Особенности деятельности сельской библиотеки в современных условиях. Деятельность сельских библиотек на современном этапе


История Быстрянской сельской библиотеки.

Библиотека в деревни Быстрая вот уже полвека распахивает двери для своих добрых читателей. Читатели различных возрастов, профессий, интересов. Из поколения в поколения приходят они сюда, чтобы окунуться в разнообразный книжный мир и выбрать понравившуюся книгу для души или творчества. Сельская библиотека сегодня - единственное учреждение на селе, предоставляющее бесплатное пользование книгой, обеспечивающая конституционное право каждого человека на свободный доступ к информации, знаниям, приобщению к культурным ценностям.

В первые годы советской власти в нашей стране была разработана государственная программа Советской России «Ликвидация безграмотности», начало которой положил декрет совнаркома «О ликвидации безграмотности в РСФСР» от 26 декабря 1919 года. Согласно ему, все население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшие читать или писать, было обязано учиться грамоте на родном или русском языке (по желанию). В 1920 Совет народных комиссаров принимает декрет об учреждении Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности (ВЧК ликбез), постановления которой имеют обязательный характер. Борьба с неграмотностью сопровождается культурно - политическим просвещением: рабочие клубы, избы - читальни, печать, музеи.

На селе органом культурно - политического просвещения масс стали избы - читальни. Они работали без топлива, керосина. Заведовали ими добровольцы. Им всячески помогали крестьяне, которые отдавали свои дома под избы - читальни, организовывали субботники по добыче топлива.

Изба - читальня…

Давно забытое словосочетание для людей старшего возраста, а для молодых уж совсем что-то экзотическое. А в те годы это был центр политической пропаганды и ликвидации неграмотности в деревне (ликбез).

Пожалуй, из всех принудительных мер советской власти, принудительное просвещение народа было наиболее полезной и эффективной мерой. Конечно, основной упор делался на пропаганду нового, советского образа жизни, но ведь при этом шла ликвидация элементарной неграмотности, что уже хорошо.

Появились в селах избы - читальни, а с ними и новая профессия - избач. Так в 20 - 30 - е годы называли библиотекарей и культработников в одном лице. Они вместе с учителями и повели борьбу с неграмотностью населения.

В деревни Быстрая изба - читальня была открыта в 1936 году по инициативе комсомольцев - активистов. Они выпросили у правления колхоза «Ударник» старый амбар и своими силами переделали его под избу - читальню (здание не сохранилось). При свете керосиновой лампы проводились вечера чтения, учились читать и писать, выводя буквы огрызком от карандаша, а затем учили других.

Из воспоминаний П.Д Михайловой.

«Молодежь собиралась в колхозной конторе, слушали новости, устраивали громкие читки газет. Меня с двумя классами образования, считали грамотной, и ко мне прикрепили четырех неграмотных. Вот и учила односельчан читать и писать».

В 1937 году был построен клуб на 250 мест, изба - читальня теперь находилась в клубе, в центре села. Избачём работала Курдюмова Федосья Дмитриевна. Избач устраивала громкие читки передовиц и новостей из газет, рассказывала о разных событиях. Книжный фонд, как правило, был очень скромным: несколько десятков книг, собранных со всего села, но позднее было приобретено книг на 300 рублей. Учет выдачи не велся. Книги брали под «честное слово» и возвращали обратно.

Газета «Власть труда» от 23 февраля 1983 года писала: «В колхозном клубе села Быстрая работает драматический и хоровой кружки. В них состоит 23 человека. Драматический кружок уже подготовил к постановке пьесы «Переправа», «Перемена», «Бедность не порок» хоровой кружок разучивает песню о Родине и «Лейся песня на просторе». В свободное время, по вечерам, клуб посещают все колхозники. В клубной библиотеке, помимо художественной литературы, имеется собрание сочинений В.И Ленина. Скоро в клубе будет работать звуковое кино. (Зав. клубом А.Козин)»

Одним из направлений работы избы - читальни в это время стала деятельность агитбригады. Члены агитбригады во время колхозных полевых работ выезжали на полевые станы, в обеденные перерывы читали труженикам села свежие газеты, художественную литературу. Подробнее можно узнать из статьи комсомольца - звеньевода А. Голубцова (Газета «Власть труда» от 21 апреля 1983 года): «Все комсомольцы у нас расставлены по бригадам. Каждому из них поручено проводить читки, беседы, помогать выпускать стенгазету, т.е. проводить всю массовую работу. Как только бригада выехала в поле, мы выпустили первый номер стенной газеты. В ней были указаны все недостатки готовности к севу. Газета помогла быстро их исправить. В обеденный перерыв мы читаем колхозникам вслух свежие газеты, обсуждая последние новости. В это же время изучаем «Положение о выборах в Верховный Совет РСФСР». А когда кончается трудовой день, комсомольцы - чтецы читают книгу А.Фадеева «Разгром». Читки и беседы комсомольцев интересуют всех колхозников…»

Работала изба - читальня и в суровое военное время. Библиотекарь - избач часто дежурила в сельском совете, принимала телеграммы из военкомата об отправке мужчин на войну и разносила их по деревне. Писала молнии и боевые листки, письма, но фронт. Чтецами проводились громкие читки. Регулярно чтецы снабжались ценными материалами о событиях на фронте.

Быстрянская сельская библиотека в советское время.

После военного лихолетья постепенно налаживалась мирная жизнь сельчан. Изба - читальня становится неотъемлемой и едва ли не самой значимой частью культурной жизни села. Растет количество постоянных читателей, увеличивается фонд книг.

Из отчета о работе избы - читальни за 1950 год:

«Читателей 53 человека

Книжный фонд 513 экземпляров

Проведено 33 беседы

Выпущено 4 стенгазеты

11 боевых листовок

Заведующий избой - читальней Попов Николай»

60 - е годы стали рассветом культурной жизни села Быстрая. Правление колхоза «Ударник», партийная организация уделяли большое внимание воспитанию молодежи. Было построено новое здание конторы, закончено строительство нового здания школы, интерната при школе, открыта музыкальная школа, для которой колхоз приобрел музыкальные инструменты.

Жители села выписывали большее количество газет и журналов. На 250 дворов - 520 экземпляров газет и 338 журналов, что составляло более 3 экземпляров на один двор. Росло количество читателей и в сельской библиотеке. Книга была доведена до каждой семь, до каждого грамотного жителя. Выделено около 5000 рублей на приобретение книг в библиотеку.

5 сентября 1966 года в Минусинском райотделе культуры была зарегистрирована Быстрянская сельская библиотека. С 1966 года заведующей сельской библиотекой работала Семина Людмила Михайловна.

Газета «Искра Ильича» от 8 апреля 1972 года писала: «Большие перемены произошли в культурной жизни села, в их быту. Взять хотя бы сельскую библиотеку, которой заведует Семина Л.М. В её фондах более 7 тысяч книг. По вечерам здесь многолюдно, ведь более пятисот читателей. В сельском клубе верховодят комсомольцы. То они диспут затевают, то по вечер интересный проведут».

