Физическое развитие человека и его характеристика. Физическое развитие


Закономерности физического развития.

Анатомо-физиологические особенности детей грудного, раннего, дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов. Медико-психологические особенности работы с детьми грудного и раннего возраста

Под физическим развитием (ФР) понимают динамический процесс роста и биологического созревания ребенка. Скорость роста и созревание органов и систем запрограммировано наследственными механизмами.

Закономерности физического развития.

Процессы роста подчиняются определенным законам.

1. Замедление скорости роста с возрастом. Наибольшая скорость в раннем возрасте. Чем старше ребенок, тем интенсивность роста меньше, за исключением пубертатного периода.

2. Неравномерность скорости роста:

Максимально в 1-4 г. масса

Рост ребенка ускоряется ночью и летом. Темпы роста снижаются при избыточном или длительном влиянии неблагоприятных факторов.

3. Непропорциональность роста отдельных частей тела и внутренних органов.

4. Половая специфичность роста. Девочки растут и развиваются быстрее, пубертатный период наступает на 2 года раньше, но мальчики имеют более высокие показатели роста.

Критические периоды. Влияние факторов внешней среды на физическое развитие.

Для роста плода: - здоровье матери, полноценное питание, образ жизни матери, нормальная транспортная функция плаценты.

После рождения ребенка: - рациональное вскармливание, адекватная физическая активность, достаточный сон, эмоциональный комфорт, доброжелательность окружающих, оптимальная информационная нагрузка.

Средние показатели физического развития. Для зрелого доношенного ребенка при рождении характерны:

масса 3300 (девочки)

масса 3500 (мальчики)

50-52 см – рост

34-35 – голова

33-35 – грудь.

Индивидуальные различия могут быть значительными (например вес 2500-4000 и др.).

Динамика показателей расчетным методом. Ориентировочно можно рассчитать основные антропометрические показатели массы m

Масса тела = m 6мес + 400 г. (на каждый след. месяц)

(для детей 1-го года) (8200-8400) - 800 г. (на каждый недостающий)

M тела = m 5лет + 3 кг (на каждый последующий год)

(после года) с 2-11 лет (19 кг) - 2 кг (на каждый последующий год)

m тела = (возраст х 5) – 20 кг

Длина тела

L тела = L 6мес. - 2,5 см (на недостающий месяц)

(до 1 года) (66см) + 1,5 см (на каждый последующий)

L тела = L 4года - 8 см (на недостающий год)

после 1 года (100см) + 7 см (последующий год)

L тела = L 8лет - 7 см (на недостающий)

(после 6 лет) (130см) + 5 см (на последующий)

Окружность груди

О к гр. = О к гр.в 6мес. - 2 см (на недостающий месяц)

(первого года) (45 см) + 0,5 см (на последующий год)

О к гр. = О к гр.10 лет - 1,5 (на недостающий год)

(после 1 года) (63 см) + 3 (на последующий год).

Окружность головы

О к гол. = О к гол.6мес. - 1,5 см (недостающий месяц)

(1 года жизни) (43 см) + 0,5 см (последующий)

О к гол. = О к гол 5лет. - 1 см (на недостающий)

(после года) (50 см) + 0,6 см (на последующий).

Основные показатели ФР можно оценить центильным методом с помощью стандартных таблиц. Они позволяют определить уровень и гармоничность ФР.

В срединной зоне (25-75 цент.) располагаются средние показатели изучаемого признака. В зонах от 10 до 25 и от 75 до 90 – величины, свидетельствующие о ниже среднем или выше среднем ФР, и в зоне от 3 до 10 и от 90-97 – показатели низкого или высокого развития.

Величины < 3 и > 97 центилии - область очень низких и очень высоких показателей.

Для оценки ФР необходимо:

1. Провести антропометрию.

2. Определить и дать оценку признака по его положению в одной из 7 центильных зон (определяют центильный коридор) – 2 наиболее близкие величины.

3. Определить гармоничность по таблице.

4. Сделать запись: дата измерения, возраст ребенка, результат измерения в см и кг, а в скобках (номер центильной зоны), дать заключение о физическом развитии.

В теории физического воспитания рассматриваются следующие понятия: физическое развитие, физическое совершенствование, физическая культура, физическое воспитание, физическое образование, физическая подготовленность, физические упражнения, двигательная активность, двигательная деятельность, спорт.

Остановимся на определении таких понятий, как "физическое развитие", "физическое совершенство", "физическая подготовленность" и определим их взаимосвязь.

Физическое развитие -- динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие органов и систем организма и так далее) и биологического созревания ребёнка в определённом периоде детства. Процесс развития совокупности морфологических и функциональных свойств организма (скорость роста, прирост массы тела, определённая последовательность увеличения различных частей организма и их пропорций, а также созревание различных органов и систем на определённом этапе развития), в основном запрограммированных наследственными механизмами и реализуемых по определённому плану при оптимальных условиях жизнедеятельности.

Физическое развитие отражает процессы роста и развития организма на отдельных этапах постнатального онтогенеза (индивидуального развития), когда наиболее ярко происходят преобразования генотипического потенциала в фенотипические проявления. Особенности физического развития и телосложения человека в значительной мере зависят от его конституции.

Физическое развитие, наряду с рождаемостью, заболеваемостью и смертностью, является одним из показателей уровня здоровья населения. Процессы физического и полового развития взаимосвязаны и отражают общие закономерности роста и развития, но в то же время существенно зависят от социальных, экономических, санитарно-гигиенических и других условий, влияние которых в значительной мере определяется возрастом человека.

Под физическим развитием понимают непрерывно происходящие биологические процессы. На каждом возрастном этапе они характеризуется определённым комплексом связанных между собой и с внешней средой морфологических, функциональных, биохимических, психических и других свойств организма и обусловленных этим своеобразием запасом физических сил. Хороший уровень физического развития сочетается с высокими показателями физической подготовки, мышечной и умственной работоспособности.

Неблагоприятные факторы, оказывающие воздействие во внутриутробном периоде и в раннем детском возрасте, способны нарушить последовательность развития организма, иногда вызывая необратимые изменения. Таким образом, факторы внешней среды (условия питания, воспитания, социальные, наличие заболеваний и другие) в период интенсивного роста и развития ребёнка могут оказать большее влияние на рост, чем генетические либо другие биологические факторы.

В основе оценки физического развития лежат параметры роста, массы тела, пропорции развития отдельных частей тела, а также степень развития функциональных способностей его организма (жизненная емкость лёгких, мышечная сила кистей рук и др.; развитие мускулатуры и мышечный тонус, состояние осанки, опорно-двигательного аппарата, развитие подкожного жирового слоя, тургор тканей), которые зависят от дифференцировки и зрелости клеточных элементов органов и тканей, функциональных способностей нервной системы и эндокринного аппарата. Исторически сложилось, что о физическом развитии судят главным образом по внешним морфологическим характеристикам. Однако, ценность таких данных неизмеримо возрастает в сочетании с данными о функциональных параметрах организма. Именно поэтому для объективной оценки физического развития, морфологические параметры следует рассматривать совместно с показателями функционального состояния.

