Общая характеристика круга чтения современного младшнго школьника. Круг детского чтения Характеристика понятий детская литература и детское чтение


Гарева Татьяна Александровна,

Медведева Людмила Николаевна

логопеды ГОУ Детский Сад компенсирующего вида № 471

Детская литература – это искусство. Как искусству ей свойственно выражение обобщённых идей в яркой форме – в конкретных образах.

Сказки, рассказы, стихи формируют художественный вкус, повышают культурный уровень ребёнка. К.И. Чуковский отмечал: «Ребёнок понимает по- своему, и даже, если он при этом ошибается, его впечатления настолько ярки и образны, что нет необходимости их приземлять».

К.Д. Ушинский подчёркивал, что литература должна ввести ребёнка «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа» . Это произведения устного народного творчества: загадки, считалки, пословицы, поговорки. При знакомстве с произведениями устного народного творчества мы совершенствуем высшие психические функции: слухоречевую, зрительную память, произвольное внимание, творческое мышление, обогащаем лексику, развиваем фразеологический словарь, формируем навыки грамматически правильной речи. Ещё до года малыш начинает слушать первые потешки, песенки, рассматривать их в книжных иллюстрациях. В этом возрасте его интересуют ритмы, интонация.

Необходимо отметить и колоссальное влияние произведений устного народного творчества для умственного развития дошкольников.
Главная задача родителей – знать о литературных склонностях своего малыша, чтобы совершенствовать их.
Важно отметить, что совместное чтение способствует становлению тёплых эмоциональных отношений матери и ребёнка.

Во время чтения художественной литературы обратите внимание на следующие рекомендации:

Читайте с выражением, меняя интонацию в зависимости от персонажа
- Как можно чаще показывайте иллюстрацию к тексту. Это повышает интерес у ребёнка
- Уберите из поля зрения игрушки и предметы, которые отвлекают вашего ребёнка. Постарайтесь читать в тихой, спокойной обстановке.
- Читайте вслух всю жизнь! Эта потребность формирует у вашего ребёнка интерес к чтению
- Детские книги должны находится в доступном для малыша месте
- Запишитесь в детскую библиотеку, предоставьте ребёнку участвовать в выборе книг

Нравится статья? Расскажи друзьям!

Помните: ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ – БЛАГОПРИЯТНОЕ ВРЕМЯ ДЛЯ ПРИОБЩЕНИЯ РЕБЁНКА К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ!

Учим с детьми потешки, стихи, загадки, переносим их в детское творчество, в технику оригами.
В круг детского чтения следует включать книги, разнообразные по темам и жанрам.
Ребёнку нужно открывать богатство жанров литературы. Это позволит, с одной стороны, формировать у дошкольника широту читательских интересов, а с другой – избирательность, индивидуальность литературных пристрастий.
Родителям необходимо обращать внимание не только на содержание произведения, но и на выразительные средства языка – сказки, рассказа и других произведений художественной литературы.
Дети любят сказки, народные и авторские. Сказка вызывает у дошкольника любовь и стойкий интерес своей динамичностью, яркостью образов, загадочностью, неограниченными возможностями для фантазирования, игры ума.

Познавательные книги о труде, о технике, о вещах, о природе вошли в детскую литературу. Они позволяют раскрывать детям многогранность мира, в котором они живут, в образной форме показывать сущность явлений, подготавливают научное миропонимание.

Стихи С.Я. Маршака о создании вещей «Откуда стол пришёл», «Книжка про книжку».
К.Д. Ушинский «Как рубашка в поле выросла». Энциклопедическая книга Житкова «Что я видел».

Детская книга создала особый тип книги – весёлую книгу для детей.

Она открывает детям смешное в жизни, воспитывает ценные качества – умение шутить и смеяться.
Произведения К.И. Чуковского, Н.Н. Носова, В.Г. Сутеева, С.Я. Маршака, Э.Н. Успенского и другие.
Жанровое и тематическое многообразие детской литературы даёт возможность формировать у детей индивидуальные читательские интересы и склонности.