С 1977 года и по настоящее время в библиотеке работает Калиниченко Валентина Михайловна её библиотечный стаж составляет более 33 лет.. все эти годы Валентина Михайловна работает на должности заведующей библиотекой. Это человек доброй души, большой знаток истории села, пламенный её патриот, очень неравнодушный человек. Она всегда помогает читателю подобрать интересующую его книгу. Делает это всегда с улыбкой, доброжелательно:

«Библиотека - это мой второй дом. Дома я постоянно думаю и переживаю за своих читателей, за свою библиотеку. Читатели мне стали дороги за долгие годы нашего знакомства. Приходят дети, взрослеют, потом выходят замуж, женятся, становятся родителями. Приводят в библиотеку своих детей, внуков. Вот и получается, что я в курсе всех событий в жизни нашего села. В библиотеку приходят за книгой, а кто и просто со своими проблемами: одного нужно успокоить, второму что - то посоветовать, а следующего просто выслушать. Но все таки венцом всего этого будет книга, которую читатель получит из моих рук.»

Библиотека сегодня. Читатели и фонды.

Сегодня нашей библиотекой пользуется 468 человек - от юных дошколят до людей преклонного возраста. Большинство читателей - дети дошкольного и школьного возраста (180 человек). Велик доля среди читателей (140 человек) неработающего населения. Заведующая библиотекой Валентина Михайловна старается сделать так, чтобы на стеллажах каждый нашел то, что его интересует, и ушел домой с нужной книжкой или необходимой информацией.

Сейчас фонд сельской библиотеки насчитывает около 5 тысяч разнообразных книг, которые читают как коренные жители, так и приезжие. Контингент читателей разнообразен: учителя, воспитатели, рабочие, школьники, домохозяйки и др. Но за все годы существования библиотеки самое большое количество книг и читателей было в 1970х - 80х гг.

Хроника

Год

Книжный фонд

Читатели

1936

100 экз.

83 чел.

1956

513 экз.

53чел.

1976

8900 экз.

700 чел.

1986

11000 экз.

500 чел.

1996

6200 экз.

450 чел.

2006

4700 экз.

450 чел.

2010

4850 экз.

468 чел.

В последнее время наметилась тенденция к увеличению новых поступлений художественной литературы за счет финансирования из краевого бюджета, средств спонсоров, да и читатели идут навстречу - приносят сюда в дар книги из собственных собраний. В акции «Подари книгу библиотеке» приняли участие: предприниматели Зданович С.А (250 книг), Наумов Ю.М (100 книг), работники школы Чернышева И.Н, Кузнецова Г.Н, Ширенко М.В, Волкова Н.Д и другие. Библиотекарь, зная интересы и вкусы своих читателей, по мере возможности посещает центральную библиотеку, набирает пачки книг и везет их в родное село, старается, чтобы её читатели не чувствовали себя ущемленными.

К сожалению, сокращается количество периодических изданий, выписываемых библиотекой.

Сравнительная таблица наименований газет и журналов в разные годы.

1980-е годы

1990 -е

2000-е

«Аргументы и факты»

«Труд»

«Красноярский рабочий»

«Искра Ильича»

«Аргументы и факты»

«Труд»

«Красноярский рабочий»

«Власть труда»

«Надежда и мы»

«Аргументы и факты»

«Красноярский рабочий»

«Власть труда»

«Надежда и мы»

«Веселые картинки»

«Миша»

«Маруся»

«Сельская жизнь»

«Веселые картинки»

«Миша»

«Маруся»

«Сельская новь»

«Веселые картинки»

«Миша»

«Маруся»

«Сельская новь»

«Роман - газета»

«Дружба народов»

«Знамя»

«Огонек»

«Литературная газета»

«Крестьянка»

«Работница»

«За рулем»

«Пионер»

«Костер»

«Юность»

«Мурзилка»

«Здоровье»

«Пионерская правда»

«Комсомольская правда»

«Моделист - инструктор»

«Блокнот агитатора»

«Книжное обозрение»

«Розовый слон»

«Том и Джери»

«Ровесник»

«Собеседник»

«Дисней для малышей»

«За рулем»

«Мир женщины»

«Крестьянка»

«Работница»

Из таблицы следует, что количество газет и журналов, получаемых библиотекой, за 20 лет уменьшилось в три раза. Анализ комплектования сельских библиотек периодическими изданиями показал - сельские библиотеки выписывают одну центральную, одну областную и две местные газеты. Из журналов только детские, что не удовлетворяет читательского спроса.

Направления работы сельской библиотеки.

Изучение деятельности сельских библиотек показывает, что наиболее распространенными и востребованными сегодня являются следующие направления их работы:

Формирование у читателей информационной культуры и привлечение их к чтению;

Краеведческая работа.

Формирование у читателей информационной культуры и привлечение их к чтению одна из главных задач любой библиотеки. Работа эта в библиотеку приходят дети старших и подготовительных групп детского сада, а учащиеся первого класса посещают библиотечные уроки.

Быстрянская сельская библиотека старается быть привлекательной для разных категорий читателей и удовлетворяет запросы детей, и молодежи, и пожилых. Библиотеке приходится оказывать жителям каждодневную помощь в решении житейских, повседневных проблем, организовать досуг, в том числе детский и семейный, заниматься просветительской деятельностью, вести работу с социально - незащищенными слоями населения.

Еще одно направление сельской библиотики - изучение истории своего поселения - ведет практически каждая сельская библиотека. Именно сельская библиотека становится собирателем, хранителем и проводником культурных традиций. В своей повседневной работе она решает множество задач: сохраняет и передает культурные традиции во времени и пространстве, обеспечивая память поколений; формирует нравственные позиции молодежи, создает особую культурную, образовательную и интеллектуальную среду в обществе.

Быстрянская сельская библиотека ведет весьма серьезную работу по изучению своей малой Родины. Люди хотят чувствовать себя подлинными хозяевами села, знать свою историю, сохранять национально - эстетические, природно - георгафические, культурно - исторические, языковые традиции и.т.д.

В библиотеке были собраны документы, фотографии, дневники, письма, воспоминания земляков, видеозаписи, банк сведений о творческих личностях села: поэтах, художниках, народных умельцев.

Образовательная деятельность в области краеведения находит выражение в различных формах: создание клуба, организации при библиотеке краеведческих уголков, обсуждении краеведческих книг, вечеров встреч с писателями, краеведениями, интересными людьми, земляками, достигшими в жизни определенных вершин, а так же - проведение викторин, конкурсов на лучшего знатока края, игра - путешествий, краеведческих чтений, праздников села и др.

Клуб «Родная земля» организован в 1990 году при сельской библиотеке. Руководит клубом заведующая сельской библиотекой, большой знаток истории села Калиниченко Валентина Михайловна. Много сил и времени она уделяет этой интересной работе.

