Загадочная смерть жены ильи глазунова. Илья глазунов так и не раскрыл тайну смерти жены


Роман с известным художником лишил Ларису Кадочникову возможности иметь детей

Илья ГЛАЗУНОВ – человек выдающийся. Основатель и ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества, народный художник СССР, лауреат Госпремии РФ, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». О личной жизни мэтра ходят легенды – в частности о его любвеобильности и патологической ревности. Чем оборачивается страсть гения, нам рассказала в откровенном интервью актриса Лариса КАДОЧНИКОВА. Через три года после начала безумного романа с Ильей Сергеевичем она готова была шагнуть в окно.

В Центральном доме работников искусств в Москве открылась первая выставка молодого, но уже очень известного художника Ильи Глазунова . На дворе стоял февраль 1957 года. В огромной очереди желающих посмотреть картины «самородка» стояла Лариса Огудалова из фильма Якова Протазанова «Бесприданница» – Нина Алисова и ее красавица дочь – студентка ВГИКа Лариса Кадочникова . Пока будущая актриса любовалась рисунками на тему «Петербург Достоевского», за ее спиной происходил интересный разговор.
«У вашей дочери удивительные глаза. Я непременно познакомлю ее с мужем, – говорила Алисовой молодая женщина с огромными фиалковыми глазами. – А вот и он!»
Как из-под земли возник Илья Глазунов. Представил маме с дочкой супругу – Нину Виноградову-Бенуа . Оценивающе оглядел Ларису: «Я буду вас рисовать! Вы согласны?» Кадочникова, трепеща, едва кивнула.

Трехлетнее безумство

Роман 26-летнего художника и 19-летней студентки ВГИКа закрутился стремительно. О нем знали многие – в том числе и жена Глазунова. На тот момент со времени их свадьбы прошел всего год. Нина тоже была художницей, представительницей знаменитого рода Бенуа. Илью даже за глаза попрекали, что он «примазался» к прославленной фамилии, чтобы беспрепятственно войти в мир искусства. Супруга не обращала внимания на слухи – она безумно любила мужа и ради него пожертвовала своим талантом, превратившись в прислужницу гения. Роман с Кадочниковой Нина восприняла достойно. Даже оправдывала мужа тем, что для творчества ему нужно постоянно находиться в состоянии влюбленности.
– В то время я не отдавала себе отчета, что нельзя связываться с женатым, – рассказывает Лариса Валентиновна. – Влюбилась в Илью с первого взгляда. А он постоянно твердил, что я его Муза.

– Какая женщина устоит перед таким признанием в любви?
– Как раз в любви-то он мне не признавался. Наоборот, требовал постоянно говорить, какой он гениальный. Это сегодня я могу все разложить по полочкам, а тогда была полностью в его власти. Глазунов – деспот и диктатор. Заставлял меня сильно красить глаза, любил, чтобы на губах была алая помада. Говорил, что женщина не может носить брюки. Однажды я пришла на свидание в новых клипсах – копеечных, но мне очень нравились. Илья сорвал их, чуть уши не порвал, с криком: «Это никогда не носи!» Он мог прийти во ВГИК, открыть дверь в аудиторию, где я сидела на занятиях, и приказать ехать с ним. Смешно, что подчинялась ему не только я, но и педагоги. Безропотно отпускали с занятий.
– Куда смотрела ваша мама?
– Мне кажется, ей льстило, что за дочерью ухаживает знаменитый художник. Меня же эти отношения выматывали настолько, что не было сил ходить в институт. Я перестала спать по ночам, постоянно шла из носа кровь. Таяла на глазах, на нервной почве не могла есть, а Илья восхищался моей худобой, говорил, что это придает сексуальности. Мне не хватало духа разорвать отношения. Да и Глазунов не оставлял в покое. Бывало, на пустом месте он заводится, начинает меня оскорблять. Я в слезах выбегаю из его мастерской, еду домой. И у дверей квартиры вижу Илью с букетом. Он просит прощения, все начинается по новой. Ревновал он меня чудовищно, хотя не имел на то права.

– Вы давали повод?
– Что вы! Если бы он увидел кого-то со мной, убил бы. Однажды за меня вступился мой младший брат Вадик (Вадим Алисов – известный российский кинооператор. – И. Г. ). В очередной раз я приехала в слезах после ссоры с Глазуновым, тот примчался следом. Раздался звонок в дверь, Вадик вышел как бы по своим делам. Спустя годы я узнала, что у них произошло. Он затолкнул Илью в лифт, схватил за шиворот и сказал, что, если тот не оставит меня в покое, будет покалечен. Брат, правда, до сих пор не признался – вмазал он тогда Глазунову или нет.
– Илья Сергеевич оставил вас в покое?
– К сожалению, нет. Я забеременела. До последнего надеялась на предложение руки. Но когда мама решила поговорить с Глазуновым и позвала его в гости, тот отрезал: «О замужестве не может быть и речи. Я никогда не разведусь». Вдвоем они настояли на аборте. Вторая моя беременность также была прервана. Врачи сказали, что матерью я уже не стану никогда.
– И как закончились ваши отношения?
– Финальную точку все-таки поставила мама. Она привязала меня к кровати.

Два мужа

Из депрессии Ларису вытащил Юрий Ильенко – они вместе учились во ВГИКе, только он – на операторском факультете. Узнав, что Кадочникова рассталась с Глазуновым, Ильенко напросился ее провожать. И чуть ли не в этот же вечер сделал предложение. Лариса вышла замуж, три года проработала в театре «Современник», а потом уехала с мужем в Киев.
Актриса не оставляла надежды родить супругу наследника, но не судьба. В результате Ильенко закрутил роман с молодой артисткой Людмилой Ефименко . И Кадочникова на себе испытала, каково это – делить любимого с его музой. После развода с Ильенко Лариса снова вышла замуж – за Михаила Саранчука , директора Театра им. Леси Украинки, где она работает по сей день.

