Что почитать из русской классики для развития. Классическая литература (русская)


Наверняка многие считают, что классические произведения по своему определению - длинные, скучные, имеют многолетний срок давности написания, а потому не всегда понятны для современного читателя. Это распространённая ошибка. Ведь на самом деле классика это всё то, что не подвластно времени. Темы, раскрывающиеся в таких произведениях актуальны для любого века. И написал бы автор 19 века такую книгу сейчас, она бы снова стала бестселлером. Вашему вниманию предоставляются лучшие классические . Они покоряли миллионы читателей. И даже те, которые утверждают, что недовольны творением автора, поверьте, не остались равнодушными.

1.
Роман состоит из двух разных, но переплетающихся между собой частей. Время действия первой – современная Москва, второй – древний Иерусалим. Каждая часть наполнена событиями и персонажами – историческими, вымышленными, а также страшными и удивительными существами.

2. $
Какие силы движут народом? Они являются результатом действий отдельных личностей – царей, полководцев – или такого чувства, как патриотизм, или же есть третья сила, которая и определяет направление истории. Ответ на этот вопрос мучительно ищут главные герои.

3. $
В основу романа лег опыт, который Достоевский получил на каторге. Студент Раскольников, несколько месяцев прозябавший в нищете, убежден, что гуманная цель оправдает самый ужасный поступок, даже убийство жадной и никому не нужной старухи-процентщицы.

4.
Роман, который опередил свое время и вышел задолго до появления такого культурного явления, как постмодернизм. Главные герои произведения – 4 сына, рожденные от разных матерей, – символизируют собой те неуемные стихии, которые могут привести к гибели России.

5.
Остаться ли с мужем, который всегда был равнодушен к ее внутреннему миру и никогда не любил ее, или же отдаться всем сердцем тому, кто заставил почувствовать ее счастливой? На протяжении всего романа таким выбором мучается героиня – молодая аристократка Анна.

6.
Бедный молодой князь возвращается на поезде домой, в Россию. В пути он знакомится с сыном одного из богатых купцов, который одержим страстью к одной девушке, содержанке. В столичном обществе, зацикленном на деньгах, власти и манипуляциях, князь оказывается чужаком.

7. $
Несмотря на название, само произведение никак не связано с мистикой, которая в основном присуща творчеству этого писателя. В традициях «сурового» реализма описана жизнь помещиков в русской провинции, куда приезжает бывший чиновник, чтобы провернуть свою аферу.

8. $
Молодой петербургский повеса, пресытившись любовными и светскими развлечениями, уезжает в деревню, где завязывается дружба с одним поэтом, который влюблен в одну из дочерей местного дворянина. Вторая же дочь влюбляется в повесу, но он не отвечает на ее чувства.

9.
Знаменитый московский хирург решает провести в своей большой квартире, где и принимает пациентов, очень рискованный эксперимент на бездомной собаке. В результате животное начало превращаться в человека. Но вместе с этим он приобрел и все людские пороки.

10. $
В губернский городок приезжают люди, которые, казалось бы, ничем не могут быть связаны. Но они знакомы друг с другом, так как состоят в одной революционной организации. Их цель – устроить политический бунт. Все идет по плану, но один революционер решает выйти из игры.

11. $
Культовое произведение XIX века. В центре повествования – студент, который не приемлет традиционную общественную мораль и выступает против всего старого, непрогрессивного. Для него представляет цену только научное знание, которое может объяснить все. Кроме любви.

12.
По профессии он был врачом, по призванию – писателем, чей талант полностью раскрылся при создании коротких юмористических рассказов. Они быстро стали классикой во всем мире. В них доступным языком – языком юмора – раскрываются человеческие пороки.

13.
Это произведение стоит в одном ряду с гоголевской поэмой. В нем так же главным героем выступает молодой авантюрист, который готов наобещать всем того, чего в принципе невозможно сделать. А все ради клада, о котором знает еще несколько человек. И никто не собирается им делиться.

14. $
После трехлетней разлуки молодой Александр возвращается в дом своей возлюбленной Софьи, чтобы сделать ей предложение. Однако та отвечает ему отказом и говорит, что теперь любит другого. Отвергнутый влюбленный начинает винить в этом общество, в котором выросла Софья.

15.
Как должен поступить настоящий дворянин, если от него зависит жизнь молодой благородной девушки? Пожертвовать собой, но не уронить при этом чести. Этим и руководствует молодой офицер, когда на крепость, в которой он служит, нападает царь-самозванец.

16. $
Страшная нищета и безысходность душат старого жителя Кубы. В один день он, как обычно, уходит в море, не надеясь на большой улов. Но в этот раз на его крючок попадается крупная добыча, с которой рыбак борется несколько дней, не давая ей возможность уйти.

17.
Рагин самоотверженно служит в должности врача. Однако его рвение сходит на нет, он не видит смысла менять вокруг себя жизнь, потому что нельзя излечить то безумие, что царит вокруг. Доктор начинает ежедневно посещать палату, где содержатся душевнобольные.

18. $
Что губительнее – ничего не делать и только предаваться мечтам о том, как стоит жить, или же встать с дивана и начать реализовывать свои планы? Молодой и ленивый помещик Илья Ильич сначала занимал первую позицию, но после того, как влюбился, он очнулся от своего сонливого состояния.

19. $
Писать великолепные произведения можно не только о жизни большого города, но и о жизни маленького украинского хутора. Днем здесь действуют привычные всем порядки, а ночью власть переходит к сверхъестественным силам, которые могут и помочь и в то же время погубить.

20.
Талантливый хирург поселяется на незаконных основаниях в Париже, но при этом ему не мешают заниматься врачебной практикой. До переезда он жил в Германии, из которой бежал, но при этом дал погибнуть своей возлюбленной. На новом месте у него быстро завязывается другой роман.

21. $
Русский гувернер отправляется в путешествие вместе с семьей, в которой служит. При этом он тайно влюблен в девушку Полину. И чтобы та поняла все его благородство, он начинает играть в рулетку в надежде получить большие деньги. И это удается ему, но девушка не принимает выигрыш.

22.
Мир семейного уюта, благородства и настоящего патриотизма ломается под натиском социальной катастрофы в России. Бежавшие русские офицеры оседают в Украине и надеются, что здесь не подпадут под власть большевиков. Но однажды защита города слабеет, и враг идет в наступление.

23. $
Цикл небольших произведений, которые написаны в различной художественной манере. Здесь можно найти и романтичного дуэлянта, и сентиментальные истории о вечной любви, и суровую картину реальности, в которой правят деньги, а из-за них человек может лишиться самого важного.

24.
То, что в свое время не удалось Пушкину, получилось у Достоевского. Произведение полностью представляет собой переписку между небогатым чиновником и молодой девушкой, которая также имеет небольшой заработок. Но при этом герои не бедны душой.

25. $
Повесть о непобедимости и стойкости человека, который не хочет быть чьим-то верным солдатом. Ради свободы Хаджи-Мурат переходит на сторону императорских войск, но делает это для того, чтобы спасти не себя, а свою семью, которая находится в плену у врага.

26. $
В этих семи произведениях автор ведет нас по улочкам Петербурга, который был возведен с помощью силы и изобретательности на болотистой местности. Под его гармоничным фасадом скрываются обман и насилие. Жителей сбивает с толку сам город, давая им ложные мечты.

27.
Этот сборник небольших рассказов – первое крупное произведение, снискавшее автору признание. Оно основано на личных наблюдениях во время охоты в поместье своей матери, где Тургенев узнал о жестоком обращении с крестьянами и несправедливости российской системы.

28.
Главный герой – сын помещика, чье имущество конфисковал коррумпированный и коварный генерал. После смерти отца герой становится преступником. Для достижения конечной цели – мести – он прибегает к более хитрым средствам: он соблазняет дочь своего врага.