За годы существования клуба собран огромный материал, много часов Валентина Михайловна провела в архиве, изучая исторические документы, оформляя выставки.

Постоянными помощниками Валентины Михайловны являются учащиеся школы. Ребята разработали с Валентиной Михайловной устав клуба, определили цели и задачи. Ведется большая пропагандистская работа. Членами клуба приготовлены и проведены беседы: «История возникновения деревни Быстрая», «Первые жители деревни - переселенцы - староверы», «Традиции и быт староверов», «Исторические и памятные места нашей деревни». Краеведческим клубом проведены замечательные праздники, посвященные юбилею села Быстрая, юбилею сельского клуба. Калиниченко В.М постоянно проводят краеведческие уроки в школе, воспитывая у детей любовь и уважение к тем людям, рядом с которыми они живут, а так же воспитывая их самоуважение, о чем неоднократно писала газета «Власть труда». В 2005 году краеведческий клуб «Родная земля» принял участие в государственной грантовой программе «Социальное партнерство во имя развития» с проектом «Сказание о земле быстрянской» по итогам этого конкурса клуб получил сертификат совета по краевым социальным грантам и 25 тыс. руб. на которые приобретены видеокамера, телевизор, видеоплеер и цифровой фотоаппарат.

В селе библиотека играет большую роль как общедоступный центр культуры, образования, информации, хотя мы видим очень много проблем, связанных с необходимостью модернизации и роста финансирования учреждения.

Валентина Михайловна Калиниченко

Заведующая Быстрянской поселенческой библиотекой

Рада приветствовать вас на XV областном слете библиотекарей села. Сегодня мы с вами отмечаем своеобразный юбилей – 15 лет назад было положено начало этой интересной и эффективной форме повышения квалификации сельских библиотекарей. И то, что сельские библиотекари стремятся побывать на слете, невзирая на финансовые трудности, говорит о важности и нужности данного мероприятия. Ведь участники слета не только знакомятся с опытом коллег, но и делятся собственным, получают заряд творческой энергии на многие годы.

Ежегодно, собираясь на слете, мы говорим о наших достижениях, проблемах и путях их решения. Чем же сегодня живет сельская библиотека? Как изменилось ее лицо за прошедший год? В Донецкой области из 690 публичных библиотек 362 (40,7%) расположены в сельской местности. В сельских библиотеках сосредоточено более 4,0 млн. экз. изданий, ими обслужено почти 175,0 тыс. пользователей, которым выдано около 3,5 млн. экземпляров документов.

Библиотеки являются неотъемлемой и значимой частью социально-культурной инфраструктуры села. Выполняя функции социальной коммуникации, библиотека является зачастую единственным источником информации и знаний для разнообразных групп сельского населения: представителей администрации, местной интеллигенции, учащихся, студентов, специалистов, предпринимателей, пенсионеров, безработных , людей с ограниченными возможностями здоровья, социально незащищенных слоев населения.

В настоящее время в сельских библиотеках происходят серьезные изменения, связанные с повышением их роли в жизни местных громад, расширением их функций. Библиотека, максимально приближенная к населению, становится центром общественной и культурной жизни, способствует социальному и культурному возрождению села, продвижению книги и распространению чтения.

Уже становится традицией, что зачастую именно библиотеки являются инициаторами и организаторами проведения различных праздников, акций на селе – митингов к знаменательным историческим и политическим событиям, вахт памяти ко Дню Победы, экологических субботников, визитов вежливости к одиноким и пожилым людям. Во многих случаях именно библиотекарь становится главным помощником сельского головы в решении вопросов культурного обслуживания местных жителей.

Громада, оказывая высокое доверие библиотечным работникам, избирает их депутатами местных советов. В качестве примера приведу Ясиноватский район. Заведующая Новоселовской-1 сельской библиотекой-филиалом и заведующая Новоселовской-3 сельской библиотекой-филиалом являются депутатами сельских советов; заведующая Новобахмутовской сельской библиотекой-филиалом, зав. Красногоровской сельской библиотекой-филиалом – заместители сельских голов. Почти 20 лет является заместителем поселкового головы – зав. Желанновской поселковой библиотекой.

Нужно сказать, что за прошедший год укрепились позиции библиотек в вопросах сотрудничества с органами местного самоуправления , спонсорами. Позиционирование библиотеки как центра культуры, информации на селе, активная позиция многих библиотечных работников приносит свои плоды. В ряде районов улучшена материально-техническая база сельских библиотек, что немаловажно для создания комфортных условий обслуживания читателей.

Приведу некоторые примеры. В Володарской районной ЦБС за счет средств агроцеха ММК им. Ильича произведен капитальный ремонт помещения Боевской сельской библиотеки-филиала; в Волновахской ЦБС - за счет средств Валерьяновского сельского совета и осуществлен ремонт помещения Валерьяновской сельской библиотеки, за счет средств совета – отремонтирована крыша и заменены окна на пластик в Анадольской сельской библиотеке. Неизменными помощниками библиотечных работников в решении вопросов материальной базы являются Ялтинский поселковый голова и Ильичевский сельский голова (Першотравневый район). Например, в прошедшем году была отремонтирована система отопления и произведена замена окон в Ялтинской поселковой библиотеке, замена окон в Азовской сельской библиотеке, сделан ремонт отопительной системы в Ильичевской сельской библиотеке.

Сотрудничество библиотек с местными советами, предпринимателями положительно сказывается на пополнении их фондов. Так, регулярно пополняют фонды за счет средств местных советов Покровская и Яковлевская сельские библиотеки Артемовского района; за счет спонсорской помощи – Васильевская, Новозарьевская, Раздольненская сельские библиотеки Старобешевского района. Активно работают со спонсорами библиотеки Першотравневого (выписано 69 названий периодических изданий почти на 8,0 тыс. грн), Красноармейского (привлекли 6,3 тыс. грн.) районов.

В Добропольском районе регулярно выделяются средства из местных бюджетов на пополнение библиотечных фондов. Но сельские библиотекари активно привлекают также спонсорскую помощь. Например, в Новоукраинскую сельскую библиотеку за счет средств шахты «Святопокровская» было дополнительно выписано 20 названий периодических изданий, в Веровскую сельскую библиотеку – дополнительно 5 названий (ОАО «Веровское»), 16 названий газет и журналов для Золотоколодезянской сельской библиотеки, 5 названий – для Торецкой выписали частные предприниматели.

Во многом способствует улучшению материально-технического обеспечения сельских библиотек их участие в проектной деятельности . Надо сказать, что в последнее время оно особенно активизировалось практически во всех районах нашей области. Библиотеки подают проекты на конкурсы программы «Библиомост», конкурсы мини-проектов областного совета и многие из них становятся победителями.

2011 год был успешным для библиотек Артемовского района – 5 из них стали победителями III раунда конкурса Программы «Библиомост» - «Организация новых библиотечных услуг с использованием свободного доступа к сети Интернет», получив оборудование (14 компьютеров, принтеры, сканеры и т. д.) на сумму 68,5 тыс. грн.