  • 1. Аэробная выносливость -- способность длительно выполнять работу средней мощности и противостоять утомлению. Аэробная система использует кислород для превращения углеводов в источники энергии. При длительных занятиях в этот процесс вовлекаются также жиры и, частично, белки, что делает аэробную тренировку почти идеальной для потери жира.
  • 2. Скоростная выносливость -- способность противостоять утомлению в субмаксимальных по скорости нагрузках.
  • 3. Силовая выносливость -- способность противостоять утомлению при достаточно длительных нагрузках силового характера. Силовая выносливость показывает насколько мышцы могут создавать повторные усилия и в течение какого времени поддерживать такую активность.
  • 4. Скоростно-силовая выносливость -- способность к выполнению достаточно длительных по времени упражнений силового характера с максимальной скоростью.
  • 5. Гибкость -- способность человека выполнять движения с большой амплитудой за счёт эластичности мышц, сухожилий и связок. Хорошая гибкость снижает риск травмы во время выполнения упражнений.
  • 6. Быстрота -- способность максимально быстро чередовать сокращение мышц и их расслабление.
  • 7. Динамическая мышечная сила -- способность к максимально быстрому (взрывному) проявлению усилий с большим отягощением или собственным весом тела. При этом происходит кратковременный выброс энергии, не требующий кислорода, как такового. Рост мышечной силы часто сопровождается увеличением объёма и плотности мышц -- «строительством» мышц. Помимо эстетического значения увеличенные мускулы менее подвержены повреждениям и способствуют контролю веса, так как мышечная ткань требует калорий больше, чем жировая, даже во время отдыха.
  • 8. Ловкость -- способность выполнять координационно-сложные двигательные действия.
  • 9. Состав тела -- соотношение жировой, костной и мышечной тканей тела. Это соотношение, отчасти, показывает состояние здоровья и физической подготовки в зависимости от веса и возраста. Избыточное содержание жировой ткани повышает риск развития болезней сердца, диабета, повышения артериального давления и т. д.
  • 10. Росто-весовые характеристики и пропорции тела -- эти параметры характеризуют размеры, массу тела, распределение центров масс тела, телосложение. Эти параметры определяют эффективность определённых двигательных действий и «пригодность» использования тела спортсмена для определённых спортивных достижений.
  • 11. Важным показателем физического развития человека является осанка -- комплексная морфо-функциональная характеристика опорно-двигательной системы, а также его здоровье, объективным показателем которого являются положительные тенденции в выше перечисленных показателях.

Так как понятия «физическое развитие» и «физическая подготовленность» часто смешивают, следует отметить, что физическая подготовленность -- это результат физической подготовки, достигнутый при выполнении двигательных действий, необходимых для освоения или выполнения человеком профессиональной или спортивной деятельности.

Оптимальная физическая подготовленность называется физической готовностью .

Физическая подготовленность характеризуется уровнем функциональных возможностей различных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной) и развития основных физических качеств (силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости). Оценка уровня физической подготовленности осуществляется по результатам, показанным в специальных контрольных упражнениях (тестах) на силу, выносливость и т. д. Чтобы оценить уровень физической подготовленности, его необходимо измерить. Общая физическая подготовленность измеряется с помощью тестов. Набор и содержание тестов должно быть различно для возраста, пола, профессиональной принадлежности, а также в зависимости от применяемой физкультурно-оздоровительной программы и её цели.

Физическое совершенство -- исторически обусловленный уровень физического развития. Оно является результатом полноценного использования физической культуры. Под физическим совершенством подразумевается оптимальная физическая подготовленность и гармоничное психофизическое развитие, соответствующее требованиям трудовой и других форм жизнедеятельности. Физическое совершенство выражает высокую степень развития индивидуальной физической одаренности, повышение биологической надежности организма, согласующейся с закономерностями всестороннего развития личности и долголетнего сохранения здоровья. Критерии физического совершенства имеют конкретно-исторический характер. Они изменяются в зависимости от ситуаций социального развития, отражая реальные требования общества.

физическое воспитание развитие

Физическое развитие– это комплекс морфологических и функциональных расстройств организма, определяющих массу, плотность, форму тела, структурно-механические качества и выражающихся запасом его физических сил. При изучении физического развития детей не только исследуются морфологические и функциональные признаки, но и определяется уровень биологического развития организма.

Изучения физического развития включает в себя:

1. Изучение физического развития и его закономерностей в различных возрастно-половых группах населения и сдвигов за определенные промежутки времени;

2. Динамическое наблюдение за физическим развитием и здоровьем в одних и тех же коллективах;

3. Разработку мер региональных возрастно-половых стандартов для индивидуальной и групповой оценки физического развития детей;

4. Оценку эффективности оздоровительных мероприятий.

Под влиянием длительно действующих неблагоприятных факторов уровень физического развития снижается, и наоборот, улучшение условий, нормализация образа жизни способствуют повышению уровня физического развития.

Физическое развитие является одним из важнейших показателей состояния здоровья и зависит от условий жизни, воспитания подрастающего поколения, служит объективным методом контроля эффективности оздоровительных мероприятий.Физическое развитие является одним из важнейших признаков, определяющих уровень здоровья населения, однако показатели физического развития не являются обязательными для официального статистического анализа и не отражаются в отчетности, что не позволяет повсеместно и постоянно следить за уровнем и динамикой развития отдельных групп населения.

Основными признаками физического развития являются :

1. Антропометрические, т.е. основанные на изменении размеров тела скелета человека и включающие:

· соматометрические – размеры теле и его частей;

· остеометрические – размеры скелета и его частей;

· краниометрические – размеры черепа.

2. Антропоскопические, основанные на описании тела в целом и отдельных его частей. К антропоскопическим признакам относятся: развитие жирового слоя мускулатуры, форма грудной клетки, спины, живота, ног, пигментация, волосяной покров, вторичные половые признаки и т.д.

3. Физиометрические признаки, т.е. признаки, которые определяют физиологическое состояние, функциональные возможности организма. Обычно, они измеряются с помощью специальных приборов. К ним относятся: жизненная емкость легких (измеряется с помощью спирометра), мышечная сила кистей рук (измеряется с помощью динамометра и др.

Перечисленные показатели, взятые в отдельности, не могут характеризовать физическое развитие ребенка. Оценка должна проводиться комплексно при одновременном учете всех показателей.

Физическое развитие, отражая процессы роста и формирования организма, находится в непосредственной зависимости от других показателей здоровья. Заболевания, связанные с эндокринными расстройствами, нередко сопровождаются значительным нарушением физического развития (гигантизм, акромегалия, гипофизарный нанизм, инфантилизм и др.). Такие хронические заболевания, как ревматизм, туберкулезная интоксикация, также оказывают влияние на физическое развитие. Доказано, что рахит, хроническая дизентерия у детей в раннем возрасте задерживают физическое развитие. Вместе с тем, течение и исход болезни во многом определяются состоянием организма, его физическим развитием.

На уровень физического развития влияет комплекс социально-биологических, медико-социальных, организационных, природно-климатических факторов. Имеют место различия в физическом развитии населения, проживающего в различных экономико-географических зонах, лиц разных национальностей. Физическое развитие зависит и от социальных условий. Нарушения физического развития могут свидетельствовать о неблагоприятных условиях в образе жизни ребенка и должны являться одним из критериев для определения уровня социального риска неблагополучия семей, требующих мер медико-социального воздействия. Физическое развитие имеет выраженную социальную обусловленность. Уровень социального благополучия отражается на показателях физического развития населения, и в первую очередь детей. В период после революции 1917 года и Гражданской войны показатели физического развития населения улучшались. В годы Великой Отечественной войны наблюдалось снижение уровня физического развития. Особенно значительное отставание наблюдалось у детей в районах временной оккупации. Специальные меры государства по ликвидации санитарных последствий войны году способствовали быстрому восстановлению уровня физического развития. К 1950 году почти по всем возрастным группам было отмечено восстановление показателей довоенного уровня. Многочисленными исследованиями, проведенными в последующие годы, было установлено не только улучшение показателей физического развития детей и подростков, но и ускорение темпов роста и развития, получившее название акселерации. Наблюдается она у детей с раннего детства. Среди детей с ускоренным развитием выделяют подгруппы с гармонической и дисгармонической акселерацией. При гармонической акселерации имеет место параллельное ускорение роста и биологического созревания, что приводит к более раннему завершению детства. При дисгармонической акселерации ускорение созревания может не сопровождаться ускорением роста, полового развития, что создает тенденцию к грацилизации.

