Сочинение живые и мертвые души в поэме гоголя мертвые души. "Мертвые души": смысл названия


Поэма «Мертвые души» была задумана Гоголем как грандиозная панорама российского общества со всеми его особенностями и парадоксами. Центральная проблема произведения - духовная смерть и возрождение представителей основных российских сословий того времени. Автор обличает и высмеивает пороки помещиков, продажность и пагубные страсти чиновничества.

Само название произведения имеет двоякое значение. «Мертвые души» - это не только умершие крестьяне, но и другие фактически живые персонажи произведения. Называя их мертвыми, Гоголь подчеркивает их опустошённые, жалкие, «мертвые» душонки.

История создания

«Мертвые души» - поэма, которой Гоголь посвятил значительную часть своей жизни. Автор неоднократно менял концепцию, переписывал и переделывал произведение. Изначально Гоголь задумал «Мертвые души» как юмористический роман. Однако, в итоге решил создать произведение, которое обличает проблемы российского общества и послужит его духовному возрождению. Так и появилась ПОЭМА «Мертвые души».

Гоголь хотел создать три тома произведения. В первом автор планировал описать пороки и разложение крепостнического общества того времени. Во втором дать своим героям надежду на искупление и возрождение. А в третьем намеревался описать дальнейший путь России и ее общества.

Однако, Гоголь успел закончить лишь первый том, который появился в печати в 1842 году. До самой своей смерти Николай Васильевич работал над вторым томом. Однако, перед самой смертью автор сжег рукопись второго тома.

Третий том «Мертвых душ» так и не был написан. Гоголь не смог найти ответ на вопрос, что будет дальше с Россией. А, может быть, просто не успел об этом написать.

Описание произведения

Однажды, в городе NN появился очень интересный персонаж, сильно выделяющийся на фоне других старожил города - Павел Иванович Чичиков. После своего приезда он начал активно знакомиться с важными лицами города, посещал пиры и обеды. Спустя неделю приезжий уже был на «ты» со всеми представителями городской знати. Все были в восторге от нового человека, внезапно появившегося в городе.

Павел Иванович отправляется за город, чтобы нанести визиты знатным помещикам: Манилову, Коробочке, Собакевичу, Ноздреву и Плюшкину. С каждым помещиком он любезничает, к каждому пытается найти подход. Природная изворотливость и находчивость помогают Чичикову получить расположение каждого помещика. Помимо пустых разговоров, Чичиков беседует с господами о крестьянах, которые умерли после ревизии («мертвые души») и изъявляет желание их купить. Помещики не могут взять в толк, зачем Чичикову нужна такая сделка. Однако, соглашаются на нее.

В результате своих визитов Чичиков приобрел более чем 400 «мертвых душ» и торопился быстрее закончить дела и уехать из города. Полезные знакомства, заведенные Чичиковым по приезду в город, помогли ему уладить все вопросы с документами.

Через некоторое время помещица Коробочка проговорилась в городе, что Чичиков скупает «мертвые души». Весь город узнал о делах Чичикова и недоумевал. Зачем такому уважаемому господину покупать умерших крестьян? Бесконечные толки и домыслы пагубно действуют даже на прокурора, и от страха он умирает.

Поэма заканчивается тем, что Чичиков спешно уезжает из города. Покидая город, Чичиков с грустью вспоминает свои планы покупки мертвых душ и залога их в казну в качестве живых.

Главные герои

Качественно новый герой в русской литературе того времени. Чичикова можно назвать представителем новейшего, только что зарождающегося в крепостной России класса - предпринимателей, «приобретателей». Активность и деятельность героя выгодно отличает его на фоне других персонажей поэмы.

Образ Чичикова отличается своей невероятной многогранностью, многоликостью. Даже по внешности героя трудно сразу понять, каков человек и что он из себя представляет. «В бричке сидел господин не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод».

Сложно понять и охватить натуру главного героя. Он изменчив, многолик, способен подстроиться под любого собеседника, придать лицу нужное выражение. Благодаря этим качествам Чичиков без труда находит общий язык с помещиками, чиновниками и завоевывает себе нужное положение в обществе. Умение очаровывать и располагать к себе нужных людей Чичиков использует для достижения своей цели, а именно получение и накопление денег. Еще отец учил Павла Ивановича иметь дела с теми, кто богаче и бережно относиться к деньгам, так как лишь деньгами можно проложить путь в жизни.

Чичиков зарабатывал деньги не честно: обманывал людей, брал взятки. Со временем махинации Чичикова приобретают все больший размах. Павел Иванович стремится к увеличению своего состояния любыми путями, не обращая внимания ни на какие нравственные нормы и принципы.