Круг детского чтения рассчитан на пополнение литературного кругозора детей, повышения их начитанности.

Неоднозначные по замыслу, многоплавные и многослойные, проникнутые тонким юмором и иронией, они привлекают внимание ребёнка не только забавностью сюжета, но и глубокой мыслью, которую надо почувствовать и понять и раскрыв которую маленький читатель испытывает удовлетворение.

В центре внимания современных писателей внутренний мир взрослого и ребёнка, мир переживаний, разнообразных отношений и чувств.

Это свойственно книгам Р. Погодина, И. Токмаковой, Э.Успенского и других авторов.

Детские писатели ставят детей перед необходимостью осознавать нравственные истины, выбирать линию поведения, занимать правильную позицию по отношению к другим людям, вещам, природе.

У старших дошкольников проявляется устойчивый интерес к «толстой» книге.

Это хрестоматия, произведения отечественных и зарубежных писателей.

Уважаемые родители!

Помните, что книга – ваш хороший собеседник и лучший друг!

Во все времена существования человечества, люди проявляли особое внимание к произведениям для детей, считая их наиважнейшими в формировании человека в ребенке.

Вопросы о круге детского чтения поднимались в России в 18-м веке, и в трудах Н.Чернышевского, В.Белинского, Н.Добролюбова, Л.Толстого в 19-м веке.

Но все же острота вопроса остается и в современной России 21-го века.

Человеку, занимающемуся вопросами детского чтения необходимо обладать разносторонними знаниями в области русского фольклора, и зарубежного творчества, писателей русской и иностранной детской литературы. А так же для формирования круга детского чтения, необходимо иметь отличную педагогическую и психологическую подготовку. Ему самому важно отслеживать тенденции развития рынка детской литературы, детского книгоиздательства, самому много читать и верить в то, что художественное слово может воздействовать и влиять на человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Круг детского чтения.

Во все времена существования человечества, люди проявляли особое внимание к произведениям для детей, считая их наиважнейшими в формировании человека в ребенке.

Вопросы о круге детского чтения поднимались в России в 18-м веке, и в трудах Н.Чернышевского, В.Белинского, Н.Добролюбова, Л.Толстого в 19-м веке.

Но все же острота вопроса остается и в современной России 21-го века.

Человеку, занимающемуся вопросами детского чтения необходимо обладать разносторонними знаниями в области русского фольклора, и зарубежного творчества, писателей русской и иностранной детской литературы. А так же для формирования круга детского чтения, необходимо иметь отличную педагогическую и психологическую подготовку. Ему самому важно отслеживать тенденции развития рынка детской литературы, детского книгоиздательства, самому много читать и верить в то, что художественное слово может воздействовать и влиять на человека.

Так что же это-круг детского чтения? Это круг произведений, которые слушают, читают и воспринимают дети. Они писались, переходили от взрослых, были поняты и приняты детьми. В круг детского чтения входят:

Фольклор,

Книги для детей,

Детское творчество,

Детские газеты и журналы,

Как известно, что каждому году жизни ребенка соответствуют определенные произведения: потешки и пестушки четырехстрочные в раннем дошкольном возрасте, до сказок-романов в старшем дошкольном возрасте.

Из этого напрашивается вопрос - от чего зависит круг детского чтения?:

От возраста ребенка, от его предпочтений. Так, в самые юные слушатели предпочитают сказки, потешки, стихи, написанные определенным автором, определенной книге.

От развития самой литературы. Что говорить, состояние уровня развития детской литературы конца 20-го века оставалось на низком уровне, стихи для детей практически не печатались, очень мало исторических и реалистических произведений, что не способствовало воспитанию разностороннего читателя.

От подбора литературы для детского чтения. В фондах городских и сельских библиотек, от книг находящихся в семьях, большое влияние оказывает само время, в котором живет ребенок.