Причины акселерации не совсем ясны. Существуют различные гипотезы причин акселерационных сдвигов .

1. Алиментарная теория: улучшение питания детей (увеличения потребления животных белков и жиров, витаминов, концентратов для вскармливания грудных детей);

2. Радиоволновая гипотеза (влияние электромагнитных полей от радиостанций)

3. Более интенсивная инсоляция (стимулирующее влияние физического воспитания и спорта на рост и развитие молодого поколения);

4. Урбанизация (ускорение темпов городской жизни возбуждает ЦНС и активирует тропные функции);

5. Генетический эффект (постоянное смешивание населения, гетеролокальные браки и ускорение развития потомства в связи с гетерозисом, т.е. со свойством гибридов первого поколения превосходить по ряду признаков лучшую из родительских форм.

Однако не вызывает сомнения, что в происхождении акселерации имеет значение суммарное взаимодействие биологических и социальных факторов.

Анализируя антропологические показатели у населения в различные эпохи, ученые отмечают, что периоды увеличения и уменьшения роста и скорости созревания наблюдались, очевидно, и в прежние времена, но интенсивность этих процессов была меньше.

В 80-х годах стали появляться сообщения о стабилизации процесса акселерации. Вначале эту тенденцию отметили ученые Норвегии, Германии, Чехословакии, Италии, Японии, а затем и других экономически развитых стран. Прогнозируя процесс акселерации, можно предложить, что в экономически развитых странах произойдет заметное замедление акселерации (появился даже термин «десельрация» - явление, обратное акселерации). Однако в развивающихся странах ожидается значительное ускорение индивидуального развития детей.

Акселерация не может рассматриваться однозначно как положительный или отрицательный процесс. Она ставит много проблем:

Более раннее биологическое созревание, которое наступает до социальной зрелости и гражданской дееспособности;

Необходимость в установлении новых норм трудовой, физической нагрузки, питания, нормативов детской одежды, обуви, мебели и предметов обихода;

Нарастающая вариабельность всех признаков возрастного развития и созревания, усложнение дифференцировки между нормой и патологией;

Диссоциацией между предельным ростом и ростом поперечников тела создает тенденцию к грацилизации тела и росту числа осложнений в родах.

Оценка физического развития имеет важное значение для многих областей медицины. Клинико-диагностические значения оценки физического развития нашли свое место в «конституциональной» диагностике: для определения конституциональной предрасположенности и конституциональных особенностей течения заболевания. Некоторые показатели физического развития используются для выявления антропометрических признаков риска ряда заболеваний и патологических состояний. Например, в акушерстве измерение таза женщины позволяет определить тактику ведения родов. Оценка биологического возраста важна для определения школьной зрелости, спортивных возможностей ребенка. В статистике некоторые антропометрические показатели являются важнейшими критериями для определения таких понятий, как «живорожденность», «мертворожденность», «недоношенность» и др. В гигиене показатели физического развития помогают определить годность к военной службе и роду войск.

Для изучения, анализа и оценки физического развития применяются генерализирующий(поперечного сечения популяции) и индивидуализирующий (продольный) методы наблюдения. Генерализирующий метод представляет собой наблюдение за определенной, достаточно большой группой детей, в которой индивидуальные антропометрические данные суммируются, и при обработке получают средние данные физического развития на определенный момент, характеризующие данную группу.

Индивидуализирующий метод представляет собой тип «продольного» длительного наблюдения за развитием каждого отдельного ребенка.

Для получения средних показателей физического развития проводится обследование больших групп практически здоровых людей различного возраста и пола. Полученные средние показатели являются возрастными стандартами физического развития соответствующих групп населения.

Общепринятых стандартов физического развития не существует. Различные условия жизни в различных климато-географических зонах. В городах и сельской местности, этнографические различия обуславливают различный уровень физического развития населения. В соответствии с этим определяются местные и региональные стандарты физического развития. Местные должны уточняться примерно через 5 лет в связи с постоянно меняющимися условиями и образом жизни. Теоретически доказана возможность выведения так называемых зональных стандартов (включение в одну зону территориально близких, сходных по экономическим и географическим условиям районов страны).

Стандарты физического развития широко используются в практической деятельности медицинских учреждениях, обслуживающих детские и подростковые контингенты. Они необходимы как для оценки физического развития коллективов, так и для индивидуальной оценки.

Оценка физического развития коллектива проводится путем анализа возрастных изменений средних арифметических взвешенных, годичных приростов показателей в различные возрастные периоды. Сравнительная оценка уровня физического развития различных коллективов или одного и того же коллектива в динамике производится путем вычисления средних арифметических взвешенных основных признаков в однородных возрастно-половых группах и определением достоверности разности средних величин.

Наблюдение за физическим развитием детей начинается с момента рождения и регулярно продолжаются в детских поликлиниках, детских дошкольных учреждениях, школах в сроки, установленные специальными приказами. Детальная оценка показателей физического развития проводится при углубленных медицинских осмотрах. Обязательному освидетельствованию физического развития подлежат новорожденные, дети первого года жизни (ежемесячно), перед поступлением в школу и школьники «декретированных» классов (3-и,6-е,8-е классы). Для детей до 3-х лет предусмотрена оценка роста, массы тела, окружности груди и головы с учетом возраста и соответствия массы тела росту. У недоношенных детей при этом используются специальные таблицы.

Этапы оценки физического развития детей

Iэтап. Определение возрастной группы ребенка.

IIэтап. Измерение параметров и взвешивание детей по общепринятой методике.

IIIэтап. Оценка конституционных особенностей телосложения и полового развития.

IVэтап. Выбор необходимых оценочных таблиц.

Vэтап. Выявление динамики показателей и фиксация в медицинской карте ребенка.
VIэтап. Оценка физического развития.

Результаты оценки вносятся в первичную медицинскую документацию. Антропометрические данные ребенка необходимо сопоставить со стандартами физического развития, разработанными с использованием различных методов статистического анализа.

Для индивидуальной оценки физического развития детей используются:

· метод индексов;

· метод сигмальных отклонений;

· метод по шкалам регрессии;

· центильный метод.

В настоящее время успешно применяется центильный метод. Преимущество этого метода по сравнению с другими методами состоит в том, что центильные шкалы составлены по 10 признакам, которые позволяют детально охарактеризовать морфологический статус, определить гармоничность физического развития, выявить детей, склонных к ожирению, оценить функциональное состояние организма, выявить детей с изменением сосудистого тонуса. Поскольку центильные шкалы разработаны для определенных возрастно-половых групп детей, необходимо, прежде всего, установить возраст ребенка с точностью до дней, чтобы отнести его к соответствующей возрастной группе.

У взрослого населения регулярная оценка физического развития не производится .