Победителями этого же конкурса стали районная библиотека для детей и три сельские библиотеки Шахтерской районной ЦБС, получив 15 компьютеров и 4 комплекта сетевого оборудования.

Центральная районная и районная библиотека для детей Тельмановской ЦБС выиграли грант Международного фонда «Возрождение» в конкурсе «Учреждения культуры – ресурс развития громады») и приобрели для по 2 компьютера, мебель, МФО, цветной принтер и др.

В конкурсах мини-проектов областного совета победителями стали Северская городская библиотека для взрослых Артемовской районной ЦБС, Марьяновская, Александровская, Петровская сельские библиотеки Старобешевского района, Успеновская сельская библиотека Красноармейской районной ЦБС, Кондратьевский и Александро-Калиновский сельские советы Константиновского района с проектами «Оснащение сельских библиотек». Библиотеки вышеназванных сельских советов получили ноутбук, компьютер с подключением к сети Интернет, МФУ, мультимедийную доску, мебель. В помещении Александро-Калиновской сельской библиотеки оборудован конференц-зал, в котором можно проводить на современном уровне не только библиотечные, но и общественные мероприятия.

Таким образом, проектная деятельность позволила ряду сельских библиотек выйти на современный уровень обслуживания читателей, предоставить членам местных громад свободный доступ к мировым и отечественным информационным ресурсам.

Сельские библиотеки сегодня – это важное звено, связывающее население с органами местного самоуправления. Во многих библиотеках созданы и успешно функционируют центры по вопросам местного самоуправления, где каждый сельский житель может познакомиться с решениями сельского, районного советов, получить разнообразную социальную информацию. А в библиотеках, имеющих доступ к сети Интернет, можно познакомиться с нормативными документами центральных органов законодательной и исполнительной власти.

Основная миссия библиотеки – донести информацию до каждого жителя села, пусть и самого отдаленного. Сельские библиотеки с успехом эту миссию выполняют, обслуживая читателей на 209 библиотечных пунктах. Надо сказать, что отличительная черта нестационарного обслуживания – его социальная направленность. Библиотечные работники, активисты-волонтеры обслуживают по месту жительства ветеранов войны и труда, людей с ограниченными возможностями здоровья. Например, в Першотравневой ЦБС таких читателей 121 чел., В Славянской – 189 чел., в Новоазовском районе – 171 чел. Подобные примеры есть в каждом районе нашей области.

Идя навстречу интересам и пожеланиям членов местного сообщества, библиотеки выбирают наиболее рациональные формы и методы работы. Прежде всего это выражается в организации и функционировании инновационных типов библиотек: центров возрождения национальной культуры, центров духовности, библиотек-светлиц, библиотек-музеев, центров экологического просвещения и т. д. Практически в каждой сельской библиотеке при участии местных жителей создан этнографический уголок, экспонаты которого характеризуют традиции, обычаи данного населенного пункта и служат подспорьем библиотекарю в работе по краеведению, народоведению.

Сельские библиотеки проводят интересную и содержательную работу, направленную на патриотическое воспитание подрастающего поколения, формирование здорового образа жизни, развитие духовности и укрепление моральных устоев в обществе, популяризацию национальной культуры, развитие и функционирование украинского языка , правовое, экологическое просвещение, эстетическое воспитание. Столь разнообразная и многогранная тематическая направленность массовой работы с читателями вызвала к жизни новые, активные формы работы – литературные калейдоскопы, игры, викторины, экологические путешествия, бумеранги , правовые турниры, уроки нравственности, украинские вечерницы и др. Творческая фантазия сельских библиотекарей настолько богата, что они постоянно придумывают и внедряют новые, интересные для посетителей формы работы.

Вместе с тем, библиотека в сельской местности в большей степени, чем в крупном населенном пункте, ощущает тяжесть экономических и социальных проблем. Несмотря не некоторое улучшение, материально-техническая база сельских библиотек продолжает оставаться слабой. Более 60% библиотечных помещений не отапливается, в некоторых отсутствует освещение, нет современного технического оснащения, устарело библиотечное оборудование. Конечно, мечта любого сельского библиотекаря – чтобы в библиотеке был компьютер с подключением к Интернет. Пока мечта стала явью лишь в 5% сельских библиотек.

Создание модельных библиотек в Волновахском и Ясиноватском районах (по 2 в каждом);

Реализацию проекта «Мобильная библиотека» - приобретение библиобусов в Амвросиевском, Артемовском, Добропольском, Красноармейском районах (по 1 библиобусу в год);

Мероприятия по сохранности библиотечных фондов;

Модернизацию библиотечного обслуживания пользователей;

Формирование инновационного кадрового потенциала

В городах и районах области будут разработаны соответствующие местные программы, что предоставит органам местного самоуправления возможность выделения бюджетных средств, привлечения спонсорской помощи для развития публичных библиотек. Главное, чтобы мероприятия, намеченные в Программе, не остались на бумаге, как многое из того, что было принято и утверждено ранее (например, программы пополнения фондов публичных библиотек и др.). Ведь не всегда расширение задач, стоящих перед библиотеками и объективное усиление их роли в обществе должным образом оцениваются властными структурами на всех уровнях.

Позиционирование сельской библиотеки как учреждения для всего населения, как центра местного сообщества потребует от нее выполнения новых функций, которые, на первый взгляд, не являются библиотечными. Но это полностью совпадает с той концепцией, которую мы реализуем, - библиотека, востребованная не только читателями, но и работающая на всю громаду, помогающая людям в решении их повседневных проблем.

Хочется верить, что совместные усилия местной власти, общественности и библиотекарей принесут свои плоды и будут созданы все условия для удовлетворения информационных и культурных запросов сельского населения.

Калюжная Юлия

Объектом данного исследования является сельская библиотека № 9 с. Московского.

Предмет исследования - сельская библиотека как информационно-культурный и образовательно-просветительский центр села.

Цель данной работы: изучить роль сельской библиотеки в жизни села.

Задачи :

Узнать, сколько сельских библиотек в Российской Федерации, и сколько жителей их посещают;

Определить задачи и выявить основные направления деятельности сельской библиотеки с. Московского Изобильненского муниципального района;

Выявить, является ли наша библиотека информационно-культурным и образовательно-просветительским центром села.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4» с. Московского

Изобильненского муниципального района Ставропольского края

Проект

«Роль библиотеки в жизни села»

Выполнила:

обучающаяся 2 «Б» класса

Калюжная Юлия

Консультант:

заведующая библиотекой № 9

Жилина Ольга Петровна

Руководитель:

учитель начальных классов

Квасова Вера Владимировна

2014 год

Введение

Когда я пошла в школу, то обращаться в библиотеку стала чаще не только за художественной литературой, но и научно-познавательной. Особенно меня интересуют книги по истории.

И вот, однажды, я задумалась, а сколько таких библиотек в России? Много ли жителей нашей страны их посещают и зачем?