Круг детского чтения не может быть одинаковым для всех, и не должен. Ведь ребенок в состоянии выбрать книгу себе сам, даже самый маленький, по привлекательной обложке, по иллюстрациям.

Образовательная программа, которая выполняется в дошкольном учреждении, содержит в себе определенный список рекомендуемой литературы для чтения детям, согласно возрастной категории.

Наряду с этим, существует семейное, домашнее чтение. Это вариативная часть чтения, которая зависит от знания детской литературы, вкуса, предпочтения, образования родителей и она играет положительную роль в сохранении уникальности ребенка-слушателя, ребенка-читателя.

В круге детского чтения существует ряд произведений, обязательных, без которых дошкольное детство не возможно себе представить. Это произведения прошедшие проверку многими поколениями читателей, классические произведения:

Народные сказки,

Произведения К.Чуковского, С.Маршака, А.Барто, Н.Носова,

Сказки Ш.Перро, Х.Андерсена, А.Линдгренд.

В. Г. Белинский, утверждал, что детям свойственно особое восприятие услышанного, о важности роли книги в воспитании ребенка. Ведь «неправильная» книга может привести к искажению нравственных представлений, разрушит эстетические чувства, и о своем месте в окружающем мире.

Дошкольники воспринимают искусство внеконтекстно: может одушевить неодушевленные предметы, изменяет произведения на свое усмотрение, делая его героем себя или своих друзей. Понравившаяся книга оказывает на ребенка сильное впечатление, и он использует сюжет в своих играх, живет ими, включает в свою реальную жизнь.

Литература, как вид искусства помогает в воспитании грамотного слушателя и читателя, но следует помнить, что она будет лучше восприниматься в том случае, когда будет создана особая эмоциональная атмосфера, настрой ребенка на чтение книги.

У детей должно быть отведено время для чтения, и ни чего не должно мешать или отвлекать. Детям необходимо объяснить, что нельзя читать во время еды, в транспорте, на ходу. Не следует постоянно читать одну и ту же книгу. При чтении следует не торопиться, четко и ясно проговаривать звуки и буквы. Взрослые должны помнить, что недопустимо заставлять ребенка слушать, если он устал, отвлекается, желает сменить вид своей деятельности. Только внимательное заботливое отношение к дошкольникам, тщательный выбор для чтения того или иного произведения приведут к желаемому результату.

В подборе круга детского чтения должно уделяться особое внимание:

Доступности,

Наглядности,

Занимательности,

Динамичности сюжета,

Воспитательной ценности произведения.

Так что же должно входить в круг детского чтения?

Все виды литературы:

Проза (эпос), поэзия (лирика), драма, художественная литература;

Фольклорные жанры- народные сказки, колыбельные песни, пестушки, потешки, заклички, приговорки, небылицы-перевертыши, детские народные песенки, страшилки;

Научно-популярные жанры (энциклопедии);

Произведения литературы народов мира.

Тематика произведений должна быть настолько разнообразной, насколько требует читатель:

Детство;

Детская игра, игрушки;

Природа, животный мир;

Взаимоотношения детей и взрослых; семья, долг перед родителями и родственниками; интернационализм; честь и долг перед Родиной;

Война и героизм;

Исторические периоды;

Человек и техника.

Важно учитывать и половые различия между детьми. Для девочек нужно читать книги о женских добродетелях, о ведении дома, о женском предназначении. Мальчикам же будет интересна литература о смелости, о мужестве, о героях, о путешествии, изобретениях, о поведении людей в трудных ситуациях.

Детская литература - это самоценный вид словесного художественного творчества, играющий важную роль в развитии и воспитании ребенка. В.Лунин так отмечал: «Должен Вам сознаться, что пишу я не для Вас, а для самого себя!».


