Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка. «Роль художественной литературы в развитии речи ребенка» средний дошкольный возраст


наталья гукайченко
Роль художественной литературы в развитии детей

Художественная литература служит могучим , действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей , она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает дошкольнику прекрасные образцы русского литературного языка . Эти образцы различны по своему воздействию : в рассказах дети узнают лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, образность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность русского слова, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. Дети дошкольного возраста - слушатели, а не читатели. Перед нами стоит важная задача - каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному : чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.

Существенное значение имеет определение задач литературного образования в детском саду. Слайд №3

Умение правильно воспринимать литературное произведение , осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой : его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь . Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

В нашей работе мы уделяем большое внимание вопросу влияния детской литературы на развитие малышей , в т. ч. и на речевое. Актуальность данной темы на современном этапе обусловлена необходимостью изучения произведений художественной литературы . Правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив.

В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась . Уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации : телевидение, видеопродукцию, компьютер. Поэтому наша роль , как педагогов состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям , привить любовь к художественному слову , уважение к книге. Книга дает возможность домыслить, «пофантазировать» . Она учит размышлять над новой информацией. Развивает креативность , творческие способности, умение думать самостоятельно.

Велика роль художественной литературы в развитии ребенка , без чего невозможно успешное обучение в школе.

О том, что любить читать – хорошо, а не любить – плохо, каждый из нас слышал. И просто, что книга – источник знаний, - тоже слышал. Да и про то, что дети, полюбившие книгу, намного лучше развиваются и успевают в школе , все знают. Но, к сожалению, родители жалуются, что их чадо не любит книги, что дети предпочитают получать информацию из каких угодно источников, только не из книг…в результате нарушается формирование текстового мышления : т. е. умение читать, анализировать, интерпретировать, запоминать тексты, а также создавать новые. Поэтому каждый взрослый должен отчетливо понимать, что сегодня детей , как, никогда ранее, нужно учить быть читателями. Сами по себе они этого сделать не смогут.

Свою работу по приобщению детей к художественной литературе начали с написания перспективного плана СЛАЙД №4, №5; подбора литературы , иллюстрационного материала.

Одним из путей реализации нашей работы по данной теме мы взяли проект «Папа, мама, я – читающая семья» .Ведь особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение.

Удачной находкой в работе с родителями является метод проектов. На сегодняшний день он получает все более широкое применение в педагогической практике нашего учреждения. Метод проектов – это обучение и воспитание ребенка через деятельность, а в работе с семьей – через совместную деятельность детей и родителей .

Одна из особенностей проводимых различных видов деятельности состоит в том, что дети занимаются совместно с родителями. Это позволяет :

Родителям глубже понять своего ребенка.

Сплотить семью через чтение художественных произведений .

Вести индивидуальную работу с каждым ребенком и его семьей.

Для успешной реализации проекта определенны задачи, которые необходимо решать не только в семье, но и в детском саду СЛАЙДЫ №6, №7

Проект предлагает разнообразные формы, методы и приёмы работы с детьми, родителями.

Провели анкетирование родителей «Читаем дома» ,беседу с родителями и детьми. Провели родительское собрание «Как организовать семейное чтение» . (СЛАЙД №8) Проведенные беседы указали на тревожный факт- только третья часть семей практикует семейное чтение. Вся дальнейшая работа была направлена на обогащение знаний детей , сближение родителей, педагогов и детей . Этому способствовали коллективные формы работы : фотовыставка «Вместе с книгой я расту» , изготовление книжек-самоделок, выставка рисунков «По страницам прочитаной книги» , СЛАЙДЫ №9, №10 ввели традицию группы «Книжное дерево» . На него родители прикрепляют листочки о прочитанных дома произведениях. Подготовили консультации для родителей. СЛАЙД №11

«Чтение художественной литературы » тесно связана со всеми образовательными областями. В группах проведен ряд открытых занятий. СЛАЙД №12, №13, №14

Художественное слово используем во всех режимных моментах.

Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала – мнемотаблиц. СЛАЙД №15 Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. К. Д. Ушинский писал : “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Проект предлагает разнообразные формы, методы и приёмы работы с детьми. Мы читаем книги, играем в с/р. дидактические игры, путешествуем по сказкам, рассматриваем портреты детских писателей и знакомимся с их биографиями.

Детям предлагается широкий спектр игр : СЛАЙД №16, №17 №18 №19, №20

Выступали с драматизацией сказки «Теремок» перед родителями и малышами, подготовили и показали музыкальную сказку «Волшебный цветок» .