Самоубийство Нины

У Глазунова в 1969 году родился сын Иван. Через четыре года появилась дочка Вера.
22 сентября 1986 года в Ленинградском манеже должна была открыться персональная выставка художника. А накануне открытия Москву облетела трагическая весть: покончила с собой жена мэтра – Нина Виноградова-Бенуа. Выбросилась из окна. Тайну смерти женщины так и не разгадали. Почему она это сделала? Сама или кто-то «помог»? Зачем перед прыжком надела шапку? Хотя именно последнему факту многие нашли объяснение: хотела, чтобы муж увидел ее в последний раз красивой.

Чудовищная трагедия отбила у Глазунова желание жениться снова. Но на наличие в его жизни «муз» это не повлияло. Подруги менялись часто. Не выдерживали тяжелого характера гения или просто оставались рядом, пока были нужны деньги. Одну барышню Глазунов выгнал сам, застав на отдыхе в постели с собственным водителем.
– Врать не буду: он очень щедрый, задаривал меня подарками – шубы, машины, цацки, – рассказывает бывшая содержанка художника Альбина. – Но жить с ним тяжело. Ревнивый очень. Я как-то поехала к зубному врачу на машине Глазунова с его личным шофером, попала в пробку. Мобильных тогда не было. Так вот по дороге, как только останавливалась машина, я пулей вылетала, звонила из таксофона Илье и отчитывалась, где нахожусь. И так до самого дома. Мог бы спросить у водителя, но ему надо было мне нервы мотать. Тут уж ничего не нужно – ни его деньги, ни он сам. Слава богу, Илья Сергеевич меня с миром отпустил. Ему и без меня хватает «муз», годящихся по возрасту во внучки.

СПРАВКА
* Лариса КАДОЧНИКОВА родилась в Москве 30 августа 1937 года.
* Снялась в более чем 40 картинах: «Белая птица с черной отметиной», «Мичман Панин», «Тени забытых предков», «Черная курица, или Подземные жители» и др.
* Народная артистка РФ и Украины.

Илья Глазунов (Ilya Glazunov)

Возраст: 87 лет

Место рождения: Санкт-Петербург, Россия

Место смерти: Москва

Деятельность: художник, педагог

Он написал 6 тысяч картин, спас от гибели сотни икон, основал Российскую академию живописи, ваяния и зодчества. Трудно поверить, что Ильи Сергеевича больше нет. Он казался вечным, как сама Русь, воспетая им многократно.

Детство, семья художника

Глазунов получил нетипичное для своего времени воспитание. Пока другие советские дети читали книжки про Чапаева и пели песни о Ленине, маленький Илья гулял по Эрмитажу, слушал Чайковского и читал биографии русских царей. И это все в 30-е годы XX века.

Отец Ильи был историком-экономистом. Мать, дочь советника при императоре, принадлежала к знатному чешскому роду, идущему от королевы Любуши. «Накануне моей отправки в школу мать рыдала часов шесть! - вспоминал художник. - Так боялась, что меня там испортят».

Все оказалось еще хуже: грянула Великая Отечественная война, Ленинград оказался в кольце блокады. Первым от голода умер дядя Глазунова, потом отец, бабушка и мать. От верной гибели Илью спас еще один брат отца. 12-летнего мальчика он перевез через Ладожское озеро в грузовике.

Когда блокаду сняли, Глазунов вернулся в родной Ленинград и сразу пошел в Эрмитаж. «Куда мне было податься, полному сироте? - рассказывал он впоследствии. - Великие полотна успокоили меня. Я вдруг понял, что не одинок. Со мной моя Родина, ее искусство, история. В тот момент я и стал художником».

Илья Глазунов - картины

Большую жизнь в искусстве Глазунов начал со скандала. В качестве дипломной работы в Ленинградском им. И.Е. Репина институте живописи, скульптуры и архитектуры выставил «Дороги войны». «Вы это что намалевали? -взревел председатель комиссии. - Позорное отступление Красной армии?!» С тройкой в зачетке художник-бунтарь вылетел не только из вуза, но и из Ленинграда. По распределению оказался в Ижевске, на должности школьного учителя рисования… Позже удалось перевестись в Иваново, а оттуда в столицу.

В 1957 году новый скандал: Глазунов получил главный приз на Всемирной выставке молодежи в Праге. Героем нашумевшей картины стал Юлиус Фучик, пражский журналист, казненный фашистами. И все бы ничего, но полотно не отвечало требованиям соцреализма. Однако запретить выставку Глазунова власти СССР не решились. Ведь на художника обратила внимание вся мировая общественность.

В начале 1960-х лучшим другом живописца стал Сергей Михалков. Он добился от Фурцевой, чтобы художник получил комнату и подвал под мастерскую, а также разрешение на новую выставку. А Глазунов взял, да и выставил все те же «Дороги войны»! Интеллигенция рыдала от восторга, власти - от бешенства.

Величиной мирового масштаба Илью Сергеевича сделал Андрей Громыко, министр иностранных дел. «Мне понравился ваш проект музея народного искусства в Палехе, - заявил он Глазунову. - Займетесь интерьером нашего посольства в Мадриде?» Тот с радостью согласился.