Физическое развитие организма подчиняется биологическим законам и отражает общие закономерности роста и развития. Интенсивность изменения его показателей зависит от возраста и тем значительнее, чем моложе ребенок. Отмечается неравномерность развития на протяжении всего периода роста. Выявлены различия в состоянии здоровья детей с разным уровнем физического развития. Гармоничное, соответствующее возрасту физическое развитие свидетельствует о благоприятном течении процессов роста и развития. Отклонение от нормального развития свидетельствует о неблагополучии. У детей, отстающих в физическом развитии от своих сверстников, чаще отмечается дисгармоничность морфологического статуса за счет дефицита массы тела и снижения функциональных показателей, у этой группы детей чаще наблюдаются хронические заболевания сердца, легких, почек. В особом внимании педиатров нуждаются дети с отклонениями в физическом развитии в результате избыточной массы тела. Как отмечалось, данные физического развития необходимо учитывать в первую очередь при обследовании и оценке здоровья детей, но и физическим развитием взрослых не следует пренебрегат

54. Профилактика как одно из приоритетных направлений охраны здоровья населения. Вопросы профилактики в законодательных документах.

Комплекс профилактических мер, реализуемый через систему здравоохранения, называется медицинской профилактикой . Медицинская профилактика по отношению к населению бывает индивидуальной , групповой и популяционной (массовой). Индивидуальная профилактика – это проведение профилактических мероприятий с отдельными лицами; групповая – с группами лиц со сходными факторами риска; популяционная – охватывает большие группы на- селения (популяцию) или население в целом. Кроме того, различают первичную, вторичную и третичную профилактику, или реабилитацию.

Первичная профилактика – комплекс медицинских и немедицинских мероприятий, направленных на предупреждение появления тех или иных заболеваний и отклонений в состоянии здоровья. Первичная профилактика включает в себя комплекс мер, преду-сматривающих:

Снижение влияния вредных факторов окружающей среды на организм человека (улучшение качества атмосферного воздуха, питьевой воды, почвы, структуры и качества питания, условий труда, быта и отдыха, уровня психосоциального стресса и других факторов, влияющих на качество жизни);

Формирование здорового образа жизни; предупреждение профессионально обусловленных заболеваний и травм, несчастных случаев, а также случаев смертности в трудоспособном возрасте;

Проведение иммунопрофилактики среди различных групп населения.

Вторичная профилактика представляет собой комплекс медицинских, социальных, санитарно-гигиенических, психологических и иных мер, направленных на раннее выявление заболеваний, а также предупреждение их обострений, осложнений и хронизацию. Вторичная профилактика включает в себя:

Целевое санитарно-гигиеническое обучение пациентов и членов их семей знаниям и навыкам, связанным с конкретным заболеванием (организация школ здоровья для больных, страдающих бронхиальной астмой, сахарным диабетом, гипертонической болезнью и др.);

Проведение медицинских осмотров с целью выявления заболеваний на ранних стадиях развития;

Проведение курсов профилактического (противорецидивного) лечения.

Третичная профилактика , или реабилитация, – комплекс медицинских, психологических, педагогических, социальных мероприятий, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных физиологических, социальных функций организма, качества жизни и трудоспособности больных и инвалидов. Это достигается развитием сети центров восстановительной медицины и реабилитации, а также санаторно-курортных учреждений. Одним из важнейших компонентов первичной профилактики является формирование здорового образа жизни (ЗОЖ ), который включает в себя благоприятные условия жизнедеятельности человека, уро-вень его культуры и гигиенических навыков, позволяющие сохранять и укреплять здоровье, поддерживать оптимальное качество жизни. Важнейшими направлениями формирования ЗОЖ являются:

Пропаганда факторов, способствующих сохранению здоровья: личная гигиена, гигиена труда, отдыха, питания, физкультура, гигиена половой жизни, медико-социальная активность, гигиена окружающей среды и др.;

Пропаганда мер по профилактике факторов, пагубно влияющих на здоровье: избыточного потребления пищи при недостаточной физической нагрузке, злоупотребления спиртными напитками, употребления наркотиков, курения табака, соблюдения некоторых этнических обрядов и привычек и т.д. Для пропаганды здорового образа жизни используют различные методы: Вербальные формы пропаганды– лекции, беседы, теле- и радиовыступления; печатные формы – листовка, брошюра,газетные и журнальные публикации и тд; наглядные формы-фотографии, слайды, микро и макропрепараты.

Первичными подразделениями службы формирования здорового образа жизни являются отделения (кабинеты) профилактики.Они организуются в составе территориальных поликлиник, поли- клинических отделений центральных районных (городских) больниц, медико-санитарных частей.Организационно-методическое руководство деятельностью отделений (кабинетов) медицинской профилактики осуществляет региональный Центр медицинской профилактики. Отделение (кабинет) медицинской профилактики возглавляет врач (фельдшер), имеющий соответствующую подготовку в области медицинской профилактики. Основными задачами отделения (кабинета) медицинской профилактики являются координация взаимодействия лечебно-профилактического учреждения с региональным центром медицинской профилактики, организационно-методическое обеспечение деятельности медицинских работников лечебно-профилактического учреждения по выявлению факторов риска, коррекции образа жизни, про-паганде медицинских и гигиенических знаний, здорового образа жизни.

«Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» предусмотрено решение следующих задач:

Формирование у различных групп населения, особенно у подрастающего поколения, мотивации для ведения здорового об- раза жизни путем повышения информированности граждан через средства массовой информации о влиянии на здоровье негативных факторов и возможности их предупреждения. Привлечение граждан к занятиям физической культурой, туризмом и спортом, организации отдыха и досуга независимо от места жительства, а также разработка механизмов поддержки общественных инициатив, направленных на укрепление здоровья населения

Разработка мер, направленных на снижение количества потребляемого алкоголя, регулирование производства, продажи и потребления алкогольной продукции, осуществление в образовательных учреждениях профилактических программ, направленных на недопущение потребления алкоголя и табачных изделий детьми и подростками;

Создание эффективной системы профилактики социально значимых заболеваний, предупреждения факторов их развития;

Обеспечение безбарьерной среды обитания для лиц с ограниченными возможностями, развитие реабилитационной индустрии, направленной на обеспечение максимальной социализации инвалидов;

Внедрение комплексных оздоровительных и реабилитационных программ по сокращению сроков восстановления здоровья после перенесенных заболеваний и травм, развитие услуг, предоставляемых санаторно-курортными организациями и оздоровительными учреждениями. Таким образом, рационально построенная система профилактики дает высокий социальный и экономический эффект за счет предотвращения преждевременной смертности, заболеваемости с временной утратой трудоспособности, инвалидности, сокращения расходов на выплату социальных пособий и др.

Цель профилактики, ее задачи, уровни (Государственный, коллективный, семейный, индивидуальный) и виды: социальная, социально-медицинская (медико-социальная), медицинская. Стадии профилактики. Критерии оценки эффективности профилактики.

Профилактика – это комплекс государственных, общественных и медицинских мероприятий направленных на предупреждение развития конкретных заболеваний или патологических состояний. Т. о., профилактика в широком смысле означает мероприятия по создание оптимальных условий, направленных на укрепление здоровья, повышение трудовой активности и долголетия людей, включая условия труда, отдыха, жилищно-бытовые условия, развитие физической культуры и т.п.

Задачи:
1. Укрепление здоровья человека. Улучшение параметров функционирования органов и систем организма в целом
2. Сохранение нормального функционирования органов и систем у лиц с факторами риска
3. Профилактика прогрессирования болезней и их осложнений

Уровни профилактики:

1. Государственный – осуществляется законодательными и исполнительными органами власти. Сюда входит охрана окружающей среды, трудовое законодательство, социальное, пенсионное, мед страхование, законодательство об охране здоровья и здравоохранении.

2Профилактические мероприятия на уровне трудового коллектива предусматривают меры по обеспечению санитарно-гигиенического контроля производственных условий, гигиены жилища, торговли и общественного питания, по созданию рационального режима труда, отдыха, благоприятного психологического климата и взаимоотношений в коллективе, санитарно-гигиеническому воспитанию.