29.
Этот классический роман о войне написан от лица молодого немецкого солдата. Герою только 18 лет, и он, под напором своей семьи, друзей и общества, поступает на военную службу и отправляется на фронт. Там он становится свидетелем таких ужасов, о которых никому не смеет рассказать.

30.
Озорной и энергичный Том наслаждается детскими шалостями и играми со своими друзьями. Однажды на городском кладбище он становится свидетелем убийства, которое совершает местный бродяга. Герой дает обет, что никогда не скажет об этом, и так начинается его путь во взрослую жизнь.

31.
Повесть о жалком петербургском чиновнике, у которого украли его дорогую шинель. Никто не хочет помочь ему вернуть вещь, от чего герой в итоге серьезно заболевает. Еще при жизни автора критики достойно оценили произведение, из которого родился весь русский реализм.

32.
Роман находится в одном ряду с другим произведением автора – «Зов предков». Большая часть «Белого Клыка» также написана с точки зрения собаки, чье имя вынесено в заглавии. Это позволяет автору показать, как животные видят свой мир и как видят человека.

33. $
Роман рассказывает историю 19-летнего Аркадия – незаконнорожденного сына помещика и горничной, – о том, как он изо всех сил хочет исправить свое положение и «стать Ротшильдом», несмотря на то, что Россия по-прежнему привязана к своей старой системе ценностей.

34. $
Роман о том, как герой, который очень сломлен и разочарован из-за неудачного брака, возвращается в свое поместье и находится свою любовь снова – только для того, чтобы потерять ее. Это отражает главную тему: человеку не суждено испытать счастья, кроме как чего-то эфемерного.

35. $
Мрачная и увлекательная повесть рассказывает о борьбе нерешительного, отчужденного героя в мире относительных ценностей. В новаторское произведение введены моральные, религиозные, политические и социальные темы, которые доминируют в поздних шедеврах автора.

36. $
Повествователь прибывает в Севастополь, находящийся в осаде, и делает подробный осмотр города. В итоге читатель имеет возможность изучить все особенности военного быта. Мы попадает на перевязочный пункт, где царит ужас, и на самый опасный бастион.

37. $
Произведение частично основано на жизненном опыте автора, который принимал участие в войне на Кавказе. Дворянин, разочарованный в своей привилегированной жизни, поступает на службу в армию, чтобы убежать от поверхностности повседневной жизни. Герой в поисках полной жизни. 38. $
Первый социальный роман автора, который отчасти является художественным вступительным словом для тех, кто относился к предшествующей эпохе, но жил во времена, когда начались политические и социальные движения. Об этой эпохе уже забыли, но о ней стоит помнить.

39. $
Одно из величайших и успешных драматических произведений. Русская аристократка и ее семья возвращаются в свое имение, чтобы проследить за тем, как идут публичные торги, на которых выставлен их дом и огромный сад за долги. Старые хозяева проигрывают в борьбе новым веяниям жизни.

40. $
Герой по обвинению в убийстве жены был приговорен к казни, но впоследствии сослан на сибирскую каторгу на 10 лет. Жизнь в тюрьме для него тяжела – он интеллигент и испытывает на себе злобу других заключенных. Постепенно он преодолевает отвращение и переживает духовное пробуждение.

41. $
Накануне своей свадьбы молодой аристократ узнает, что у его невесты был роман с царем. Это был удар по его самолюбию, поэтому он отрекается от всего мирского и постригается в монахи. Так проходят долгие годы смирения и сомнений. Пока он не решается стать отшельником.

42.
В руки редактора попадает рукопись, в которой рассказывается о молодом и развратном человеке, работавшем судебным следователем. Он становится одним из «углов» в любовном треугольнике, в котором замешана супружеская пара. Исходом истории становится убийство жены.

43.
Произведение, запрещенное вплоть до 1988 года, в котором через судьбу одного военного врача рассказывается история народа, гибнувшего в смуте революции. От всеобщего безумия герой, вместе с семьей, бежит вглубь страны, где встречается та, которую он не захочет отпустить.

44.
Главный герой, как и все его друзья, – ветеран войны. В душе он поэт, но работает у друга, который держит маленькую контору по производству надгробных плит. Этих денег мало, и он получает дополнительный заработок, давая частные уроки и играя на органе в местной психбольнице.

45. $
На чужой войне Фредерик влюбляется в медсестру и пытается соблазнить ее, после чего начинаются их отношения. Но однажды героя ранит осколком минометного снаряда, и его отправляют в миланский госпиталь. Там, вдали от войны, он исцеляется – и физически, и морально.

46. $
Во время завтрака цирюльник обнаруживает в своем хлебе человеческий нос. С ужасом он признает его за нос постоянного посетителя, который носит чин коллежского асессора. В свою очередь, пострадавший чиновник обнаруживает пропажу и подает в газету абсурдное объявление.

47.
Главный герой, мальчик, стремясь к независимости и свободе, сбегает от своего отца-алкоголика, инсценировав собственную смерть. И так начинается его путешествие по югу страны. Он знакомится с беглым рабом, и они вместе сплавляются вниз по реке Миссисипи.

48. $
Сюжет поэмы основан на тех событиях, которые действительно происходили в Петербурге в 1824 году. Политические, исторические и экзистенциальные вопросы, которые формулирует автор с ослепительной силой и лаконичностью, продолжают быть предметом споров у критиков.

49. $
Чтобы спасти свою возлюбленную, которую насильно унес злой колдун, воину Руслану придется отправиться в эпическое и опасное путешествие, столкнувшись с множеством фантастических и ужасных существ. Это драматичный и остроумный пересказ русского фольклора.

50. $
В самой знаменитой пьесе описывается семья аристократов, которые с трудом находят какой-либо смысл в своей жизни. Три сестры, а также их брат живут в глухой провинции, но они изо всех сил стремятся вернуться в изысканную Москву, где выросли. В пьесе запечатлен упадок «хозяев жизни».

51. $
Герой одержим всепоглощающей любовью к одной княгине, которая о его существовании вряд ли догадывается. Однажды светская дама получает на свой день рождения дорогой браслет. Муж находит тайного обожателя и просит его прекратить компрометировать порядочную женщину.

52. $
В этой классической литературной репрезентации азартных игр автор исследует характер навязчивой идеи. Тайные и потусторонние подсказки чередуются с историей пылкого Германа, который хочет сделать свое состояние за карточным столом. Секрет успеха известен одной старушке.

53. $
Москвич Гуров женат и имеет дочь и двух сыновей. При этом он не счастлив в семейной жизни и часто изменяет жене. Отдыхая в Ялте, он видит молодую даму, прогуливающуюся по набережной с ее маленькой собачкой, и постоянно ищет возможности с ней познакомиться.

54. $
Этот сборник – это в некотором роде кульминация той работы, которую он делал в течение всей жизни. Рассказы написаны накануне страшной мировой войны в контексте разрушающейся русской культуры. Действие каждого произведения концентрируется на любовной тематике.

55. $
История рассказывается с точки зрения анонимного рассказчика, который вспоминает свою юность, в частности пребывание в небольшом городке к западу от Рейна. Критики считают героя классическим «лишним человеком» – нерешительным и не определившим своего места в жизни.

56. $
Четыре лаконичные пьесы, позже известные как «Маленькие трагедии», были написаны в момент подъема творческих сил, и их влияние трудно переоценить. Являясь авторским переложением пьес западноевропейских авторов, «Трагедии» предлагают читателям актуальные проблемы.

57. $
Эта история происходит в Европе, в гедонистическом обществе во времена «бурных двадцатых». Богатая девушка, страдающая шизофренией, влюбляется в своего психиатра. В итоге разворачивается целая сага о проблемных браках, любовных похождениях, дуэлях и инцесте.

58. $
Некоторые ученые выделяют в творчестве этого автора три поэмы, в которых воплощена одна оригинальная идея. Одна из них – конечно же, «Мцыри». Главный герой – 17-летний монах, который в детстве был насильно увезен из своего аула, и однажды он совершает побег.