Не нужно ездить в Россию, чтобы понять русский дух, - писали в унисон все испанские газеты тех лет. -Достаточно лишь посетить посольство СССР, оформленное Глазуновым». В одночасье Илья Сергеевич стал самым богатым и успешным художником Союза. Иметь портрет его кисти (картины) желали не только первые лица нашего государства, но и мировые знаменитости. Кого только ни нарисовал Глазунов: Сальвадора Альенде, Федерико Феллини, Джину Лолло-бриджиду, Индиру Ганди, Фиделя Кастро, Шарля де Голля, Клаудию Кардинале, Джульетту Мазину...

Однажды на персональной выставке в Риме Феллини спросил живописца: «Почему вы не хотите остаться в Италии? Ведь Россия - тюрьма для вас!» «Я русский и хочу приносить пользу своей стране», - не задумываясь ответил тот. Любовь к Родине всегда была для Глазунова на первом месте… Важнее денег и даже женщин, без которых он не мог творить.

Илья Глазунов - биография личной жизни

Официально Илья Сергеевич был женат лишь однажды - на Нине Виноградовой-Бенуа. Родственники девушки не одобрили брак. Жениху уже 26, а невесте всего 18. Он - сирота и никому не известный художник, а она происходила из знаменитого рода, давшего миру прославленных архитекторов, скульпторов и живописцев.

Жить без родительской помощи оказалось непросто. Молодые голодали, ютились по коммуналкам. Порой денег не было даже на кисти и краски. Тогда Нина, до безумия любившая мужа, в тайне от него шла за копейки сдавать свою кровь. Жену Глазунов боготворил, но относился к ней, как купцы к своим женам в XIX веке. Его дело -творить, а ее - сидеть дома с детьми, готовить и стирать. Такая на роль музы явно не годилась.

В 1957 году, на той самой первой скандальной выставке, Глазунов познакомился с Ларисой Кадочниковой, 18-летней студенткой ВГИКа. «Я должен вас нарисовать! - почти приказным тоном бросил Глазунов Ларисе. - Дайте ваш телефон».

Через неделю художник пригласил Кадочникову к себе в студию и за 3 часа нарисовал ее портрет. «Подарите?» - робко спросила натурщица. «Нет!» - холодно отрезал Глазунов. Он сразу понял: Лариса будет подчиняться его приказам. В чем-то она походила на жену. Такая же робкая и уже до безумия влюбленная. Внимание известного художника невероятно льстило ей. Даже мать Ларисы, актриса Нина Алисова, гордилась ухажером дочери. Факт наличия у живописца законной супруги никого не смущал. Глазунов сразу дал понять, что он -свободный художник. И все приняли правила игры.

Порвать с Глазуновым Лариса решилась лишь после двух абортов. «Если хочешь, рожай, - всякий раз заявлял своей музе художник. - Но я с женой не разведусь и воспитывать твоего ребенка не стану». Бытовые неурядицы раздражали Илью Сергеевича. Всего себя он посвящал искусству и служению Родине.

А вот жена Глазунова уйти от художника так и не смогла. 30 лет она мирилась с его непростым характером, бесконечными разъездами и слухами про очередную музу. В 1986 году Нина покончила с собой, выбросившись из окна. Перед прыжком натянула до подбородка шапку, чтобы супруг не увидел ее обезображенное лицо… За один день художник постарел на десятилетие. С головой ушел в живопись, собирательство икон, спасение храмов от сноса. Пытался замолить грехи? Возможно. «Свобода - тяжкий крест», - гласит Библия. Горький смысл этих слов художник понял лишь под конец жизни.

Вскоре второй супругой Глазунова становится Инна Орлова

Смерть

Илья Глазунов скончался в ночь с 8 на 9 июля во сне от остановки сердца, через месяц после 87-го дня рождения. Последние годы жизни он провел с Инессой Орловой, занимавшей пост директора его галереи. На официальный брак с гражданской супругой так и не решился. В память о Нине...

Художник хотел многое успеть. Закончить полотна «Похищение Европы», «Россия до революции» и «Россия после революции», завершить пятый и шестой тома мемуаров «Россия распятая». К работам Глазунова можно относиться по-разному - причислять к шедеврам или считать поп-артом. Суть не в этом. Всю жизнь он на личном примере доказывал, что быть русским не стыдно, и Россия нуждается в каждом из нас. Достойная позиция для нашего меркантильного времени.

ЗДАРРРРРРРРРРРРРРРРРОВА;)
НАРЫЛ В ИНТЕРНЕТЕ…

Три года унижений и два аборта. Вот что получила актриса Лариса Кадочникова после того как в 18 лет стала любовницей Ильи Глазунова. О своей истории Лариса рассказала в новом номере журнала «Караван историй». В частности она описывала свою первую встречу с художником в 1957 году. Она тогда была студенткой, он — уже известным «работником искусства». Как-то походя Глазунов предложил девушке немного попозировать для него. Она согласилась.

Зря женщины удивляются: «Я и не предполагала, что он окажется таким жестоким». Диктатор обычно проявляет себя сразу, чуть ли не с первых минут. Вот и Глазунов первым делом сдернул с фактически незнакомой девушки ее клипсы — заявил, что это уродство. Другая бы сказала: «Вы что себе позволяете?». Но Лариса даже оправдываться стала. Всё. Бинго! Садист понял, что нашел свою жертву. Понял, скорее всего неосознанно, интуитивно. Шкурой. И она, выросший без отца ребенок, я уверена, поняла, что нашла «своего мужчину», папочку, который все знает, подчинилась и поджала хвост. Так начались три года свистопляски. Его контроль, диктаторские замашки, стремление переделать ее под свой вкус — все это классическое поведение «домашних тиранов» она принимала за любовь, хотя друзья ее постоянно спрашивали: «Зачем тебе это?»… А параллельно развивалась еще одна женская трагедия — жены художника.

