Доктор живаго темы и проблемы. Рельсы, трамвайные и железнодорожные пути, урбанистическая культура


Опыт изучения в XI классе средней школы романа «Доктор Живаго»

Произведение Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» поднимает важные проблемы: революция и её влияние на человека, в частности на художника, гуманизм и революционная необходимость, вопросы жизни и смерти, свобода творческой личности и другие - иными словами, важнейшие нравственно-этические, философские, социальные вопросы жизни.

Интерес вызывает и собственно литературная, эстетическая сторона произведения, она уникальна, так как в романную форму обличена суть поэтического миропонимания.

При изучении романа «Доктор Живаго» учитель опирается на уже имеющиеся у учащихся знания о лирическом герое, о композиции и жанрах литературных произведений, умение анализировать прозаический и поэтический тексты.

Среди целей в работе с романом Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» следует назвать следующие, на мой взгляд, самые важные:

Познакомить с творческой личностью Б.Л. Пастернака, его жизнью и поэтическим миропониманием;
- рассмотреть проблемы мировоззренческого порядка, философско-нравственный срез романа;
- расширить представление учащихся о системе жанров русского романа.

При проведении уроков может быть использован такой наглядный материал:

Фотопортреты Б.Л. Пастернака разных лет;
- фотодокументы 10-20-х годов XX века;
- репродукции картин Петрова-Водкина «Купание красного коня» и «Смерть комиссара».

Не претендуя на охват всех сторон книги (так как вряд ли это возможно вообще в отношении такого произведения), я сделала попытку найти оптимальный способ изучения его в школе.

Известно, что «Доктор Живаго» не роман в полном смысле этого слова и его жанр определить очень сложно, так как произведение соединяет в себе и лирическое, и эпическое; его жанр определяется даже как большое лирическое произведение (Д.С. Лихачёв).

Материал не разбит на смысловые группы, соответствующие уроку в 45 минут. Такое разделение в данном случае было бы, на мой взгляд, искусственным. Между тем, имея таким образом организованный материал, учитель может спланировать работу и при модульной, и при классической системе обучения, то есть имея в распоряжении обычный урок.

Здесь нет части, непосредственно касающейся жизни и творчества поэта, хотя такой урок, естественно, состоялся.

Повторим здесь лишь основные положения.

I. Поэтическое миропонимание Пастернака раскрывается в сборнике «Сестра моя жизнь»:

а) целостность мира, он един;
б) единство человека и мира;
в) единство и нерасчленённость дома и мира (у большинства поэтов это понятия противоположные).

Отсюда, то есть из особенностей поэтического мировосприятия, следует своё понимание искусства. Это, по Пастернаку, не борьба, не фонтан, а губка, не сцена, а зритель. Отсюда и отрицательное отношение к переделке мира; мир, по мнению поэта, надо принимать таким, каков он есть.

II. Причины появления прозы у поэта . Роман появился не внезапно, а был подготовлен всей творческой жизнью поэта (см.: В.М. Борисов, Е.Б. Пастернак. Материалы к творческой истории романа Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»// Новый мир. 1988. N 6). Приведём лишь несколько слов Б.Л. Пастернака по этому поводу: “В области слова я более всего люблю прозу, а вот писал больше всего стихи...”

III. С определением жанра произведения связаны особенности изучения .

1. Это не роман в обычном понимании слова.
2. Жизнеописание, житие, страсти.
3. Большое лирическое стихотворение, так как Юрий Живаго не эпический, а лирический герой (подробнее об этом см.: Д.С. Лихачёв. Размышления над романом Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»// Новый мир. 1988. N 1).

IV. Символика имён и названия .

Ряд героев в литературных подступах к роману носили имена Живульт, Пурвит (от французского pour vie - ради жизни), что явно указывает на их генетическую связь с Юрием Андреевичем Живаго, чья фамилия, как следует из Евангелия, значит “вечно живой”. Появление в названии слова “доктор”, равно как и профессия героя, обусловлены определённой связью с Фаустом и переводческой работой Б.Л. Пастернака над «Фаустом» Гёте. Об определённой смысловой нагрузке других имён тоже можно говорить с большой определённостью (см. упомянутую статью В.М. Борисова и Е.Б. Пастернака).

Домашнее задание.

В главах, данных учителем, найти строки, освещающие авторский взгляд на такие проблемы:

Человек и революция,
- художник и революция,
- гражданская война.