59. $
Совершенно молодая дворняжка убегает от своего постоянного хозяина и находит себе нового. Им оказывается артист, который выступает в цирке с номерами, в которых участвуют животные. Поэтому для смышленой собачонки тут же придумывается свой отдельный номер.

60. $
В этой повести среди многих ее тем, таких как европеизированное русское общество, прелюбодеяние и провинциальная жизнь, на первый план выступает тема женщины, а вернее, планирование убийства женщиной. В названии произведения есть отсылка к шекспировской пьесе.

61. Лев Толстой - Фальшивый купон
Школьник Митя отчаянно нуждается в деньгах – ему нужно вернуть долг. Подавленный этой ситуацией, он следует злому совету своего друга, который показал ему, как поменять номинал банкноты. Этот поступок рождает цепь событий, которые влияют на жизнь десятков других людей.

62.
Самое выдающееся произведение Пруста, которое известно своей протяженностью и темой непроизвольных воспоминаний. Роман начал формироваться еще в 1909 году. Автор продолжал работать над ним вплоть до своей последней болезни, которая заставила прекратить работу.

63. $
Объемная поэма рассказывает историю семи крестьян, которые вознамерились спросить различные группы деревенского населения, счастливы ли они. Но, куда бы они ни пришли, им всегда давали неудовлетворительный ответ. Из задуманных 7–8 частей, автор написал только половину.

64. $
История о печальной жизни молодой девушки, которая жила в крайней бедности и в один миг стала сиротой, но ее удочеряет богатая семья. Когда она знакомится со своей новой сводной сестрой, Катей, она мгновенно влюбляется в нее, и обе вскоре становятся неразлучными.

65. $
Главный герой – классический герой Хемингуэя: жестокий парень, подпольный торговец спиртным, провозящий контрабандой оружие и перевозящий людей с Кубы на острова Флорида-Кис. Он рискует жизнью, уворачивается от пуль береговой охраны и умудряется ее перехитрить.

66. $
Во время поездки на поезде, один из пассажиров подслушивает идущий в купе разговор. Когда одна женщина утверждает, что брак должен основываться на истинной любви, он спрашивает ее: что такое любовь? По его мнению, любовь быстро перерастает в ненависть, и рассказывает свою историю.

67. Лев Толстой - Записки маркёра
Рассказчиком выступает простой маркёр, человек, который ведет счет и расставляет шары на бильярдном столе. Если игра удается славная и игроки попадаются не скупые, то ему перепадает хорошее вознаграждение. Но однажды в клубе появляется очень азартный молодой человек.

68. $
Главный герой ищет в Полесье покоя, который должен взбодрить его. Но в итоге получает одну невыносимую скуку. Но однажды, сбившись с пути, он набредает на хижину, где его ждут старушка и ее красавица внучка. После такой волшебной встречи, герой становится здесь частым гостем.

69. $
В центре внимания – дворник высокого роста и мощного телосложения. Он влюбляется в молодую прачку и хочет взять ее в жены. Но барыня решает по-другому: девушка достается вечно пьяному башмачнику. Свое утешение герой находит в заботе о маленькой собачке.

70. $
Однажды вечером три сестры делились друг с другом своими мечтами: что бы они сделали, если бы стали женами царя. Но мольбы только третьей сестры были услышаны – ее замуж берет царь Салтан и велит к определенному сроку родить наследника. Но завистливые сестры начинают пакостить.

В современном мире остается все меньше читающих людей. Печально, но факт. Если раньше встретить в общественном транспорте человека с книгой было чем-то в порядке вещей, то сейчас это настоящая редкость. Гаджеты повально вытесняют литературу, оставляя ее где-то на задворках. Ведь намного проще включить игрушку или полазить в социальных сетях, чем погрузиться в сложный выдуманный мир. Чтение стало работой, а не доступным развлечением. Это грустно. Ведь книги формируют точку зрения на мир, религию, политику, искусство, любовь. Они позволяют расширить кругозор и набраться опыта на чужих ошибках, воспитывают гуманность и сострадание. Никакая компьютерная игра или «фэйсбук» не даст подобного.

Поэтому для расширения границ собственного сознания необходимо читать. Хотя бы всемирно известные произведения, так называемые книги классиков, которые должен прочитать каждый.

Русская литература

Не все могут продраться сквозь дебри древнегреческого или древнеримского культурного наследия и понять произведения Сократа, Аристотеля или Плутарха. Поэтому лучше начинать с того, что ближе по менталитету: книги русской классики, которые должен прочитать каждый. Это могут быть как произведения, известные еще со школьной программы, но совершенно иначе воспринимаемые во взрослом возрасте, когда никто не заставляет читать из-под палки. Так и книги, признанные современной классикой.

«Евгений Онегин»

Первая любовь, душевные терзания, ревность, выбор - все это есть на страницах знаменитого романа в стихах. И то, что раньше ускользало, заиграет новыми красками и заставит сопереживать героям.

Кроме того, роман прекрасно передает дух своего времени и описывает реалистический быт дворянства.

«Преступление и наказание»

Один из первых психологических романов, пользующийся мировой популярностью, был написан Достоевским еще в 1866 году. Это произведение входит в список «100 книг классики, которые должен прочитать каждый».

Любой человек может решить, что имеет право вершить правосудие, но какова цена этих поступков? Внутренняя это свобода или преступление? Грани между злом и добром настолько размыты, что легко оступиться. И руку подаст тот, кто сам считается уже за гранью.

«Отцы и дети»

В романе Тургенева затрагивается вопрос поколений: «они не такие, как мы» и стремление доказать, что новое, лучше старого. Однако идеологическая борьба меркнет, когда в дело вступают чувства. Что выберет главный герой: следование идеалам или любовь к женщине, стремление изменить мир и отстроить его заново или спокойную жизнь в родной деревне? Ведь может быть идеалы отцов не так плохи, как кажутся.

«Мастер и Маргарита»

Если вас интересуют более современные романы с элементами мистики и фантастики, обратите внимание на Булгакова. Это классика, которую должен читать каждый. Здесь есть все: расставания и встречи, злодеяния и возмездие, казнь и воскрешение. Несколько параллельных линий, одна интересней другой, неоднозначные герои… Роман неоднократно экранизировался, по нему ставятся театральные постановки. А споры вокруг смысла и главных героев ведутся до сих пор.

«Тихий Дон»

Которые должен прочитать каждый настолько разнообразны и разноплановы, что можно найти, что понравится. Тем, кто интересуется историей будет интересно это произведение Михаила Шолохова. Вместе с главными героями читатель проживет Первую Мировую и Гражданскую войну, увидит события глазами участников.

«В списках не значился»

В повести Бориса Васильева рассказывается о простом русском парне, который вместо легкого пути выбрал трудный и на первое место поставил гражданский долг перед Родиной.

«Мы»

Сейчас стал популярен жанр антиутопий, но мало кто помнит, что у русских авторов есть подобного рода работы.

Однако такое произведение было написано Евгением Замятиным еще в 1920 году и до сих пор не утратило актуальности. Оно тоже входит в список книг «классика, которые должен прочитать каждый».

Тридцать второй век. Общество с жестким тоталитарным контролем над всем и каждым. Нет имен - вместо них номера. Нет свободы выбора, даже в одежде - вместо нее униформа. Нет никакого личного пространства. Даже в собственном доме невозможно найти спасение от всевидящего ока - стеклянные стены ничего не скрывают. Здесь не должно быть места для любви и привязанности к чему-либо. Но что делать, если они возникают? Либо донести, либо присоединиться к противникам существующего строя. Однако сможет ли небольшая группа противостоять огромной и исправно работающей машине?

Иностранная литература

«Ромео и Джульетта»

Юная девушка и молодой парень из противоборствующих семейств должны были априори возненавидеть друг друга, но вместо этого полюбили. Вместо покорного следования родительской воле, они решили пойти наперекор традициям и бороться за свое счастье.