Гоголь определяет Чичикова как человека с подлой натурой и также считает его душу мертвой.

В своей поэме Гоголь описывает типичные образы помещиков того времени: «хозяйственники» (Собакевич, Коробочка), а также не серьезные и расточительные господа (Манилов, Ноздрев).

Николай Васильевич мастерски создал в произведении образ помещика Манилова. Под одним этим образом Гоголь подразумевал целый класс помещиков с похожими чертами. Основные качества этих людей - сентиментальность, постоянные фантазии и отсутствие активной деятельности. Помещики такого склада пускают хозяйство на самотек, не занимаются ничем полезным. Они глупы и пусты внутри. Именно таким был Манилов - в душе не плохим, но бездарным и глупым позером.

Настасья Петровна Коробочка

Помещица, однако значительно отличается складом характера от Манилова. Коробочка - хорошая и аккуратная хозяйка, все в поместье у нее ладится. Однако, жизнь помещицы крутится исключительно вокруг ее хозяйства. Коробочка не развивается духовно, ничем не интересуется. Она не смыслит абсолютно ничего в том, что не касается ее хозяйства. Коробочка - также один из образов, под которым Гоголь подразумевал целый класс подобных ограниченных помещиков, которые не видят ничего дальше своего хозяйства.

Автор однозначно относит помещика Ноздрева к не серьезным и расточительным господам. В отличие от сентиментального Манилова, в Ноздреве кипит энергия. Однако, эту энергию помещик пускает не во благо хозяйства, а ради своих сиюминутных удовольствий. Ноздрев играет, впустую тратит деньги. Отличается своей легкомысленностью и праздным отношением к жизни.

Михаил Семенович Собакевич

Образ Собакевича, созданный Гоголем, перекликается с образом медведя. Что-то от крупного дикого зверя есть во внешности помещика: неповоротливость, степенность, сила. Собакевича заботит не эстетическая красота окружающих его вещей, а их надежность и долговечность. За грубой внешностью и суровым характером скрывается хитрый, умный и изворотливый человек. По мнению автора поэмы, таким помещикам, как Собакевич не составит труда адаптироваться к грядущим на Руси изменениям и реформам.

Самый не обычный представитель класса помещиков в гоголевской поэме. Старик отличается своей чрезвычайной скупостью. Причем, Плюшкин жаден не только по отношению к своим крестьянам, но и по отношению к себе самому. Однако, такая экономия делает Плюшкина по-настоящему бедным человеком. Ведь именно его скупость не позволяет ему обрести семью.

Чиновничество

У Гоголя в произведении есть описание нескольких городских чиновников. Однако, автор в своем произведении существенно не дифференцирует их между собой. Все чиновники в «Мертвых душах» - шайка воров, проходимцев и казнокрадов. Эти люди по-настоящему заботятся лишь о своем обогащении. Гоголь буквально в нескольких чертах описывает образ типичного чиновника того времени, награждая его самыми не лестными качествами.

Анализ произведения

В основу сюжета «Мертвых душ» заложена авантюра, задуманная Павлом Ивановичем Чичиковым. На первый взгляд план Чичикова кажется невероятным. Однако, если разобраться, российская действительность тех времен с ее правилами и законами давала возможности для всевозможных махинаций, связанных с крепостными крестьянами.

Дело в том, что после 1718 года в Российской империи была введена подушная перепись крестьян. За каждого крепостного крестьянина мужского пола барин должен был платить налог. Однако, перепись проводили достаточно редко - раз в 12-15 лет. И если кто-то из крестьян сбежал или умер, помещик был вынужден все равно платить за него налог. Умершие или сбежавшие крестьяне становились обузой для барина. Это и создавало благоприятную почву для различного рода махинаций. Провести такого рода аферу надеялся и сам Чичиков.

Николай Васильевич Гоголь отлично знал, каким образом устроено российское общество с ее крепостнической системой. И весь трагизм его поэмы заключен в том, что афера Чичикова абсолютно не противоречила действующему российскому законодательству. Гоголь обличает искаженные отношения человека с человеком, а также человека с государством, говорит об абсурдных законах, действующих в то время. Из-за таких искажений становятся возможными события, которые противоречат здравому смыслу.

«Мертвые души» - классическое произведение, которое как никакое другое написано в стиле Гоголя. Достаточно часто Николай Васильевич в основу своего произведения закладывал какой-то анекдот или комичную ситуацию. И чем более смешна и необычна ситуация, тем трагичнее представляется реальное положение вещей.

Художественная глубина и масштаб произведения "Мертвые души" говорят о том, что его вполне можно считать главным в творческой биографии Николая Гоголя. Автор долго и кропотливо работал над его созданием, начав с понимания того, что в первую очередь писателю все проблемы и сюжетную линию, а также характер героев, следует пропустить через себя. Давайте разберем анализ "Мертвых душ" Николая Гоголя.