100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Период формирования детей – до 10 лет. Очень важно серьезно относиться по-взрослому к книгам для детей до 7 лет. Очень важно сделать эти книги качественно, и во внутреннем плане, и во внешнем. (Киплинг: «Скажи мне, что читал ваш ребенок до 7 лет, и я скажу, ак сложится его жизнь»). Большие гуманистические задачи такой литературы – воспитать своего читателя. Задачи воспитания:

  • Воспитывают мышление
  • Формируют интересы
  • Воспитывают нравственные качества
  • Задают этические установки
  • Воспитывают эстетически
  • Способствуют передаче культурных традиций и социального опыта
  • Развивают речь

В круг детского чтения включаются две большие массы изданий:

Детская литература – произведение литературы, которое написано специально для читателей – детей определенной группы. Учитывает интерес детей, их запросы, особенности психики и мышления. Авторы (Линдгрен, Сладков, Успенский, Каверин, Драгунский и др.) понимают, что интересно детям того или иного возраста, сохранят в душе детское восприятие мира. Не опускаются до мировоззрения детей, а помогают детям воспринять мир.

Произведения из категории литературы для взрослых – литература, которую приспосабливают для детей. Отбирают по какому-либо признаку – жанр, герой, истории о животных. Чаще всего это литература для старшей и средней школы. Редактор должен представлять себе, что детям будет интересно на определенном этапе.

Чехов «Каштанка». История по собачку – для детей. Освещаемые проблемы – для взрослых. Чехов считал, что нет отдельной литературы для детей. Дефо – вырезали то, что главный герой занимался работорговлей. Гулливер – необычная жизнь, необычные приключения.

Редактор ставит своей целью именно через формирование интересов и принадлежности к определенному социальному адресу формирование круга детского чтения. Все психологи говорят, что формирование базы ребенка, нравственных качеств и интересов происходит в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Если произведение переделано для детей, то оно может быть для разных возрастов. Если же оно изначально было написано для детей, то должно быть ориентировано на четкий читательский адрес.

Точкой отсчета может служить возраст главного героя. Возраст важен – чтобы заинтересовать ребенка, детям должны быть понятны и интересны проблемы произведения.

При подготовке изданий для детей используется не только детская, но и «взрослая» литература. Поэтому в издательском деле и редактировании употребляется несколько понятий, характеризующих область издания литературы для детей и юношества.

Различают такие понятия, как «детская литература», «литература для детей», «круг детского чтения». Уже из самих названий видно, что они пересекаются друг с другом и в то же время имеют самостоятельное содержание.

Понимание смысла, который вкладывается в каждый из этих терминов, важно прежде всего с точки зрения общего подхода к книгоизданию, поскольку они определяют организацию и методику формирования репертуара изданий, источники отбора произведений, особенности работы редактора с авторами.

Рассмотрим понятие «детская литература»; именно оно является исходным для характеристики всей области издания для детей.

Детская литература создается специально для детской читательской аудитории. Писатель учитывает специфику детского восприятия, стараясь, чтобы его произведение хорошо понимали и усваивали читатели определенного возраста.

Особое значение имеет умение автора распознать детскую психологию, ориентироваться на интересы, пристрастия детей, возможности восприятия ими тех или иных фактов. Говорят, что для создания произведения детской литературы необходимо сохранить «детское видение мира», позволяющее отчетливо представлять себе свойства и качества детского восприятия. Детский писатель должен понимать и знать ребенка и, конечно, обладать особым талантом, который определяет мастерство автора, - талантом создавать живые незабываемые картины окружающего мира, узнаваемого ребенком и поучающего его.

При создании произведения собственно детской литературы учитывается специфика определенного возраста. Очевидно, писатель, обращающийся к детской литературе, должен отличаться особым отношением к жизни, представлять себе, как окружающая действительность воспринимается ребенком, отмечать необычное, яркое - то, что интересно его будущим читателям.