«Дракула»

Культовая книга неоднократно экранизировалась, но ничто не сможет затмить впечатление от печатного первоисточника.

Главный герой едет в Трансильванию, чтобы продать дом своему клиенту - странному эксцентричному старику Дракуле. Не послушав предостережение случайных попутчиков, молодой человек оказывается в эпицентре страшных событий, начало которым положил он сам. Но кто мог предположить, что его клиент - самое настоящее Зло. Чудом вырвавшись из плена, молодой человек возвращается домой. Но кошмар не прекращается даже в Лондоне.

«1984»

Произведение Джорджа Оруэлла подозрительно напоминает книгу Замятина. Та же атмосфера безнадежности, те же попытки вырваться из-под контроля, заранее обреченные на провал.

В мире, где каждый шаг человека известен чуть ли не наперед и будущее предопределено, трудно противостоять системе. Трудно и страшно. Что случается с теми, кто идет против течения? Они исчезают… А потом появляются с промытыми мозгами. Главный герой старался быть как все, позволяя себе лишь чуть-чуть инакомыслия. Может, потому что знал немного больше, чем другие. Встреча с необычной девушкой, полностью изменила его жизнь. Внесла в нее новые краски, стала катализатором многих событий.

«Маленький принц»

В список «книги - классика, - которые должен прочитать каждый» входит и эта необычная сказка для взрослых. Сент-Экзюпери рассказывает о приключениях Маленького Принца, о его знакомстве с Землей, но вместе с тем говорит и о более важных вещах: любви, дружбе, верности.

«Три мушкетера»

Приключенческий роман Александра Дюма известен многим благодаря многочисленным экранизациям. Но ничто не может передать лучше атмосферу средневековой Франции, чем книга. На ее страницах вновь оживают полюбившиеся герои и раскрываются подробности, о которых умалчивают фильмы.

Юный Д’Артаньян приезжают в Париж из провинции в поисках лучшей жизни и находит ее, поступив на воинскую службу в привилегированную часть. А вместе с тем верных друзей на долгие годы, не менее верных и коварных врагов, и, конечно же, приключения.

«Над пропастью во ржи»

Роман Сэлинджера некоторые относят к но не каждый подросток сможет понять его.

Повествование идет от лица обычного семнадцатилетнего парня Холдена, ученика закрытой американской школы. Однажды его выгнали за поведение, и он должен был провести несколько дней в Нью-Йорке в одиночестве.

Трудно сказать, о чем этот роман. Обо всем и ни о чем, в частности. Герой размышляет о смысле жизни, своем месте в ней, о целях и стремлениях. Мысли у него по большей части депрессивные. Однако повествование затягивает и не отпускает до конца.

Для детей

Нет смысла читать или давать детям младшего школьного возраста сложные произведения, как это любят делать многие родители. Вряд ли они смогут их понять и оценить по достоинству. К тому же существует много прекрасной литературы, рассчитанной именно на маленьких читателей. Так какие тогда книги (классика), которые должен прочитать каждый ребенок?

«Волшебник изумрудного города»

История приключений маленькой Элли и Тотошки не оставит равнодушной. Девочку, по воле случая оказавшуюся в волшебной стране, ждут полные опасностей приключения. Дорога из желтого кирпича оказалась не такой простой, как виделось сначала. Однако новые друзья помогут преодолеть все трудности и найти путь домой.

«Приключения Тома Сойера»

Непоседливый Том приносит своей семье одни проблемы, настолько он неугомонный и изобретательный мальчик. Даже наказание он способен обернуть в выгодную для себя сторону. Том умудряется находить приключения даже там, где их быть не могло! Но вместе со своим верным другом Геком он способен преодолеть любые трудности. Даже вывести на чистую воду страшного индейца Джо.

«Приключения Незнайки и его друзей»

В Цветочном городе каждый занимается своим делом: Знайка изобретает, Винтик и Шпунтик чинят, Тюбик рисует, доктор Пилюлькин лечит… Один Незнайка бездельничает и сочиняет небылицы. Но зато у него самая красивая шляпа и галстук - таких больше ни у кого нет. Из-за безалаберности Незнайки остальные жители Цветочного города часто попадают в переделки. Но он ведь не со зла… Да и исправить содеянное постарается.

Для подростков

В список «книги (классика), которые должен прочитать каждый подросток» входят произведения, признанные «золотом фондом» литературы.

«Повелитель мух»

Роман Голдинга должен понравиться тем, кто любит книги жанра янг-эдалт. Он - одна из первых книг, написанная в этом направлении, и его отголоски можно найти у многих авторов.

Группа мальчишек чудом уцелела в авиакатастрофе и оказалась на необитаемом острове. Сначала все было хорошо: море, пальмы, охота, фрукты, надежда на спасение, организация быта по образу и подобию Робинзона Круза. Два мальчика, желающих быть лидерами, и понимающие, что им может быть только один. Из крохотной искры вражды разгорелся целый костер ненависти, в котором сгорело всякое представление о человечности.

«Остров сокровищ»

Пираты, сокровища, опасности на каждом шагу - не это искал юный обыскивая сундук постояльца в поисках денег. Но помимо искомого юноша находит потрепанную карту острова, где отмечено место нахождения клада. Заручившись помощью старших товарищей, он отправляется на поиски сокровищ. Но вместе с ними на остров отправляются пираты… Кому же достанется найденный клад?

Современная классика

«Не отпускай меня»

Есть книги (классика), которые должен прочитать каждый. И эта одна из них. создал потрясающее по атмосферности произведение. Сначала не совсем понятно, о чем идет речь, но потом невозможно оторваться, даже осознавая весь ужас происходящего на страницах.

Эти дети выросли, не зная родителей, не зная любви, но убежденные, что у них есть особое предназначение. Об этом им говорили с детства, и они привыкли считать это чем-то обычным, не странным и не страшным.

«Шоколад»

Это очень необычная история от английской писательницы Джоанн Харрис. Мистическая, красивая, с непередаваемым ощущением погружения в средневековье, хотя действие романа происходит в начале 1960-х годов.

В маленький французский городок приезжает новая жительница вместе с дочкой. Она открывает лавку сладостей, которые готовит сама по старинным рецептам. Все, кто их попробовал, обязательно снова возвращаются за лакомством, и это выглядит очень подозрительно в глазах местного священника. Да и женщина не так проста, как кажется. Она и ее дочь скрывают большую тайну.

«Парфюмер. История одного убийцы»

История гения, который превратился в чудовище, желая создать идеальный аромат. Даже если для этого приходилось идти на преступление, главный герой ни минуты не сомневался. Что значит жизнь юной невинной девушки? Ничего. Она лишь искомый ингредиент сложной парфюмерной композиции.

После вышедшей экранизации книга произвела эффект разорвавшейся бомбы: ошеломление, отвращение, восторг. Равнодушных не было.

Вместо послесловия

Книги классиков, которые должен прочитать каждый образованный человек, сложно собрать в список, ограниченный какими-либо рамками. Слишком много существует достойных произведений, вкусы у всех людей разные, поэтому нужно просто читать и искать свое, не ограничиваясь только «жвачкой для мозгов». Книги, заставляющие думать и оставляющие след в памяти, стоят потраченного на них времени.

Анна Каренина. Лев Толстой

Величайшая история любви всех времен и народов. История, не сходившая со сценических подмостков, экранизированная бессчетное количество раз – и до сих пор не утратившая беспредельного обаяния страсти – страсти губительной, разрушительной, слепой – но тем более завораживающей своим величием.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Мастер и Маргарита. Михаил Булгаков

Это – самый загадочный из романов за всю историю отечественной литературы XX в. Это – роман, который почти официально называют “Евангелием от Сатаны”. Это – “Мастер и Маргарита”. Книга, которую можно читать и перечитывать десятки, сотни раз, но главное, вкоторой все равно понять невозможно. Итак, какие страницы “Мастера и Маргариты” надиктованы Силами Света?