Конкретно-социальные проблемы могут быть объединены такими поэтическими строками поэта: “Мело, мело по всей земле, // Во все пределы...”

ЧЕЛОВЕК И РЕВОЛЮЦИЯ

Работа идёт по вопросам и тексту, в конце обсуждения записывается вывод.

2. Итак, каково же это отношение, постоянно ли оно?

На протяжении романа оно меняется. Сначала:

(в разговоре с Ларой , часть 5, гл. 8): “Революция вырвалась против воли, как слишком задержанный вздох. Каждый ожил, переродился... Можно... сказать: с каждым случилось по две революции, одна своя, личная, а другая общая. Мне кажется, социализм - ...это море жизни... той жизни, которую можно видеть на картинах, жизни гениализированной, жизни, творчески обогащённой...”;

(возвращение в Москву, часть 5, гл. 15): “Это была революция в том смысле и в том понимании, которое придавала ей учащаяся молодёжь 1905 года, поклонявшаяся Блоку... “;

(речь дома при гостях, часть 6, гл. 4): “Всё же истинно великое безначально, как вселенная”;

(чтение на улице газеты об октябрьском перевороте, часть 6, гл. 8): “Метель хлестала в глаза доктору и покрывала печатные строчки газеты серой и шуршащей снежной крупой. Но не это мешало его чтению. Величие и вековечность минуты потрясли его и не давали опомниться”.

Потом взгляд меняется:

(в партизанском отряде, часть 11, гл. 4):

“Озверение воюющих к этому времени достигло предела. Пленных не доводили до места назначения, неприятельских раненых прикалывали в поле”;

“...во-первых, идеи всеобщего совершенствования тех, как они стали понимать с октября, меня не воспламеняют. Во-вторых, это всё ещё далеко от осуществления, а за одни ещё толки об этом заплачено такими морями крови, что, пожалуй, цель не оправдывает средства.

Веществом жизнь никогда не бывает. Она сама, если хотите знать, непрерывно себя обновляющее... начало...”;

“Изуверства белых и красных соперничали по жестокости, попеременно возрастая одно в ответ на другое, точно их перемножали...”

История Палых и история Васиной деревни (эти вопросы можно будет предлагать в индивидуальном порядке).

Выводы.

“Каждый ожил, переродился”, следовательно, революция - это жизнь. Доктор, а вместе с ним автор, ожидают нового в жизни России, в русской судьбе и в своей собственной судьбе.

Так же, как не имеет объяснения существование жизни, вселенной, не имеет объяснения и революция - это “стихия свободной стихии”. Герой понимает гениальность этого события, в нём есть что-то сродни рождению гениального человека.

Потом взгляд меняется. За трескучие фразы пролились “моря крови”. Цель - переделка жизни, но как можно её переделать, когда она - самоценное и саморазвивающееся понятие. Всякая переделка только убивает жизнь.

ХУДОЖНИК И РЕВОЛЮЦИЯ

( Дневник в Варыкино, часть 9, гл. 7):

“Что же мешает мне служить, лечить и писать? Я думаю, не лишения и скитания, не неустойчивость и частые перемены, а господствующий в наши дни дух трескучей фразы... вот это самое: заря грядущего, построение нового мира, светочи человечества”.

(Уход со службы, часть 13, гл. 16): “...на поверку оказывается, что под мыслями разумеется одна их видимость, словесный гарнир к возвеличению революции и властей предержащих. И я не мастер по этой части”. “И правда, я редко ошибаюсь в определении болезни. Но ведь это и есть ненавистная им интуиция, которой я якобы грешу, целостное, разом охватывающее картину познания”.

Выводы.

Изначально творчество и революция равноценны, то есть стихийны, не поддаются изучению, измерению. Но то, во что превращают революцию, вступает в противоречие с творчеством. Живаго - поэт и творческий врач, часто действует интуитивно, то есть так, как не может разум.

А кругом с него требуют плана, объяснения, схемы, мертвечины. Вступают в противоречие жизнь, стихия и схема, “полёта вольное упорство” и “казённая землемерша” - смерть. Отсюда ощущение своей ненужности.

Вторая группа проблем для обсуждения в классе:

Человек и мир;
- человек и история;
- природа, жизнь человека в природе и антитеза этой жизни;
- жизнь и смерть.

Ученики заранее получают задание найти в главах авторский взгляд на эти вопросы.