Когда я начала задавать вопросы на эту тему родителям, учителю, работникам библиотеки у меня получился проект-исследование «Роль библиотеки в жизни села».

Объектом данного исследования является сельская библиотека № 9 с. Московского.

Предмет исследования - сельская библиотека как информационно-культурный и образовательно-просветительский центр села.

Цель данной работы: изучить роль сельской библиотеки в жизни села.

Задачи :

Узнать, сколько сельских библиотек в Российской Федерации, и сколько жителей их посещают;

Определить задачи и выявить основные направления деятельности сельской библиотеки с. Московского Изобильненского муниципального района;

Выявить, является ли наша библиотека информационно-культурным и образовательно-просветительским центром села.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:

Изучение и анализ литературы и источников интернет по проблеме исследования;

Наблюдение и изучение работы сельской библиотеки № 9 с. Московского Изобильненского муниципального района;

Взятие интервью у работников библиотеки;

Анкетирование читателей;

Опрос жителей села;

Систематизация полученной информации и формулирование выводов.

Ход исследования

Во-первых, из интернет-источников я выяснила, что сельских библиотек в России более 38 тысяч, и обслуживают они более 40 миллионов жителей.

В ходе изучения работы сельской библиотеки № 9 с. Московского Изобильненского муниципального района я беседовала с заведующей библиотекой - Жилиной Ольгой Петровной и узнала, что библиотека была образована в 1936 году. Я подсчитала: нашей библиотеке 78 лет!

За эти годы в библиотеке собралась 21 тысяча книг. 1500 читателей, записанных в библиотеке, могут взять и почитать книги на разные темы, причём 530 из них - дети.

Ольга Петровна любезно согласилась дать мне интервью.

(просмотр интервью)

Анкетирование читателей я проводила в школе. Ребята моей школы, среди которых я проводила анкетирование, очень хотели мне помочь и честно отвечали на вопросы в моей анкете. Было опрошено 32 учащихся.

Опрос жителей села я проводила на улице. В этом мне помогала мама. Когда я подходила со своими вопросами к жителям с.Московского, я немного побаивалась, захотят ли они отвечать на мои вопросы и как к этому отнесутся, но оказалось, что у нас в селе живут доброжелательные люди. Из 20 человек мне отказали только 2.

Во время анкетирования и опроса я задавала всего три вопроса:

Как часто вы посещаете сельскую библиотеку?

Посещаете ли вы мероприятия, которые проводит библиотека?

Принимали ли вы, или ваши друзья, участие в подготовке и проведении этих мероприятий?

Обработанные данные 50-ти опрошенных мы занесли в таблицу:

Вопрос

Часто (ДА)

Иногда

Не посещаю (НЕТ)

Как часто вы посещаете сельскую библиотеку?

Посещаете ли вы мероприятия, которые проводит библиотека?

Принимали ли вы, или ваши друзья, участие в подготовке и проведении этих мероприятий?

Конечно положительных ответов больше давали дети, чем взрослые. Почему? Каждый из нас может ответить на этот вопрос: «Взрослые чаще пользуются компьютером чем книгами».

Выводы

Итак, сельская библиотека № 9 с. Московского Изобильненского муниципального районаиспользуют традиционные является информационно-культурным и образовательно-просветительским центром села.

В обслуживании граждан библиотека применяет традиционные (выдача книг, чтение книг в читальном зале) и нетрадиционные технологии. Библиотека регулярно проводит литературные чтения и тематические вечера. Для ветеранов Великой Отечественной войны - это и вечера встреч и воспоминаний о войне. Для младших школьников проводится праздник «Посвящение в читатели». Старшие ребята участвуют в веселых играх и викторинах. Например: «Игра путешествие – буквы путешествуют во времени», «Час краеведения», «Уроки вежливости».На Рождество библиотека представила читателям театральное представление «Свет рождественской звезды». Используются и новые информационные технологии, то есть компьютер с выходом в интернет.

Мы видим, что работники сельской библиотеки заботятся о развитии подрастающего поколения и о людях, нуждающихся в социокультурной поддержке.

Доклад подготовлен для выступления на семинаре «Сельская библиотека как центр социокультурной жизни села»

В настоящее время сельские библиотеки являются неотъемлемой и самой значимой частью социальной структуры сельских поселений, общественной жизни местных сообществ, способствующие социальному и духовному возрождению сёл, сохранению историко-культурного наследия России.

Находясь в максимальной близости к населению и его потребностям, являясь единственным источником информации и знаний для сельчан, сельские библиотеки в значительной мере выполняют функции социальной коммуникации, остаются наиболее стабильными и самыми доступными учреждениями культуры.


Наше учреждение - Муниципальное бюджетное межпоселенческое учреждение культуры Муромцевского муниципального района Омской области «Централизованная библиотечная система» - осуществляет свою деятельность в соответствии с:

1) Уставом

2) и предметом и целями деятельности, определёнными законодательством в сфере культуры и библиотечного дела.

Остановимся на некоторых позициях федеральных, региональных и локальных нормативно-правовых актов.

Федеральная целевая программа "Культура России (2012 - 2018 годы)"

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, культуре отводится ведущая роль в формировании человеческого капитала.

Приоритетом государственной политики в области культуры является решение следующих задач:

¾ воспитание подрастающего поколения в духе правовой демократии, гражданственности и патриотизма, причастности к инновационной культуре и свободе творчества;

¾ развитие творческого потенциала нации, обеспечение широкого доступа всех социальных слоев к ценностям отечественной и мировой культуры;

¾ сохранение культурных ценностей и традиций народов Российской Федерации, материального и нематериального наследия культуры России и использование его в качестве ресурса духовного и экономического развития;

¾ поддержание высокого престижа российской культуры за рубежом и расширение международного культурного сотрудничества

Библиотека – один из древнейших культурных институтов. За долгий период человеческой истории ее социальные функции претерпели существенные изменения. Библиотека превратилась в социальный институт, включающий информационные и культурные компоненты и обеспечивающий устойчивость связей и отношений в рамках общества.

Некоторые теоретики и практики считают библиотеку посредником, транслирующим информацию от производителей к потребителям. Трудно сказать, насколько большинство библиотек в нашей стране уже освоили эту роль. Но важно отметить, что большинство библиотек, как муниципальных, так и ведомственных (не говоря уже о федеральных или национальных) претендуют именно на такую роль в современном мире.

Однако существует и другое мнение. Например, советский и российский библиотековед, библиотечный деятель и публицист, Заслуженный работник культуры РСФСР Георгий Поликарпович Фонотов считает, что востребованность библиотек сегодня определяется не тем, что они превратились или превращаются в информационные центры, а тем, что являются гуманитарными учреждениями, «социальной функцией которых является активное участие в образовании и воспитании человека, его интеллектуальной и практической деятельности, … обеспечение прав личности на использование духовных ценностей, укрепление ее физического и духовного здоровья».