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Грозовой перевал. Эмили Бронте

Роман-загадка, вошедший в десятку лучших романов всех времен и народов! История бурной, поистине демонической страсти, которая будоражит воображение читателей вот уже более полутора сотен лет. Кэти отдала свое сердце двоюродному брату, но честолюбие и жажда богатства толкают ее в объятия богача. Запретное влечение превращается в проклятие для тайных любовников, и однажды.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Евгений Онегин. Александр Пушкин

Читали ли вы “Онегина”? Что вы скажете об “Онегине”? Вот вопросы, по­вторяемые беспрестанно в кругу литераторов и русских читателей”, – отмечал после выхода в свет второй главы романа писатель, предприимчивый издатель и, кстати, герой эпиграмм Пушкина Фаддей Бул-гарин. Уже давно ОНЕГИНА не принято оцени­вать. Говоря словами того же Булгарина, он “написан сти­хами Пушкина. Этого довольно”.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Собор Парижской Богоматери. Виктор Гюго

История, пережившая века, ставшая каноном и давшая своим героям славу нарицательных образов. История любви и трагедии. Любви тех, кому любовь была не дана и не позволена – религиозным саном, физической немощью или чужой злой волей. Цыганка Эсмеральда и глухой горбун-звонарь Квазимодо, священник Фролло и капитан королевских стрелков Феб де Шатопер, прекрасная Флёр-де-Лис и поэт Гренгуар.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Унесенные ветром. Маргарет Митчелл

Великая сага о Гражданской войне в США и о судьбе своенравной и готовой идти по головам Скарлетт О’Хара была впервые опубликована более 70 лет назад и не устаревает по сей день. Это единственный роман Маргарет Митчелл, за который она получила Пулитцеровскую премию. История о женщине, на которую не стыдно равняться ни безусловной феминистке, ни убежденной стороннице домостроя .

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Ромео и Джульетта. Уильям Шекспир

Это – высочайшая из трагедий о любви, какую только способен создать человеческий гений. Трагедия, которую экранизировали и экранизируют. Трагедия, которая не сходит с театральных подмостков по сей день – и по сей день звучит так, словно написана вчера. Идут годы и века. Но одно остается и навсегда останется неизменным: “Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте…”

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Великий Гэтсби. Фрэнсис Фицджеральд

“Великий Гэтсби” – вершина не только в творчестве Фицджеральда, но и одно из высших достижений в мировой прозе XX века. Хотя действие романа происходит в “бурные” двадцатые годы прошлого столетия, когда состояния делались буквально из ничего и вчерашние преступники в одночасье становились миллионерами, книга эта живет вне времени, ибо, повествуя о сломанных судьбах поколения “века джаза” .

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Три мушкетера. Александр Дюма

Самый знаменитый историко-авантюрный роман Александра Дюма повествует о приключениях гасконца д’Артаньяна и его друзей-мушкетеров при дворе короля Людовика XIII.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Граф Монте-Кристо. Александр Дюма

В книге представлен один из самых захватывающих приключенческих романов классика французской литературы XIX века Александра Дюма.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Триумфальная арка. Эрих Ремарк

Один из самых красивых и трагических романов о любви в истории европейской литературы. История беженца из нацистской Германии доктора Равика и запутавшейся в «невыносимой легкости бытия» прекрасной Жоан Маду происходит в предвоенном Париже. И тревожное время, в которое довелось познакомиться и полюбить друг друга этим двоим становится одним из главных героев «Триумфальной арки».

Купить бум ажную книгу в Labirint.ru >>

Человек, который смеётся. Виктор Гюго

Гуинплен – лорд по рождению, в детстве был продан бандитам-компрачикосам, сделавшим из ребенка ярмарочного шута, вырезав на его лице маску “вечного смеха” (при дворах европейской знати того времени существовала мода на калек и уродов, забавлявших хозяев). Вопреки всем испытаниям, Гуинплен сохранил лучшие человеческие качества и свою любовь.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Мартин Иден. Джек Лондон

Простой моряк, в котором легко узнать самого автора, проходит длинный, полный лишений путь к литературному бессмертию… Волею случая оказавшийся в светском обществе, Мартин Иден вдвойне счастлив и удивлен… и пробудившимся в нем творческим даром, и божественным образом юной Руфи Морз, так не похожей на всех людей, которых он знал прежде… Отныне две цели неотступно стоят перед ним.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Сестра Керри. Теодор Драйзер

Издание первого романа Теодора Драйзера было сопряжено с такими сложностями, что это привело его создателя к тяжелой депрессии. Но дальнейшая судьба романа “Сестра Керри” оказалась счастливой: он был переведен на многие иностранные языки, переиздан миллионными тиражами. Новые и новые поколения читателей с удовольствием погружаются в перипетии судьбы Каролины Мибер.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Американская трагедия. Теодор Драйзер

Роман “Американская трагедия” – вершина творчества выдающегося американского писателя Теодора Драйзера. Он говорил: “Никто не создает трагедий – их создает жизнь. Писатели лишь изображают их”. Драйзеру удалось так талантливо изобразить трагедию Клайва Грифитса, что его история не оставляет равнодушным и современного читателя.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Отверженные. Виктор Гюго

Жан Вальжан, Козетта, Гаврош - имена героев романа давно сделались нарицательными, число его читателей за полтора столетия с момента выхода книги в свет не становится меньше, роман не теряет популярности. Калейдоскоп лиц из всех слоев французского общества первой половины XIX столетия, яркие, запоминающиеся характеры, сентиментальность и реализм, напряженный, захватывающий сюжет.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Похождения бравого солдата Швейка. Ярослав Гашек

Великий, оригинальный и хулиганский роман. Книга, которую можно воспринять и как “солдатскую байку”, и как классическое произведение, непосредственно связанное с традициями Возрождения. Это искрометный текст, над которым смеешься до слез, и мощный призыв “сложить оружие”, и одно из самых объективных исторических свидетельств в сатирической литературе .

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Илиада. Гомер

Притягательность гомеровских поэм не только в том, что их автор вводит нас в мир, отделенный от современности десятками столетий и все же необычайно реальный благодаря гению поэта, сохранившего в своих поэмах биение современной ему жизни. Бессмертие Гомера в том, что в его гениальных творениях заключены неисчерпаемые запасы общечеловеческих непреходящих ценностей – разума, добра и красоты.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Зверобой. Джеймс Купер

Купер сумел найти и описать в своих книгах ту самобытность и неожиданную яркость недавно открытого континента, которая сумела заворожить всю современную Европу. Каждый новый роман писателя ждали с нетерпением. Захватывающие приключения бесстрашного и благородного охотника и следопыта Натти Бампо покоряли как юных, так и взрослых читателей .

