Философские размышления в лирических отступлениях романа А. ПУшкина «Евгений Онегин


В свое время критик В.Г. Белинский назвал роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни». Пушкин коснулся в нем многого: проблемы долга и чести, русской культуры, счастья, любви, верности… Личность поэта проявляется в каждой строчке романа: в монологах, репликах. В образе автора мы находим настоящего друга, шутливого собеседника, мудрого человека.

Среди лирических отступлений автора о природе, любви, жизни, литературе и искусстве особенно выделяются философские размышления. Пушкин писал свой роман в течение восьми лет. За это время у него накопилось много впечатлений, прибавилось опыта. Свои сокровенные мысли он выразил в лирических отступлениях «Евгения Онегина». Крупицы мудрости рассыпаны по всему произведению. Думаю, что они очень актуальны и сегодня.

Замечания автора очень емки и точны:

Быть можно дельным человеком
И думать о красе ногтей:
К чему бесплодно спорить с веком?
Обычай деспот меж людей. (Глава 1, XXV)

Во второй главе романа автор рассуждает о распространенном пороке XIX века – эгоизме. Эгоизм Онегина приводит к гибели восторженного Ленского, отвергает искреннее чувство Татьяны. И сегодня найдется немало примеров того, как беспредельный эгоизм разрушает человека:

Но дружбы нет и той меж нами.
Все предрассудки истребя,
Мы почитаем всех нулями,
А единицами себя. (Глава 2, XIV)

Кумиром того времени был Наполеон Бонапарт, который положил начало этой всемирной болезни. Жажда славы любой ценой, холодный расчет помогли ему добиться успеха, но, в конечном счете, привели к пропасти.

Мудро рассуждает автор о человеческих страстях. Он благословляет и тех, кто изведал их жар, и тех, кому страсти были незнакомы. Пушкин утверждает, что человек больше любит наблюдать за чужими страстями, чем испытывать их сам.

Автор выступает в романе знатоком человеческой души, знатоком закономерностей жизни. С насмешкою автор осуждает пороки света:

Разврат, бывало, хладнокровный
Наукой славился любовной,
Сам о себе везде трубя
И наслаждаясь не любя.
Но эта важная забава
Достойна старых обезьян
Хваленых дедовских времян. (Глава 4, VII)

Повествуя о жизни матери Татьяны, Пушкин рассуждает о силе привычки. Многим людям привычка, в самом деле, заменила чувство:

Привычка свыше нам дана:
Замена счастию она. (Глава 4, XXXI)

Пушкин задумывается о быстротечности человеческой жизни. Признается в том, что не заметил, как ему исполнилось тридцать лет. В романе можно найти немало философских рассуждений на тему юности и старости. Автор справедливо замечает, что в жизни происходит постоянная смена поколений. Новое неминуемо придет на место старого, утверждает поэт. На этом вечном круговороте и построена жизнь.

Ключевым в романе является философское отступление в 9 и 11 строфах 8 главы. Здесь автор рассуждает о двух жизненных линиях человека. Первый путь - традиционный, путь большинства, путь посредственности. Автор описывает его с иронией: в двадцать лет молодой человек - обычно блестящий франт, в тридцать – выгодно женат, в 50 – у него большое семейство. И только поэтому все говорят о нем - «прекрасный человек». Автор показывает и другой путь – путь немногих, ярких, смелых личностей. Для них жизнь – не просто обряд, расписанный по десятилетиям. Они не забыли мечты юности, не приняли жизненный холод:

Несносно видеть пред собою
Одних обедов длинный ряд,
Глядеть на жизнь, как на обряд,
И вслед за чинною толпою
Идти, не разделяя в ней
Ни общих мнений, ни страстей (Глава 8,XI)


Думаю, автор прав. Жить не задумываясь, следуя за большинством – не лучший путь.

Метко автор говорит об общественном мнении. Думаю, что оно во многом влияет на человека, часто негативно. Мы совершаем некоторые поступки, оглядываясь на других. Пример тому в романе – дуэль Онегина и Ленского. Герой мог предотвратить гибель друга, но он испугался того, что о нем подумают в свете. Мнение пустой толпы оборвало жизнь человека:

И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!
И вот, на чём вертится мир.

Таким образом, в своих философских размышлениях, автор поднимает вечные вопросы чести и долга, смысла жизни, места человека в этом мире. Мудрые замечания поэта не потеряли своей актуальности и по сей день.


Евгений Онегин лирические отступления

Описывая события в романе и раскрывая разные тематики, дополняет его своими наблюдениями, своими высказываниями, мнением, что делает произведение похожим на достоверное. Лирические отступления, которые не трудно найти в Евгении Онегине, это живое общение писателя с героями произведения. Так, например, когда Онегин едет на бал, Пушкин тут же говорит о том, как и он в свое время был без ума от балов. Обсуждает женские ножки и тут же приносит извинения читателю за подобные воспоминания, обещая стать чуточку взрослей.

Благодаря лирическим отступлениям, которые мы встречаем уже в первой главе романа, где автор высказывает свое мнение об Онегине, Пушкин тем самым делает себя не только повествователем, но и действующим лицом, где писатель является другом героя, называя его добрым приятелем.

Роль лирических отступлений огромна, ведь они оживляют произведение, лучше раскрывают тематику работы автора. Они знакомят нас с биографией Пушкина, где вспоминается южная ссылка, есть воспоминания о молодости и о периоде обучения в лицее. В отступлениях писатель посвящает нас в свои планы, говорит о литературе, театре.

Очень много лирических отступлений посвящено русской природе и временам года. Так Пушкин говорит о зиме, вспоминая мальчишек, что режут коньками лед, пишет, как вьется первый снег. Описывая лето, говорит о весне — поре любви, не проходит автор и мимо осенней поры. Особое место уделяет Пушкин отступлениям по временам суток, где ночь самое привлекательное для писателя время.

Благодаря лирическим отступлениям у писателя появилась возможность легкой беседы с читателями, где он может рассказать о молодежи своего времени и ее воспитании, о том как она проводит время, рисуя картины тогдашней жизни.

Если выделить тематику лирических отступлений отдельно, то можно увидеть тему творчества в целом и размышления автора о специфике произведения. Раскрывается здесь и светская жизнь, затронута в романе и тема любви. В лирических отступлениях прослеживается тема дружбы, тема свободы, деревенской жизни, присутствуют и биографические мотивы.