Разработаны определенные методы написания произведения литературы специально для детей. Вот только один, достаточно распространенный прием, связанный с особой позицией автора произведения, - он смотрит на окружающий мир как бы из детства, которое описывает. Писатель не наблюдает за своими героями со стороны, а рассматривает события их глазами. Именно так развивается повествование в повестях «Детство» Л. Толстого и «Детство» М. Горького, «Голубая чашка» А. Гайдара. Писатель перевоплощается в своих персонажей, не позволяя себе ни на минуту отстраниться и взглянуть на них глазами взрослого. По-видимому, именно взгляд на мир из детства сообщает содержанию этих повестей одно из самых существенных для произведений детской литературы качеств - качество достоверности описанного, понятности для читателя.

Таким образом, детская литература специально создается в расчете на определенную возрастную категорию читателей с учетом специфики детского восприятия.

Одна из важных задач редактора - создание актива детских писателей. А между тем найти этих писателей бывает трудно, поскольку детские писатели - это писатели, обладающие особым даром - помнить и понимать детство. В.Г. Белинский писал: «Должно родиться, а не сделаться детским писателем. Это своего рода призвание. Тут требуется не только талант, но своего рода гений… много нужно условий для образования детского писателя… Любовь к детям, глубокое знание потребностей, особенностей и оттенков детского возраста есть одно из важных условий».

Рассмотрим более широкое понятие - «литература для детей». Этим понятием обозначается и детская литература, и взрослая, представляющая интерес для детей и понятная им.

Известно, что многие писатели, произведения которых охотно читают дети, специально для детей не писали. Литератор Н. Телешов вспоминал: «Чехов уверял… что никакой «детской» литературы не существует. «Везде только про Шариков да про Барбосов пишут. Какая же это «детская»? Это какая-то «собачья литература».

Таким образом, чтение детей охватывает не только специально написанные произведения, но пополняется и за счет взрослой литературы. Именно так формируется репертуар изданий для детей. Его составляют детская литература и произведения, написанные для взрослых, но представляющие интерес для детей

Из детской литературы и литературы для детей составляется так называемый круг детского чтения. Энциклопедический словарь «Книговедение» определяет круг чтения следующим образом: «Совокупность произведений печати, отражающая основные интересы и потребности в чтении определенной читательской группы. Круг чтения социально и исторически обусловлен. Выявление круга чтения - одна из основных задач конкретных социологических исследований в области чтения».

Применительно к детскому чтению круг чтения имеет свои характеристики. Остановимся на них.

«Круг детского чтения» включает книги, которые должны быть прочитаны именно в детстве и которые определяют чтение ребенка конкретного возраста. Это динамическое явление, так как по мере роста ребенка расширяются и границы охвата литературы, которую он читает. Круг чтения показывает интересы и пристрастия человека, отдельные издания «возвращаются», если читатель обращается к ним не однажды. Состав изданий постоянно меняется в зависимости от изменения интересов детей и репертуара выпускаемых изданий, причем чем богаче, разнообразнее репертуар, тем больше возможностей влияния на ребенка, так как круг его чтения будет в той или иной степени отражать это богатство и разнообразие.

Формирование круга детского чтения связано с решением воспитательных задач. Та литература, которая специально написана для детей, определяет во многом облик, характер, поведение детей. Кроме того, она является источником культурных традиций, передает читателям определенный опыт. Не случайно В.Г. Белинский специальное внимание обращал на определение круга детского чтения. Размышляя о его составе, критик прежде всего указывал на связь книги с жизнью, художественность, «глубокость» и гуманность идеи, целомудренность содержания, простоту и народность. Среди произведений, которые должны входить в круг детского чтения, он называл стихотворения и сказки А.С. Пушкина, роман о приключениях Робинзона Крузо Д. Дефо.