Скромное начало великой поэмы

Анализ поэмы "Мертвые души" Гоголя мы начнем с того, что в первом томе произведения автор наметил только общие черты и назвал это "бледным началом". Как у Гоголя возника идея сюжета, ведь чтобы продумать в деталях такую серьезную вещь, нужен соответствующий подход и прочное основание?

Оказывается, идею заняться новой поэмой подал Гоголю не кто иной, как Александр Пушкин. Поэт сказал, что у него есть в наметках сюжет, который он сам бы хотел использовать, но порекомендовал заняться этим Николаю Васильевичу. Но важно запомнить, что самое главное: Пушкин "подсказал" ведущую идею поэмы, а сюжет он обозначил в общих чертах. Гоголь сам прекрасно развил сюжетную линию, ведь он знал немало реальных историй, в основу которых легли разные аферы с "мертвыми душами".

Например, включим в анализ поэмы "Мертвые души" один такой случай из жизни Гоголя. Когда он был совсем молодым еще человеком и проживал в Миргороде, он услышал достаточно подробно подобную историю - некоторых крепостных крестьян, которые уже умерли, выгодно было числить живыми, по крайне мере, до предстоящей ревизии. Такая практика распространилась по России, и на официальных бумагах только после ревизии таких крестьян начинали считать мертвыми. Ввиду этого до так называемой "ревизской сказки" помещикам приходилось продолжать оплату налогов в виде подушной подати.

В чем суть аферы с "мертвыми душами"

Когда крестьянин оставался "живым" лишь на официальных бумагах, его могли подарить, продать или заложить, что выгодно было при некоторых мошеннических аферах. Помещика можно было соблазнить тем, что крепостной не приносил больше дохода, а так можно выручить за него какую-то сумму. Находился покупатель, который в случае проведения сделки начинал владеть очень даже реальным состоянием.

Изначально Гоголь, учитывая эту основу аферы, определил для своего произведения такой жанр, как авантюрно-плутовской роман. В таком духе уже писали некоторые авторы того времени, и их романы пользовались достаточно большим успехом, хотя по художественному уровню были не такими высокими. По ходу работы Гоголь видоизменил жанр, и это важная деталь в анализе поэмы "Мертвые души". После того как стала понятна общая задумка произведения и четко сформировалась идея, сам Гоголь обозначил жанр - поэма. Поэтому из авантюрно-плутовского романа он превратился в поэму.

Анализ поэмы "Мертвые души" - особенности произведения

Если говорить о масштабности идеи Гоголя в отношении поэмы "Мертвые души", то видно, как она разрасталась, потому что первоначально автор хотел отразить только "один бок" России, а позднее своим тезисом Гоголь показал, что пересмотрел не только жанровую модель, но и богатство идеи. Суть его тезиса заключается в мысли: "вся Русь" должна отразиться в поэме. Новый замысел был настолько широк и богат, что в тесных рамках авантюрно-плутовского романа его было практически не воплотить. Поэтому этот жанр стал играть роль оболочки, но утратил главную роль.

Поговорим немного о главном герое поэмы Чичикове. Его происхождение окутано тайной, и это тот самый прием, который Гоголь применил, чтобы в полной мере раскрыть его образ. Проводя анализ поэмы "Мертвые души", становится совершенно очевидно, что Чичиков - это человек середины. У него недурная внешность, то есть и красавцем его не назовешь, и он не уродлив. Не толстый он, и не тонкий. Возраст тоже непонятен - не молодой, в то же время и не старый. Как читатели, мы не знаем историю жизни Чичикова, пока не доходим до чтения последней главы.

В одиннадцатой главе становится видна пошлая натура этого человека. О его происхождении опять же сказано весьма туманно, опять подчеркнуто, что он и не подлый, но и не геройского склада. Главное качество Чичикова - это то, что он "приобретатель". Можно сделать выводы по тому, как Гоголь называет его "средним" человеком. Это значит, что он не особо отличается от всех остальных, но в его характере усилена черта, присущая многим - Чичиков готов наживаться, гнаться за красивой жизнью и при этом у него почти нет глубоких целей в жизни, и он духовно пустой.