Как видим, благодаря отступлениям, писателю удалось не только изобразить полную картину русской жизни, но и наполнить работу авторской индивидуальностью. Может поэтому данная роман читается с большим интересом и на одном дыхании. Лично я в восторге от Евгения Онегина.

Лирическими отступлениями принято называть внесюжетные вставки в литературном произведении, моменты, когда автор отходит от основного повествования, позволяя себе размышлять, вспоминать какие-либо события, не относящиеся к повествованию. Тем не менее, лирические отступления представляют собой отдельные композиционные элементы, как пейзажи, характеристики, диалоги.

Роман в стихах «Евгений Онегин» изобилует лирическими отступлениями. Сложно найти другое литературное творение, в котором они были бы столь значимы. Основная задача этих вставок — время. Пушкин уходит в лирические отступления, когда нужно было подчеркнуть промежутки прошедшего в ходе повествования времени. Но в то же время они гармонично вплетены в сюжет повествования. Таким образом поэт выражает свой авторский взгляд на те, или иные события, отношение к своим героям. Пушкин незримо присутствует в общей канве повествования.

После некоторых рассуждений о нравах и характерах людей, поэт, наконец, «приводит Музу» на светский прием, где состоялась встреча Онегина и Татьяны Лариной.

Но те, которым в дружной встрече
Я строфы первые читал…
Иных уж нет, а те далече,
Как Сади некогда сказал.
Без них Онегин дорисован.
А та, с которой образован
Татьяны милый идеал…
О много, много рок отъял!

  • Курсовая работа - Чем маркетинг для женщин отличается от маркетинга для мужчин (Курсовая)
  • Курсовая работа - Ипотечное кредитование, его развитие в России (Курсовая)
  • Курсовая работа - Рынок: его структура, функции и условия существования (Курсовая)
  • Курсовая работа - Особенности языка ЛИСП (Курсовая)
  • Курсовая работа - Ассортимент шерстяных одеял (Курсовая)
  • Курсовая работа - Современное состояние адвокатуры Российской Федерации и перспективы ее развития (Курсовая)
  • n1.doc

    2.2. Лирические отступлении о природе в романе A.C. Пушкина «Евгений Онегин»

    Нет ни одного чуткого человека, сердце которого бы ее дрогнуло при чтении пушкинских строк, посвященных величию и красоте природы.

    Пейзаж занимает в творчестве Пушкина значительное место. В разные периоды своего творчества Пушкин по-разному изображал природу. И на протяжении всего творческого пути функция пейзажа в его произведениях усложнялась. Образы природы выступают у него в разных вариантах: то, как аккомпанемент к его собственным переживаниям и чувствам героев, то, как неотъемлемая часть всего окружающего. Во многих произведениях образы природы включаются в лирическое повествование о собственной судьбе и о судьбе своего поколения. Лирическими отступлениями насыщен роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

    По жанру «Евгений Онегин» - роман в стихах, т.е. лиро-эпическое произведение, где лирическое и эпическое равноправно, где автор свободно

    Переходит от повествования к лирическим отступлениям, благодаря которым действие романа выходит за рамки частной жизни героя и расширяется до общероссийских масштабов. В романе ярко выражен реалистический подход к изображению жизни, принципы и приёмы которого оказались настолько ёмкими и перспективными, что нашли своё отражение и получили дальнейшее развитие в творчестве многих русских романистов XIX в. В «Евгении Онегине» сочетаются эпическое и лирическое начала. Белинский назвал «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни», поскольку авторские отступления раскрывают противоречия, тенденции и закономерности эпохи, на первый взгляд не имеющие прямого отношения к сюжету романа, но ярко демонстрирующие отношение к ним самого Пушкина. В статье о «Евгении Онегине» Белинский так писал о лирических отступлениях Пушкина: «Отступления, делаемые поэтом от рассказа, обращения его к самому себе исполнены необыкновенной грации, задушевности, чувства ума, остроты; личность поэта в них является такой любящей, такою гуманною» .

    Особенности романа как разновидности эпоса в следующем: повествовательная манера изложения от лица автора; наличие нескольких сюжетных линий и ряда действующих лиц; значительная протяжённость действия во времени; увеличенный по сравнению с поэмой объём и т.д. Эпическое начало является определяющим в структуре «Евгения Онегина».

    От стихотворной формы идёт ярко выраженное лирическое начало. Многие страницы «Евгения Онегина» окрашены настроениями автора, владевшими им в момент создания тех или иных строф. Представляют интерес особенности построения романа в стихах, который написан онегинской строфой. Строфы объединены в главы.

    Следующая особенность жанра «романа в стихах» - «собранье пёстрых глав». Она предполагает широкие возможности ввода всё новых и новых тем и мотивов; неистощимое разнообразие интонаций, оттенков авторской точки зрения на то, что изображается в романе.

    Наконец, ещё одно свойство пушкинского «романа в стихах» - глубина и ёмкость изображения жизни. Все лирические отступления романа являются единым художественным целым. В композиционном отношении они связаны как с персонажами романа, так и с самим автором, его настроением, мыслями и переживаниями.

    В романе «Евгений Онегин» одним из важнейших видов авторских отступлений являются многочисленные поэтические зарисовки природы. «Картины природы в романе - это его воплощённая музыкальная стихия, это то, что создаёт надысторическую атмосферу для всего изображённого в романе» .

    Пушкин не столько видит и слышит природу, сколько её переживает. Лирическая настроенность так сильна в нём, что он иначе не говорит о природе, как проецируя её через призму личных настроений.

    На страницах «Евгения Онегина» автор рисует картины русской природы. Особое место занимают описания деревенской природы. Пушкин в лирических отступлениях о природе изображает все времена года: и зиму, «когда мальчишек радостный народ» коньками «режет лёд», и «вьётся первый снег», мелькает, «падая на брег», и «северное лето», которое поэт называет «карикатурой южных зим», и весну - «пору любви», и, конечно же, не остается без внимания любимая автором осень. При этом автор вовсе не стремится выбирать какие-то исключительные картины. Напротив, у него всё реально, просто, обыденно:

    В тот год осенняя погода

    Стояла долго на дворе,

    Зимы ждала, ждала природа.

    Снег выпал только в январе

    На третье в ночь, проснувшись рано

    В окно увидела Татьяна

    Поутру побелевший двор,

    Куртины, кровли и забор,

    На стёклах лёгкие узоры,

    Деревья в зимнем серебре,

    Сорок весёлых на дворе

    И мягко устланные горы

    Зимы блистательным ковром.

    Всё ярко, всё бело кругом .