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Доктор Живаго. Борис Пастернак

Роман “Доктор Живаго” – одно из выдающихся произведений русской литературы, на протяжении долгих лет остававшееся закрытым для широкого круга читателей в нашей стране, знавших о нем только по скандальной и недобросовестной партийной критике.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Дон Кихот. Мигель Сервантес

Что говорят нам сегодня имена Амадиса Галльского, Паль-мерина Английского, Дона Бельяниса Греческого, Тиранта Белого? А ведь именно как пародия на романы об этих рыцарях создавался “Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский” Мигеля де Сервантеса Сааведры. И пародия эта на века пережила пародируемый жанр. “Дон Кихот” был признан лучшим романом за всю историю мировой литературы.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Айвенго. Вальтер Скотт

“Айвенго” – ключевое произведение в цикле романов В.Скотта, которые переносят нас в средневековую Англию. Юному рыцарю Айвенго, тайком вернувшемуся из Крестового похода на родину и волей отца лишенному наследства, предстоит отстоять свою честь и любовь прекрасной леди Ровены… На помощь ему придут король Ричард Львиное Сердце и легендарный разбойник Робин Гуд.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Всадник без головы. Рид Майн

Сюжет романа выстроен столь искусно, что держит в напряжении до самой последней страницы. Не случайно захватывающая история благородного мустангера Мориса Джеральда и его возлюбленной, прекрасной Луизы Пойндекстер, расследующих зловещую тайну всадника без головы, чья фигура при своем появлении наводит ужас на обитателей саванны, чрезвычайно полюбилась читателям Европы и России.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Милый друг. Ги де Мопассан

Роман «Милый друг» стал одним из символов эпохи. Это самый сильный роман Мопассана. Через историю Жоржа Дюруа, прокладывающего себе «путь наверх», раскрываются истинные нравы высшего французского общества, дух продажности, царящий во всех его сферах, способствует тому, что заурядная и безнравственная личность, какой является герой Мопассана, легко добивается успеха и богатства.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Мертвые души. Николай Гоголь

Выход первого тома “Мертвых душ” Н.Гоголя в 1842 году вызвал бурную полемику современников, расколов общество на поклонников и противников поэмы. “…Говоря о “Мертвых душах” – можно вдоволь наговориться о России…” – это суждение П.Вяземского объясняло главную причину споров. По-прежнему актуален вопрос автора: “Русь, куда несешься ты, дай ответ?”

Являясь активным читателем, попробую взять на себя роль помощника и набросать несколько идей, составив список самых признанных и самых удачных, с моей точки зрения, произведений как отечественной, так и зарубежной литературы. Большинство этих романов уже завоевало, и продолжает завоевывать популярность, а значит, это именно те книги, которые необходимо прочитать для того, что открыть для себя и познать этот волшебный, загадочный и такой заманчивый мир литературы.

  1. Что почитать из классики? Актуальность вопроса.

Обычно подобный вопрос возникает у тех, кто внезапно осознал необходимость в занятии самообразованием или решил восполнить свои пробелы из школьного курса по русской литературе.

Вот тут-то и возникает главная сложность. Каждый хочет обязательно почитать что-то из коллекции мировых шедевров. Но есть ли вообще такое понятие, как литературный шедевр? Критики утверждают, что однозначно ответить на данный вопрос невозможно: кому-то нравится русская литература, а кому-то зарубежная, кто-то до дыр зачитывает а кто-то не может себе представить вечер без захватывающего любовного романа.

Посетив один из крупных букинистических магазинов столицы, я поинтересовалась у продавцов, какие вопросы чаще всего задают посетители. Как оказалось, одним из самых распространенных обращений является именно просьба посоветовать, что почитать из классики.

Выходит, на самом деле есть множество желающих, литература такого плана востребована, но низкая осведомленность порой отпугивает потенциальных клиентов.

Прежде всего, остановимся на новеллах. Под ними, кстати, следует понимать более краткую форму изложения происходящих событий, чем, к примеру, рассказ или повесть. Для такого типа повествования характерно наличие всего одной сюжетной линии, а количество действующих лиц весьма ограничено.

Я бы выделила следующие произведения:

  1. Августин "Трактаты"
  2. Д. Свифт "Путешествия Гулливера"
  3. Ф. Кафка "Процесс"
  4. М.де Монтейн "Полное эссе"
  5. Н. Хоторн "Письмо Скарлет"
  6. Г. Мелвилл "Моби Дик"
  7. Р. Декарт "Первоначала философии"
  8. Ч. Диккенс "Оливер Твист"
  9. Г. Флобер "Мадам Бовари"
  10. Д. Остин "Гордость и предубеждения"
  1. Эсхил "Агамемнон"
  2. Софокл "Миф об Эдипе"
  3. Эврипид "Медея"
  4. Аристофан "Птицы"
  5. Аристотель "Поэтика"
  6. У. Шекспир "Ричард III", "Гамлет", "Сон в летнюю ночь"
  7. Мольер "Тартюф"
  8. У. Конгрив "Так поступают в свете"
  9. Генрик Юхан Ибсен "Кукольный дом"

Мечтатели и романтики очень часто именно в стихах пытаются найти для себя ответы на поставленные вопросы. Что почитать из классики в поэтическом жанре? Много чего. Но особо я бы выделила:

  1. Гомер "Илиада" и "Одиссея"
  2. Гораций "Оды"
  3. Данте Алигьери "Ад"
  4. У. Шекспир "Сонеты"
  5. Д. Мильтон "Потерянный рай"
  6. У. Вордсворт "Избранное"
  7. С.Т. Колридж "Стихотворения"

Что же касается произведений нашей страны, неужели не существует ничего достойного? - Ну, конечно же, нет! - Если бы меня попросили ответить на вопрос, что почитать из русской классики, я бы, конечно же, порекомендовала «Мастера и Маргариту» М.Булгакова, «Мцыри» М.Лермонтова, стихи и поэмы А.Пушкина.

3. Чтение шедевров мировой литературы. Что это нам дает?

А стоит ли возвращаться к этому направлению или все же лучше и правильнее уделять больше внимания современным произведениям? Ответить однозначно на данный вопрос очень и очень сложно.

Иногда мнения разделяются просто-таки кардинальным образом.

Например, противники утверждают, что она уже окончательно устарела, утратила актуальность, постепенно превратившись в некое подобие утопии. В свою очередь филологи и студенты лингвистических ВУЗов защищают шедевры мирового эпоса, настаивая на том, что, не изучая историю, культуру и тонкости языка, невозможно понять и осмыслить наш сегодняшний мир.

Ну, что ж… Каждая сторона права по-своему… Наверное, все согласятся, что, скажем, «Одиссея» Гомера - это не так называемое бульварное чтиво для отпуска или пустого времяпрепровождения. Читать произведение такого плана сложно и делать это нужно вдумчиво, не спеша и не отвлекаясь, постигая и запоминая детали. Далеко не всякому это под силу.

Именно такие книги могут познакомить читателя с миром как родной, так и зарубежной литературы, помогут лучше понять традиции, культуру и менталитет народов. А еще откроют всю прелесть и богатство красок языка повествования, пополнив тем самым словарный запас читающего.

Бесспорно, прочтение всех упомянутых в данной статье книг может занять несколько лет, но в любом случае это, конечно, не будет время, потраченное зря.


Видит теперь все ясно текущее поколение, дивится заблужденьям, смеется над неразумием своих предков, не зря, что небесным огнем исчерчена сия летопись, что кричит в ней каждая буква, что отовсюду устремлен пронзительный перст на него же, на него, на текущее поколение; но смеется текущее поколение и самонадеянно, гордо начинает ряд новых заблуждений, над которыми также потом посмеются потомки. "Мертвые души"

Нестор Васильевич Кукольник (1809 - 1868)
К чему? Как будто вдохновенье
Полюбит заданный предмет!
Как будто истинный поэт
Продаст свое воображенье!
Я раб, поденщик, я торгаш!
Я должен, грешник, вам за злато,
За сребреник ничтожный ваш
Платить божественною платой!
"Импровизация I"


Литература — язык, выражающий всё, что страна думает, чего желает, что она знает и чего хочет и должна знать.


В сердцах простых чувство красоты и величия природы сильнее, живее во сто крат, чем в нас, восторженных рассказчиках на словах и на бумаге. "Герой нашего времени"



И всюду звук, и всюду свет,
И всем мирам одно начало,
И ничего в природе нет,
Что бы любовью не дышало.


Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
Стихотворения в прозе, "Русский язык"



Так, заверша беспутный свой побег,
С нагих полей летит колючий снег,
Гонимый ранней, буйною метелью,
И, на лесной остановясь глуши,
Сбирается в серебряной тиши
Глубокой и холодною постелью.