…Глазунов усадил меня на табуретку и стал неторопливо разглядывать, как какую-нибудь статую. Я почувствовала себя неловко. А на мне в тот день были клипсы. Очень модные, но дешевые, пластмассовые. Илья поморщился, когда их увидел, сдернул с моих ушей и раздраженно сказал:
- Какое уродство! Тебе нельзя такое носить.
Он вдруг перешел на «ты».
- Они, конечно, простенькие, - начала я, но Глазунов перебил:
- Как ты не понимаешь! Современные поделки, грубые и пошлые, противопоказаны такому лицу, как у тебя… - я притихла, а он продолжил в каком-то непонятном восторге: - Странный овал, тревожные черные глаза, страдающие и заставляющие страдать. То, что я искал. Такие лица были у героинь Достоевского…

…Три часа пролетели как один миг. Я и не заметила, когда Илья успел меня нарисовать, и с трудом вернулась к реальности. Мы стали встречаться - почти каждый день. Сначала только работали и разговаривали - о литературе, живописи, истории. Познания Глазунова в самых разных областях знаний поражали. Я слушала открыв рот. И стоило ему только позвонить, мчалась в условленное время в мастерскую, благо запретить это было некому. Мама опять уехала, а бабушка в мои дела не вмешивалась.

…Однажды простились после сеанса, и я отправилась домой на троллейбусе. Довольно долго добиралась и всю дорогу думала об Илье. На сердце почему-то было тревожно. Вошла в подъезд, поднялась в лифте на третий этаж и обомлела - у наших дверей стоял… Глазунов.
Я растерялась:
- Как ты здесь оказался? Зачем?
- Сам не знаю. Вдруг понял, что не могу с тобой расстаться.
В ту минуту между нами и пробежала искра. Я почувствовала, как меня будто током ударило. Замирала от сладкого ужаса и думала: «Господи, этого не может быть! Я его люблю!» Каким-то непостижимым образом, всего за несколько коротких встреч, этот человек стал для меня самым близким и дорогим на земле.

…В роман с Глазуновым я бросилась как в омут. До этого не было никакого опыта - только пара невинных школьных историй. Илью я полюбила по-настоящему, не могла прожить без него ни дня. И он с трудом без меня обходился. Если встретиться не удавалось, звонил десять раз на дню, приезжал домой или в институт. Говорил, что я его муза. Сколько раз бывало: сижу на занятиях и вдруг открывается дверь - Илья. Все глаза тут же устремляются на него. Преподаватель недовольно ворчит. А он, словно ничего не замечая, зовет: «Лариса! Лариса!» Я краснею и показываю знаками, что выйти не могу. Илья настаивает. Делать нечего, выбегаю в коридор. Оказывается, любимый волновался, потому что утром не успел поговорить со мной по телефону, а днем у нас никто не брал трубку.
- Ну и что? - недоумеваю я.
- Да мало ли что могло случиться, - шипит Илья. - И вообще, я должен знать, где ты и чем занимаешься, иначе не могу работать!
- Ты прекрасно знаешь, что я в институте!
- Так позвони в перерыве между занятиями! Скажи, что соскучилась!
И я бросаюсь ему на шею… Он был таким пылким и при этом таким нежным и заботливым! В каком-то смысле Глазунов заменил мне отца, отсутствие которого я так остро ощущала с самого раннего детства, и даже… мать. Из-за ее постоянных разъездов нам редко выпадала возможность посекретничать по-женски, поговорить по душам.

…Глазунов говорил, что искусство - главный смысл его существования. И работал круглыми сутками. Дни его были расписаны по минутам. Я часто слышала: «В двенадцать зайдет Н. В час - ждут в посольстве. В три - еду в издательство. Потом - сеанс до вечера. А в одиннадцать встречаемся у меня». И попробуй забыть или опоздать!


Портреты кисти Ильи Глазунова разных лет: Брежнев, Лужков.

…Клиентов портреты Ильи приводили в восторг. Тем более что писал он их за три-четыре часа! Кстати, ни одного моего портрета любимый мне так и не подарил - считал, что только художник имеет право на свое произведение.
Я в те годы носила довольно броский макияж. Обводила черным карандашом глаза, мазала губы красной помадой. Глазунов меня хвалил. Считал, что крашусь в своем стиле - роковых женщин Достоевского. Он говорил: «Тебе надо обязательно выделять глаза и губы. Образ получается более выразительным и драматичным». Зато брюки Илья на мне не признавал! «Женщине Достоевского» они решительно не подходили. Я не спорила. Я делала все, как хотел Глазунов. Обаяние его распространялось не только на меня. При желании он мог очаровать любую женщину. Позже я узнала, что жена Глазунова Нина, еще в бытность их в Ленинграде, сдавала кровь, чтобы на вырученные деньги купить любимому краски!


Слева: Глазунов с женой Ниной и детьми, справа: любовница Лариса.