    Изображая зимний пейзаж, Пушкин в каждой строфе рисует небольшую картинку, возникающую из непосредственных наблюдений и стремления передать вызванные им ощущения и переживания. Этому способствует использование разнообразных эпитетов: лёгкиеузоры, лёгкоесеребро, весёлыесороки, блистательныйковёр. Необходимо очень хорошо знать и чувствовать русскую природу, очень тонко наблюдать и глубоко, нежно любить её, чтобы дать такой правдивый рисунок, пронизанный красотой и пушкинской радостью бытия.

    Поэт расширяет рамки пейзажа. Описания природы в произведении наполнены картинками народной жизни, придавая им живость, эмоциональность, национальный колорит. Пушкин противопоставляет своё «низкое» описание полей и лесов тому, как другие поэты описывают природу «роскошным слогом» в романтическом стиле. Но именно эти картины «низкой природы» удивительно глубоко западают в душу:

    Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

    На дровнях обновляет путь;

    Его лошадка, снег почуяв,

    Плетётся рысью как-нибудь;

    Бразды пушистые взрывая,

    Летит кибитка удалая;

    Ямщик сидит на облучке

    В тулупе, в красном кушаке.

    Вот бегает дворовый мальчик,

    В салазки жучку посадив....

    Но не только картины русской зимы изображает Пушкин в своём романе. Одна их самых ярких пейзажных строф, открывающая седьмую главу, отчётливо рисует пробуждение природы после зимней спячки:

    Гонимы вешними лучами,

    С окрестных гор уже снега

    Сбежали мутными ручьями

    На потопленные луга...

    Как грустно мне твоё явленье,

    Весна, весна! пора любви!

    Какое томное волненье

    В моей душе, в моей крови!

    С каким тяжёлым умиленьем

    Я наслаждаюсь дуновеньем

    В лицо мне веющей весны

    На лоне сельской тишины!

    Эпитет гонимы вызывает в воображении яркую, образную картинку снегов, подвергшихся гонению с окрестных гор вешними лучами солнца.

    Переход из одного времени года в другое - тем более начало зимы, резко очерченное первым снегом, - всегда у Пушкина ожидаемо и всегда неожиданно. Зимой замирает жизнь природы, но и эта пора имеет свою красоту, неповторимость и поэзию. Но если в этих отступлениях Пушкин рисует лирический пейзаж, то в отступлении о весне пейзаж приобретает и философский смысл, к нему стягиваются самые разные сюжетные линии, самые разные темы романа».

    Образ весны характеризуетсяолицетворённой пробуждающейся природой:

    Улыбкой ясною природа

    Сквозь сон встречает утро года;

    Синея блещут небеса.

    Ещё прозрачные, леса

    Как будто пухом зеленеют .

    Весеннее пробуждение природы не может вызвать положительных эмоций, и хотя поэт объясняет причины своей весенней тоски, он всё же бодро призывает читателя ехать весной за город, на природу:

    Весна в деревню вас зовёт,

    Пора тепла, цветов, работ,

    Пора гуляний вдохновенных

    И соблазнительных ночей.

    В поля, друзья, скорей, скорей,

    В каретах тяжко нагружённых,

    На долгих иль на почтовых

    Тянитесь из застав градских .

    Веснасимволизирует пробуждение природы и человека. Пушкин рисует и ясное небо, и первый пух на деревьях, и первый вылет пчёл за мёдом, и появление цветов на лугах, и первый выгон коров на пастбище, и, наконец, завершая и делая ещё более поэтичным этот образ пробудившейся жизни в природе, соловьиные песни по ночам. Пушкин сумел увидеть прекрасное в самом простом и обыкновенном, сумел найти самые верные, самые поэтические слова для выражения этой весенней красоты.

    Необыкновенными красками рисует Пушкин осень, самую любимую пору года. Поэт не щадит красок, чтобы передать всю прелесть этой поры года:

    Уж небо осенью дышало,

    Уж реже солнышко блистало, Короче становился день,

    Лесов таинственная сень

    С печальным шумом обнажалась,

    Ложился на поля туман,

    Гусей крикливых караван

    Тянулся к югу: приближалась

    Довольно скучная пора;

    Стоял ноябрь уж у двора .

    Страницы романа, рисующие осень, отличаются широтой охвата природы.

    Значительная роль в поэме Пушкина отведена такому лексическому средству, каколицетворение. Пейзаж поэта - не мёртвые безлюдные картины. Пушкин приближает к нам природу, одухотворяет её. Природа, как девушка, «трепетна и бледна»; «волшебница зима идёт», «пришла», «легла»; север «дохнул и завыл».

    Природа в романе имеет расширительное, всеобъемлющее значение. Оно заключает в себе нечто большее, чем только пейзаж. Так, само чувство Татьяны - искреннее, непосредственное, противостоящее светскому флирту - предстаёт в романе как проявление самой жизни, закона природы:

    Пора пришла, она влюбилась.

    Так в землю падшее зерно

    Весны огнём оживлено [ 14 , с. 103].

    Немало Пушкин обращается к описанию времени суток, наиболее красивой из которых является ночь. Автор не стремится изображать необыкновенные картины, а показывает всё просто - и в то же время прекрасно:

    Она любила на балконе

    Предупреждать зари восход,

    Когда на бледном небосклоне

    Звёзд исчезает хоровод,

    И тихо край земли светлеет,

    И, вестник утра, ветер веет,

    И всходит постепенно день .

    В седьмой главе романа русская природа становится подлинно действующим лицом:

    Но лето быстрое летит.

    Настала осень золотая.

    Природа трепетна, бледна,

    Как жертва, пышно убрана...

    Вот север, тучи нагоняя,

    Дохнул, завыл - и вот сама

    Идёт волшебница зима.

    Пришла, рассыпалась; клоками

    Повисла на суках дубов;

    Легла волнистыми коврами

    Среди полей, вокруг холмов .

    Среди пейзажей «Путешествия» особой художественной силой и красотой отличаются горные виды Кавказа и Тавриды, открывающиеся перед путешествующим Онегиным. В «Отрывках из путешествия Онегина» даётся подробное поэтическое и в то же время реалистически верное изображение пейзажа:

    ... Он видит

    Терек своенравный

    Крутые роет берега;

    Пред ним парит орёл державный,

    Стоит олень, склонив рога;

    Верблюд лежит в тени утёса,

    В лугах пасётся конь черкеса,

    И вкруг кочующих шатров

    Пасутся овцы калмыков.