3.Профилактика в семье неразрывно связана с индивидуальной профилактикой и является определяющим условием формирования здорового образа жизни, она призвана обеспечить высокий гигиенический уровень жилья, рациональное питание, полноценный отдых, занятия физической культурой и спортом, создание условий, исключающих появление вредных привычек.

4. Индивидуальный – состоит из здорового образа жизни, отказа от вредных привычек, соблюдение гигиены и др.

В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры.

Виды профилактики:

1) Социальная- это вид социальной работы, направленной на предотвращение сложным жизненным обстоятельствам семей, детей и молодежи, аморальной, противоправной поведении в семьях, среди детей и молодежи, выявление любого негативного влияния на жизнь и здоровье детей и молодежи и предотвращения такого воздействия и распространению социально опасных болезней среди детей и молодежи
2)Социально-медицинская- это пр-ка направленная на охрану здоровья коллектива, общества. Основное в соц- мед пр-ке – устранить причины и условия, вызывающие возникновение заболеваний, на основе комплекса социально-экономических и медицинских мероприятий, осуществляемых государственными, общественными организациями, органами и учреждениями здравоохранения.

3) Медицинская- комплекс профилактических мер, реализуемых через систему здравоохранения. Медицинская профилактика по отношению к населению бывает индивидуальной, групповой и популяционной (массовой)

3.1 индивидуальная – профилактические мероприятия, проводимые с отдельными индивидуумами. Индивидуальная медицинская профилактика – личная гигиена – научно-практическая медицинская деятельность по изучению,разработке и внедрению в повседневную индивидуальную жизнь гигиенических знаний, требований и принципов сохранения и укрепления здоровья. Это понятие используют также для определения соответствия жизнедеятельности человека медико-гигиеническим нормам и медицинским рекомендациям – сознательное активное гигиеническое поведение;

3.2 групповая – профилактические мероприятия, проводимые с группами лиц, имеющими сходные симптомы и факторы риска (целевые группы);

3.3 популяционная (массовая) – профилактические мероприятия, охватывающие большие группы населения (популяцию) или все население в целом. Популяционный уровень профилактики, как правило, не ограничивается медицинскими мероприятиями – это местные программы профилактики или массовые кампании, направленные на укрепление здоровья и профилактику заболеваний.

Стадии:

Первичная профилактика – комплекс медицинских и немедицинских мероприятий, направленных на предупреждение появления тех или иных заболеваний и отклонений в состоянии здоровья. Первичная профилактика включает в себя комплекс мер, предусматривающих: снижение влияния вредных факторов окружающей среды на организм человека (улучшение качества атмосферного воздуха, питьевой воды, почвы, структуры и качества питания, условий труда, быта и отдыха, уровня психосоциального стресса и других факторов, влияющих на качество жизни); формирование здорового образа жизни; предупреждение профессионально обусловленных заболеваний и травм, несчастных случаев, а также случаев смертности в трудоспособном возрасте; проведение иммунопрофилактики среди различных групп населения.

Вторичная профилактика представляет собой комплекс медицинских, социальных, санитарно-гигиенических, психологических и иных мер, направленных на раннее выявление заболеваний, а так- же предупреждение их обострений, осложнений и хронизацию. Вторичная профилактика включает в себя: целевое санитарно-гигиеническое обучение пациентов и членов их семей знаниям и навыкам, связанным с конкретным з болеванием (организация школ здоровья для больных, страдающих бронхиальной астмой, сахарным диабетом, гипертонической болезнью и др.); проведение медицинских осмотров с целью выявления заболеваний на ранних стадиях развития; проведение курсов профилактического (противорецидивного) лечения.

Третичная профилактика , или реабилитация, – комплекс медицинских, психологических, педагогических, социальных мероприятий, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных физиологических, социальных функций организма, качества жизни и трудоспособности больных и инвалидов. Это достигается развитием сети центров восстановительной медицины и реабилитации, а также санаторно-курортных учреждений.

Одним из важнейших компонентов первичной профилактики является формирование здорового образа жизни (ЗОЖ), который включает в себя благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень его культуры и гигиенических навыков, позволяющие сохранять и укреплять здоровье, поддерживать оптимальное качество жизни.


Похожая информация.


В узком значении термин физическое развитие используется для обозначения антропометрических и биометрических показателей (рост, вес, окружность грудной клетки, состояние осанки, жизненная емкость легких и т. д.).

В широком понимании термин «физическое развитие» включает и физические качества (выносливость, ловкость, быстроту, силу, гибкость, равновесие). В детском саду не менее двух раз в течение года проводится специальное обследование физического развития детей, определяется гармоничность развития, соответствие его возрастным физиологическим показателям. При отклонениях в физическом развитии с детьми проводится коррекционная работа.

Физическое развитие человека - это процесс изменения естественных морфофункциональных свойств его организма в течение индивидуальной жизни.

В основе оценки физического развития лежат параметры роста, массы тела, пропорции развития отдельных частей тела, а также степень развития функциональных способностей его организма (жизненная емкость легких, мышечная сила кистей рук и другое; развитие мускулатуры и мышечный тонус, состояние осанки, опорно-двигательного аппарата, развитие подкожного жирового слоя,), которые зависят от дифференцировки и зрелости клеточных элементов органов и тканей, функциональных способностей нервной системы и эндокринного аппарата. Исторически сложилось, что о физическом развитии судят главным образом по внешним морфологическим характеристикам. Однако, ценность таких данных неизмеримо возрастает в сочетании с данными о функциональных параметрах организма. Именно поэтому для объективной оценки физического развития, морфологические параметры следует рассматривать совместно с показателями функционального состояния

Аэробная выносливость -- способность длительно выполнять работу средней мощности и противостоять утомлению. Аэробная система использует кислород для превращения углеводов в источники энергии. При длительных занятиях в этот процесс вовлекаются также жиры и, частично, белки, что делает аэробную тренировку почти идеальной для потери жира.

Скоростная выносливость -- способность противостоять утомлению в субмаксимальных по скорости нагрузках.

Силовая выносливость -- способность противостоять утомлению при достаточно длительных нагрузках силового характера. Силовая выносливость показывает насколько мышцы могут создавать повторные усилия и в течение какого времени поддерживать такую активность.

Скоростно-силовая выносливость -- способность к выполнению достаточно длительных по времени упражнений силового характера с максимальной скоростью.

Гибкость -- способность человека выполнять движения с большой амплитудой за счет эластичности мышц, сухожилий и связок. Хорошая гибкость снижает риск травмы во время выполнения упражнений.

Быстрота -- способность максимально быстро чередовать сокращение мышц и их расслабление.

Динамическая мышечная сила -- способность к максимально быстрому (взрывному) проявлению усилий с большим отягощением или собственным весом тела. При этом происходит кратковременный выброс энергии, не требующий кислорода, как такового. Рост мышечной силы часто сопровождается увеличением объема и плотности мышц -- «строительством» мышц. Помимо эстетического значения увеличенные мускулы менее подвержены повреждениям и способствуют контролю веса, так как мышечная ткань требует калорий больше, чем жировая, даже во время отдыха.

Ловкость -- способность выполнять координационно-сложные двигательные действия.

Состав тела -- соотношение жировой, костной и мышечной тканей тела. Это соотношение, отчасти, показывает состояние здоровья и физической подготовки в зависимости от веса и возраста. Избыточное содержание жировой ткани повышает риск развития болезней сердца, диабета, повышения артериального давления и т. д.