…Однажды мы пересеклись с ней в мастерской. Я было занервничала: роман Глазунова и дочки Алисовой обсуждала вся светская Москва. Но Нина держалась так естественно и дружелюбно, что на смену тревоге пришло недоумение. «Неужели ничего не знает? - думала я. - Но это невозможно! Я бы не смогла улыбаться любовнице мужа. Наверное, у нее другой темперамент…»
Конечно, все было значительно проще: Нина, безумно любившая мужа, закрывала глаза на его измены, лишь бы он оставался с ней. А Глазунова вполне устраивал такой «свободный» брак. Он почти сразу дал понять, что не оставит жену, хотя я об этом даже не заикалась. Лишь однажды обмолвилась, что всегда мечтала выйти замуж по большой любви. Илья посмотрел на меня как на законченную идиотку: «Брак приземляет творческие стремления человека. А наши с тобой жизни принадлежат искусству. И наши отношения выше этой отжившей условности».
При этом он откровенно пользовался добротой и самопожертвованием Нины. Она ведь была очень одаренной художницей, но забросила собственную карьеру ради любимого Илюши. Стала не просто его женой, но и нянькой, домработницей, секретарем. Разве можно было променять такое сокровище на какую-то музу, которых у Глазунова - и до, и после меня - было немало.

…Театральный режиссер Анатолий Эфрос сразу за меня ухватился:
- Лариса, ты должна работать в театре. Такие стопроцентные попадания, как у тебя в этом спектакле, случаются редко.
- А Илья считает, что мне надо сниматься.
- Ну и снимешься потом еще в сотне других фильмов! Кино от тебя никуда не денется. А таких ролей в театре может и не быть.
- Там тоже хорошая роль. И сценарий интересный. Илья говорит - надо ехать.
- Да что ты заладила - Илья да Илья! Пора тебе жить своим умом. И строить собственную карьеру. С Глазуновым все равно ничего не получится.
- Вы что, сговорились все, что ли? - разозлилась я. - В последнее время только и слышу со всех сторон: Глазунов такой-сякой, уходи от него. И вы туда же! И вообще - это же не последний ваш спектакль. Еще поработаем.
- Хорошо, давай репетировать «Сны Симоны Машар» Бертольда Брехта, - предложил Эфрос. - Ты абсолютно идеальная Симона.
- Нет, не сейчас, после съемок. Вот приеду - и начнем.
Но он меня не дождался. Нашел Ольгу Яковлеву. И она на долгие годы стала «главной» актрисой Анатолия Эфроса. А ею - если бы не моя слепая любовь к Глазунову - могла быть я…

…Мне многие советовали его бросить, но я не слушала. И удивлялась: почему эти люди так не любят Илью? Во ВГИКе некоторые преподаватели и студенты его просто на дух не переносили. Ребята из нашей компании - Гена Шпаликов, Саша Княжинский, Юра Ильенко - говорили, что я сошла с ума, что трачу лучшие годы жизни на самовлюбленного и жестокого человека. Я считала это ревностью и завистью. Глазунов был красивым, обаятельным, успешным и знаменитым. А его «критикам» еще предстояло доказать, на что они способны.

…Девчонки мне сочувствовали:
- Лариска, ты с этим художником совсем прозрачная стала. Кожа да кости. Он выпил из тебя всю кровь.
- Глупости, - отбивалась я. - У меня просто такая конституция. И поесть не всегда получается.
- Да ладно, что мы, не понимаем?!
Но питалась я действительно неважно.
Утром не завтракала, не хотелось, и потом до вечера сидела во ВГИКе голодная. Чтобы ухватить какой-нибудь засохший пирожок, требовалось пораньше прийти в буфет и отстоять длинную очередь, на что ни времени, ни желания не было. У Ильи, к которому я почти всегда отправлялась после занятий, еды не водилось. В лучшем случае - чай с баранками или бутербродами. Бытом Глазунов не занимался, у него для этого была Нина. При мне она не появлялась в мастерской. А я там не хозяйничала.
Домой возвращалась уже ночью и тут же падала в постель. Чтобы успеть на первую пару, вставать приходилось довольно рано. Об опоздании или прогуле не могло быть и речи. Нерадивых студентов наш мастер, Ольга Ивановна Пыжова, беспощадно выгоняла.

…Уехала на съемки фильма «Василий Суриков», так Илья за мной примчался, благо базировались недалеко от Москвы. Я играла первую жену художника, Елизавету Августовну, которая умерла от порока сердца и скоротечной чахотки совсем молодой. Глазунов обожал Сурикова, считал себя его знатоком и замучил меня советами - как играть. На площадку его, к счастью, не пустили, иначе я бы просто не смогла работать. Вздохнула с облегчением, когда он уехал в Москву.
Оператор Гавриил Егиазаров, впоследствии ставший режиссером и снявший много замечательных картин, относился ко мне как к дочке. В начале съемок, помню, все сокрушался, что плохо выгляжу:
- Ну и куда я дену эти жилы и кости? Как тебя снимать?
И пытался как-то на меня повлиять:
- Лариса, найди хорошего парня, свободного, молодого. Зачем тебе этот женатый художник? Он тебя в гроб вгонит!
- А Илье нравится, как я выгляжу. Ему чем хуже - тем лучше.


Иллюстрации Глазунова к произведениям Достоевского.

…Глазунов по любому поводу устраивал сцены. Если мне не удавалось вырваться в мастерскую, прибегал на Дорогомиловку среди ночи:
- Где ты была? С кем?
- Нас задержали на прогоне спектакля.
- А почему не позвонила?
- Не успела.
- У тебя такой испуганный взгляд… Ты лжешь!
- Илья, послушай…
- Нет, это ты послушай меня!
Заканчивалось все тем, что Глазунов, хлопнув дверью, в ярости выбегал из квартиры, а я рыдала до утра, не в силах заснуть. Утром он обычно звонил и просил прощения. Или приезжал днем во ВГИК с букетом цветов. Мы мирились, и на какое-то время он успокаивался. А потом все начиналось сначала: куда пошла, с кем, зачем?..