    Вдали - Кавказские громады:

    К ним путь открыт. Пробилась брань

    За их естественную грань,

    Чрез их опасные преграды;

    Брега Арагвы и Куры

    Узрели русские татры .

    Далёкие пространства и воздушность пейзажа создаются строками: «пред ним парит орёл державный, стоит олень, склонив рога...», «вдали - Кавказские громады: К ним путь открыт». Поэт рисует дикую, стихийную красоту Кавказа, его обвалы и движение потоков при полном отсутствии людей.

    В центре пейзажа Волги, куда направляется Онегин, Пушкин впервые в русской литературе рисует образ бурлака:

    Тоска. Евгений ждёт погоды

    Уж Волга рек озёр краса

    Его зовёт на пышны воды

    Под полотняны паруса -

    Взманить охотника нетрудно

    Наняв купеческое судно,

    Поплыл он быстро вниз реки Надулась Волга - бурлаки

    Про тот разбойничий приют,

    Про те разъезды удалые,

    Как Стенька Разин в старину

    Кровавил волжскую волну .

    Детали пейзажа, изображённые Пушкиным, глубоко реалистичны. Среди ряда картин, зарисованных в «Путешествии Онегина», Пушкина больше всего волнует русский северный пейзаж, с образами простых людей. Все образы, включённые в последние пейзажи «Путешествия», ясно говорят об интересах и размышлениях Пушкина. Автор воспевает родную северную природу:

    И берег Сороти отлогий,

    И полосатые холмы,

    И в роще скрытые дороги

    И дом, где пировали мы -

    Приют сияньем муз одетый .

    В романе А.С Пушкина «Евгений Онегин» доминируют деревенские, загородные пейзажи, но огромное художественное значение и идейный смысл имеют и пейзажи городские, в особенности московские:

    Но вот уж близко. Перед ними.

    Уж белокаменной Москвы.

    Как жар, крестами золотыми Горят старинные главы.

    Ах, братцы! Как я был доволен, Когда церквей и колоколен,

    Садов, чертогов полукруг

    Открылся предо мною вдруг!

    Как часто в горестной разлуке,

    В моей блуждающей судьбе,

    Москва, я думал о тебе!

    Москва...как много в этом звуке

    Для сердца русского слилось!

    Как много в нём отозвалось! .

    Лирические размышления о Москве находятся в строгой композиционной связи со звучанием и мыслями всей главы в целом. Пушкин выбираетэпитет белокаменная Москва, утверждая тем самым народность образа. Он подчёркивает страстное, горячее чувство к любимому городу. Реалистическая зарисовка московских улиц, типичного городского пейзажа пушкинского времени отображена также в седьмой главе романа:

    Прощай, свидетель падшей славы,

    Петровский замок. Ну! не стой, Пошёл!

    Уже столпы заставы

    Белеют: вот уж по Тверской

    Возок несётся чрез ухабы.

    Мелькают мимо будки бабы,

    Мальчишки, лавки, фонари,

    Дворцы, сады, монастыри,

    Бухарцы, сани, огороды,

    Купцы, лачужки, мужики,

    Бульвары, башни, казаки,

    Аптеки, магазины моды,

    Балконы, львы на воротах

    И стаи галок на крестах .

    В этих строках поэт описывает типичный для начала XIX века пейзаж Москвы, ее окраин и Тверской улицы, пейзаж в движении. Это части московского пейзажа, мелькающие перед глазами Лариных. Здесь и люди, и дома, и огороды. Характер движения несущегося через ухабы возка создаётся соответствующим ритмом стиха.

    Рисунок городского пейзажа подчиняется основной творческой задаче автора в «Евгении Онегине» - показать правду жизни, осмыслить русскую действительность и побеседовать с читателем о Родине, её прошлом, настоящем и будущем.

    Пейзажные зарисовки Пушкина в «Евгении Онегине» связаны с размышлениями поэта о будущем родины. Этой теме посвящена небольшая часть седьмой главы:

    Когда благому просвещенью

    Отдвинем более границ,

    Со временем (по расчисленью Философических таблиц,

    Лет чрез пятьсот) дороги, верно,

    У нас изменятся безмерно:

    Шоссе Россию здесь и тут,

    Соединив, пересекут.

    Мосты чугунные чрез воды

    Шагнут широкою дугой,

    Раздвинем горы, под водой

    Пророем дерзостные своды,

    И заведёт крещеный мир

    На каждой станции трактир .

    Этот пейзаж тоже полон движения и действия, показывая тем самым активное вмешательство в жизнь, изменение жизни, её динамизм. Пушкин подчёркивает действенность творческого человеческого труда, победу человека над природой.

    И деревенские, и городские пейзажи поэта в романе тесно связаны с красотами русской природы. Картины природы, изображённые в романе, помогают автору и читателю глубже осознать русскую жизнь. Природа не бездушна сама по себе, это живой, трепетный мир, среди которого обитают герои поэта.

    Таким образом, пейзаж «Евгения Онегина» - это своеобразные лирические отступления, наряду с другими образными размышлениями поэта на различные темы, связанные с познанием русской действительности, их исключительная красота, эстетическая ценность и жизнеутверждающая сила неразрывно связаны с чувствами и эмоциями великого русского поэта.

    Лирические отступления о природе в «Евгении Онегине» художественно выполняют основное творческое задание всего романа в целом - многогранно показать русскую жизнь, осознать и изобразить её в правдивых художественных формах. А.С.Пушкин первый ввёл в русскую литературу глубоко реалистический рисунок пейзажа.

    Таким образом, через лирические отступления можно отметить следующие особенности пейзажа романа:


    • пейзаж Пушкина реалистически точен;

    • пейзаж в романе лиричен, он проникнут определённым настроением;

    • Пушкин рисует природу вместе с человеком, его трудовой деятельностью;

    • у Пушкина преобладает светлое, радостное восприятие природы;

    • картины природы проникнуты чувством любви к родине, красоте её бескрайних просторов;

    • пейзажи романа - это пейзажи средней полосы России, родины поэта, коренных русских земель.
    2.3. Герои романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» и картины русской природы

    Русская природа в романе - это своеобразная основа, без которой и вне которой историческая жизнь выглядела бы абстрактной. Описания природы неразрывно связаны с героями романа, они помогают лучше понять их внутренний мир, их душевные ценности.