Детская литература формирует и определяет круг чтения каждого ребенка, изменяя и структурируя его состав, причем постепенно эта литература вытесняется «взрослой», оставляя за пределами интересов читателя собственно детскую литературу. Учитывая, что определенные книги могут воздействовать наиболее эффективно именно на того читателя, которому предназначены, можно считать, что литература, входящая в круг детского чтения, должна быть прочитана в соответствующем возрасте; книги, которые не «попались» читателю вовремя, не могут оказать на него того влияния, которого добивался автор, и, следовательно, свои социальные функции выполняют не полно. Действительно, воздействие на дошкольника, школьника старшего возраста, взрослого человека сказки, например «Красной шапочки», различно, так как в каждом возрасте интерес представляют «свои» аспекты произведения. Следовательно, круг чтения определяет степень и характер влияния на читателя содержания произведения и связан с особенностями свойств различных категорий читателей.

При организации книгоиздания для детей, особенно в процессе формирования репертуара, редактор ориентируется на круг детского чтения, отбирая произведения для переиздания и включая в систему изданий новую литературу.

Круг детского чтения.

Во все времена существования человечества, люди проявляли особое внимание к произведениям для детей, считая их наиважнейшими в формировании человека в ребенке.

Вопросы о круге детского чтения поднимались в России в 18-м веке, и в трудах Н.Чернышевского, В.Белинского, Н.Добролюбова, Л.Толстого в 19-м веке.

Но все же острота вопроса остается и в современной России 21-го века.

Человеку, занимающемуся вопросами детского чтения необходимо обладать разносторонними знаниями в области русского фольклора, и зарубежного творчества, писателей русской и иностранной детской литературы. А так же для формирования круга детского чтения, необходимо иметь отличную педагогическую и психологическую подготовку. Ему самому важно отслеживать тенденции развития рынка детской литературы, детского книгоиздательства, самому много читать и верить в то, что художественное слово может воздействовать и влиять на человека.

Так что же это-круг детского чтения? Это круг произведений, которые слушают, читают и воспринимают дети. Они писались, переходили от взрослых, были поняты и приняты детьми. В круг детского чтения входят:

Фольклор,

Книги для детей,

Детское творчество,

Детские газеты и журналы,

Как известно, что каждому году жизни ребенка соответствуют определенные произведения: потешки и пестушки четырехстрочные в раннем дошкольном возрасте, до сказок-романов в старшем дошкольном возрасте.

Из этого напрашивается вопрос - от чего зависит круг детского чтения?:

От возраста ребенка, от его предпочтений. Так, в самые юные слушатели предпочитают сказки, потешки, стихи, написанные определенным автором, определенной книге.

От развития самой литературы. Что говорить, состояние уровня развития детской литературы конца 20-го века оставалось на низком уровне, стихи для детей практически не печатались, очень мало исторических и реалистических произведений, что не способствовало воспитанию разностороннего читателя.

От подбора литературы для детского чтения. В фондах городских и сельских библиотек, от книг находящихся в семьях, большое влияние оказывает само время, в котором живет ребенок.

Круг детского чтения не может быть одинаковым для всех, и не должен. Ведь ребенок в состоянии выбрать книгу себе сам, даже самый маленький, по привлекательной обложке, по иллюстрациям.

Образовательная программа, которая выполняется в дошкольном учреждении, содержит в себе определенный список рекомендуемой литературы для чтения детям, согласно возрастной категории.

Наряду с этим, существует семейное, домашнее чтение. Это вариативная часть чтения, которая зависит от знания детской литературы, вкуса, предпочтения, образования родителей и она играет положительную роль в сохранении уникальности ребенка-слушателя, ребенка-читателя.

В круге детского чтения существует ряд произведений, обязательных, без которых дошкольное детство не возможно себе представить. Это произведения прошедшие проверку многими поколениями читателей, классические произведения:

Народные сказки,

Произведения К.Чуковского, С.Маршака, А.Барто, Н.Носова,

Сказки Ш.Перро, Х.Андерсена, А.Линдгренд.