Росто-весовые характеристики и пропорции тела -- эти параметры характеризуют размеры, массу тела, распределение центров масс тела, телосложение. Эти параметры определяют эффективность определенных двигательных действий и «пригодность» использования тела спортсмена для определенных спортивных достижений.

Важным показателем физического развития человека является осанка -- комплексная морфо-функциональная характеристика опорно-двигательной системы, а также его здоровье, объективным показателем которого являются положительные тенденции в выше перечисленных показателях.

На физическое развитие влияет природная (биологическая) основа, передаваемая по наследству, и социальные факторы (воспитание, труд, быт).

В этой совокупности факторов особая роль принадлежит физическому воспитанию. С помощью средств и методов физического воспитания можно направленно воздействовать на физическое развитие человека.

физический развитие выносливость дети

В качестве основного средства физической культуры следует назвать физические упражнения. Существует так называемая физиологическая классификация этих упражнений, объединяющая их в отдельные группы по физиологическим признакам.

К средствам ФК также относятся оздоровительные силы природы (солнце, воздух, вода) и гигиенические факторы (санитарно-гигиеническое состояние мест занятий, режим труда, отдыха, сна и питания).

Отмечено, что физическая тренировка за счет совершенствования ряда физиологических механизмов повышает устойчивость к перегреванию, переохлаждению, гипоксии , снижает заболеваемость и повышает работоспособность.

У людей, которые систематически активно занимаются физическими упражнениями, существенно повышается психическая, умственная и эмоциональная устойчивость при выполнении напряженной умственной и физической деятельности.

Устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов зависит от врожденных и приобретенных свойств. Эта устойчивость достаточно лабильна и поддается тренировке средствами мышечных нагрузок и внешними воздействиями (температурный режим, уровень кислорода и др.).

Оздоровительные силы природы.

Укреплению и активизации защитных сил организма, стимуляции обмена веществ и деятельности физиологических систем и отдельных органов в значительной мере могут способствовать оздоровительные силы природы. В повышении уровня физической и умственной работоспособности важную роль играет специальный комплекс оздоровительно-гигиенических мероприятий (пребывание на свежем воздухе, отказ от вредных привычек, достаточная двигательная активность, закаливание и др.).

Регулярные занятия физическими упражнениями в процессе напряженной учебной деятельности способствуют снятию нервно-психического напряжения, а систематическая мышечная деятельность повышает психическую, умственную, и эмоциональную устойчивость организма.

К гигиеническим факторам, содействующим укреплению здоровья, повышающим эффект воздействия физических упражнений на организм человека и стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся личная и общественная гигиена (частота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.п.), соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна.

Физическое развитие - процесс становления, формирования и последующего изменения форм и функций организма человека под воздействием физической нагрузки и условий повседневной жизни.

О физическом развитии человека судят по размерам и форме его тела, развитию мускулатуры, функциональным возможностям дыхания и кровообращения, по показателям физической работоспособности.


Основными показателями физического развития являются:

1. Показатели телосложения: рост, вес, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и т.д. Эти показатели характеризуют, прежде всего, биологические формы (морфологию) человека.

2. Показатели развития физических качеств человека: силы, скоростных способностей, выносливости, гибкости, координационных способностей. Эти показатели в большей мере отражают функции мышечной системы человека.

3. Показатели здоровья, отражающие морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека. Решающее значение на здоровье человека оказывает функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделения, механизмов терморегуляции и др.

Физическое развитие каждого человека во многом зависит от таких факторов как наследственность, среда и двигательная активность.

Наследственность обуславливает тип нервной системы, телосложение, осанку и др. Причем генетически наследственная предрасположенность в большей мере определяет потенциальные возможности и предпосылки хорошего или плохого физического развития. Конечный же уровень развития форм и функций организма человека будет зависеть от условий жизни (среды) и от характера двигательной деятельности.

Процесс физического развития подчиняется закону единства организма и среды и, следовательно, существенным образом зависит от условий жизни человека. К ним относятся условия быта, труда, воспитания, материального обеспечения, а также качество питания (калорийность сбалансированность), все это влияет на физическое состояние человека и определяет развитие и изменение форм и функций организма.

Определенное влияние на физическое развитие человека оказывает климатическая и географическая среда и экологические условия проживания.

Под влиянием систематических тренировочных занятий человек может существенно улучшать практически все двигательные способности, а также успешно устранять средствами физической культуры различные недостатки телосложения и врожденные аномалии, например сутулость, плоскостопие и др.

Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности

1. Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студентов.

Существуют объективные и субъективные факторы обучения, отражающиеся на психофизиологическом состоянии студентов.

К объективным факторам относят среду жизнедеятельности и учебного труда студентов, возраст, пол, состояние здоровья, общую учебную Нагрузку, отдых, в том числе активный.

К субъективным факторам следует отнести: знания, профессиональные способности, мотивацию учения, работоспособность, нервно-психическую устойчивость, темп учебной деятельности, утомляемость, психофизические возможности, личностные качества (особенности характера, темперамент , коммуникабельность), способность адаптироваться к социальным условиям обучения в вузе.

Учебное время студентов в среднем составляет 52-58 ч в неделю, включая самоподготовку), т.е. ежедневная учебная нагрузка равна 8-9 ч, следовательно, их рабочий день один из самых продолжительных. Значительная часть студентов (около 57%), не умея планировать свой бюджет времени, занимаются самоподготовкой и по выходным дням.

Студентам сложно адаптироваться к обучению в вузе, ведь вчерашние школьники попадают в новые условия учебной деятельности, новые жизненные ситуации.

Критический и сложный для студентов экзаменационный период — один из вариантов стрессовой ситуации, протекающей в большинстве случаев в условиях дефицита времени. В этот период интеллектуально-эмоциональной сфере студентов предъявляются повышенные требования.

Совокупность объективных и субъективных факторов, негативно воздействующих на организм студентов, при определенных условиях способствует появлению сердечно-сосудистых, нервных, психических заболеваний.

2. Изменение состояния организма студента под влиянием различных режимов и условий обучения.

В процессе умственного труда основная нагрузка приходится на центральную нервную систему, ее высший отдел — головной мозг, обеспечивающий протекание психических процессов — восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоций.

Выявлено отрицательное воздействие на организм длительного пребывания в характерной для лиц умственного труда «сидячей» позе. При этом кровь скапливается в сосудах, расположенных ниже сердца. Уменьшается объем циркулирующей крови, что ухудшает кровоснабжение ряда органов, в том числе мозга. Ухудшается венозное кровообращение. Когда мышцы не работают, вены переполняются кровью, движение ее замедляется. Сосуды быстрее теряют свою эластичность, растягиваются. Ухудшается движение крови и по сонным артериям головного мозга. Помимо этого, уменьшение размаха движений диафрагмы отрицательно сказывается на функции дыхательной системы.

Кратковременная интенсивная умственная работа вызывает учащение сердечных сокращений, длительная работа — замедление. Иное дело, когда умственная деятельность связана с эмоциональными факторами, нервно-психическим напряжением. Так, до начала учебной работы у студентов была зафиксирована частота пульса, в среднем, 70,6 удар/мин; при выполнении относительно спокойной учебной работы — 77,4 удар/мин. Такая же работа средней степени напряженности повысила пульс до 83,5 удар/мин, а при сильном напряжении до 93,1 удар/мин. При эмоционально напряженном труде дыхание становится неравномерным. Насыщение крови кислородом может снижаться на 80%.