Как понять, что в действительности хотел сказать Николай Гоголь

Текст: Наталья Лебедева/РГ
Коллаж: ГодЛитературы.РФ/

Фотопортрет Н. В. Гоголя из группового дагерротипа С. Л. Левицкого. Автор К. А. Фишер/ ru.wikipedia.org

Николай Васильевич Гоголь по праву считается одним из самых загадочных писателей русской литературы. Многие тайны его жизни и творчества до сих пор не раскрыты исследователями. Одна из таких загадок — судьба второго тома «Мертвых душ». Почему Гоголь сжег второй том, да и сжигал ли он его вообще? Но кое-какие тайны «Мертвых душ» литературоведы все-таки смогли раскрыть. Чем так примечательны «русские мужики», почему игра в вист стала «дельным занятием» и какую роль в романе играет муха, залетевшая в нос Чичикова? Об этом и не только историк литературы, переводчик, кандидат филологических наук Евгения Шрага рассказала на Arzamas.

1. Тайна русских мужиков

В первом абзаце «Мертвых душ» бричка с Чичиковым въезжает в губернский город NN:

«Въезд его не произвел в городе совершенно никакого шума и не был сопровожден ничем особенным; только два русские мужика, стоявшие у дверей кабака против гостиницы, сделали кое-какие замечания…»

Это явно лишняя подробность: с первых слов понятно, что действие происхо​дит в России. К чему уточнение, что мужики русские? Такая фраза уместно прозвучала бы разве что в устах иностранца, описывающего свои заграничные впечатления. Историк литературы Семен Венгеров в статье под названием «Гоголь совершенно не знал реальной русской жизни» объяснял ее так:

Гоголь действительно поздно узнал собственно русский (а не украинский) быт, не го​воря уже о быте русской провинции,

Поэтому такой эпитет для него был дей​ствительно значимым. Венгеров был уверен: «Задумайся Гоголь хоть на одну минуту, он бы непременно зачеркнул этот несуразный, ровно ничего не гово​рящий русскому читателю эпитет».

Но тот не зачеркнул - и неспроста: на самом деле это характернейший для поэтики «Мертвых душ» прием, который поэт и филолог

называл «фигурой фикции», - когда нечто (а нередко очень многое) сказано, но фактически не сказано ничего, определения не определяют, описания не описывают.

Другой пример этой поэтики - описание главного героя. Он «не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод», «человек средних лет, имеющий чин не слишком большой и не слишком малый», «господин средней руки» , лица которого мы так и не увидим, хотя он с удовольствием смотрится в зеркало.

2. Тайна радужной косынки

Вот как мы впервые видим Чичикова:

«Господин скинул с себя картуз и размотал с шеи шерстяную, радужных цветов косынку, какую женатым приготовляет своими руками супруга, снабжая приличными наставлениями, как закутываться, а холостым - наверное не могу сказать, кто делает, бог их знает…»

«…Я никогда не носил таких косынок», - продолжает повествова​тель «Мерт​вых душ». Описание строится очень характерным гоголевским обра​зом: интонация всезнайки - «я прекрасно знаю все про такие косынки» - резко меняется на противоположную - «я холост, ничего такого не носил, ничего не знаю». За этим привычным приемом и в таком привычном изобилии подробностей хорошо спрятана радужная косынка.

«Проснулся на другой день он уже довольно поздним утром. Солнце сквозь окно блистало ему прямо в глаза, и мухи, которые вчера спали спокойно на стенах и на потолке, все обратились к нему: одна села ему на губу, другая на ухо, третья норовила как бы усесться на самый глаз, ту же, которая имела неосторожность подсесть близко к носовой нозд​ре, он потянул впросонках в самый нос, что заставило его очень крепко чихнуть - обстоятельство, бывшее причиною его пробуждения».

Интересно, что повествование переполнено развернутыми описаниями всеоб​щего сна, и только это пробуждение Чичикова - событие, о котором рассказывает подробно.

Чичиков просыпается от залетевшей в нос мухи. Его ощущения описаны почти так же, как шок чиновников, прослышавших о чичи​ковской афере:

«Положение их [чиновников] в первую минуту было похоже на положе​ние школьника, которому сонному товарищи, вставшие поранее, засу​нули в нос гусара, то есть бумажку, наполненную табаком. Потянувши впросонках весь табак к себе со всем усердием спящего, он пробуждается, вскакивает, глядит как дурак, выпучив глаза во все стороны, и не может понять, где он, что он, что с ним было…»

Странные слухи всполошили город, и этот ажиотаж описывается как пробуж​дение тех, кто до того предавался «мертвецким снам на боку, на спине и во всех иных положениях, с захрапами, носовыми свистами и прочими принадлежно​стями», всего «дремавшего дотоле города». Перед нами воскрешение мертвых, пусть и пародийное. А вот на городского прокурора все это так подействовало, что он и вовсе умер. Смерть его парадоксальна, так как в каком-то смысле яв​ляется воскресением:

А. А. Агин. «Мертвые души». Чичиков и Коробочка. 1846/ www.nasledie-rus.ru

«…Послали за доктором, чтобы пустить кровь, но увидели, что прокурор был уже одно бездушное тело. Тогда только с соболезнованием узнали, что у покойника была, точно, душа, хотя он по скромности своей нико​гда ее не показывал».

