Т. в совр. условиях характеризуется значительно возросшим опосредованием взаимодействия человека с предметом Т. (широкое проникновение науки в процесс произ-ва – см. Научно-техническая революция), насыщением произ-ва механизмами и такими орудиями, как, напр., информационные управляющие устройства. Если раньше орудия Т. являлись как бы продолжением и усилением рук человека, то теперь кибернетич. устройства продолжают и усиливают работу человеческого мозга (см. Кибернетика). Трудовые функции человека все больше трансформируются в сторону творчества, управления и контроля.

В процессе Т. люди вступают в определ. связи и отношения между собой – производственные отношения, от характера к-рых зависит и характер Т. Труд является деятельностью изначально общественной, основанной на сотрудничестве людей (см. Разделение труда). Т. связывает между собой его участников, опосредует их взаимное . В истории человеческого общества существенным образом менялись характер Т., его стимулы, обществ. его осуществления, отношение к нему со стороны различных социальных групп и классов. Возникнув в своей первонач. форме в условиях первобытного человеческого стада, Т. в процессе своей истории поднялся до коммунистич. форм, где он выступает как первейшая и определяющая потребность каждого человека (см. Коммунистический труд).

Будучи решающей формой самоутверждения человека в мире, Т. имеет и нравственно-эстетич. . Т. как характеризует осн. бытия человека в мире. Эстетич. Т. выражается в чувстве радости, в наслаждении игрой физических и умственных сил человека, покоряющего природу и общество.

Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, гл. 5; Энгельс Ф., Диалектика природы, там же, т. 20; Плеханов Г., К вопросу о развитии монистического взгляда на историю, М., 1949; Нуаре Л., Орудие труда и его значение в истории развития человечества, пер. с нем., X., 1925; Ладыгина-Котс Η. Η., Конструктивная и орудийная деятельность высших обезьян (шимпанзе), М., 1959; Бахта К., К вопросу о структуре первобытного производства, "Вопр. истории", 1960. No 7; Огурцов А. П., Проблема Т. в филосефии Гегеля, "Научн. труды Моск. технол. ин-та легкой пром-сти", 1960, сб. 15; Семенов Ю. И., Возникновение человеческого общества, Красноярск, 1962; Ρогинский Я. Я., Левин М. Г., Антропология, 2 изд., М., 1963; Гурьев Д. В., Предшествовал труд сознанию?, "ВФ", 1967, No 2.

А. Спиркин. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

ТРУД - целесообразная деятельность человека, рассмотренная 1) под углом зрения обмена человека с природой - в таком случае в труде человек при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей; 2) под углом зрения социально-исторической ее формы. В таком случае он предстает в социальных утопиях как преходящая форма деятельности. Труд есть “...вечное естественное условие человеческой жизни, и потому он не зависим от какой бы то ни было формы этой жизни, а, напротив, одинаково общ всем ее общественным формам” {Маркс К; Энгельс Ф. Соч., τ. 23, с. 195).

Труд сыграл решающую роль в процессе формирования человека. Благодаря ему развились функции рук и органов речи, произошло постепенное превращение мозга животного в развитый человеческий мозг, усовершенствовались органы чувств человека, расширился круг его восприятий и представлений. Как целесообразная деятельность труд начался с изготовления орудий, становился из-за разделения труда частным, односторонним, отчужденным и монотонным. Обязательными моментами процесса труда являются целесообразная деятельность, или собственно труд, предметы труда и средства труда. В процессе труда люди вступают в определенные отношения между собой - производственные отношения, характер которых определяет социальный характер труда, ибо с изменением форм собственности происходит изменение способов соединения рабочей силы со средствами производства. В условиях товарного производства труд имеет двойственный характер. С одной стороны, он является трудом конкретным (напр., слесаря, портного и т. д.) и создает потребительную стоимость товара. Вместе с тем в каждом товаре воплощен человеческий труд вообще, независимо от его качественных различий многообразных видов, абстрактный труд, создающий стоимость товара. Двойственный характер труда отражает объективно существующее

Свое название свое трутовики получили потому, что из них довольно длительный исторический период изготавливали трут - материал, для воспламенения которого достаточно одной искры.

Трутовики являются сырьем для изготовления трута

Люди уже довольно давно нашли ответ на вопрос, как сделать трут из трутовика. Трут из гриба до сих пор пользуется большой популярностью. Кроме таких полезных практических качеств трутовики имеют обширное применение и в медицине.

Применение трута из трутовиков

Наибольшую известность и популярность трутовик приобрел благодаря своим свойствам к быстрому воспламенению при попадании искры. В прошлом добыча огня в полевых условиях, на рыбалке, охоте или в походе была довольно проблематичным делом. Спичек и зажигалок в то время не было. Трут явился отличным решением этой проблемы. Даже в наше время его актуальность не утрачена. Спички могут отсыреть, а в зажигалке закончиться топливо. Искру довольно легко добыть в любых условиях. Для этого достаточно двух кусков зазубренного железа или двух камней гранитного или базальтового происхождения, которые при ударе друг о друга дают искру.