Нравственно-философские проблемы при обсуждении могут быть объяснены следующими строками поэта:

Опять трубить, и гнать, и звякать,
И мякоть в кровь поря - опять
Рождать рыданье, но не плакать,
Не умирать, не умирать.

ЧЕЛОВЕК И МИР

Работа идёт с текстом по комплексу вопросов.

Как соотносятся эти понятия? Что первично?

(Панихида по Анне Ивановне, часть 3, гл. 15):

“...Юра занимался древностью и законом Божьим, преданиями и поэтами, науками о прошлом и природе, как семейной хроникой родного дома, как своей родословной... все вещи были словами его словаря. Он чувствовал себя стоящим на равной ноге со вселенною... он слушал заупокойную службу как сообщение, непосредственно к нему обращённое и прямо его касающееся... и ничего общего с набожностью не было в его чувстве преемственности по отношению к высшим силам земли и неба, которым он поклонялся как своим великим предшественникам”.

Таким образом:

я = всем = миру
я - целое с миром.

ЧЕЛОВЕК И ИСТОРИЯ

(Юра Живаго и дядя, часть 3, гл. 2):

“Юра понимал, насколько он обязан дяде общими свойствами своего характера.

Николай Николаевич жил в Лозанне. В книгах, выпущенных им там по-русски и в переводах, он развивал свою давнишнюю мысль об истории как о второй вселенной, воздвигаемой человечеством в ответ на появление смерти с помощью явлений времени и памяти”.

(После отъезда Лары, часть 14, гл. 15):

“...то, что называется ходом истории, он представляет себе... наподобие жизни растительного царства... Лес не передвигается, мы не можем его накрыть, подстеречь за переменою места. Мы всегда застаём его в неподвижности. И в такой же неподвижности застигаем мы вечно растущую, вечно меняющуюся, неуследимую в своих превращениях жизнь общества, историю”.

Выводы.

По Пастернаку, человек застаёт исторический процесс только на каком-то этапе. “История - вторая вселенная, которую воздвиг человек в ответ на явление смерти с помощью явлений времени и памяти”.

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

Как связаны доктор и окружающий мир?

Кто в его воображении сливается с деревьями, стихией, ветками и так далее?

(Доктор в Мелюдеево, часть 5, гл. 6):

“Всё кругом бродило и всходило на волшебных дрожжах существования. Восхищение жизнью, как тихий ветер, широкой волной шло не разбирая куда по земле и городу, через стены и заборы, через древесину и тело, охватывая теплом всё по дороге”.

(Дневник в Варыкино, часть 9, гл. 8):

“Первые предвестия весны, оттепель. Воздух пахнет блинами и водкой, как на масляной, когда сам календарь как бы каламбурит. Сонно, масляными глазками жмурится солнце в лесу, сонно, ресницами им щурится лес, маслянисто блещут в полдень лужи. Природа зевает, потягивается, переворачивается на другой бок и снова засыпает”.

(В партизанском отряде, часть 11, гл. 7):

“Юрий Андреевич с детства любил сквозящий огнём зари вечерний лес. В такие минуты точно и он пропускал сквозь себя эти столбы света. Точно дар живого духа потоком входил в его грудь, пересекал всё его существо и парой крыльев выходил из-под лопаток наружу... «Лара!» - закрыв глаза, полушептал или мысленно обращался он ко всей своей жизни, ко всей Божьей земле, ко всему расстилавшемуся перед ним, солнцем озарённому пространству”.

(Уход из отряда, часть 12, гл. 9):

“Она была наполовину в снегу, наполовину в обмёрзших листьях и ягодах, и простирала две заснеженные ветки вперёд навстречу ему. Он вспомнил большие белые руки Лары, круглые, щедрые, и, ухватившись за них, притянул дерево к себе. Словно сознательным ответным движеньем рябина осыпала его снегом с головы до ног...”

Выводы.

По мнению автора, природа - волшебство, когда человек понимает её, он понимает жизнь. Доктору, а следовательно и автору, интересно всё окружающее, он всегда в ладу с природой. Свет мира входит в его грудь, от этого вырастают крылья, он может творить. Он часто чувствует, что Лара - это продолжение природы, чувствует, что стремление к ней - стремление к жизни. Поэтому и его уход из отряда - не предательство, а уход к жизни. И потеря Лары для него равносильна потери жизни.

Что является антитезой жизни в природе?
Где кончается жизнь Ю.Живаго?