В. Г. Белинский, утверждал, что детям свойственно особое восприятие услышанного, о важности роли книги в воспитании ребенка. Ведь «неправильная» книга может привести к искажению нравственных представлений, разрушит эстетические чувства, и о своем месте в окружающем мире.

Дошкольники воспринимают искусство внеконтекстно: может одушевить неодушевленные предметы, изменяет произведения на свое усмотрение, делая его героем себя или своих друзей. Понравившаяся книга оказывает на ребенка сильное впечатление, и он использует сюжет в своих играх, живет ими, включает в свою реальную жизнь.

Литература, как вид искусства помогает в воспитании грамотного слушателя и читателя, но следует помнить, что она будет лучше восприниматься в том случае, когда будет создана особая эмоциональная атмосфера, настрой ребенка на чтение книги.

У детей должно быть отведено время для чтения, и ни чего не должно мешать или отвлекать. Детям необходимо объяснить, что нельзя читать во время еды, в транспорте, на ходу. Не следует постоянно читать одну и ту же книгу. При чтении следует не торопиться, четко и ясно проговаривать звуки и буквы. Взрослые должны помнить, что недопустимо заставлять ребенка слушать, если он устал, отвлекается, желает сменить вид своей деятельности. Только внимательное заботливое отношение к дошкольникам, тщательный выбор для чтения того или иного произведения приведут к желаемому результату.

В подборе круга детского чтения должно уделяться особое внимание:

Доступности,

Наглядности,

Занимательности,

Динамичности сюжета,

Воспитательной ценности произведения.

Так что же должно входить в круг детского чтения?

Все виды литературы:

Проза (эпос), поэзия (лирика), драма, художественная литература;

Фольклорные жанры- народные сказки, колыбельные песни, пестушки, потешки, заклички, приговорки, небылицы-перевертыши, детские народные песенки, страшилки;

Научно-популярные жанры (энциклопедии);

Произведения литературы народов мира.

Тематика произведений должна быть настолько разнообразной, насколько требует читатель:

Детство;

Детская игра, игрушки;

Природа, животный мир;

Взаимоотношения детей и взрослых; семья, долг перед родителями и родственниками; интернационализм; честь и долг перед Родиной;

Война и героизм;

Исторические периоды;

Человек и техника.

Важно учитывать и половые различия между детьми. Для девочек нужно читать книги о женских добродетелях, о ведении дома, о женском предназначении. Мальчикам же будет интересна литература о смелости, о мужестве, о героях, о путешествии, изобретениях, о поведении людей в трудных ситуациях.

Детская литература - это самоценный вид словесного художественного творчества, играющий важную роль в развитии и воспитании ребенка. В.Лунин так отмечал: «Должен Вам сознаться, что пишу я не для Вас, а для самого себя!».

Евгения Ракова
Детская литература и ее специфика

Детская литература и ее специфика

В библиотеке для ребят

На полках книги в ряд стоят.

Бери, читай и много знай,

Но книгу ты не обижай.

Она откроет мир большой,

А если сделаешь больной

Ты книжку – навсегда

Страницы замолчат тогда (Т. Блажнова)

Возникновение детской литературы принято относить к 15 веку, хотя настоящая детская литература сложилась позднее.

Выделение курса детской литературы из курса мировой литературы основывается на определенной категории читателя. В прошлом специальной литературы для детей не создавалось, но из общего литературного наследия выделились произведения, которые вошли в круг детского чтения.

Детской литературой обычно называют те произведения, которые читаются детьми и детям от 0 до 15-16 лет. Но правильнее говорить о круге детского чтения, потому что в этом понятии выделяются три группы :

1. Это книги, написанные специально для детей (например, сказки Л. Н. Толстого, стихи М. Ясного, Волкова)

2. Это произведения, написанные для взрослых читателей, но перешедшие в детское чтение, другими словами, литература, вошедшая в круг детского чтения (например,сказки А. С. Пушкина, П. П Ершова, рассказы И. С. Тургенева, А. П. Чехова)

3. Это произведения, сочиненные самими детьми, то есть детское литературное творчество

Детская литература является искусством слова, а значит, органической частью духовной культуры, следовательно, ей присущи качества, свойственные всей художественной литературе. Она тесно связана с педагогикой, т. к. призвана учитывать возрастные особенности, возможности и потребности ребенка.