Этой же точки зрения придерживается зам.директора ОГОНБП им. Пушкина (г. Омск) О. В. Московцева. В своем выступлении «Оценка эффективности культурно-просветительских мероприятий библиотеки» на методическом семинаре «Социокультурная и просветительская деятельность публичных библиотек: пространство творчества» (25 сентября 2018 г.) она говорила о том, что «наша задача – формирование качественной личности», поэтому библиотеки осуществляют не культурно-досуговую, не социокультурную деятельность, а КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКУЮ.

Эта же точка зрения отражена, соответственно, и в «Региональном стандарте деятельности муниципальной общедоступной библиотеки Омской области» (2016 г.):

Культурно-просветительская деятельность - выставочная деятельность, организация и проведение образовательных, просветительских мероприятий, реализация культурно-просветительских программ.

Там же информационное обслуживание трактуется как обеспечение потребителей необходимой информацией, осуществляемое информационными органами и службами путем предоставления информационных услуг;

Функциями современной библиотеки являются мемориальная, коммуникационная, информационная, образовательная, социализирующая и культурная.

Мемориальная функция является родовой функцией библиотеки. Собирая и сохраняя документальные источники, библиотека является воплощением «памяти человечества», служит гарантом появления новых качеств социальной памяти, обеспечивает устойчивость общественной жизни. (систематизация, хранение и распространение культурного наследия)

В рамках коммуникационной функции библиотека организует взаимодействие человека с социальной памятью всего человечества, передавая ему в пользование все накопленное цивилизацией общественное культурное достояние.

Стремление современной библиотеки обеспечить равный и свободный доступ к общественно значимой информации и знаниям заключается в информационной функции.

Современная библиотека разрушает свои физические границы, переходит из реального пространства в виртуальное. С одной стороны, она предлагает доступ к информационным ресурсам, принадлежащим другим субъектам информационного пространства, в том числе представленным в сети Интернет. С другой - создает электронные информационные ресурсы, доступные за ее физическими стенами, предоставляет виртуальные услуги по поиску информации и необходимых знаний.

Образовательная функция может проявляться как в широком (трансляция культурных норм и ценностей нынешним и будущим поколениям), так и в узком смысле (обеспечение информационной поддержки образования индивидуума). Т. о., библиотека способствует становлению социально компетентной, информационно грамотной личности, становится главной базой непрерывного образования и самообразования.

Являясь неотъемлемой и органической частью культуры, выступая в качестве величайшей ценности общечеловеческой культуры, библиотека представляет собой один из важнейших факторов культурного развития, распространения, обновления и приращения культурного достояния стран и народов, обеспечения преемственности мирового культурного достояния. В этом проявляется культурная функция современной библиотеки.

Реализуя социализирующую функцию, библиотека обеспечивает включение конкретного человека в культуру, способствует его социокультурной идентификации, помогает личности раскрыть свой креативный потенциал.

Многие коллеги выделяют функцию социальной поддержки и консолидации жителей (помощь в оформлении документов для получения социальных льгот пожилым людям и малоимущим семьям, содействие социальной адаптации мигрантов и др.)

Целями деятельности Учреждения являются (из УставаЦБС):

Сохранение накопленных знаний, памяти человечества в виде документов и других носителей информации;

Распространение знаний и информации в обществе, информационно-библиографическое обслуживание населения;

Культурно-просветительская деятельность, направленная на удовлетворение духовных и культурных потребностей каждого члена общества.

Основными задачами библиотеки являются (Региональный стандарт):

-обеспечение возможности просвещения и интеллектуального досуга граждан Омской области;

-сохранение и передача культурного наследия, зафиксированного в текстовой, визуальной и иной форме;

-организация возможности ознакомления с образцами литературы, результатами научно-исследовательской и творческой деятельности;

-обеспечение свободного (бесплатного, комфортного, правомерного) доступа граждан к национальному библиотечному фонду через информационно-коммуникационную сеть «Интернет» и мобильные приложения.

Для достижения целей, предусмотренных нашим Уставом, Учреждение (то есть мы с вами) осуществляет (виды деятельности – прописаны в Уставе )…


Сегодня библиотеки выполняют не только информационную функцию, но становятся душой и сердцем местного сообщества. Схема социального партнерства библиотек этого региона мало чем отличается от нашей, библиотекари:

¾ сотрудничают практически со всеми имеющимися в населенных пунктах учреждениями,

¾ принимают участие в проведении праздников села, проводят Недели детской книги, организовывают мероприятия к Международному дню семьи, Дню матери и др.

¾ сотрудничают с храмами и их настоятелями

¾ реализуют творческие программы и проекты, ведут краеведческую работу и создают уголки русского быта

¾ выпускают мультимедийные альбомы о защитниках Отечества всех времен

¾ становятся площадками для клубов по интересам

¾ оказывают помощь учащимся в подготовке докладов и рефератов, и многое другое.

Что касается современного положения сельских библиотек, то тут мне импонирует точка зрения Тикуновой Ирины Петровны (РГБ, начальник управления научной и методической деятельности – заведующая центром по исследованию проблем развития библиотек в информационном обществе):

В настоящее время в сельских библиотеках происходят серьезные изменения, связанные с повышением их роли в жизни местных сообществ, расширением функций и диапазона предоставляемых услуг. Значительно усложнились их функции.

- Одна из новых функций - сохранение и передача культурных традиций во времени и в пространстве, обеспечение преемственности, олицетворение памяти поколений. Даже самая малая сельская библиотека собирает и хранит местную историю, годами накапливает местный интеллектуальный и информационный потенциал, создавая важнейший ресурс местного сообщества. Если село принято считать создателем культуры народа, его духовных национальных корней и традиций, то библиотека становится собирателем, хранителем и проводником культурных традиций

- Другая функция - участие в культурной реабилитации социально незащищенных людей. Оставаясь гарантом права граждан России на свободный доступ к информации, на бесплатность основных библиотечных услуг, сельская библиотека продолжает традиции просветительства, способствует социально-культурной адаптации таких групп, как дети, молодежь, безработные, пенсионеры.

- Содействие развитию местного самоуправления и формированию местного сообщества . В рамках этой функции сельский библиотекарь не только реальный помощник сельского руководителя, но порой инициатор и организатор участия местного населения в решении социальных проблем территории.

- Опосредованное участие в повышении культурных потребностей и в усвоении жизненных ценностей. Воплощение этой функции предполагает развитие библиотеки в качестве важного социального ресурса в реализации государственных и региональных программ, направленных на повышение информационной, правовой, экологической культуры населения.

- Социально важной функцией библиотек является создание особой культурной, интеллектуальной среды в обществе. Продолжая оставаться местом для интеллектуального общения, сельская библиотека способствует росту культурного уровня местного населения, способствует развитию и реализации интеллектуального потенциала своих читателей, организует деятельность по продвижению чтения и книги в обществе, привлекает к этому движению местную творческую интеллигенцию.