Рельсы, трамвайные и железнодорожные пути, урбанистическая культура. В этом Б.Л. Пастернак традиционен, вспомним Н.Гумилёва и его «Заблудившийся трамвай»:

Мчался он бурей тёмной, крылатой,
Он заблудился в бездне времён...
Остановите, вагоновожатый,
Остановите сейчас вагон.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Вывеска... кровью налитые буквы
Гласят - зеленная, - знаю, тут
Вместо капусты и брюквы
Мёртвые головы продают.

ЧЕЛОВЕК И ЕГО ОТНОШЕНИЯ
С ЖИЗНЬЮ И СМЕРТЬЮ

1. Кончается ли роман со смертью Ю.А. Живаго? Что в конце?

Роман продолжается, рассказывая о жизни Тани, дочери Лары, но заканчивается всё же не этим, а стихами.

2. Как вы думаете, почему?

Стихи - то, что не может умереть.

3. Цикл стихов Ю.Живаго открывается стихотворением «Гамлет». Прочитайте. Почему оно носит такое название?

Оно решает “вечную” проблему о том, как жить, поднят гамлетовский вопрос: “быть или не быть”.

Какова основная мысль?

Человек в жизни должен сам пройти свой крестный путь и выпить чашу до дна.

4. Заключительное стихотворение - «Гефсиманский сад» (перед чтением учитель даёт справку и читает отрывок из Евангелия).

Что общего есть в первом и последнем стихотворении цикла?

Основная мысль, объединяющая оба стихотворения, - достижение бессмертия через христианскую идею страданий и крестного пути.

Кроме того, можно попросить ребят найти в других стихотворениях взгляд Ю.Живаго на эту проблему.

(Живаго у постели больной Анны Ивановны, часть 3, гл. 3):

“...сколько ни припомните, вы всегда заставали себя в наружном, деятельном проявлении, в делах ваших рук, в семье, в других. Человек в других людях и есть душа человека... Смерти не будет, говорит Иоанн Богослов... потому что прежнее прошло... потому что это уже видали... а теперь требуется новое, а новое есть жизнь вечная”.

(“Тифозный час” доктора, часть 6, гл. 15):

“И две рифмированные строчки преследовали его:

Рады коснуться
и
Надо проснуться.

Рады коснуться и ад, и распад, и разложение, и смерть, и, однако, вместе с ними рада коснуться и весна, и Магдалина, и жизнь. И - надо проснуться. Надо проснуться и встать. Надо воскреснуть”.

(Дневник в Варыкино, часть 9, гл. 7):

“Каждый родится Фаустом, чтобы всё обнять, всё испытать, всё выразить”.

(После боя на поляне, часть 11, гл. 4):

“В псалме говорится: Живый в помощи Вышнего. В грамотке это стало заглавием заговора: «Живые помощи»... Футлярчик был полураскрыт. Из него вывалилась сложенная бумажка. Доктор развернул её и глазам своим не поверил. Это был тот же девяностый псалом, но в печатном виде и во всей своей славянской подлинности”.

(У Ларисы перед письмом от Тони , часть 13, гл. 17):

“Что-то сдвинулось в мире. Кончился Рим, власть количества... Вожди и народы отошли в прошлое. Личность, проповедь свободы пришла им на смену. Отдельная человеческая жизнь стала Божьей повестью, наполнила своим содержанием пространство вселенной”.

Выводы.

По Пастернаку, человек осознаёт себя лишь в жизни других или в том, что оставляет после себя. Следовательно, он изначально не может умереть, а живёт вечно.

Жизнь просто так не даёт ничего, поэтому каждого в жизни ждут его собственные страсти, страдания. Лишь пройдя их, он может надеяться на воскрешение. Жизнь - дар всем, без различия классов и каст, это объединяет всех. Она наполнила содержанием вселенную и даёт смысл всему. По мнению автора, понятие жизни одного человека и жизни народов уравновешены.

В качестве итоговой работы предлагаются сочинения на темы:

1. «Смерти не будет...» (по роману Б.Пастернака «Доктор Живаго»).
2. Место стихотворений Ю.Живаго в художественной структуре романа Б.Пастернака «Доктор Живаго».
3. Революция и гражданская война в судьбе русской интеллигенции в романе.
4. Женские образы и их роль в романе Б.Пастернака «Доктор Живаго».