…Глазунов явно считал, что моя жизнь принадлежит ему, и держал ее под неусыпным контролем. То, что я когда-то принимала за нежную заботу, оказалось ревнивым диктатом капризной звезды. Иногда я чувствовала, что Илья специально накалял ситуацию, создавая из мухи слона. Заводил себя и меня, а потом, насытившись сильными эмоциями, как вампир кровью, успокаивался и извинялся. Не зря он так любил Достоевского, его герои часто поступали так же. И наши отношения Глазунов пытался превратить в какую-то «достоевщину».
Некоторым людям нужно постоянно ссориться, выяснять отношения, чтобы поддерживать пламя любви. Глазунов искусственно создавал напряжение, раздувая таким образом творческий «огонь». Он любил говорить: «За каждое мгновение счастья и творческого взлета нужно платить кровью и страданием». Не знаю, как он, а я за свою любовь заплатила сполна…

Не сразу поняла, что беременна. Проблемы с желудком случались и раньше, и я не придала серьезного значения то и дело возникавшей тошноте. Пила таблетки, но она не проходила. Зато появилась дикая слабость. Однажды чуть не упала в институте на уроке танца. Голова закружилась, в глазах потемнело. Меня еле успели подхватить. Девчонки решили, что это голодный обморок:
- Лариска, ты что, опять ничего не ела?
- Да какая еда, когда все время тошнит.
- А на солененькое не тянет? - засмеялись они. - Ты, часом, не беременна? Сходи проверься.
Сходила. И узнала, что у меня будет ребенок. От врача вышла в шоке. Я была совсем девчонкой и не знала, как поступить. Решила посоветоваться с Ильей. Он только плечами пожал, когда услышал, что станет отцом:
- И что дальше?
- Дальше? - удивилась я. - Беременность обычно заканчивается родами.
- Тебе так хочется ребенка? - в свою очередь удивился он.
- А что может быть прекраснее, чем родить от любимого человека?
- Конечно, ты можешь родить, - сказал он, - но лично я не готов стать отцом. Сейчас это совершенно некстати.
И все. Поступай как знаешь.

…Не знаю, на что мама рассчитывала, приглашая к нам Глазунова. Что он признает ребенка? Женится на мне? Илья сразу сказал как отрезал:
- Я разводиться не намерен.
- А что же будет с Ларисой, Илюша? - жалобно заныла мама. - Девочка все потеряет, если родит.
- Тогда пусть делает аборт, - так же жестко ответил он. - Я уже говорил Ларисе, мне ребенок сейчас не ко времени. Но решать, конечно, вам. Это ваши женские дела.
Она еще пыталась его разжалобить - безуспешно. После ухода Глазунова мама сказала: «Все мужчины одинаково жестоки. Даже гениальные». Илью не заботило, что со мной будет. В жизни великого художника, коим он себя считал, таким досадным мелочам, как беременность музы, не было места.
Мама страшно переживала. А я вообще не понимала, что происходит. Мне все время было так плохо! Страшно вспомнить. Помучилась-помучилась и пошла на аборт.

…Жизнь вроде бы наладилась. Мы даже съездили с Глазуновым в Крым, в Гурзуф. Там было чудесно. Солнце, море, фрукты. В этом раю даже Илья немного расслабился, стал мягче, человечнее. Но все равно бегал на почту, звонил и посылал телеграммы. Он был неисправим. А вскоре после приезда из Гурзуфа я неожиданно получила письмо от Нины.
Оказывается, пока мы с ее мужем были в Крыму, она тоже где-то отдыхала, одна. Она ни в чем не обвиняла ни меня, ни Илью. Наоборот, отпускала нам все грехи и восхищалась мной как женщиной и творческой личностью. Писала: «Ты - небо. А я - земля, по которой ходит Илья. Но он не может обойтись ни без этой тверди, ни без этой выси. Мы обе ему нужны». Этим письмом она как бы давала разрешение на наш роман. Нина тоже считала, что у художника должна быть муза. И признавая этой музой меня, была согласна отойти на второй план. Она посвятила Глазунову жизнь. Что значили по сравнению с этой жертвой несколько лет моих унижений и обид?! Испытывала ли я чувство вины перед Ниной? Нет, только ответное восхищение - широтой ее личности и взглядов. Я была очень молода, влюблена, а значит, думала только о себе и своих чувствах.

…Через несколько месяцев кошмар повторился - я опять забеременела. И готова была выть от тоски, понимая, что этого ребенка тоже придется убить. Одна я бы его не вытянула. А Глазунова по-прежнему интересовало только его творчество.
«Проскочить» во второй раз не удалось. После аборта очень долго болела, хотя делал его хороший врач. Начались проблемы по женской части, матерью я так никогда и не стала…

…С Ильей какое-то время еще продолжала встречаться. Это была уже не любовь, а какое-то наваждение, гипноз. Слишком долго он вбивал мне в голову, что я должна быть с ним и жить только его жизнью. Я и жила ею целых три года. Некоторые люди уже воспринимали Ларису Кадочникову исключительно как любовницу Глазунова. И с удовольствием смаковали подробности нашей жизни.


Лариса с Вячеславом Тихоновым в фильме «Мичман Панин».