Противопоставление сна и пробуждения связано с ключевыми мотивами романа - смерти и оживления. Толчком к пробуждению может стать самая ничтожная мелочь - муха, табак, странный слух. «Воскресителю», в роли кото​рого выступает Чичиков, не нужно обладать какими-то особенными доброде​теля​ми - ему достаточно оказаться в роли попавшей в нос мухи: сломать привыч​ное течение жизни.

5. Как все успевать: секрет Чичикова

Чичиков уезжает от Коробочки:

«Хотя день был очень хорош, но земля до такой степени загрязнилась, что колеса брички, захватывая ее, сделались скоро покрытыми ею, как войлоком, что значительно отяжелило экипаж; к тому же почва была глиниста и цепка необыкновенно. То и другое было причиною, что они не могли выбраться из проселков раньше полудня».

Итак, после полудня герой с трудом выбирается на столбовую. Перед этим он, после длительных препирательств, купил у Коробочки 18 ревизских  душ и закусил пресным пирогом с яйцом и блинами. Между тем проснулся он в де​сять. Как же за два с небольшим часа Чичиков все успел?

Это не единственный пример вольного обращения Гоголя со временем. От​правляясь из города NN в Маниловку, Чичиков садится в бричку в «шинели на больших медведях», а по дороге встречает мужиков в овчинных тулупах - погода явно не летняя. Приехав к Манилову, он видит дом на горе, «одетой подстриженным дерном», «кусты сиреней и жел​тых акаций» , березы с «мелко​листными жиденькими вершинами», «пруд, по​крытый зеленью» , по колено в пруду бредут бабы - уже без всяких тулупов. Проснувшись на следующее утро в доме Коробочки, Чичиков смотрит из окна на «просторные огороды с капустой, луком, картофелем, свеклой и прочим хо​зяйственным овощем» и на «фруктовые деревья, накрытые сетями для защиты от сорок и воробьев» - время года опять поменялось. Вернувшись в город, Чи​чиков вновь наденет своего «медведя, крытого коричневым сукном». «В медве​дях, крытых ко​ричневым сукном, и в теплом картузе с ушами» приедет в город и Манилов. В общем, как сказано в другом гоголевском тексте: «Числа не пом​ню. Месяца тоже не было».

Обложка первого издания поэмы «Мертвые души», выполненная по рисунку Н. В. Гоголя

В целом мир «Мертвых душ» - это мир без времени. Времена года не сменяют друг друга по порядку, а сопровождают место или персонажа, становясь его до​полнительной характеристикой. Время перестает течь ожидаемым образом, застывая в уродливой вечности - «состоянии длящейся неподвижности» , по словам филолога Михаила Вайскопфа.

6. Тайна парня с балалайкой

Чичиков приказывает Селифану выезжать на заре, Селифан в ответ чешет в за​тылке, а повествователь рассуждает, что это значит:

«Досада ли на то, что вот не удалась задуманная назавтра сходка с своим братом в неприглядном тулупе, опоясанном кушаком, где-нибудь во ца​ревом кабаке, или уже завязалась в новом месте какая зазнобушка сер​дечная и приходится оставлять вечернее стоянье у ворот и политичное держанье за белы ручки в тот час, как нахлобучиваются на город сумер​ки, детина в красной рубахе бренчит на балалайке перед дворовой челя​дью и плетет тихие речи разночинный, отработавшийся народ? <…> Бог весть, не угадаешь. Многое разное значит у русского народа почесыва​нье в затылке».

Такие пассажи очень характерны для Гоголя: рассказать уйму всего и прийти к выводу, что ничего непонятно, да и вообще говорить не о чем. Но в этом очередном ничего не объясняющем пассаже обращает на себя внимание парень с бала​лайкой. Где-то мы его уже видели:

«Подъезжая к крыльцу, заметил он выглянувшие из окна почти в одно время два лица: женское в чепце, узкое, длинное, как огурец, и мужское, круглое, широкое, как молдаванские тыквы, называемые горлянками, из которых делают на Руси балалайки, двухструнные, легкие балалайки, красу и потеху ухватливого двадцатилетнего парня, мигача и щеголя, и подмигивающего и посвистывающего на белогрудых и белошейных девиц, собравшихся послушать его тихострунного треньканья».

Никогда не предугадаешь, куда заведет гоголевское сравнение:

сравнение лица Собакевича с молдавской тыквой внезапно переходит в сценку с участием нашего балалаечника.