Осенью 1946 года Борис Пастернак сообщал одному из своих постоянных адресатов: «Я уже говорил тебе, что начал писать большой роман в прозе. Собственно, это первая настоящая моя работа. Я в ней хочу дать исторический образ России за последнее сорокалетие, и в то же время всеми сторонами своего сюжета, тяжёлого, печального и подробно разработанного, как, в идеале, у Диккенса или Достоевского. Эта вещь будет выражением моих взглядов на искусство, на Евангелие, на жизнь человека в истории и на многое другое».

В своем романе Пастернак открывает революцию с новой, очень важной стороны, с позиции прав личности, прав каждого человека. Революция — это не видение борьбы из стана красных или из стана белых, а это повествование глазами человека, который не хочет вмешиваться в братоубийственную войну. Писателю чужда жестокость, он хочет жить с семьёй, любить и быть любимым, лечить людей, писать стихи:

Если только можно, Авва Отче,

Чашу эту мимо пронести.

Так писал в одном из своих стихотворений главный герой романа Юрий Андреевич Живаго, выражая своё отношение к революции и войне. Его именем назван и сам роман.

Революцию Юрий Живаго поначалу воспринимает как осуществление органики жизни — «слишком долго задержанный вдох», как «свободу по нечаянности, по недоразумению», обещающую преображение. Но он же одним из первых испытал разочарование в Октябре, прежде всего потому, что увидел умозрительность и страшную опасность самому существу жизни в провозглашённой большевиками идее переделки мира: «Переделка жизни! Так могут рассуждать люди, хотя, может быть, и видавшие виды, но ни разу не узнавшие жизни, не почувствовавшие её духа, души её. Для них существование — это комок грубого, не облагороженного их прикосновением материала, нуждающегося в их обработке. А материалом, веществом жизнь никогда не бывает. Она сама, если хотите знать, непрерывно себя обновляющее, вечно себя перерабатывающее начало. Насильственностью ничего не возьмёшь. К добру надо привлекать добром; Человек рождается жить, а не готовиться к жизни».

Юрий Андреевич — интеллигент, сын разорившегося миллионера, покончившего с собой. Мать его рано умерла. Воспитывался герой у дяди, который был человеком «свободным, лишённым предупреждений против чего бы то ни было непривычного… У него было дворянское чувство равенства со всеми живущими». Окончив с блеском университет, Юрий женится на любимой девушке Тоне, дочери профессора и внучке деятельного фабриканта. Затем любимая работа — он становится прекрасным врачом. Ещё в университете проснулась у героя любовь к поэзии и философии. У него рождается сын. Всё, кажется, прекрасно. Но неотвратимо врывается война. Юрий едет на фронт врачом.

Первая мировая война — преддверие и исток событий ещё более кровавых, страшных, переломных. Героиня романа Лариса считает, что война «была виною всего, всех последующих, дольше постигающих наше поколение несчастий». Эту мысль автор подтверждает судьбою многих героев.

Всего несколько лет прожил после гражданской войны Юрий Андреевич, потому что никак не мог приспособиться к новым условиям, которые прекрасно подошли, например, его бывшему дворнику. Он не может служить, потому что от него требуют не своих мыслей и инициативы, а лишь «словесный гарнир к возвеличиванию революции и власть придерживающих».

Размышления и рассуждения о революции в романе доказывают, что это не «праздник угнетённых», а тяжкая и кровавая полоса в истории нашей страны. Вероятно, она была неизбежна, иного стране не было дано. Многие интеллигенты восприняли её восторженно, как выход из мира лжи и тунеядства, разврата и лицемерия. Тесть Живаго говорит ему: «Помнишь ночь, когда ты принёс листок с первыми декларациями… это было неслыханно безоговорочно. Эта прямолинейность покоряла. Но такие вещи живут в первоначальной чистоте только в головах создателей и только в первый день провозглашения. Иезуитство политики на другой же день выворачивает их наизнанку. Эта философия чужда мне, эта власть против нас. У меня не спрашивали согласия на эту ломку».

Всякая власть должна стремиться к тому, чтобы люди были счастливы. Нельзя даже ради самых высоких идей жертвовать человеческими жизнями, радостями, правами, которыми человек наделён от рождения.