…Будучи беременной во второй раз, я снималась у Михаила Швейцера и его жены Софьи Милькиной в картине «Мичман Панин». Главную роль играл Вячеслав Тихонов. Я была французской танцовщицей в довольно коротком, но очень эффектном эпизоде. Загримировали и одели меня потрясающе. До сих пор смотрю и удивляюсь: как же здорово выгляжу! А ведь держалась с трудом. Токсикоз, как и в первый раз, был жутчайший.
Помню, приехала как-то на студию, оделась, загримировалась и вышла в коридор. Меня затошнило, я прислонилась к двери и услышала, как сплетничают гримеры:
- Видали красотку? Еле дышит. Беременная. А знаете от кого? От художника Глазунова.
- Да он вроде женат.
- Ну и что? Жена в курсе. У них любовь втроем. У этих молодых артисточек ни стыда ни совести.
И вдруг раздался голос Тихонова. Он еще гримировался:
- А ну, прекратите сейчас же! Чтобы я об этой женщине больше не слышал ни одного дурного слова. Как вам самим не стыдно такое говорить?!

…Теперь уже и мама настойчиво уговаривала меня оставить Илью. Объясняла, что на последнем курсе надо думать о работе и поступлении в театр, а не о любви. Я понимала, что она права. Тем более что у Глазунова с недавних пор на меня оставалось все меньше и меньше времени. Он был дико занят.

…Я не следила за жизнью и творчеством Глазунова, но известие о гибели его жены Нины потрясло. Меня поразила страшная деталь: Нина выбросилась из окна в меховой шапке. Не хотела, чтобы муж в последний раз увидел ее лицо обезображенным. Было так жаль женщину, которая пожертвовала ради Глазунова всем, но, очевидно, не нашла ни счастья, ни смысла, ни благодарности…


Илья Глазунов - сторонник монархии, сословных привилегий и ограничений, противник демократии и равенства прав. 9 февраля 2012 года был официально зарегистрирован как доверенное лицо кандидата в Президенты РФ и действующего премьер-министра Владимира Путина.

…Лет пять назад меня стал «доставать» один российский телеканал сниматься в передаче про Глазунова. С Ильей договорились о том, чтобы снять меня в его галерее. Он обещал тоже поучаствовать. Приехали на Волхонку, я стала позировать около картин, а Глазунова все нет и нет. Подошла помощница, которая давно работает с Ильей и знает меня.
- Лариса, а вы почти не изменились, только немного поправились, но в принципе остались прежней.
- А где Илья? - поинтересовалась я.
- Ой, у него проблемы с горлом, даже сделали небольшую операцию. Он не придет.


Лариса Кадочникова.

Я с трудом удержалась от иронического замечания. А про себя удивилась: неужели Глазунов боится встречаться? Ну подумаешь - поговорили бы, посмеялись, вспомнили юность. Все же быльем поросло. Что бы там ни было, я не держу на него зла.
Гораздо чаще, чем какие-то обиды и мучения, вспоминаю счастливые часы и дни, которые мы провели вдвоем. Я любила Илью, восхищалась его картинами и им самим. А иначе не смогла бы терпеть этого сложного и капризного гения на протяжении трех лет. Может оттого, что с ним так мучилась, я и состоялась как актриса. Пыжова была права - страдания во благо. Они укрепляют душу.

ТАМ ЕЩЕ КОММЕНТАРИИ ИНТЕРЕСНЫЕ:)

В возрасте 87 лет скончался известный российский художник Илья Сергеевич Глазунов.

В Москве на 88 году жизни скончался известный советский и российский живописец, народный художник СССР Илья Глазунов.

Об этом сообщила вдова Инесса Орлова.

Жена живописца сообщила, что отпевание Глазунова пройдет в храме Христа Спасителя.

Об упокоении художника помолился Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время Божественной литургии в Николо-Вяжищском женском монастыре под Великим Новгородом. Он вознес заупокойную молитву об упокоении художника Ильи Глазунова, который скончался в ночь на воскресенье.

Во время литургии с участием сопровождающих патриарха архиереев Русской православной церкви, духовенства Новгородской области были вознесены специальные молитвы "об упокоении души раба Божьего новопреставленного Илии".

"Святейший патриарх хорошо знал усопшего, много общался с ним, не так давно посещал его галерею", - сказал журналистам пресс-секретарь патриарха священник Александр Волков.

Илья Глазунов - народный художник СССР, основатель и ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества. Он - автор живописного полотна "Вечная Россия", представляющего историю и культуру России за 1000 лет, а также живописных панно на здании ЮНЕСКО в Париже - "Вклад народов Советского Союза в мировую культуру и цивилизацию". Создал серию портретов советских и иностранных политических и общественных деятелей, писателей, людей искусства, среди которых Индира Ганди, Федерико Феллини, Джина Лоллобриджида, космонавт Виталий Севастьянов, генсек СССР Леонид Брежнев и другие.

У художника была своя галерея в центре Москвы. Глазунов участвовал в реставрации и реконструкции зданий Московского Кремля.

Полный кавалер ордена "За заслуги перед Отечеством".

Отец - Глазунов Сергей Фёдорович, историк.

Мать - Глазунова (Флуг) Ольга Константиновна.

Дядя - Флуг, Константин Константинович.

Пережил блокаду Ленинграда, тогда как отец, мать, бабушка и другие родственники погибли.

В 12-летнем возрасте вывезен из осаждённого города через Ладогу по «Дороге жизни».

Жил в деревне Гребло под Новгородом. После снятия блокады в 1944 году вернулся в Ленинград. Учился в ленинградской средней художественной школе, в ЛИЖСА имени И. Е. Репина в мастерской профессора Бориса Иогансона (1951-1957).

В начале февраля 1957 года в Центральном Доме работников искусств в Москве состоялась первая выставка работ Глазунова, имевшая большой успех.

Его долгие годы опекал поэт Сергей Михалков, как вспоминал о нём сам Глазунов: «которому я обязан буквально всем».