В процессе длительной и напряженной учебной деятельности наступает состояние утомления. Основной фактор утомления — сама учебная деятельность. Однако утомление, возникающее в процессе ее, может быть значительно осложнено дополнительными факторами, которые также вызывают утомление (например, плохая организация режима жизнедеятельности). Кроме того, необходимо учитывать ряд факторов, которые сами по себе не вызывают утомления, но способствуют его появлению (хронические заболевания, плохое физическое развитие, нерегулярное питание и др.).

3. Работоспособность и влияние на нее различных факторов.

Работоспособность — это способность человека выполнять конкретную деятельность в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. С одной стороны, она отражает возможности биологической природы человека, служит показателем его дееспособности, с другой — выражает его социальную сущность, являясь показателем успешности овладения требованиями какой-то конкретной деятельности.

В каждый момент работоспособность определяется воздействием разнообразных внешних и внутренних факторов не только по отдельности, но и в их сочетании.

Эти факторы можно разделить на три основные группы:

1-я - физиологического характера — состояние здоровья, сердечно-сосудистой системы , дыхательной и другие;

2-я - физического характера — степень и характер освещенности помещения, температура воздуха, уровень шума и другие;

3-я психического характера - самочувствие, настроение, мотивация и др.

В определенной мере работоспособность в учебной деятельности зависит от свойств личности, особенностей нервной системы, темперамента. Интерес к эмоционально привлекательной учебной работе увеличивает продолжительность ее выполнения. Результативность выполнения оказывает стимулирующее воздействие на сохранение более высокого уровня работоспособности.

В то же время мотив похвалы, указания или порицания может быть чрезмерным по силе воздействия, вызвать настолько сильные переживания за результаты работы, что никакие волевые усилия не позволят справиться с ними, что приводит к снижению работоспособности. Поэтому условием высокого уровня работоспособности является оптимальное эмоциональное напряжение.

Установка также влияет на эффективность работоспособности. Например, у студентов, ориентированных на систематическое усвоение учебной информации, процесс и кривая ее забывания после сдачи экзамена носят характер медленного снижения. В условиях относительно кратковременной умственной работы причиной снижения работоспособности может стать угасание ее новизны. У лиц с высоким уровнем нейротизма обнаружена более высокая способность к усвоению информации, но более низкий эффект ее использования, по сравнению с лицами более низкого уровня нейротизма.

4. Влияние на работоспособность периодичности ритмических процессов в организме.

Высокая работоспособность обеспечивается только в том случае, если жизненный ритм правильно согласуется со свойственными организму естественными биологическими ритмами его психофизиологических функций. Различают студентов с устойчивой стереотипностью изменения работоспособности. Студенты, отнесенные к «утреннему» так называемые жаворонки.

Для них характерно то, что они встают рано, с утра бодры, жизнерадостны, приподнятое настроение сохраняют в утренние и дневные часы. Наиболее работоспособны с 9 до 14 ч. Вечером их работоспособность заметно снижается. Это — тип наиболее адаптированных к существующему режиму обучения студентов, поскольку их биологический ритм совпадает с социальным ритмом дневного вуза. Студенты «вечернего» типа — «совы» — наиболее работоспособны с 18 до 24 ч.

Они поздно ложатся спать, часто не высыпаются, нередко опаздывают на занятия; в первой половине дня заторможены, поэтому находятся в наименее благоприятных условиях, обучаясь на дневном отделении вуза. Очевидно, период снижения работоспособности студентов обоих типов целесообразно использовать для отдыха, обеда, если же необходимо заниматься, то наименее трудными дисциплинами. Для «сов» целесообразно с 18 ч устраивать консультации и занятия по наиболее сложным разделам программы.

5. Общие закономерности изменения работоспособности студентов в процессе обучения.

Под влиянием учебно-трудовой деятельности работоспособность студентов претерпевает изменения, которые отчетливо наблюдаются в течение дня, недели, на протяжении каждого полугодия и учебного года в целом.

Динамика умственной работоспособности в недельном учебном цикле характеризуется последовательной сменой периода врабатывания в начале недели (понедельник), что связано с вхождением в привычный режим учебной работы после отдыха в выходной день. В середине недели (вторник-четверг) наблюдается период устойчивой, высокой работоспособности. К концу недели (пятница, суббота) отмечается процесс ее снижения.

В начале учебного года процесс полноценной реализации учебно-трудовых возможностей студентов затягивается до 3-3,5 недель (период врабатывания), сопровождаемый постепенным повышением уровня работоспособности. Затем наступает период устойчивой работоспособности длительностью 2,5 мес. С началом зачетной сессии в декабре, когда на фоне продолжающихся учебных занятий студенты готовятся и сдают зачеты, ежедневная нагрузка увеличивается в среднем до 11-13 ч в сочетании с эмоциональными переживаниями - работоспособность начинает снижаться. В период экзаменов снижение кривой работоспособности усиливается.

6. Типы изменений умственной работоспособности студентов.

Исследования показывают, что работоспособность у студентов имеет разные уровни и типы изменений, что влияет на качество и объем выполняемой работы. В большинстве случаев студенты, имеющие устойчивый и многосторонний интерес к учебе, обладают высоким уровнем работоспособности; лица с неустойчивым, эпизодическим интересом имеют преимущественно пониженный уровень работоспособности.

По типу изменений работоспособности в учебном труде выделяют усиливающийся, неровный, ослабевающий и ровный типы, связывая их с типологическими особенностями. Так, к усиливающемуся типу относят преимущественно лиц с сильным типом нервной системы, способных длительное время заниматься умственным трудом. К неровному и ослабевающему типам относят лиц с преимущественно слабой нервной системой.

7. Состояние и работоспособность студентов в экзаменационный период.

Экзамены для студентов — это критический момент в учебной деятельности, когда подводятся итоги учебной работы за семестр. Решается вопрос о соответствии студента уровню вуза, получении стипендии, о самоутверждении личности и др. Экзаменационная ситуация — это всегда некая неопределенность исхода, что позволяет оценивать ее как сильный эмоциональный фактор.

Неоднократно повторяемые экзаменационные ситуации сопровождаются эмоциональными переживаниями, индивидуально различными, что создает доминантное состояние эмоциональной напряженности. Экзамены - определенный стимул к увеличению объема, продолжительности и интенсивности учебного труда студентов, мобилизации всех сил организма.

Во время экзаменов повышается «стоимость» учебного труда студентов. Об этом свидетельствуют факты снижения массы тела за период экзаменов на 1,6-3,4 кг. Причем в большей степени это присуще тем студентам, реактивность которых на экзаменационную ситуацию повышена.

Согласно данным у первокурсников наблюдается наиболее высокий градиент умственной работоспособности. На последующих годах обучения его величина уменьшается, что свидетельствует о лучшей адаптации студентов к условиям экзаменационного периода. В весеннюю сессию градиент работоспособности нарастает по сравнению с зимней сессией.

8. Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов в экзаменационный период.

Вуз предоставляет студентам три вида отдыха, различных по длительности: кратковременные перерывы между занятиями, еженедельный день отдыха и каникулярный отдых зимой и летом.

Принцип активного отдыха стал основой организации отдыха и при умственной деятельности, где соответствующим образом организованные движения до, в процессе и по окончании умственного труда оказывают высокий эффект в сохранении и повышении умственной работоспособности. Не менее действенны ежедневные самостоятельные занятия физическими упражнениями.

Активный отдых повышает работоспособность только при соблюдении определенных условий:

Его эффект проявляется лишь при оптимальных нагрузках;

При включении в работу мышц-антагонистов;

Эффект снижается при быстро развивающемся утомлении, а также утомлении, вызванном монотонной работой;

Положительный эффект выражен сильнее на фоне большей, однако не высокой степени утомления, чем при слабой его степени;

Чем тренированнее человек к утомляющей работе, тем выше эффект активного отдыха.