Проблематика романа «Доктор Живаго»

О чем роман? Тема не отличается оригинальностью:
о судьбе человека в истории, противопоставление
человека и истории (Л. Толстой, М. Шолохов). Но есть принципиальное
отличие. Роман не эпического характера, а лирического: все
события пропущены через сознание Юрия Живаго, врача и поэта.
И самое главное в этом противостоянии даже не трагедия личности,
а духовный опыт героя, это познание самого себя, своего истинного
«Я», попытка понять свое место в духовной иерархии. И обращение
к духовному опыту жизни раздвигает сюжетные рамки романа. Более
того, в момент творческого импульса к Юрию Живаго, главному герою,
приходит понимание, что он является инструментом этого знания.
В эти моменты он ощущает движение мировой мысли. В состоянии
озарения Юрий Живаго избавляется от своего эгоизма, своей
самости, чувство собственной ничтожности оставляет его. Герой
Пастернака и для себя, и тем самым для всего человечества открывает
секрет магии Слова, Божественного Глагола: «Язык, родина
и вместилище красоты и смысла, сам начинает думать и говорить за
человека и весь становится музыкой».
Эти открытия, сделанные героем романа на вершине творчества,
заставляют внимательнее присмотреться к стихам Живаго - почему
в них доминируют такие, казалось бы, полярные в культуре образы,
как Гамлет и Христос? Уже с точки зрения Истинности два образа
составляют тайну отношений между человеческим и Божественным.
Гамлет - воплощение земных нравственных страданий - направляет
свой взор в Вечность. Христос - воплощение Вечной Истины, Люб-
ви - берет на себя все грехи человечества и добровольно восходит
на Голгофу, чтобы затем, воскреснув, явить миру Славу и Величие
Божие. Гамлет и Христос (человеческое и Божественное) - два полюса,
которые притягиваются друг к другу, преображая, трансформируя
человеческое в Божественное.
Живаго открывается «мировая мысль» в момент наибольшего
жизненного катастрофизма, и она преобразует устоявшиеся стереотипы,
соединяет то, что в принципе нельзя соединить, но что по своей
сути едино. Именно этот опыт переживания запредельного мира отливается
в череде стихов Юрия Живаго, завершающих этот роман.

Роман Б. Пастернака «Доктор Живаго» часто называют одним из самых сложных произведений в творчестве писателя. Это касается особенностей отображения реальных событий (первая и Октябрьская революции, мировая и гражданская войны), понимания его идеи, характеристики персонажей, имя главного из которых - доктор Живаго.

О роли русской интеллигенции в событиях начала XX века, впрочем, так же непрост, как и его судьба.

Творческая история

Первый замысел романа относится еще к 17-18 годам, но серьезную работу Пастернак начал только спустя почти два десятилетия. 1955-м помечено окончание романа, затем были публикация в Италии и присуждение Нобелевской премии, от которой советские власти вынудили опального писателя отказаться. И лишь в 1988-м - роман впервые увидел свет на родине.

Несколько раз менялось название романа: «Свеча горела» - название одного из стихотворений главного героя, «Смерти не будет», «Иннокентий Дудоров». Как отражение одного из аспектов авторского замысла - «Мальчики и девочки». Они появляются на первых страницах романа, взрослеют, пропускают через себя те события, свидетелями и участниками которых являются. Подростковое восприятие мира сохраняется и во взрослой жизни, что доказывают мысли, поступки героев и их анализ.

Доктор Живаго - Пастернак внимательно относился к выбору имени - так зовут главного героя. Сначала был Патрикий Живульт. Юрий - скорее всего, Георгий-победоносец. Фамилию Живаго чаще всего связывают с образом Христа: «Ты есть сын Бога живаго (форма родительного падежа в древнерусском языке)». В связи с этим в романе возникает идея жертвенности и воскресения, красной нитью проходящая через все произведение.

Образ Живаго

В центре внимания писателя исторические события первого-второго десятилетий XX века и их анализ. Доктор Живаго - Пастернак изображает всю его жизнь - в 1903 году теряет мать и оказывается под опекой дяди. В то время, когда они едут в Москву, погибает и отец мальчика, который еще раньше оставил семью. Рядом с дядей Юра живет в обстановке свободы и отсутствия всяких предрассудков. Он учится, взрослеет, женится на девушке, с которой знаком с детства, получает и начинает заниматься любимой работой. А еще в нем просыпается интерес к поэзии - он начинает писать стихи - и философии. И вдруг привычная и налаженная жизнь рушится. На дворе 1914 год, а за ним следуют еще более страшные события. Читатель видит их сквозь призму взглядов главного героя и их анализ.