Послушай: стыдно!
Пора вставать! Ты знаешь сам,
Какое время наступило;
В ком чувство долга не остыло,
Кто сердцем неподкупно прям,
В ком дарованье, сила, меткость,
Тому теперь не должно спать...
"Поэт и гражданин"



Неужели и тут не дадут и не позволят русскому организму развиться национально, своей органической силой, а непременно безлично, лакейски подражая Европе? Да куда же девать тогда русский-то организм? Понимают ли эти господа, что такое организм? Отрыв, «отщепенство» от своей страны приводит к ненависти, эти люди ненавидят Россию, так сказать, натурально, физически: за климат, за поля, за леса, за порядки, за освобождение мужика, за русскую историю, одним словом, за всё, за всё ненавидят.


Весна! выставляется первая рама -
И в комнату шум ворвался,
И благовест ближнего храма,
И говор народа, и стук колеса…


Ну, чего вы боитесь, скажите на милость! Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! Гроза убьет! Не гроза это, а благодать! Да, благодать! У вас все гроза! Северное сияние загорится, любоваться бы надобно да дивиться премудрости: «с полночных стран встает заря»! А вы ужасаетесь да придумываете: к войне это или к мору. Комета ли идет, — не отвел бы глаз! Красота! Звезды-то уж пригляделись, все одни и те же, а это обновка; ну, смотрел бы да любовался! А вы боитесь и взглянуть-то на небо, дрожь вас берет! Изо всего-то вы себе пугал наделали. Эх, народ! "Гроза"


Нет более просветляющего, очищающего душу чувства, как то, которое ощущает человек при знакомстве с великим художественным произведением.


Мы знаем, что с заряженными ружьями надо обращаться осторожно. А не хотим знать того, что так же надо обращаться и со словом. Слово может и убить, и сделать зло хуже смерти.


Известна проделка американского журналиста, который, для поднятия подписки на свой журнал, стал печатать в других изданиях самые резкие, наглые на себя нападки от вымышленных лиц: одни печатно выставляли его мошенником и клятвопреступником, другие вором и убийцей, третьи развратником в колоссальных размерах. Он не скупился платить за такие дружеские рекламы, пока все не задумались - да видно же любопытный это и недюжинный человек, когда о нем все так кричат! - и стали раскупать его собственную газету.
"Жизнь через сто лет"

Николай Семенович Лесков (1831 - 1895)
Я… думаю, что я знаю русского человека в самую его глубь, и не ставлю себе этого ни в какую заслугу. Я не изучал народа по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе, на гостомельском выгоне, с казанком в руке, я спал с ним на росистой траве ночного, под тёплым овчинным тулупом, да на замашной панинской толчее за кругами пыльных замашек…


Между этими двумя столкнувшимися титанами – наукой и теологией – находится обалдевшая публика, быстро теряющая веру в бессмертие человека и в какое-либо божество, быстро спускающаяся до уровня чисто животного существования. Такова картина часа, освещенного сияющим полуденным солнцем христианской и научной эры!
"Разоблаченная Изида"


Садитесь, я вам рад. Откиньте всякий страх
И можете держать себя свободно,
Я разрешаю вам. Вы знаете, на днях
Я королем был избран всенародно,
Но это всё равно. Смущают мысль мою
Все эти почести, приветствия, поклоны...
"Сумасшедший"


Глеб Иванович Успенский (1843 - 1902)
- Да что же тебе за границей-то надо? - спросил я его в то время, когда в его номере, при помощи прислуги, шла укладка и упаковка его вещей для отправки на Варшавский вокзал.
- Да просто... очувствоваться! - сказал он растерянно и с каким-то тупым выражением лица.
"Письма с дороги"


Разве в том дело, чтобы пройти в жизни так, чтобы никого не задеть? Не в этом счастье. Задеть, сломать, ломать, чтоб жизнь кипела. Я не боюсь никаких обвинений, но во сто раз больше смерти боюсь бесцветности.


Стих - это та же музыка, только соединенная со словом, и для него нужен тоже природный слух, чутье гармонии и ритма.


Странное чувство испытываешь, когда лёгким нажатием руки заставляешь такую массу подниматься и опускаться по своему желанию. Когда такая масса повинуется тебе, чувствуешь могущество человека…
"Встреча"

Василий Васильевич Розанов (1856 - 1919)
Чувство Родины – должно быть строго, сдержанно в словах, не речисто, не болтливо, не «размахивая руками» и не выбегая вперед (чтобы показаться). Чувство Родины должно быть великим горячим молчанием.
"Уединенное"


И в чем тайна красоты, в чем тайна и обаяние искусства: в сознательной ли, вдохновенной победе над мукой или в бессознательной тоске человеческого духа, который не видит выхода из круга пошлости, убожества или недомыслия и трагически осужден казаться самодовольным или безнадежно фальшивым.
"Сентиментальное воспоминание"


С самого рождения я живу в Москве, но ей-богу не знаю, откуда пошла Москва, зачем она, к чему, почему, что ей нужно. В думе, на заседаниях, я вместе с другими толкую о городском хозяйстве, но я не знаю, сколько вёрст в Москве, сколько в ней народу, сколько родится и умирает, сколько мы получаем и тратим, на сколько и с кем торгуем... Какой город богаче: Москва или Лондон? Если Лондон богаче, то почему? А шут его знает! И когда в думе поднимают какой-нибудь вопрос, я вздрагиваю и первый начинаю кричать: «Передать в комиссию! В комиссию!»


Всё новое на старый лад:
У современного поэта
В метафорический наряд
Речь стихотворная одета.

Но мне другие — не пример,
И мой устав — простой и строгий.
Мой стих — мальчишка-пионер,
Легко одетый, голоногий.
1926


Под влиянием Достоевского, а также иностранной литературы, Бодлера и Эдгара По, началось моё увлечение не декадентством, а символизмом (я и тогда уже понимал их различие). Сборник стихотворений, изданный в самом начале 90-х годов, я озаглавил «Символы». Кажется, я раньше всех в русской литературе употребил это слово.

Вячеслав Иванович Иванов (1866 - 1949)
Бег изменчивых явлений,
Мимо реющих, ускорь:
Слей в одно закат свершений
С первым блеском нежных зорь.
От низовий жизнь к истокам
В миг единый обозри:
В лик единый умным оком
Двойников своих сбери.
Неизменен и чудесен
Благодатной Музы дар:
В духе форма стройных песен,
В сердце песен жизнь и жар.
"Мысли о поэзии"


У меня много новостей. И все хорошие. Мне «везёт». Мне пишется. Мне жить, жить, вечно жить хочется. Если бы Вы знали, сколько я написал стихов новых! Больше ста. Это было сумасшествие, сказка, новое. Издаю новую книгу, совсем не похожую на прежние. Она удивит многих. Я изменил своё понимание мира. Как ни смешно прозвучит моя фраза, я скажу: я понял мир. На многие годы, быть может, навсегда.
К. Бальмонт - Л. Вилькиной



Человек — вот правда! Всё — в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит... гордо!

"На дне"


Мне жаль создавать нечто бесполезное и никому не нужное сейчас. Собрание, книга стихов в данное время - самая бесполезная, ненужная вещь... Я не хочу этим сказать, что стихи не нужны. Напротив, я утверждаю, что стихи, нужны, даже необходимы, естественны и вечны. Было время, когда всем казались нужными целые книги стихов, когда они читались сплошь, всеми понимались и принимались. Время это – прошлое, не наше. Современному читателю не нужен сборник стихов!


Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.