…И тут, говорит она, следует задуматься о возможностях сельской библиотеки достойно выполнять свою роль, поскольку библиотека в сельской местности очень сильно ощущает тяжесть экономических и социальных проблем, препятствующих модернизации. (Устаревшие библиотечные фонды, отставание в области компьютеризации и модернизации, нерегулярное получение профессиональных знаний, редкое профессиональное общение сотрудников сельских библиотек, неучастие в профессиональных мероприятиях регионального и межрегионального уровней и мн.др.)

Укрепление правовой базы деятельности библиотек на региональном и муниципальном уровнях, разработка региональных социальных программ, предполагающих включение в их реализацию сельских библиотек;

Актуализация профессиональных знаний библиотечных специалистов села, организация системы их профессиональной адаптации путем объединения местных образовательных ресурсов, реализация отдельных образовательных проектов;

Модернизация и информатизация сельских библиотек за счет средств учредителей, спонсоров, грантодателей или финансирования из других источников;

Укрепление сетевого взаимодействия в создании и использовании региональных и сетевых ресурсов (при условии, что есть доступ в Интернет? ) ,

- развитие социального партнерства путем включения библиотек в реализацию региональных социальных программ и проектов, установления партнерских связей с различными информационными и культурно-просветительскими учреждениями и организациями;

Использование в библиотечной практике современных управленческих технологий (проектное управление, маркетинг, PR-деятельность), помогающих так строить свою деятельность, чтобы быть понятными, открытыми местному сообществу, больше привлекать ресурсов и значит эффективно удовлетворять их информационные образовательные и культурные потребности.

А Маргарита Михайловна Куликова, ведущий методист национальной библиотеки Руспублики Корелия, выделяет общие направления деятельности успешных сельских библиотек: Библиотека - площадка для реализации творческого, профессионального, образовательного, культурного потенциала пользователя. Библиотекарь - организатор, помогающий подобрать для этого ресурсы, показывающий посетителям неограниченные возможности библиотеки для организации мероприятия, значимого для каждого читателя.

VII районная научно-практическая конференция школьников

Яшкинского муниципального района

«Открытия юных исследователей»

Секция: начальные классы

«Роль библиотеки в жизни села»

ученица 2 класса

МБОУ «Красносельская ООШ»,

08.05.2007 г.р.

ул. Мира, 2-2; тел. 89235083655

Научный руководитель:

Баринова Полина Владимировна,

учитель начальных классов

МБОУ «Красносельская ООШ»

Адрес: 652040, село Красноселка,

ул. Урожайная, 5, тел. 89617339437

Яшкино 2016

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

Основная часть

Глава 1. Историческая справка ………………………………………….5

Глава 2. Изучение работы Красносельской сельской библиотеки …...6

Глава 3. Роль библиотеки в жизни села Красноселка………………...7

Заключение………………………………………………………………....9

Список литературы………………………………………………………..10

Приложения………………………………………………………………..11

Введение

В век интернета и прогресса

Мой друг, прошу не забывай,
Что библиотека вместо стресса

Её почаще посещай!

А кто от города далёкий

Живет в селе и будет жить.

Ты знай, что знаний в библиотеке

Ты можешь разных раздобыть!

Здравствуйте, меня зовут Амина. Я живу в небольшом селе Красноселка Яшкинского района. В 2015 году нашему селу исполнилось 355 лет. Примерная численность села 850человек. У нашего села есть библиотека, которую могут посещать все жители села. Я очень люблю читать, поэтому в библиотеку хожу с 5 лет. Мои любимые произведения это «Сказка о рыбаке и рыбке» (А.С.Пушкин), « Приключения Буратино» (А.Н.Толстой). Еще я очень люблю читать энциклопедии и книги о цветах, например: «Жизнь растений».

Сейчас я учусь в школе, во 2 классе. В библиотеку я стала ходить все чаще, потому что наша учительница Полина Владимировна задает нам поисковые и творческие задания. И я с удовольствием посещаю нашу библиотеку, так как знаю, что там я найду полезную и нужную информацию.

И вот, однажды, меня посетила мысль, а сколько вообще сельских библиотек существует в Яшкинском районе. Много ли жителей их посещают и зачем? И какую роль играет сельская библиотека в жизни села?

Когда я начала задавать вопросы на эту тему своим родителям, учителю, работникам библиотеки у нас получилась исследовательская работа: «Роль библиотеки в жизни моего села».

Объектом данного исследования является Красносельская сельская библиотека.

Предмет исследования - сельская библиотека как информационно-культурный и образовательно-просветительский центр села.

Цель данной работы: изучить роль сельской библиотеки в жизни села.

Задачи исследования :

    Узнать, сколько сельских библиотек функционирует в Яшкинском районе, и сколько жителей их посещают;

    О пределить задачи и выявить основные направления деятельности Красносельской сельской библиотеки Яшкинского района;

    Понять важную ли роль играет библиотеки в жизни села;

4) Выявить, является ли наша библиотека информационно-культурным и образовательно-просветительским центром села.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:

Изучение, анализ литературы и интернет источников по проблеме исследования;

Наблюдение и изучение работы Красносельской сельской библиотеки Яшкинского муниципального района;

Сотрудничество с заведующими библиотек Яшкинского района, взятие интервью у работников библиотек;

Анкетирование читателей;

Опрос жителей села;

Систематизация полученной информации и формулирование выводов.

Глава 1. Историческая справка

Величайшее сокровище – хорошая библиотека.

В. Белинский

Сначала было слово. Но свою подлинную мощь оно обрело лишь с появлением книги.

Книга сыграла и продолжает играть основополагающую роль в развитии нашей цивилизации. Гигантская, накопленная за века библиотека – это надежная память человечества, где запечатлены его свершения и мечты, прозрения и заблуждения. Библиотека создавалась на камне и металле, глиняных табличках и деревянных дощечках и бумаге – менялся материал и способ изготовления, но неизменным оставалось ее назначение: служить сохранению и передаче знания, опыта, художественных ценностей.

Библиотека (от греч. biblion - книга и theke - хранилище, вместилище, ящик. Библиотека - это учреждение, организующее сбор, хранение, общественное пользование . Они начали развитие с 15 в., после изобретения книгопечатания.

Существуют различные мнения и высказывания знаменитых людей о библиотеках. Чтобы познакомиться с ними мы обратились в интернет. Оказывается, таких высказываний огромное количество. Все они очень интересны и познавательны. (Приложение 1) Особенно нам очень понравилось высказывание Готфрида Вильгельма Лейбници:

« Библиотеки – это сокровищницы всех богатств человеческого духа». Ведь действительно, книга всегда считалась источником знаний и мудрости. Можно сделать вывод, что знаменитые люди считают библиотеку священным местом.

В интернете мы узнали что, сельских библиотек в России насчитывается более 100 тысяч, среди них примерно 67 тысяч школьных. А вот обслуживают библиотеки более 40 миллионов жителей.