    Пушкин писал роман "Евгений Онегин" дольше семи лет. Это огромный период в жизни великого поэта. Из юноши он превратился в окончательно сложившегося зрелого человека и мощного художника. В талантливом и искреннем романе современники Пушкина увидели живую действительность, узнали самих себя и своих знакомых, всю окружающую среду, столицу, деревню, соседей-помещиков и крепостных рабов. Они услышали живую, разговорную русскую речь, еще сильнее почувствовали, как великолепна русская природа. Широко описывать природу Пушкин начинает только с четвёртой главы. В центре её человеческие характеры, индивидуальное «я» героев и самого автора, постоянно вплетающего в ткань романа свои лирические излияния.

    События шести из восьми глав романа разворачиваются в деревне, и место действия - усадьба поместного дворянина - оказывается естественным образом «вписано» в пейзаж. Все главные события романа разворачиваются на фоне сельской природы. «Деревня в романе - это родное Михайловское; где жил Пушкин и соседнее имение Тригорское. Деревня - это Россия, её поля и леса, реки и озера. Это память о прошлом, это жизнь с народом, народные истоки веры, доброты и мудрости. Деревня - это величавое течение времени: лето, осень, зима, весна. Наконец, деревня - это творческая тишина, - как отмечает Н.М.Михайлова» [ 12 , с.55].

    Пейзаж в романе Пушкина играет определённую композиционную роль. Пушкин несколько раз описывает в романе разные времена года - это помогает читателю воспринять хронологические рамки романа, даёт перспективу времени, текучесть жизни.

    Одни герои в романе А.С Пушкина «Евгений Онегин» живут как бы вне природы, чужды ей - они лишены цельности, а в какой-то мере и необходимых положительных ценностей. Внутренняя же близость героя к миру природы указывает на его органичность, нравственность, душевную красоту.

    Особенно близка к природе, душевно срослась с нейТатьяна - любимая героиня Пушкина. Её образ неразрывно связан с сельским пейзажем. Примеры: Татьяна встречает по утрам восход солнца (глава 2, строфа 28), ходит грустить в сад, где происходит сцена свидания с Онегиным (глава 3, строфа 16; строфы 38-39), ночной пейзаж при свете луны во время разговора с няней (глава 3, строфы 16, 20, 21), зимнее утро в начале пятой главы (строфа 1-2), холодная зимняя ночь, когда Татьяна гадает (глава 5, строфа 9), зимний пейзаж её страшного сна (глава 5, строфа 13), ночь накануне именин (глава 6, строфа 2), весенний пейзаж седьмой главы, и летний вечер, когда одинокая Татьяна приходит в дом Онегина (глава 7, строфа 15), её прощание с родными местами перед отъездом в Москву (глава 7, строфа 28 и следующие). Близость народа и природе навсегда определила в Татьяне Лариной естественность, простоту и органическое неприятие притворства, лицемерия, фальши. Татьяна впитала в себя народную мораль, окрасившую её мысли и чувства и проявившуюся в её поведении.

    Очень часто автор видит природу глазами главной героини романа, и тогда пейзажная живопись в полной мере выражает её душевное состояние. С образом Татьяны в романе связано едва ли не самое большое количество пейзажных зарисовок. Неоднократно встречаются размышления повествователя о духовной близости Татьяны с природой, которыми он характеризует нравственные качества героини. Картины природы перекликаются с переживаниями, настроениями Татьяны.

    Рассказывая о предстоящем отъезде Татьяны в Москву, поэт сжато и ярко описал смену лета осенью, осени: зимой.

    Настала осень золотая.

    Природа трепетна, бледна,

    Как жертва пышно убрана....

    Сравним эту картину с описанием осени в главе четвертой (строфы 40-41) - здесь совсем другие краски, другие настроения. Мы чувствуем, что эта осеньсобенно близка сейчас настроению Татьяны, она как-то связана с её судьбой, с её будущим:

    Вот север, тучи нагоняя,

    Дохнул, завыл - и вот сама

    Идёт волшебница зима .

    С образом Татьяны связан и зимний пейзаж. Пушкин не случайно выбрал зиму, этим он стремился подчеркнуть национальный характер, идеальные черты настоящей русской девушки:

    Татьяна (русская душою,

    Сама не зная почему)

    С её холодною красою

    Любила русскую зиму...

    Ведь первое, что всегда отмечали иностранцы, жившие в России, это долгая зима (подобной нет в Европе), русские холода, заснеженность. Это для нашей страны, можно сказать, характерное время года. А вот над нашим летом, севернее Москвы, романист посмеивается:

    Но наше северное лето,

    Карикатура южных зим,

    Мелькнёт и нет...

    Пробуждение природы вносит в жизнь героев новые чувства. Возникновение чувства Татьяны к Онегину так естественно, как протекание природных процессов:

    Пора пришла, она влюбилась,

    Так в землю падшее зерно

    Весны огнём оживлено,

    Давно её воображенье,

    Сгорая негой и тоской,

    Алкало пищи роковой;

    Давно сердечное томленье

    Теснило ей младую грудь .

    Утешения в любовных переживаниях Татьяна тоже ищет в природе:

    Тоска любви Татьяну гонит,

    И в сад идёт она грустить...

    Настанет ночь; луна обходит

    Дозором дальний свод небес,

    И соловей во мгле древес

    Напевы звучные заводит .

    В слиянии с природой формируется в Татьяне Лариной те мысли и чувства, которые свойственны только русской женщине. В соответствии с народными представлениями о прекрасном человеке Пушкин наделяет Татьяну нравственной чистотой, благородством, непосредственностью и исключительной душевной ценностью.

    Эмоционально написанный пейзаж тонко поддерживает и подчёркивает психологическое состояние Татьяны, большое душевное напряжение, сменяющиеся эмоции и силу искреннего чувства. Нарастающая сила любви сливается с восходом солнца и песней пастуха-крестьянина. В такой же тональности написаны Пушкиным и многие другие пейзажи, связанные с образом Татьяны.

    Зимний русский пейзаж во сне Татьяны, тоже неразрывно связанный с её переживаниями и мыслями, изображён Пушкиным в реалистических тонах, близких к народному творчеству. Реалистичность изображаемого достигается благодаря особой чёткости рисунка и отбору того, что встречается Татьяне на её пути. Приведём пример таинственной и загадочной природы в сценах сна Татьяны:

    ...Ей снится, будто бы она

    Идёт по снеговой поляне...

    Пред ними лес; недвижны сосны

    В своей нахмуренной красе;

    Отягчены их ветви все

    Клоками снега; сквозь вершины

    Осин, берёз и лип нагих

    Сияет луч светил ночных;

    Дороги нет; кусты, стремнины

    Метелью все занесены,

    Глубоко в лес погружены .