Такие развернутые сравнения - один из приемов, с помо​щью которых Гоголь еще больше расширяет художественный мир романа, вно​сит в текст то, что не поместилось даже в такой вместительный сюжет, как пу​тешествие, то, что не успел или не мог увидеть Чичиков, то, что может и вовсе не вписываться в общую картину жизни губернского города и его окрестно​стей.

Но Гоголь на этом не останавливается, а берет появившегося в развернутом сравнении щеголя с балалайкой - и снова находит ему место в тексте, причем теперь уже значительно ближе к сюжетной реальности. Из фигуры речи, из сравнения вырастает реальный персонаж, который отвоевывает себе место в романе и в итоге вписывается в сюжет.

7. Коррупционная тайна

Eще до начала событий «Мертвых душ» Чичиков входил в комиссию «для по​строения какого-то казенного весьма капи​тального строения»:

А.А. Агин. «Мертвые души». Манилов с супругой. 1846/ www.nasledie-rus.ru


«Шесть лет [комиссия] возилась около здания; но климат, что ли, мешал, или мате​риал уже был такой, только никак не шло казенное здание выше фунда​мента. А между тем в других концах города очутилось у каждого из чле​нов по красивому дому гражданской архитектуры: видно, грунт земли был там получше».

Это упоминание «гражданской архитектуры» в целом вписывается в гоголев​ский избыточный стиль, где определения ничего не определяют, а в противо​поставлении запросто может не хватать второго элемента. Но изначально он был: «гражданская архитектура» противопоставлялась церковной. В ран​ней редакции «Мертвых душ» комиссия, в которую вошел Чичиков, означена как «ко​миссия постройки храма Божия».

В основу этого эпизода чичиковской биографии легла хорошо известная Гого​лю история постройки храма Христа Спасителя в Москве. Храм был заложен 12 октября 1817 года, в начале 1820-х годов была учреждена комиссия, а уже в 1827-м обнаружились злоупотребления, комиссию упразднили, а двоих ее членов отдали под суд. Иногда эти числа служат основанием для датировки событий биографии Чичикова, но, во-первых, как мы уже видели, Гоголь не очень-то связывал себя точной хронологией; во-вторых же, в конечном варианте упо​минания о храме сняты, действие происходит в губернском городе, и вся эта история свертывается до элемента стиля, до «гражданской архитектуры», по-гоголевски ничему уже не противопоставленной.


В ЧЕМ СМЫСЛ
ПОЭМЫ ГОГОЛЯ "МЕРТВЫЕ ДУШИ".


Поэма "Мертвые
души" была написана в то время, когда в
России господствовало крепостное право.
Помещики распоряжались своими крестьянами,
как вещами или скотом, могли покупать и
продавать их. Богатство помещика
определялось количеством крестьян, которые
ему принадлежали. Приблизительно через 10
лет государство производило перепись "душ".
По спискам переписи помещики платили
налоги за крестьян. Если в промежутке между
двумя ревизиями крестьянин умирал, помещик
все равно платил за него, как за живого, до
новой переписи.


Однажды А. С.
Пушкин рассказал Гоголю, об одном плуте-чиновнике,
который за бесценок скупал у помещиков
мертвые души, числящиеся по спискам живыми.
После этого чиновник сильно разбогател.
Сюжет сильно заинтересовал Гоголя. Он
задумал нарисовать картину крепостной
России, показать происходивший в ней
процесс разложения помещичьего хозяйства.
Свою поэму Гоголь решил написать в трех
томах, в которой нужно было бы показать всю
Русь не "с одного боку", а всесторонне.
Он стремился изобразить не только
отрицательных помещиков-крепостников, но
найти среди них и положительных. Но т.к. в
России в то время не было положительных
помещиков, второй том поэмы не вышел в свет.

Коробочка -
домовитая хозяйка, но с узким умственным
кругозором. Она ничего не видит, кроме
копеек и двугривенников. Разоряющийся
помещик-расточитель Ноздрев, способный "Спустить"
все хозяйство за несколько дней.


Показан и
Собакевич - помещик-кулак, который очень
далек от просвещения, от передовых идей
общества. Ради наживы он способен на
плутовство, подделки, обман. Ему даже
удается продать Чичикову вместо мужчины
женщину.


Пределом же
морального падения является Плюшкин -"прореха
на человечестве". Ему жаль тратить свое
добро не только для других, но и для себя. Он
не обедает, одевается в рваную одежду. К
людям он питает недоверие и враждебность,
проявляет жестокость и несправедливость к
крестьянам. В нем вымерли отцовские чувства,
вещи для него дороже людей. "И до


такой
ничтожности, мелочности, гадости мог
снизойти человек," - с горечью восклицает
Гоголь о Плюшкине.