Таким образом, направленность занятий в экзаменационный период для основной массы студентов должна носить профилактический характер, а для студентов-спортсменов иметь поддерживающий уровень физической и спортивно-технической подготовленности.

Состояние психической напряженности, наблюдающееся у студентов в период экзаменов, можно уменьшить несколькими способами.

Дыхательные упражнения. Полное брюшное дыхание - вначале при расслабленных и слегка опущенных плечах выполняется вдох через нос; воздухом наполняются нижние отделы легких, живот при этом выпячивается. Затем вдохом последовательно поднимаются грудная клетка, плечи, ключицы. Полный выдох выполняется в той же последовательности: постепенно втягивается живот, опускается грудная клетка, плечи и ключицы.

Второе упражнение состоит в полном дыхании, осуществляемом в определенном ритме ходьбы: полный вдох на 4, 6 или 8 шагов, затем следует задержка дыхания, равная половине числа шагов, сделанных при вдохе. Полный выдох делается за то же число шагов (4, 6, 8). Количество повторений определяется самочувствием. Третье упражнение отличается от второго только условиями выдоха: толчками через плотно сжатые губы. Положительный эффект упражнений возрастает по мере упражняемости.

Психическая саморегуляция. Изменение направленности сознания включает такие варианты, как отключение, при котором с помощью волевых усилий, концентрации внимания в сферу сознания включаются посторонние предметы, объекты, ситуации, кроме обстоятельств, вызывающих психическое напряжение. Переключение связано с концентрацией внимания и направленности сознания на какое-либо интересное дело. Отключение состоит в ограничении сенсорного потока: пребывание в тишине с закрытыми глазами, в спокойной расслабленной позе, представляя ситуации, в которых человек чувствует себя легко и спокойно.

7. Использование «малых форм» физической культуры в режиме учебного труда студентов.

Среди разнообразных форм физической активности утренняя гимнастика наименее сложна, но достаточно эффективна для ускоренного включения в учебно-трудовой день, благодаря мобилизации вегетативных функций организма , повышению работоспособности центральной нервной системы, созданию определенного эмоционального фона. У студентов, регулярно выполняющих утреннюю гимнастику, период врабатывания на первой учебной паре был в 2,7 раза меньше, чем у не выполняющих ее. Это же в полной мере относится и к психоэмоциональному состоянию - настроение повышалось на 50%, самочувствие на 44%, активность на 36,7%.

Действенной и доступной формой занятий в вузе является физкультурная пауза. Она решает задачу обеспечить активный отдых студентов и повысить их работоспособность. При изучении эффективности использования в микропаузах физических упражнений динамического и познотонического характера установлено, что одноминутное динамическое упражнение (бег на месте в темпе 1 шаг в с) по своему эффекту эквивалентно выполнению познотонических упражнений в течение двух минут. Поскольку рабочая поза студентов отличается монотонным напряжением преимущественно мышц-сгибателей (сидят, наклонившись вперед), начинать и заканчивать цикл упражнений целесообразно энергичным потягиванием мышц-сгибателей.

Методические рекомендации по использованию познотонических упражнений. До начала интенсивной умственной работы, чтобы сократить период врабатывания, рекомендуется произвольное дополнительное напряжение мышц конечностей умеренной или средней интенсивности в течение 5-10 мин. Чем ниже исходное нервное и мышечное напряжение и чем быстрее необходимо мобилизоваться для работы, тем выше должно быть дополнительное напряжение скелетных мышц. При продолжительной напряженной умственной работе, если она к тому же сопровождается эмоциональным стрессом, рекомендуется произвольное общее расслабление скелетных мышц, сочетаемое с ритмичным сокращением небольших по массе мышечных групп (например, сгибателей и разгибателей пальцев кисти, мимической мускулатуры лица и т.п.).

8. Работоспособность студентов в условиях оздоровительно-спортивного лагеря.

Здоровый образ жизни студентов подразумевает систематическое использование средств физической культуры и спорта в учебном году. Успешному выполнению учебно-трудовых обязанностей при сохранении здоровья и высокой работоспособности помогает активный отдых. Среди различных форм отдыха в каникулярный период широкое развитие в вузах получили студенческие оздоровительно-спортивные лагеря (зимние и летние).

20-дневный отдых в лагере, организованный через неделю после завершения летней сессии, позволил восстановить все показатели умственной и физической работоспособности, в то время как у отдыхавших в городе, восстановительные процессы протекали вяло.

9. Особенности проведения учебных занятий по физическому воспитанию для повышения работоспособности студентов.

Структура организации учебного процесса в вузе оказывает воздействие на организм студента, изменяя его функциональное состояние и влияя на работоспособность. Это обстоятельство должно учитываться и при проведении учебных занятий по физическому воспитанию, которые также оказывают влияние на изменение работоспособности студентов.

По результатам исследований установлено, что для успешного воспитания основных физических качеств студентов необходимо опираться на закономерную периодику работоспособности в учебном году. Согласно этому в первой половине каждого семестра на учебных и самостоятельных занятиях целесообразно применять физические упражнения с преимущественной (до 70-75%) направленностью на развитие скоростных, скоростно-силовых качеств и скоростной выносливости с интенсивностью по ЧСС 120-180 удар/мин; во второй половине каждого семестра с преимущественной (до 70-75%) направленностью на развитие силы, общей и силовой выносливости с интенсивностью по ЧСС 120-150 удар/мин.

Первая часть в семестре совпадает с более высоким функциональным состоянием организма, вторая - с его относительным снижением. Занятия, построенные на основе такого планирования средств физической подготовки, оказывают стимулирующее влияние на умственную работоспособность студентов, улучшают их самочувствие, обеспечивают прогрессивное повышение уровня физической подготовленности в учебном году.

При двух занятиях в неделю сочетание физических нагрузок с умственной работоспособностью имеет следующие особенности. Наиболее высокий уровень умственной работоспособности наблюдается при сочетании двух занятий при ЧСС 130-160 удар/мин с интервалами в 1-3 дня. Положительный, но вдвое меньший эффект достигается при чередовании занятия с ЧСС 130-160 удар/мин и 110-130 удар/мин.

Использование двух занятий в неделю при ЧСС свыше 160 удар/мин ведет к значительному снижению умственной работоспособности в недельном цикле, особенно для недостаточно тренированных. Сочетание занятий с таким режимом в начале недели и занятий с ЧСС 110-130, 130-160 удар/мин во второй половине недели оказывает стимулирующее воздействие на работоспособность студентов лишь в конце недели.

В практике физического воспитания определенной части студентов постоянно возникает проблема: как сочетать успешное выполнение обязанностей по учебе и повышение спортивного мастерства. Вторая задача требует 5-6 учебно-тренировочных занятий в неделю, а иногда и двух в день.

При систематических занятиях различными видами спорта воспитываются определенные психические качества, отражающие объективные условия спортивной деятельности.

Обобщенные характеристики успешного использования средств физической культуры в учебном процессе, обеспечивающие состояние высокой работоспособности студентов в учебно-трудовой деятельности, следующие:

Длительное сохранение работоспособности в учебном труде;

Ускоренная врабатываемость;

Способность к ускоренному восстановлению;

Эмоциональная и волевая устойчивость к сбивающим факторам;

Средняя выраженность эмоционального фона;

Снижение физиологической стоимости учебного труда на единицу работы;

Успешное выполнение учебных требований и хорошая успеваемость, высокие организованность и дисциплина в учебе, быту, отдыхе;

Рациональное использование бюджета свободного времени для личностного и профессионального развития.

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...