Доктор Живаго, так же, как его товарищи, живо реагирует на все происходящее. Он отправляется на фронт, где многое ему кажется бессмысленным и ненужным. Вернувшись, становится свидетелем того, как власть переходит к большевикам. Сначала герой воспринимает все с восторгом: в его представлении, революция является «великолепной хирургией», которая символизирует саму жизнь, непредсказуемую и стихийную. Однако со временем приходит переосмысление произошедшего. Нельзя сделать людей счастливыми помимо их желания, это преступно и, по меньшей мере, нелепо - к таким выводам приходит доктор Живаго. Анализ произведения подводит к мысли, что человек, хочет он того или нет, оказывается втянутыми в Герой Пастернака в данном случае практически плывет по течению, открыто не протестуя, но и не принимая безоговорочно новой власти. Это-то чаще всего и ставили в упрек автору.

Во время гражданской Юрий Живаго попадает в партизанский отряд, откуда сбегает, возвращается в Москву, пытается жить при новой власти. Но работать, как прежде, он не может - это означало бы приспособиться к возникшим условиям, а это противно его натуре. Остается творчество, в котором главное - провозглашение вечности жизни. Это покажут стихи героя и их анализ.

Доктор Живаго, таким образом, выражает позицию той части интеллигенции, которая с опаской отнеслась к случившемуся в 1917-м перевороту как способу искуственно и утвердить новые порядки, изначально чуждые любой гуманистической идее.

Смерть героя

Задыхающийся в новых условиях, которых не принимает его сущность, Живаго постепенно теряет интерес к жизни и душевные силы, по-мнению многих, даже деградирует. Смерть застигает его неожиданно: в душном трамвае, выбраться из которого почувствовавшему недомогание Юрию нет никакой возможности. Но герой не исчезает со страниц романа: он продолжает жить в своих стихах, о чем свидетельствует их анализ. Доктор Живаго и его душа обретают бессмертие благодаря великой силе искусства.

Символы в романе

Произведение имеет кольцевую композицию: начинается сценой описания похорон матери, а завершается его смертью. Таким образом, на страницах повествуется о судьбе целого поколения, представленного, главным образом, Юрием Живаго, и подчеркивается уникальность человеческой жизни вообще. Символично появление свечи (ее, например, видит в окне молодой герой), олицетворяющей жизнь. Или метели и снегопада как предвестника невзгод и смерти.

Присутствуют символические образы и в поэтическом дневнике героя, например, в стихотворении «Сказка». Здесь «труп дракона» - потерпевшего в поединке с всадником змея - олицетворяет сказочный сон, превратившийся в вечность, такую же нетленную, как душа самого автора.

Поэтический сборник

«Стихотворения Юрия Живаго» - всего 25 - были написаны Пастернаком в период работы над романом и составляют с ним одно целое. В центре их оказывается человек, попавший в колесо истории и оказывавшийся перед сложным нравственным выбором.

Цикл открывает «Гамлет». Доктор Живаго - анализ показывает, что стихотворение является отражением его внутреннего мира - обращается к Всевышнему с просьбой облегчить назначенную ему участь. Но не потому, что он испытывает страх - герой готов к борьбе за свободу в окружающем его царстве жестокости и насилия. Это произведение и об известном герое Шекспира, стоящем перед сложным и о жестокой участи Иисуса. Но главное - это стихотворение о личности, которая не терпит зла и насилия и воспринимает происходящее вокруг как трагедию.

Поэтические записи в дневнике соотносятся с различными этапами жизни и душевных переживаний Живаго. Например, анализ стихотворения доктора Живаго «Зимняя ночь». Антитеза, на которой построено произведение, помогает показать смятение и душевные муки лирического героя, пытающегося определить, что есть добро и зло. Враждебный мир в его сознании разрушается благодаря теплу и свету горящей свечи, символизирующей трепетный огонь любви и домашнего уюта.

Значение романа

Однажды «… очнувшись, мы … не вернем утраченной памяти» - эта мысль Б. Пастернака, высказанная на страницах романа, звучит как предупреждение и пророчество. Случившийся переворот, сопровождавшийся кровопролитием и жестокостью, стал причиной утраты и заповедей гуманизма. Это подтверждают последующие в стране события и их анализ. «Доктор Живаго» же отличается тем, что Борис Пастернак дает свое понимание истории, не навязывая его читателю. В итоге каждый получает возможность увидеть события по-своему и как бы становится его соавтором.