В "Мертвых
душах" выведена целая галерея чиновников
того времени. Показана пустота их
существования, отсутствие серьезных
интересов, крайнее невежество, в поэме нет
образов народа, но отдельные места,
произведения дышат любовью к нему, верой в
него.

Автор
заставляет восхищаться живым и. бойким
русским умом,
расторопностью,
выносливостью, силой и предприимчивостью

русского
крестьянина. И веря в эти качества народа,
Гоголь прочит
счастье
России в ее далеком будущем, сравнивая Русь
с птицей-тойкой, несущейся вдаль, где ждут
ее перемены к лучшему.

Гоголь внес
огромный вклад в историю русского общества!
Писатель умер, но его произведения не
потеряли своего значения и в настоящее
время. Исчезли люди, подобные тем, которых
изобразил Гоголь, но отдельные черты этих
героев можно встретить и в наше время.
Гоголь помогает нам видеть отрицательное
значение этих черт, учит понимать их вред и
бороться с ними.

Одна из великих книг, которую написал Н. В. Гоголь - это "Мертвые души". Отзывы многих современников Николая Васильевича, тех, кто знал его близко, говорят о том, что писателя не покидало чувство собственной значительности. Он воспринимал себя как человека, который призван к какому-то великому делу.

Первый том поэмы и его копия

Именно эта книга и стала его огромным вкладом в историю литературы. Работать над ней Гоголь начал еще в тысяча восемьсот тридцатые годы, сразу после успеха своих повестей. Это время интенсивного общения писателя с Александром Сергеевичем Пушкиным, который и подсказал сюжет "Мертвых душ".

Николай Васильевич получил цензурное разрешение на издание первого тома в сорок втором году 19 века не без труда. Некоторые поправки были внесены в текст помимо воли автора. Изменено было заглавие поэмы. Но тем не менее книга все-таки пришла к читателю.

Издавалась она в типографии Московского университета. Сам писатель назвал книгу или Похождения Чичикова". Это придало некоторые черты авантюрного романа произведению. Гоголь сумел даже придумать внешний вид своему изданию.

В научной библиотеке до сих пор хранится писарская копия, которая заверена автографом самого Николая Васильевича, что подтверждает подлинность этого текста. И любое переиздание произведения сверяется именно с этим экземпляром, хранящимся в стенах Московского университета.

Произведение "Мертвые души". Отзывы современников и жанр

Так как книга вышла в свет под названием "Похождения Чичикова, или Мертвые души", она во многом как будто бы напоминала приключенческий, легкий роман, который не настраивал читателя ни на что высокое. Так думали цензоры и те, кто принял решение изменить заголовок.

А современные литературные исследователи, изучающие произведение "Мертвые души", (отзывы их гораздо объективнее, чем мнение редакторов, живущих в эпоху Гоголя), в первую очередь отмечают, что у произведения довольно необычное обозначение - это поэма. Читатель девятнадцатого века привык к тому, что данный жанр должен быть написан в стихах, как "Демон" или "Кавказский пленник". А Николай Васильевич предлагает ее в прозе. Так же, как Александр Сергеевич ранее представил свое не менее уникальное творение "Евгений Онегин", которое является романом, но в стихах. Это два особенных произведения, которые имеют свой собственный, ни на что не похожий жанр.

Но были также и древние поэмы, и обозначая свою книгу этим жанром, Гоголь ориентировался именно на античные образцы. В его сознании существовал масштабный, глобальный замысел великого произведения, которое должно было состоять из трех томов.

Масштабный замысел и бытовые проблемы персонажей

На сегодняшний день очень многие знакомы с этим великолепным произведением, которое написал Н. В. Гоголь. "Мертвые души" - довольно эпохальное, лироэпическое творение, в котором автор стремился воспеть всю Россию и величие ее национального духа. Но больше всего читателей поразило несоответствие двух вещей: с одной стороны - масштабный размах произведения, а с другой - какие-то ничтожные бытовые события из современной российской жизни.

Одно с другим как будто бы совершенно не вяжется. Даже самое начало поэмы настраивает на неопределенный и тревожный лад, когда в сюжете ведется обсуждение каких-то незначительных деталей по поводу въезда в город персонажа книги.

Смысл названия произведения

Что лежит в основе названия книги, которую создал Гоголь ("Мертвые души")? Ведь душа не может быть мертвой, она бессмертна. Такое заглавие несет в себе парадокс. Но здесь есть еще один очень важный для Николая Васильевича мотив - это продажа души. При этом сразу возникает ассоциация со сделкой с дьяволом.