В 1977 году выставка, содержащая картину «Дороги войны» (дипломная работа 1957 года), была закрыта как «противоречащая советской идеологии». Картина была уничтожена. Впоследствии художник написал авторскую копию.

C 1978 года преподавал в МХИ.

В 1981 году организовал в Москве Всесоюзный музей декоративно-прикладного и народного искусства и стал его директором.

С 1987 года был ректором Российской академии живописи, ваяния и зодчества.

Личная жизнь Ильи Глазунова:

Первая жена - Нина Александровна Виноградова-Бенуа (1933 - 24 мая 1986), покончила жизнь самоубийством.

У пары было двое детей.

У художника (в момент, когда он был женат) был бурный роман с молодой студенткой ВГИКа Ларисой Кадочниковой.

В начале 1957 года между Глазуновым и 18-летней Ларисой Кадочниковой, пришедшей на первую выставку молодого художника вместе с мамой – знаменитой киноактрисой Ниной Алисовой, завязался ошеломительный роман. А по иронии судьбы сама Нина их познакомила, и сразу же обратила внимание мужа на необыкновенную красоту девушки. Начинающая актриса с «русалочьими глазами» сразу же стала для Ильи источником вдохновения на создание величайших полотен, которые получили мировую известность. Их неистовый роман длился более трех лет.

Кадочникова впоследствии вспоминала: «Глазунов поклонялся Достоевскому и хотел, чтобы его окружали и страсти по Достоевскому. На пределе человеческих возможностей. Только тогда он мог работать, это вдохновляло его. Он бесконечно требовал от меня признаний в любви. К нему, гению. Мне в любви он не признавался, но я видела, как горят его глаза. Понимала, что ему необходима. Да, он любил меня. И терзал».

Вторая жена - Инесса Дмитриевна Орлова.

Творчество Ильи Глазунова:

Ранние живописные работы середины 1950-х - начала 1960-х годов выполнены в академической манере, отличаются психологизмом и эмоциональностью. Заметно влияние французских и русских импрессионистов и западно-европейского экспрессионизма. («Ленинградская весна», «Ада», «Нина», «Последний автобус», «1937 год», «Двое», «Одиночество», «Метро», «Пианистка Дранишникова», «Джордано Бруно»).

Дипломная работа «Дороги войны», изображающая отступающую советскую армию в 1941 году (1957). Не сохранилась до наших дней; художником позднее исполнена авторская копия.

Автор цикла графических работ, посвященных жизни современного города. Цикл начат в студенческие годы. На листах того времени, исполненных чёрным соусом, художник изображает личные переживания своего лирического героя на фоне улиц и интерьеров Ленинграда. («Двое», «Размолвка», «Любовь»). В более поздних графических листах художник изображает наступление урбанизации на старую архитектуру и человека.

Создал живописные панно «Вклад народов Советского Союза в мировую культуру и цивилизацию» (1980 год, здание ЮНЕСКО, Париж).

Создал серию портретов советских и иностранных политических и общественных деятелей, писателей, людей искусства (Сальвадор Альенде, Индира Ганди, Урхо Кекконен, Федерико Феллини, Давид Альфаро Сикейрос, Джина Лоллобриджида, Марио дель Монако, Доменико Модуньо, Иннокентий Смоктуновский, космонавт Виталий Севастьянов, Леонид Брежнев, Николай Щёлоков).

Театральный художник (создал оформление к постановкам опер «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова в Большом театре, «Князь Игорь» А. Бородина и «Пиковая дама» П. Чайковского в Берлинской опере, к балету «Маскарад» А. Хачатуряна в Одесском оперном театре и т. п.)

Создал интерьер советского посольства в Мадриде.

Участвовал в реставрации и реконструкции зданий Московского Кремля, в том числе Большого Кремлёвского Дворца.

На последних выставках в московском Манеже (2010) и санкт-петербургском Манеже (2011) выставил новые полотна «Раскулачивание», «Изгнание торговцев из Храма», «Последний воин», а также ряд новых пейзажных этюдов с натуры маслом, выполненных в свободной технике; также зрители увидели лирический автопортрет художника «И снова весна».

картины Ильи Глазунова

Общественно-политическая деятельность Ильи Глазунова:

В начале 1960-х годов Глазунов создал патриотический клуб «Родина», который вскоре был ликвидирован.

В 1970-е годы Глазунов выступил против Генерального плана реконструкции Москвы, угрожавшего практически полным разрушением исторической части города. Вместе с единомышленниками создал альбом, посвящённый «старой» Москве и отражающий утраты, понесённые в результате градостроительной деятельности коммунистического руководства. Вместе с известным композитором Вячеславом Овчинниковым ему удалось собрать подписи выдающихся деятелей науки и культуры под письмом в Политбюро ЦК КПСС. Генплан был выставлен на обозрение в Манеже и раскритикован возмущенной общественностью. После чего план был отозван, а при ГлавАПУ Москвы был создан общественный совет, без санкции которого разрушения исторической застройки не могли допускаться.

Участвовал в создании Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, давшего легальную возможность вести борьбу за сохранение русских архитектурных памятников.

Один из создателей Петровской академии наук и искусств.

По инициативе Глазунова в Москве в 1987 году была создана Российская академия живописи, ваяния и зодчества, в которой ведётся обучение по специальностям «живопись», «скульптура», «реставрация и технология живописи», «архитектура», «история и теория изобразительного искусства». Глазунов является её ректором.

Илья Глазунов был сторонником монархии, сословных привилегий и ограничений, противник демократии и равенства прав.

В 2012 году являлся доверенным лицом кандидата в Президенты РФ Владимира Путина.

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...