    Природа во сне Татьяны живая, земная, ничуть не сказочная: печальная зимняя ночь, бегущий ручей, хрупкий мостик из обледенелых жёрдочек... Каждый, кто бродил по ночному зимнему лесу, знает, как правдиво этот лес описан. Сон Татьяны - вещий сон, который скоро сбудется. И Татьяна знает об этом. На почти таком же фоне поздней зимы и начинающейся ранней, ещё по-зимнему холодной весны происходит последняя встреча Онегина и Татьяны.

    Всё, что делает Татьяна Ларина, всё, что с ней происходит, сопровождается пейзажными зарисовками. В Лариной сливается особое восприятие любви, жизни и природы. В рассказе о Татьяне сопутствующий ему пейзаж звучит особенно, как музыка: затрагивает самые лирические чувства, вызывая глубокое сопереживание и сочувствие делам и мыслям главной героини романа . Блуждающая по родным полям Татьяна находится на фоне широкой русской природы. Всюду ширь, воздух и простор, движение и жизнь, как и в душе самой Татьяны:

    Был вечер. Небо меркло. Воды Струились тихо. Жук жужжал Уж расходились хороводы;

    Уж за рекой, дымясь, пылал

    Огонь рыбачий. В поле чистом, Луны при свете серебристом,

    В свои мечты погружена

    Татьяна долго шла одна .

    Пейзажи, не имеющие непосредственного отношения к психологии и мировосприятию главной героини, представляют собой рисунки, полностью показывающиевосприятие природы самим поэтом, резко контрастирующие с переживаниями Онегина и выражающие лишь эмоции самого автора.

    Сам же автор романа, Александр Пушкин, введенный в роман в качестве не только создателя своего нового творения, но и одного из его героев, оказывается и реальной, и одновременно вымышленной личностью. Это одновременно и реальный поэт Пушкин, и на глазах читателей сочиняющий свое новое творение - стихотворный роман - и одновременно вымышленное лицо, живущее вместе с героями условной «романной» жизнью: он их «добрый приятель», поверенный их сердечных тайн, «сопереживатель», советчик и критик. Пейзажи «романа в стихах» помогают читателю глубже почувствовать и ярче воспринять задушевные мысли Пушкина о русской жизни, о русском народе, почувствовать лирическую красоту русской природы. Описания природы, выражающие собственные чувства, настроения и мысли Пушкина, глубоко лиричны по своему характеру, объёмны по своему содержанию, охватывают большие пространства и несколько планов, включают в себя народные образы и жанровые сцены, органически связанные со всей живописной картиной в целом:

    Деревня, где скучал Евгений, Была прелестный уголок;

    Там друг невинных наслаждений

    Благословить бы небо мог.

    Господский дом уединённый,

    Горой от ветров ограждённый,

    Стоял над речкою. Вдали

    Пред ним пестрели и цвели

    Луга и нивы золотые,

    Мелькали сёлы; здесь и там

    Стада бродили по лугам,

    И сени расширял густые

    Огромный, запущенный сад,

    Приют задумчивых дриад .

    В этих строках автор отражает своё видение окружающей природы. Деревенский пейзаж радует глаз поэта. Автор находит в нём свои красоты, называя деревню «прелестным уголком». Всё прельщает Пушкина: и уединённый господский дом, и золотые луга и нивы, и запущенный сад. Как видим, эта деревня очень похожа на Михайловское. Ведь господский дом и в самом деле стоял над рекою Соротью, вдали расстилались луга и нивы, по лугам бродили стада, а возле дома был огромный старый парк с липовыми и еловыми аллеями. Михайловская жизнь Пушкина отразилась в четвёртой главе «Евгения Онегина» не только в описании деревенской жизни главного героя. Это и жизнь Автора стихотворного романа наедине с природой и творчеством.

    И вот уже трещат морозы

    И серебрятся средь полей...

    Опрятней модного паркета

    Блистает речка, льдом одета.

    Мальчишек радостный народ

    Коньками звучно режет лёд;

    На красных лапках гусь тяжёлый,

    Задумав плыть по лону вод,

    Ступает бережно на лёд,

    Скользит и падает; весёлый

    Мелькает, вьётся первый снег,

    Звездами падая на брег .

    Настала осень золотая.

    Природа трепетна, бледна,

    Как жертва, пышно убрана,...

    Реалистичности рисунка помогает правда световой гаммы, ритм стиха, эпитетика и сравнения.

    Пейзажи в романе Пушкин рисует через восприятие героев. Например, деревенский пейзаж во второй - шестой главах романа описан скупо, только штрихами, так как этот пейзаж воспринимается Онегиным , который не любит природы. В отличие от автора романа, Евгения Онегина не трогают прелести русской природы, она от него далека. Онегин часто замыкается в себе и тоскует. Вот как описывает автор пребывание Евгения в деревне:

    Два дня ему казались новы

    Уединённые поля,

    Прохлада сумрачной дубровы,

    Журчанье тихого ручья;

    На третий роща, холм и поле

    Его не занимали боле;

    Потом уж наводили сон;

    Потом увидел ясно он,

    Что и в деревне скука та же,

    Хоть нет ни улиц, ни дворцов,

    Ни карт, ни балов, ни стихов .

    Онегин-скептик, он разочарован во всём, что его окружает. В авторе, напротив, живут глубокие и сильные чувства; он горячо и вдохновенно любит природу, людей и жизнь. Онегина не трогает красота русской природы, автор же не может скрыть своего восхищения.

    Пушкин своими пейзажами лишний раз подчёркивает разницу между Онегиным и собой:

    Цветы, любовь, деревня, праздность,

    Поля! Я предан вам душой.

    Всегда я рад заметить разность

    Между Онегиным и мной... [ 14 , с. 78].

    Сердце Евгения не раскрыто для родных полей и лесов, он холоден и к народу, он замкнут, красоты родной природы ему недоступны. А если в один прекрасный день Онегин и проснулся патриотом, то и тут Пушкин показывает истинную цену такого «перерождения»:

    Проснулся раз он Патриотом...

    Россия мирная мгновенно

    Ему понравилась отменно

    И решено, что он влюблён

    Россией только бредит он

    Уж он Европу ненавидит....

    В противоположность Онегину, природа для Ленского «не глупые места», а «сосредоточие чудес и тайн, полных поэзии»:

    Он рощи полюбил густые,

    Уединенье, тишину,

    И ночь, и звезды, и луну,

    Луну, небесную лампаду,

    Которой посвящали мы

    Прогулки средь вечерней тьмы,

    И слезы, тайных мук отраду...