Трут не требует особых условий хранения, его достаточно упаковать в целлофановый пакет с застежкой и убрать во внутренний карман одежды. Благодаря своим малым размерам и незначительному весу трут из гриба не создаст никакого дискомфорта при ношении. После приготовления основы для костра необходимо с помощью огнива высечь на трут искру, раздуть огонь и положить трут в растопку костра. После раздувания трут в течение нескольких минут будет давать устойчивое пламя, достаточное для воспламенения топлива для разжигания костра.

Имея такое замечательное приспособление из гриба трутовика, можно согреться и обсушиться у костра даже в дождливую погоду или во время снегопада.

Трут не требует особых условий хранения, его всегда можно носить в кармане

Процесс приготовления трута

Процесс приготовления трута не требует привлечения специального оборудования и высоких технологий. Сделать трут из гриба трутовика можно в домашних условиях с использованием подручных предметов. Существует довольно простой рецепт, как сделать трут из этого гриба.

Для того чтобы сделать трут, понадобятся следующие материалы:

  • один крупный гриб трутовик или несколько средних грибов;
  • старая ненужная кастрюля;
  • кухонная плита любого типа, походный мангал или барбекю;
  • древесный уголь для мангала;
  • зола, собранная с кострища;
  • деревянный молоток или древко от лопаты.

При приготовлении трута необходимо заранее определиться, как сделать так, чтобы этот процесс не доставил лишних неприятностей окружающим. Дело в том, что при варке гриба трутовика выделяется не совсем приятный запах. Кастрюля после варки уже не пригодна для дальнейшего использования на кухне вследствие образования на ее стенках стойкой накипи, которую практически невозможно удалить. Поэтому, чтобы избежать неприятного разговора о порче имущества, необходимо заранее обзавестись списанной за ненадобностью кастрюлей. Сам процесс варки следует проводить на свежем воздухе, во дворе дома или в ближайшей лесопосадке. Чтобы избежать открытого огня и связанной с ним опасности пожара, нагревание кастрюли можно проводить на мангале или барбекю, используя в качестве топлива древесный уголь.

Варка трута в котелке на открытом воздухе

Технология изготовления трута

Как сделать хороший, надежный трут? Процесс изготовления трута состоит из следующих этапов:

  1. Обработка (чистка) трутовика.
  2. Приготовление раствора для варки трута.
  3. Непосредственно варка трутовой части гриба.
  4. Механическая обработка сваренного трута.
  5. Пропитка трута угольной пылью.
  6. Сушка трута.

Делать трут необходимо не пропуская ни одного этапа, иначе все усилия будут потрачены напрасно!

При обработке трутовиков необходимо отделить от них твердую внешнюю кожуру и трубчатые составляющие. Полученная сердцевина разрезается на куски размером с ладонь. После этого готовится раствор. Кастрюля на треть заполняется золой и заливается водой. По возможности нужно не допускать попадания в кастрюлю камней, крупных кусков золы, листьев и веток. Полученная субстанция перемешивается до однородного густого состояния. Далее в полученный раствор укладываются приготовленные части мякоти трутовика, и кастрюля помещается на огонь. Кипятить содержимое кастрюли необходимо не менее чем 1,5 часа. Во время кипячения трутовик становится мягким и пропитывается золой. Затем, после остывания, нарезанные труты извлекаются из кастрюли, а вода сливается. При этом слой золы, осевший на дне, нужно оставить. Она пригодится для того, чтобы сделать трут более горючим.

Остывшие на воздухе труты подвергаются механической обработке. Такая обработка напоминает приготовление отбивных, только молоток используется деревянный и с гладкой поверхностью. Если в хозяйстве нет такого молотка, то вполне подойдет толстая, тяжелая и гладкая палка. Процесс отбивания проводится до тех пор, пока куски трута не станут тонкими и мягкими. Затем отбитые труты укладываются в кастрюлю с золой, и кастрюля несколько раз энергично встряхивается. Это необходимо для впитывания трутами мельчайших частиц золы. Насыщение зольной взвесью следует проводить в течение суток, периодически встряхивая кастрюлю.

Заключительным этапом приготовления трута является его сушка. Труты извлекаются из кастрюли и укладываются на просушку. Влага из них не отжимается. Сушить труты нужно на поверхности, которая обеспечивает равномерное поступление воздуха ко всем их сторонам. Для этого можно использовать мелкую сетку, решетку, сено, солому или лотки для яиц. Когда труты несколько подсохнут, то их необходимо тщательно размять руками до тех пор, пока они не станут мягкими и податливыми на ощупь, как обыкновенная тряпка. Если отдельные куски не поддались этой процедуре и остались твердыми, то толку от них не будет. Их можно смело выбрасывать. После окончания разминания труты следует отправить на окончательную просушку. Когда они высохнут, их нужно уложить в герметическую упаковку.

Важно знать и о том, как сделать трут легким в разжигании. Искры нужно подавать на боковые, бархатистые части трута, которые образуются при разломе отдельных кусков . Так трут сразу начнет тлеть.

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...