Соблазн, зло и демоническое начало в жизни - вот что присутствует в самых обычных событиях. Именно это и хотел подчеркнуть писатель в своем произведении "Мертвые души", содержание которого на первый взгляд не настраивает читателя на серьезные размышления. Для того чтобы понять замысел автора, необходимо подробно ознакомиться с его манерой написания.

Капиталистический строй или вмешательство дьявола

Сатирическая природа повествования Гоголя в "Мертвых душах" была быстро воспринята и современниками, и потомками. Но для себя Николай Васильевич в первую очередь являлся мистическим писателем. Для него важнее, что происходит на изнанке бытия.

Чичикова он, безусловно, представляет дьяволом. Тот, кто покупает души. А, например, помещики в "Мертвых душах", которые щедро рассыпаны по этой книге, становятся неприметными адскими персонажами. Или "кувшинное рыло" - выражение, которым дразнили чиновников целое столетие. Описание достаточно четко подходит под облик черта с пятачком.

Именно это очень важно. Гоголь не просто критикует капиталистическое сознание в России, он делает ударение на то, что такой строй - это прямое вмешательство ада в жизнь людей. И образы в "Мертвых душах" - прямое тому доказательство.

Продажа мертвых душ

Все события, происходящие в произведении, как будто бы подчиняются закону. То есть пока новая перепись крепостного населения не произошла, никто не знает, что эти люди мертвы. Поэтому они на совершенно законных основаниях приобретаются живыми.

Несмотря на всю бесчеловечность подобных процедур, они совершались сплошь и рядом. И люди переходили из одних рук в другие, как вещи. Именно это и хотел подчеркнуть Гоголь. "Мертвые души" - это произведение, которое не без оснований критикует не только неравенство личностей, но и само несовершенство строя, присутствующего на тот момент в России.

Отсутствие логики, или Фантасмагорический мир

Несколько несообразностей влекут за собой отсутствие логики в событиях. С первых же страниц читатель погружается в какой-то фантасмагорический мир, где уже совершенно непонятно, действуют ли реальности, или это уже не Россия, а ее тень. Некое запредельное, потустороннее пространство, где все узнаваемо и вместе с тем перевернуто. Так получает подтверждение великий замысел, который воплотил в своем творении Н.В. Гоголь. "Мертвые души" должны были состоять их трех томов, и каждый из них отображал бы определенную инстанцию: ад, чистилище и рай. И первый том - это адская, потусторонняя, изнаночная сторона России.

Персонажи необычного произведения

И сразу возникает вопрос: "Какие же люди живут в таком мире?" Ответить на него достаточно сложно. Многие персонажи в произведении вообще не имеют имен, другие имеют, но они являются говорящими, отсылающими читателя к комедиям.

Гоголь представляет целую галерею типов людей. Каждый из них олицетворяет какое-либо свойство человеческого характера. Например, Манилов - мечтательность, Ноздрев - разухабистая, бессмысленная широта, Плюшкин - скупость. Но помещики в "Мертвых душах" отображают в основном самые низменные качества, которые присутствуют в жизни общества.

Наличие биографии у героев произведения

Очень многое у Гоголя зависит от того, есть ли у героя биография или нет. От этого, прежде всего, и зависит его характеристика. "Мертвые души" насчитывают огромное количество персонажей, но не у каждого есть своя предыстория.

Про Манилова автор говорит, что он женат около восьми лет. Про Собакевича немного больше, а про Чичикова и Плюшкина рассказано очень подробно. Не только о том, какие они сейчас, но и об их прошлом, и даже о детских годах. Они пали ниже других героев произведения, но по философии Николая Васильевича это значит, что их еще можно спасти, в них есть глубина. Именно это и обеспечило их биографией в произведении.

Если брать тех читателей, которые впервые ознакомились с произведением "Мертвые души", отзывы и мнения их сходятся на том, что персонаж Чичикова является самым загадочным. То ли это мелкий авантюрист, то ли олицетворение адского соблазна. Однозначно сказать очень трудно.

Лирические отступления в творении Гоголя

Достаточно важны присутствующие в книге Николая Васильевича лирические отступления, прямые обращения повествователя к читателю. И одно из самых ярких находится именно в конце первого тома "Мертвых душ".

Здесь звучит знаменитый гоголевский вопрос: "Русь, куда ж несешься ты!" Но ответа на эту реплику нет. И это умолчание является очень громким аккордом в конце произведения. Дальнейший путь России непонятен. И как же его можно предугадать, если это страна, где адское и праведное, реальное и фантастическое так причудливо переплетено.

Это произведение вызвало самые разноречивые отклики, потому что в России на тот момент уже остро ощущалась необходимость реформ, отмены крепостного права и А Николай Васильевич громко заявил о потребности нравственного воспитания каждого члена общества.

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...