Смысл эпилога

Описание смерти главного героя - это еще не финал. Действие романа на короткое время переносится в начало сороковых, когда сводный брат Живаго встречает на войне Татьяну, дочь Юрия и Лары, работающую медсестрой. Она, к сожалению, не обладает не одним из тех духовных качеств, что были свойственны ее родителям, что показывает анализ эпизода. «Доктор Живаго», таким образом, обозначает проблему духовного и нравственного оскудения общества как результата произошедших в стране изменений, которому противостоит бессмертие героя в его поэтическом дневнике - завершающей части произведения.

Роман появл.в России в 1988 г.

Роман «Доктор Живаго» по жанру является философским , хотя он представляет несомненный интерес и с исторической точки зрения. В нем упоминаются такие важнейшие события русской истории начала XX века, как русско-японская война, перная мировая война, революция 1917 года, гражданская война, а также Великая Отечественная война.

В центре произведения - судьба интеллигенции в революции. Главный герой произведения доктор Юрий Андреевич Живаго - человек творческий, философски осмысливающий окружающую действительность. Его фамилия не случайно сохраняет старинное окончание, которое словно свидетельствует

о присутствии на страницах романа «святаго живаго духа» («живаго» - старославянский вариант формы родительного падежа прилагательного «живой»).

Символично, что роман начинается сценой похорон матери Живаго, а заканчивается описанием похорон главного героя. Перед глазами читателей словно проходит судьба целого поколения. Образ Живаго олицетворяет, таким образом, идею ценности и уникальности человеческой жизни.

Юрию Живаго противопоставлен на страницах романа Павел Антипов-Стрельников , человек, преданный идее. Его судьба в произведении складывается трагически. Если Живаго рассуждает о насущной значимости всего и каждого, то Стрельников мыслит абстрактными категориями. Однако в конечном счете и Стрельников, и Живаго оказываются жертвами революции. Революционные события в романе вообще воспринимаются спокойно только глухонемым попутчиком Живаго.

Трагически складывается в романе судьба любимой женщины Ю. Живаго Лары, прототипом которой стала возлюбленная поэта О. Ивинская.

Б.Л. Пастернак использовал в романе интересный композиционный ход, расширяющий художественное пространство и усиливающий символическое звучание произведения. Это ставшая его органичной частью стихотворная тетрадь Юрия Живаго. 25 стих.кот. «создал» Живаго, дают воз-ть ощутить то бытие, кот.создает Живаго. Центральные темы этих стих-й – «тема страстей господних», «тема природы».

В романе много символических образов : метель, снегопад, свеча. Если свеча олицетворяет жизнь, то бури и метели связаны с темой невзгод и смерти.

Важной темой в романе становится судьба Татьяны Живаго - дочери Юрия и Лары. На ее примере Б.Л. Пастернак показывает духовное обнищание людей, выросших в новую эпоху. Татьяна лишена глубины духовной жизни, которой обладали ее родители. Этот процесс нравственного и духовного оскудения России очень беспокоил Б.Л. Пастернака. Возможно, постановка этой проблемы явилась одной из причин того, что роман вызвал яростные нападки критики.
Автор произведения развенчивает на его страницах тему крови и насилия и возвышает любовь как высочайшую нравственную ценность. Именно в любви открывается человеку красота жизни.



Роман многогранен: в нем поставлено огромное количество проблем : человек и совесть, человек и человек, человек и любовь, человек и власть, вечное и мимолетное, человек и революция, революция и любовь, интеллигенция и революция.

Центральная проблема – судьбы интеллигенции в 20-м веке. Роман написан о человеке, который сумел в условиях революции, 1-ой мировой войны, гражданской войны, а потом в эпоху обезличивания сохранить в себе личность. Т.е. П. утверждал самоценность человека.

В своем романе Пастернак открывает революцию с новой, очень важной стороны, с позиции прав личности, прав каждого человека. Революция – это не видение борьбы из стана красных или из стана белых, а это повествование глазами человека, который не хочет вмешиваться в братоубийственную войну. Писателю чужда жестокость, он хочет жить с семьёй, любить и быть любимым, лечить людей, писать стихи.

Размышления и рассуждения о революции в романе доказывают, что это не «праздник угнетённых», а тяжкая и кровавая полоса в истории нашей страны. Вероятно, она была неизбежна, иного стране не было дано. Многие интеллигенты восприняли её восторженно, как выход из мира лжи и тунеядства, разврата и лицемерия.

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...