Детская литература – несомненная часть общей литературы, но все же она представляет собой некий феномен. Недаром В. Г. Белинский утверждал, что детским писателем нельзя сделаться – им надо родиться: «Это своего рода призвание. Тут требуется не только талант, но и своего рода гении.» Детская книга должна отвечать всем требованиям, которые предъявляются к книге для взрослых, и, кроме того, учитывать детский взгляд на мир как дополнительное художественное требование.

Строго говоря, только литература для детей может называться детской литературой. Далеко не все писатели, которые пытались создать произведения для детей, достигали заметного успеха. И дело совсем не в уровне писательского дарования, а в его особом качестве. Например, Александр Блок написал ряд стихотворений для детей, однако они не оставили по-настоящему заметного следа в детской литературе, а, к примеру, многие стихи Сергея Есенина легко перешли из детских журналов в детские хрестоматии.

Именно поэтому есть смысл порассуждать о специфике детской литературы.

Вопрос о специфике не раз становился предметом споров. Еще в средние века понимали, что для детей нужно писать иначе, чем для взрослых. Вместе с тем всегда находились те, кто признавал только общие законы искусства и делил книги просто на хорошие и плохие. Одни воспринимали детскую литературу как педагогику в картинках. Другие считали, что отличие детской литературы кроется лишь в тематике, говорили о доступности содержания или об особом «детском языке» и т. д.

Обобщая исторический и современный опыт развития детской литературы, можно сказать, что детская литература возникла на пересечении художественного творчества и учебно- познавательной деятельности. В ней можно увидеть особые черты, направленные на образование и воспитание ребенка,и чем младше ребенок, тем сильнее эти черты выступают. Соответственно, специфика детской литературы обусловлена, в первую очередь, возрастом читателя. Вместе с растущим читателем «взрослеют» и его книжки, постепенно меняется вся система предпочтений.

Следующей отличительной особенностью детской литературы является двуадресность детской книги. Особенность детского писателя состоит в том, что он видит мир с двух сторон; с позиции ребенка и с позиции взрослого. И значит детская книга содержит две эти точки зрения, только взрослый подтекст ребенку не виден.

И третьей специфической особенностью детской книги является то, что она (книга) должна обладать особым языком, который должен быть конкретным, точным, одновременно доступным и воспитательно обогащающим ребенка.

Также хочется отметить, что в малышовой книжке всегда имеется полноправный соавтор писателя – художник. Маленького читателя едва ли может увлечь сплошной буквенный текст без картинок. Это тоже является особенностью детской литературы.

Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что раздел детской литературы полноправно заслуживает звания высокого искусства, имеющего свою специфику, историю,и свои вершинные достижения.

Публикации по теме:

В коррекционно-педагогической системе воспитания и обучения детей с ОВЗ важная роль принадлежит развитию мелкой моторики рук, что в свою.

«Организация и проведение комплексных и интегрированных занятий в ДОУ. Их специфика и различие» В чем специфика и различие комплексных и интегрированных занятий? Понятия комплексные занятия и интегрированные занятия подразумевают;.

«Специфика взаимодействия ДОУ и семьи по адаптации дошкольника» Большой вклад в изучение проблем адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения сделан в отечественной литературе. В.

Детская литература и дети Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей.

Консультация для воспитателей «Специфика формирования представлений о величинах у детей шестого года жизни» Старшая группа занимает особое место в детском саду. Задача воспитателя заключается, с одной стороны, в систематизации знаний, накопленных.

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...