    Но ныне видим только в ней

    Замену тусклых фонарей .

    А место, где похоронен Ленский, «поэт задумчивый, мечтатель, убитый приятельской рукой» вновь описано так, чтобы подчеркнуть, каким видел мир этот романтический юноша, каким был он по своей натуре:

    Есть место: влево от селенья,

    Где жил питомец вдохновенья,

    Две сосны корнями срослись;

    Под ними струйки извились

    Ручья соседственной долины.

    Там пахарь любит отдыхать,

    И жницы в волны погружать

    Приходят звонкие кувшины;

    Там у ручья в тени густой

    Поставлен памятник простой .

    В трагический момент романа луна останавливается над могилой Ленского вместе с Татьяной и Ольгой: «И над могилой при луне,// Обнявшись, плакали оне». Смерть Ленского сливается с возрождением природы. Она сравнивается с алмазными переливами спадающей снежной лавины:

    ... Туманный взор

    Изображает смерть, не муку.

    Так медленно по скату гор,

    На солнце искрами блистая,

    Спадает глыба снеговая .

    Таже снеговая лавина низвергается затем целым потоком жизни: "Гонимы вешними лучами, // С окрестных гор уже снега // Сбежали мутными ручьями..."

    Таким образом, картины природы занимают особое место в романе A.C. Пушкина. Пейзаж, тесно связанный с главными героями, помогает автору раскрыть существенные стороны характера и мировоззрения персонажей, их душевные настроения, повороты в их жизненной судьбе. Природа - это фон, на котором выступают действующие лица. Пейзажи в романе в своей основе объективны, точны, реальны. Жизнь всех героев пушкинского романа вписана в жизнь природы. Смена времен года и соответственно смена пейзажных картин определяет хронологию сюжета, одновременно являясь и метафорой вечного движения человеческой жизни. Благодаря пейзажу в романе создается картина стремительно изменяющегося мира, в жизнь которого вплетаются судьбы героев "Евгения Онегина". Природа неразрывно связана с жизнью народа. В пушкинском романе она изображается глазами человека, составляющего с природой единое целое. Тесно связывая природу с переживаниями и раздумьями действующих лиц, Пушкин придал им ярко выраженную психологическую функцию.

    Заключение

    Значение творчества и масштабы гения Пушкина позволяют назвать его исключительным явлением всемирной литературы и культуры, «началом всех начал». Его достижения определили и во многом обусловили дальнейшее развитие русской литературы.

    Произведения А.С.Пушкина – пример служения писателя своему народу средствами художественного слова. Пейзаж занимает в творчестве Пушкина центральное место. Источником творчества Пушкина была связь с родной землей, Родиной и народом. Пушкин, будучи человеком тонкой натуры, с восторгом передавал в своём произведении чувство восхищения, которое вызывало в нем природное совершенство.

    В результате научного исследования мы пришли к следующим выводам:

    Лирические отступления в литературном произведении играют огромную роль. Благодаря им действие произведения выходит за рамки частной жизни героев и расширяется до более обширных масштабов. Лирические


    • отступления раскрывают противоречия, тенденции, закономерности эпохи, на первый взгляд не имеющие прямого отношения к сюжетной канве произведения, но ярко демонстрирующие отношение к ним автора. В целом лирические отступления помогают более глубокому восприятию произведения, личности автора и исторической эпохи, в которой было написано произведение.

    • Автор в «Евгении Онегине» предстает перед нами как универсальный образ в его сложных отношениях с вымышленным и реальным миром: ведь он находится в постоянном диалоге с героями и читателем.

    • С помощью образа автора в роман вводится множество лирических отступлений, которые придают произведению энциклопедичность, широту, всеохватность русской жизни 20-х гг. XIX века. Лирические отступления служат расширению художественного пространства романа, созданию целостности литературного образа: от бытовых деталей обобщения до масштабных, наполненных философским содержанием образов.

    • Пейзаж занимает одно из главных мест в художественном произведении, выполняя различные функции. Роль пейзажа в понимании позиций автора велика. Значение образов природы и ее художественная функция приобретает особую значимость в поэтических произведениях художественной литературы, так как именно описание картин природы помогают найти писателю свой собственный, уникальный стиль изложения.
    Пушкин... Пушкинская поэзия... Пушкинское время... Неисчерпаемые темы. Уже 212 лет Россия оглядывается на Пушкина, ибо он дал ей тот эталон художественности и нравственности, с которыми теперь соизмеряются все достижения русской культуры. Дорога к Пушкину бесконечна...

    ЛИТЕРАТУРА


    1. Абрамович, Г.Л. Введение в литературоведение: учебник для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Русский язык и литература» /Г.Л. Абрамович. - 7-е изд., испр. и доп. - Москва: Просвещение, 1979.-352 с.

    2. Бродский, Н.Л. Евгений Онегин: Роман A.C. Пушкина: пособие для учителя / Н.Л. Бродский. - Москва: Просвещение, 1964. - 416с.

    3. Дегтеревский И.М. Пейзаж в «Евгении Онегине» А.С.Пушкина// Учен. Зап. Московского пединститута: Вып. 4. -М.,1954, С. 163-188.

    4. Капшай, Н.П. Работа над поэтическим текстом в школе: пособие для учителей общеобразовательных школ /Н.П, Капшай. - Минск: Жасскон, 2001.-196 с.

    5. Квятковский А.П. Лирические отступления: поэтический словарь / А.П. Квятковский. - Москва: Советская энциклопедия, 1966. - С. 145

    6. Княжицкий А.И. Тема времён года в романе A.C. Пушкина «Евгений Онегин» // Русская словесносность. - 1999. - № 1. - С. 51-54.

    7. Краткая литературная энциклопедия/ A.A. Сурков. - Москва: Советская энциклопедия, 1967. - 1023 с.

    8. Литературный энциклопедический словарь/ В.М. Кожевников, П.А. Николаев. - Москва: Советская энциклопедия, 1987. - 752 с.

    9. Маймин, Е.А. Пушкин. Жизнь и творчество. - М.: Наука, 1981. - 208с.

    10. Маранцман, В.Г. Художественная литература: 9 класс /В.Г. Маранцман. - Москва: Просвещение, 1991. - 319 с.

    11. Мейлах Б.С. Сквозь магический кристал - М. :Высшая школа,1990. - 397с.

    12. Михайлова Н.М. Собранье пёстрых глав: о романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин». - М.: Имидж, 1994. - 191с.