Какими националистами, патриотами становятся эти интернационалисты, когда это им надобно! И с каким высокомерием глумятся они над "испуганными интеллигентами",- точно решительно нет никаких причин пугаться,- или над "испуганными обывателями", точно у них есть какие-то великие преимущества перед "обывателями". Да и кто, собственно, эти обыватели, "благополучные мещане"? И о ком и о чем заботятся, вообще, революционеры, если они так презирают среднего человека и его благополучие?
"Окаянные дни"


В борьбе за свой идеал, который состоит в „свободе, равенстве и братстве“, граждане должны пользоваться такими средствами, которые не противоречат этому идеалу.
"Губернатор"



«Пусть ваша душа будет цельна или расколота, пусть миропостижение будет мистическим, реалистическим, скептическим, или даже идеалистическим (если вы до того несчастны), пусть приемы творчества будут импрессионистическими, реалистическими, натуралистическими, содержание – лирическим или фабулистическим, пусть будет настроение, впечатление – что хотите, но, умоляю, будьте логичны – да простится мне этот крик сердца! – логичны в замысле, в постройке произведения, в синтаксисе».
Искусство рождается в бездомье. Я писал письма и повести, адресованные к далекому неведомому другу, но когда друг пришел — искусство уступило жизни. Я говорю, конечно, не о домашнем уюте, а о жизни, которая значит больше искусства.
"Мы с тобой. Дневник любви"


Художник не может большего, как открыть другим свою душу. Нельзя предъявлять ему заранее составленные правила. Он — ещё неведомый мир, где всё ново. Надо забыть, что пленяло у других, здесь иное. Иначе будешь слушать и не услышишь, будешь смотреть, не понимая.
Из трактата Валерия Брюсова "О искусстве"


Алексей Михайлович Ремизов (1877 - 1957)
Ну и пусть отдохнет, измаялась - измучили ее, истревожили. А чуть свет подымется лавочница, возьмется добро свое складывать, хватится одеялишка, пойдет, вытащит из-под старухи подстилку эту мягкую: разбудит старуху, подымет на ноги: ни свет ни заря, изволь вставать. Ничего не поделаешь. А пока - бабушка, костромская наша, мать наша, Россия!"

"Взвихренная Русь"


Искусство никогда не обращается к толпе, к массе, оно говорит отдельному человеку, в глубоких и скрытых тайниках его души.

Михаил Андреевич Осоргин (Ильин) (1878 - 1942)
Как странно /…/ Сколько есть веселых и бодрых книг, сколько блестящих и остроумных философских истин,- но нет ничего утешительнее Экклезиаста.


Бабкин смел, — прочёл Сенеку
И, насвистывая туш,
Снес его в библиотеку,
На полях отметив: «Чушь!»
Бабкин, друг, — суровый критик,
Ты подумал ли хоть раз,
Что безногий паралитик
Легкой серне не указ?..
"Читатель"


Слово критика о поэте должно быть объективно-конкретным и творческим; критик, оставаясь ученым, – поэт.

"Поэзия слова"




Только о великом стоит думать, только большие задачи должен ставить себе писатель; ставить смело, не смущаясь своими личными малыми силами.

Борис Константинович Зайцев (1881 - 1972)
«Верно, тут есть и лешие, и водяные, – думал я, глядя перед собой, – а может быть, здесь живет и еще какой дух… Могучий, северный дух, который наслаждается этой дикостью; может, и настоящие северные фавны и здоровые, белокурые женщины бродят в этих лесах, жрут морошку и бруснику, хохочут и гоняются друг за дружкой».
"Север"


Нужно уметь закрывать скучную книгу...уходить с плохого фильма...и расставаться с людьми, которые не дорожат тобой!


Из скромности я остерегусь указать на тот факт, что в день моего рождения звонили в колокола и было всеобщее народное ликование. Злые языки связывали это ликование с каким-то большим праздником, совпавшим с днём моего появления на свет, но я до сих пор не понимаю, при чём здесь ещё какой-то праздник?


То было время, когда любовь, чувства добрые и здоровые считались пошлостью и пережитком; никто не любил, но все жаждали и, как отравленные, припадали ко всему острому, раздирающему внутренности.
"Хождение по мукам"


Корней Иванович Чуковский (Николай Васильевич Корнейчуков) (1882 - 1969)
- Ну что плохого, - говорю я себе, - хотя бы в коротеньком слове пока? Ведь точно такая же форма прощания с друзьями есть и в других языках, и там она никого не шокирует. Великий поэт Уолт Уитмен незадолго до смерти простился с читателями трогательным стихотворением “So long!”, что и значит по-английски - “Пока!”. Французское a bientot имеет то же самое значение. Грубости здесь нет никакой. Напротив, эта форма исполнена самой любезной учтивости, потому что здесь спрессовался такой (приблизительно) смысл: будь благополучен и счастлив, пока мы не увидимся вновь.
"Живой как жизнь"


Швейцария? Это горное пастбище туристов. Я сама объездила весь свет, но ненавижу этих жвачных двуногих с Бэдэкером вместо хвоста. Они изжевали глазами все красоты природы.
"Остров погибших кораблей"


Всё, что писал и напишу, я считаю только лишь мысленным сором и ни во что почитаю мои писательские заслуги. И удивляюсь, и недоумеваю, почему по виду умные люди находят в моих стихах какое-то значение и ценность. Тысячи стихов, моих ли или тех поэтов, которых я знаю в России, не стоят одного распевца моей светлой матери.


Я боюсь, что у русской литературы одно только будущее: её прошлое.
Статья «Я боюсь»


Мы долго искали такую, подобную чечевице, задачу, чтобы направленные ею к общей точке соединенные лучи труда художников и труда мыслителей встретились бы в общей работе и смогли бы зажечь обратить в костер даже холодное вещество льда. Теперь такая задача — чечевица, направляющая вместе вашу бурную отвагу и холодный разум мыслителей, — найдена. Эта цель — создать общий письменный язык...
"Художники мира"


Поэзию он обожал, в суждениях старался быть беспристрастным. Он был удивительно молод душой, а может быть и умом. Он всегда мне казался ребёнком. Было что-то ребяческое в его под машинку стриженой голове, в его выправке, скорее гимназической, чем военной. Изображать взрослого ему нравилось, как всем детям. Он любил играть в «мэтра», в литературное начальство своих «гумилят», то есть маленьких поэтов и поэтесс, его окружавших. Поэтическая детвора его очень любила.
Ходасевич, "Некрополь"



Я, я, я. Что за дикое слово!
Неужели вон тот — это я?
Разве мама любила такого,
Желто-серого, полуседого
И всезнающего, как змея?
Ты потерял свою Россию.
Противоставил ли стихию
Добра стихии мрачной зла?
Нет? Так умолкни: увела
Тебя судьба не без причины
В края неласковой чужбины.
Что толку охать и тужить -
Россию нужно заслужить!
"Что нужно знать"


Я не переставала писать стихи. Для меня в них — связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных.


Все люди, посланные нам -это наше отражение. И посланы они для того, чтобы мы, смотря на этих людей, исправляли свои ошибки, и когда мы их исправляем, эти люди либо тоже меняются, либо уходят из нашей жизни.


На широком поле словесности российской в СССР я был один-единственный литературный волк. Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженый ли волк, он всё равно не похож на пуделя. Со мной и поступили как с волком. И несколько лет гнали меня по правилам литературной садки в огороженном дворе. Злобы я не имею, но я очень устал…
Из письма М. А. Булгакова И. В. Сталину, 30 мая 1931 года.

Когда я умру потомки спросят моих современников: "Понимали ли вы стихи Мандельштама?" - "Нет, мы не понимали его стихов". "Кормили ли вы Мандельштама, давали ли ему кров?" - "Да, мы кормили Мандельштама, мы давали ему кров". - "Тогда вы прощены".

Илья Григорьевич Эренбург (Элиягу Гершевич) (1891 - 1967)
Может быть, пойти в Дом печати – там по одному бутерброду с кетовой икрой и диспут – «о пролетарском хоровом чтенье», или в Политехнический музей – там бутербродов нет, зато двадцать шесть молодых поэтов читают свои стихи о «паровозной обедне». Нет, буду сидеть на лестнице, дрожать от холода и мечтать о том, что все это не тщетно, что, сидя здесь на ступеньке, я готовлю далекий восход солнца Возрождения. Мечтал я и просто и в стихах, причем получались скучноватые ямбы.
"Необычайные похождения Хулио Хуренито и его учеников"
Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...