Если же мы будем рассматривать наш Яшкинский район, то он в себя включает 11 сельских поселений, которые включают в себя 53 населенных пункта, из них только 25 населенных пункта имеют библиотеки. Всего посещают библиотеки в Яшкинском районе 15224 человек, если это переводить в проценты, то процент населения посещения библиотек составляет 52%. А всего в нашем районе проживает 29 тыс. человек. Можно сделать вывод, что половина населения не заинтересована ходить в библиотеку.

Глава 2. Изучение работы Красносельской сельской библиотеки

В ходе изучения работы мы беседовали с заведующей библиотекой - Хохряковой Валентиной Ивановной. Валентина Ивановна работает в библиотеке 22 года. Мы у нее узнали, что село было образовано в 1660 году, а вот сама библиотека была образована 1 ноября 1922 году, то есть получается, что библиотека функционирует 94 года.

За эти годы в библиотеке собралось 7500 тысяч книг, 511 читателей, записанных в библиотеке, могут взять и почитать книги на разные темы, причём из них 119 дети. Валентина Ивановна познакомила нас с задачами и основными направлениями деятельности Красносельской сельской библиотеки Яшкинского района:

    Продвижение книги и чтения среди населения и повышение уровня читательской активности.

    Пропаганда литературы.

    Распространение краеведческих знаний и воспитание у читателей интереса к истории своей малой родины.

    Воспитание бережного отношения к окружающему миру.

    Привитие интереса к здоровому образу жизни.

    Выполнение основных контрольных показателей работы и привлечение новых читателей в библиотеку.

Мы решили проанализировать интерес читателей за последние 6 лет работы библиотеки, повышался он, или понижался? Для этого мы узнали данные посещения библиотеки с 2010 по 2015 года. Эти данные мы занесли в таблицу. (Приложение 2) На основе этой таблицы построили диаграмму. (Приложение 3) По таблице и диаграмме видно, что самый низкий читательский интерес был в 2015 году, так как посетило библиотеку 507 читателей. А вот начиная с 2010 г. и по 2014 год уровень посещения не изменен. Если рассматривать соотношение детей и взрослых, то можно сделать вывод, что чаще всего в библиотеку приходят взрослые.

Книги в нашей библиотеке расположены по тематическим разделам. Например: «Сказки», «Русская литература», «Зарубежная литература», «Техника», «Математика» и т.д. В разделах книги расставлены по алфавиту: от А до Я. В мире издаётся огромное количество периодических изданий (газет и журналов для взрослых и детей). В нашей библиотеке дети могут почитать, такие журналы как: «Геоленок», «Тошка», «Непоседа». А взрослые, например: «Все для женщин», «За рулем», «Кудесница». Помимо журналов имеются газетные издания: «Яшкинский вестник» и «Яшкино».

Нам интересно ходить в библиотеку, потому что, там царит особая «книжная» атмосфера. В библиотеке можно почитать интересные книги. Отыскать множество познавательных книг на любую тему.

Глава 3. «Роль библиотеки в жизни села Красноселка»

Чтобы ответить на поставленную задачу: «Какую роль играет библиотека в жизни нашего села?», мы решили обратиться с вопросами к Храпову Александру Николаевичу, читателю библиотеки просто жителю села. Александр Николаевич любезно согласилась дать нам интервью (Видео). Это интервью мы предлагаем Вам просмотреть. Внимание на экран. Прослушав интервью можно сделать вывод:

В ходе работы для получения более подробной информации мы провели анкетирование среди читателей на базе «Красносельской основной школы» и жителей села.

Во время анкетирования и опроса мы задавали всего четыре вопроса:

    Посещаете ли вы нашу библиотеку?

    Как часто вы читаете книги?

    Принимали ли вы, или ваши друзья, участие в подготовке и проведении этих мероприятий?

    Посещаете ли вы мероприятия, которые проводит библиотека?

Ребята нашей школы, среди которых мы проводила анкетирование, очень хотели нам помочь и честно отвечали на вопросы в нашей анкете. Было опрошено 79 учащихся.

Опрос жителей села, мы проводила на улице, вместе с классным руководителем Полиной Владимировной Бариновой. Когда мы подходили со своими вопросами к жителям села, нам было немного не по себе, захотят ли они отвечать на наши вопросы и как к этому отнесутся, но оказалось, что у нас в селе живут доброжелательные люди. Всего было опрошено 90 человек. Все с интересом отвечали на наши вопросы.

Обработанные данные 169- ти опрошенных мы занесли в таблицу. (Приложение 4) По таблице видно, что не зависимо от возраста, библиотека на селе является культурным центром различных мероприятий, конечно, чтение книг интересно всего лишь 41 % опрошенного населения, остальные же предпочитают интернет и телевидение.

А как же можно заинтересовать жителей села, чтобы они чаще посещали библиотеку? Для этого мы решили сделать буклеты с информацией о важности и нужности книги в жизни человека. Также в этих буклетах содержится план мероприятий, которые будут, проходить в библиотеке. Эти мероприятия могут посетить все жители села.

Заключение

По данной работе можно сделать выводы:

    Яшкинский район включает в себя 53 населенных пункта, из них только 25 имеют библиотеки. Всего посещают библиотеки в Яшкинском районе 52%. жителей.

    Библиотеку в селе Красноселка посещает 60 % всех жителей.

    Для того чтобы повысить интерес к чтению мы разработали буклеты, в которых рассказывается о 10 причинах пользы чтения, а так же представлен план мероприятий в библиотеке на ближайшее время. Думаем, что этими действиями мы сможем заинтересовать жителей села.

    Результаты анкетирования и опроса показали, что Красносельская сельская библиотека Яшкинского муниципального района является информационно-культурным и образовательно-просветительским центром села. Библиотека нужна для того, чтобы читали дети и взрослые. Библиотека является не только хранилищем книг, но и местом отдыха и встреч односельчан.

В нашей библиотеки используются информационные технологии, такие как компьютер с выходом в интернет и проектор.

В библиотеке проходят очень интересные и познавательные праздники, на которые приходят не только дети, но и взрослые.

Мы видим, что работники сельской библиотеки заботятся о развитии подрастающего поколения и о людях, нуждающихся в социокультурной поддержке. Наша исследовательская работа ответила на главный интересующий нас вопрос: «Какую роль библиотека играет в жизни села? Ответ прост: библиотека играет важную роль в жизни села, она необходима для развития личности, как для ребенка, так и взрослого.

Список литературы

    Библиоштучки[сайт] URL : http://biblioshtuchki.jimdo.com/цитаты-о-книге-библиотеке-культуре/ (дата обращения: 25.11.2015)

    Виноградова Л.А. История книжного дела в России (988-1917): Учебное пособие. //Под ред. A.А. Говорова. М.: МПИ, 2005. 100 с.

    Живи в веках, село родное! // Яшкинский Вестник №32 от 19.08.2015. с.5-6.

    Полный словарь иностранных слов , вошедших в употребление в русском языке .- Попов М ., 1907 . [сайт] URL : http://www.inslov.ru/html-komlev/b/biblioteka.html (дата обращения: 23.01.2016)

    Р оль и место библиотек в жизни общества [сайт] UR :

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...