    13. Одиноков, В. Г. И даль свободного романа.../ В.Г. Одиноков, К.А. Тимофеев. - Новосибирск: Наука, 1983 - 159 с.

    14. Пушкин, A.C. Евгений Онегин: Роман в стихах /A.C. Пушкин. - Минск: Народная асвета, 1979. - 176 с., ил.

    15. Ранчин, A.M. В поисках скрытого смысла: о поэтике эпиграфов «Евгения Онегина»/ A.M. Ранчин// Литература: Приложение к газете «Первое сентября». - 2005. - № 5. - С. 40-42.

    16. Смольянинов И.Ф. Природа в системе эстетического воспитания: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1984. - 205 с.

    17. Соколов, А.Н. История русской литературы XIX века (1-я половина): учебник /А.Н. Соколов. - 4-е изд., испр. - Минск: Высшая школа, 1976. - 456 с.

    18. Широковский, Ю.С. Формирование представлений об авторе при изучении романа A.C. Пушкина «Евгений Онегин/ Ю.С. Широковский// Литература в школе. - 1991. - № 4. - С. 88- 95.

    19. Чернец Л.В., Бройтман С.Н. и др. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины. - М.: Высшая школа, 2000. - 556 с.

    20. Энциклопедический словарь юного литературоведа/ В.И Новиков. - Москва: Педагогика, 1988 - 416 с, ил.

    Сочинение на тему ”Лирические отступления и их роль в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин” “.

    Роман “Евгений Онегин” писался Пушкиным более восьми лет- с весны 1823 года до осени 1831года. В самом начале своей работы Пушкин писал поэту П.А.Вяземскому: “Я пишу теперь не роман, а роман в стихах – дьявольская разница!” Стихотворная форма придает “Евгению Онегину” черты, резко отличающие его от прозаического романа, она гораздо сильнее выражает мысли и чувства автора.

    Своеобразие придает роману и постоянное участие в нем автора: здесь есть и автор-повествователь, и автор - действующее лицо. В первой главе Пушкин пишет: “Онегин, добрый мой приятель…”. Здесь и вводится автор - действующее лицо, один из светских приятелей Онегина.

    Благодаря многочисленным лирическим отступлениям мы лучше узнаем автора. Так читатели знакомятся с его биографией. В первой главе встречаются такие строки:

    Пора покинуть скучный брег

    Мне неприязненной стихии

    И средь полуденных зыбей,

    Под небом Африки моей,

    Вздыхать о сумрачной России…

    Эти строки о том, что судьба разлучила автора с родиной, а слова “Африки моей” дают нам понять, что речь идет о южной ссылке. Рассказчик ясно написал о своих страданиях и тоске по России. В шестой главе повествователь сожалеет об ушедших молодых годах, он также задается вопросом о том, что же будет в будущем:

    Куда, куда вы удалились,

    Весны моей златые дни?

    Что день грядущий мне готовит?

    В лирических отступлениях оживают воспоминания поэта о днях, “когда в садах Лицея” ему стала “являться муза”. Такие лирические отступления дают нам право судить о романе, как об истории личности самого поэта.

    Немало лирических отступлений, присутствующих в романе, содержат описание природы. На протяжении всего романа мы встречаемся с картинами русской природы. Здесь есть все времена года: и зима, “когда мальчишек радостный народ” коньками “режет лед”, и “вьется первый снег”, мелькает, “падая на брег”, и “северное лето”, которое автор называет “карикатурой южных зим”, и весна – “пора любви”, и, конечно же, не остается без внимания любимая автором осень. Немало Пушкин обращается к описанию времени суток, наиболее красивой из которых является ночь. Автор, однако, вовсе не стремится изображать какие-то исключительные, необыкновенные картины. Наоборот, у него все просто, обыденно – и в то же время прекрасно.

    Описания природы неразрывно связаны с героями романа, они помогают нам лучше понять их внутренний мир. Неоднократно мы замечаем в романе размышления повествователя о духовной близости Татьяны с природой, которыми он характеризует нравственные качества героини. Часто пейзаж предстает перед читателем таким, каким его видит именно Татьяна: “…она любила на балконе предупреждать зари восход” или “…в окно увидела Татьяна поутру побелевший двор”.

    Известный критик В.Г.Беллинский назвал роман “энциклопедией русской жизни”. И это действительно так. Энциклопедия – это приведенное в систему обозрение, как правило от “A” до “Я”. Таковым и является роман “Евгений Онегин”: если внимательно просмотреть все лирические отступления, то мы увидим, что тематический диапазон романа развернут от “A” до “Я”.

    В восьмой главе автор называет свой роман “свободным”. Эта свобода – это, прежде всего, непринужденная беседа автора с читателем с помощью лирических отступлений, выражение мыслей от авторского “Я”. Именно такая форма повествования помогла Пушкину воссоздать картину современного ему общества: читатели узнают о воспитании молодежи, о том, как она проводит время, автор пристально наблюдает за балами и за современной ему модой. Особенно ярко повествователь описывает театр. Рассказывая об этом “волшебном крае”, автор вспоминает и Фонвизина, и Княжина, особенно привлекает его внимание Истомина, которая, “одной ногой касаясь пола”, “вдруг летит” легкая, как пушинка.

    Немало рассуждений посвящено проблемам современной Пушкину литературе. В них рассказчик ведет споры о литературном языке, об использовании в нем иноязычных слов, без которых невозможно порой описать некоторые вещи:

    Описывать мое же дело:

    Но панталоны, фрак, жилет,

    “Евгений Онегин” – это роман об истории создания романа. Автор беседует с нами строками лирических отступлений. Роман создается как бы у нас на глазах: в нем есть черновики и планы, личная оценка романа автором. Повествователь призывает читателя к сотворчеству (Читатель ждет уж рифмы роза/На, вот возьми ее скорей!). Сам же автор предстает перед нами в роли читателя: “пересмотрел все это строго…”. Многочисленные лирические отступления предполагают определенную авторскую свободу, движение повествования в разных направлениях.

    Образ автора в романе многолик: он – и рассказчик, и герой. Но если все его герои: Татьяна, Онегин, Ленский и другие –выдуманные, то создатель всего этого вымышленного мира реален. Автор оценивает поступки своих героев, он может либо соглашаться с ними, либо противостоять им с помощью лирических отступлений.

    Роман, построенный на обращении к читателю, рассказывает о выдуманности происходящего, о том, что это всего лишь сон. Сон, похожий на жизнь

    Выбор редакции
    Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

    Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

    Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

    Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
    Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
    Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
    Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
    Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
    Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...