Используются различные виды театров. СЛАЙД №21

Кроме того, свои впечатления от прочитанных книг дети отображают в продуктивных видах деятельности : лепке, рисовании, аппликации. СЛАЙД №22

Обоснованный отбор нужных приемов, методов, игр, во многом решает дело. Благодаря такому отбору происходит самое близкое общение воспитателя, родителя и ребенка, которого взрослые побуждают к речевому действию, а так же повышают интерес к художественной литературе . Практикуем чтение перед сном и длительное чтение , т. е. большое по объему произведение читаем в течении нескольких дней. Это позволяет закреплять у детей устойчивый интерес к произведению, дает возможность вспомнить, прочитанное ранее.

Реализация проекта осуществляется в игровой форме : с включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с объектами окружающего социума (библиотекой) . Ходили на экскурсию в библиотеку. Дети становятся любознательнее, у них повышается интерес к книгам, к произведениям различных жанров. Многие дети записались в поселковую библиотеку. Дети больше просят, чтобы им почитали. СЛАЙД №23 Сами зазывают родителей в библиотеку.

Подготовили и познакомили детей с тем , как появились первые книги. СЛАЙД №24

Проводятся совместные мероприятии со школой : участие учеников 1 класса в театрализованном празднике «Мойдодыр и все, все, все» , приняли участие в викторине «По дорогам сказок» , который проходил в школе и заняли первое место. СЛАЙД №25

Большую помощь в реализации проекта оказывают родители. Они принимают участие в утренниках, развлечениях , наряжаясь в героев различных произведений; в постановках кукольного театра. СЛАЙД №26,№27,№28, №29

А главное -у детей появляется потребность в чтении книги и это значит, что вся работа, которая нами проводится не пройдет даром.

Своё выступление мне хочется закончить словами Сухомлинского : «Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка. Если с детства у ребёнка не воспитали любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь – в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет божий выползет, как будто неизвестно откуда, взявшееся плохое».

Хочется пожелать всем педагогам найти этот путь и сделать его взаимоинтересным и значимым как для себя, так и для своих воспитанников.

Публикации по теме:

«Роль мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста». Доклад для семинара по речевому развитию дошкольников «Роль мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста»Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Источники способностей.

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально – личностному развитию» «Нетрадиционные.

«Роль двигательной активности в физическом развитии и здоровье детей» Базанова Людмила Александровна воспитатель Первой квалификационной.

  • Глава II. Из истории методики развития речи § 1. Вопросы развития речи детей в зарубежной педагогике
  • § 2. Развитие методики в России
  • Глава III Система работы по развитию речи в детском саду § 1. Цель и задачи развития речи детей
  • § 2. Методические принципы развития речи
  • § 3. Программа развития речи
  • § 4. Средства развития речи
  • § 5. Методы и приемы развития речи
  • Глава IV Методика развития словаря § 1. Понятие словарной работы и ее значение
  • § 2. Особенности развития словаря детей дошкольного возраста
  • § 3. Задачи и содержание словарной работы в детском саду
  • § 4. Общие вопросы методики словарной работы
  • § 5. Методика словарной работы в возрастных группах
  • Глава V. Методика формирования грамматического строя речи § 1. Грамматический строй родного языка, значение его усвоения для речевого развития детей
  • § 2. Особенности усвоения детьми грамматического строя русского языка
  • § 3. Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей
  • § 4. Пути формирования грамматической стороны речи у детей
  • § 5. Методика формирования морфологической стороны речи
  • § 6. Методика формирования синтаксической стороны речи
  • § 7. Методика формирования способов словообразования
  • Глава VI. Методика воспитания звуковой культуры речи детей § 1. Понятие звуковой культуры речи, ее значение для развития личности ребенка
  • § 2. Особенности усвоения звуковой стороны речи дошкольниками
  • § 3. Типичные фонетические возрастные особенности речи детей и содержание обучения
  • § 4. Формы работы по воспитанию звуковой культуры речи
  • § 5. Этапы обучения правильному звукопроизношению
  • § 6. Методика обучения звукопроизношению на занятиях
  • § 7. Формирование звуковой выразительности речи
  • Глава VII Методика развития связной речи § 1. Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка
  • § 2. Особенности развития связной речи в дошкольном детстве
  • § 3. Задачи и содержание обучения связной речи
  • § 4. Обучение диалогической речи в процессе повседневного общения
  • § 5. Беседа как метод обучения диалогической речи
  • § 6. Приемы обучения рассказыванию
  • § 7. Пересказ литературных произведений
  • § 8. Рассказывание по игрушкам
  • § 9. Рассказывание по картине
  • § 10. Рассказывание из опыта
  • § 11. Творческое рассказывание
  • § 12. Связные высказывания типа рассуждений
  • Глава VIII. Методика работы с художественной литературой в детском саду § 1. Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка
  • § 2. Особенности восприятия детьми литературных произведений
  • § 3. Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой
  • § 4. Методика художественного чтения и рассказывания детям
  • § 5. Методика заучивания стихотворений
  • § 6. Использование художественной литературы вне занятий
  • Глава IX Подготовка детей к обучению грамоте § 1. Сущность подготовки к обучению грамоте
  • § 2. Задачи и содержание подготовки к обучению грамоте
  • § 3. Ознакомление со словом
  • § 4. Ознакомление с предложением
  • § 5. Ознакомление со словесным составом предложений
  • § 6. Ознакомление со слоговым строением слова
  • § 7. Ознакомление со звуковым строением слова
  • § 8. Подготовка к обучению письму
  • Глава VIII. Методика работы с художественной литературой в детском саду § 1. Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка

    Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.

    Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е. А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.

    Н. С. Карпинская также считала, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность.

    Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

    При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

    Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства дошкольниками.

    § 2. Особенности восприятия детьми литературных произведений

    Эстетика и психология рассматривают восприятие искусства как сложный творческий процесс. «Эстетическое восприятие действительности представляет собой сложную психическую деятельность, своеобразно сочетающую в себе как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые мотивы» (А. В. Запорожец). Литературное произведение обращается одновременно и к чувству, и к мысли читателя, помогая ему освоить богатый духовный опыт человечества.

    Е. А. Флерина называла характерной чертой восприятия художественного произведения детьми единство «чувствующего» и «мыслящего».

    Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.

    В трудах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, А. В. Запорожца, О. И. Никифоровой, Е. А. Флериной, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович и других ученых исследуются особенности восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста.

    О. И. Никифорова выделяет в развитии восприятия художественного произведения три стадии: непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе – работа воображения); понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление); влияние художественной литературы на личность читателя (через чувства и сознание).

    Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Как показывают исследования, при соответствующей работе уже на третьем году жизни ребенка можно вызвать у него интерес к судьбе героя повествования, заставить малыша следить за ходом события и переживать новые для него чувства.

    Как уже говорилось выше, одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми является сопереживание героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами. На спектаклях кукольного театра дети иногда вмешиваются в события, пытаются помочь герою, хором подсказывают персонажам, чего делать не надо. Е. А. Флерина отмечала и такую особенность, как наивность детского восприятия: дети не любят плохого конца, герой должен быть удачлив (малыши не хотят, чтобы даже глупого мышонка съела кошка).

    Художественное восприятие ребенка на протяжении дошкольного возраста развивается и совершенствуется. Л. М. Гурович на основе обобщения научных данных и собственного исследования рассматривает возрастные особенности восприятия дошкольниками литературного произведения, выделяя два периода в их эстетическом развитии: от двух до пяти лет, когда малыш недостаточно отчетливо отделяет жизнь от искусства, и после пяти лет, когда искусство, в том числе и искусство слова, становится для ребенка самоценным (СНОСКА: Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И. Ребенок и книга. – М., 1992; Гурович Л. М. Понимание образа литературного героя детьми старшего дошкольного возраста: Автореферат канд. дисс. – Л., 1973).

    На основе особенностей восприятия выдвигаются ведущие задачи ознакомления с книгой на каждом возрастном этапе.

    Кратко остановимся на возрастных особенностях восприятия. Для детей младшего дошкольного возраста характерны: зависимость понимания текста от личного опыта ребенка; установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом; в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков; эмоциональное отношение к героям ярко окрашено; наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи.

    В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать.

    По словам К. И. Чуковского, начинается новая стадия литературного развития ребенка, возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к постижению его внутреннего смысла.

    В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета всех характеристик героя. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы. Усложняется понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма).

    В исследованиях отмечается, что у ребенка 4 – 5 лет начинает в полной мере функционировать механизм формирования целостного образа смыслового содержания воспринятого текста. В возрасте 6 – 7 лет механизм понимания содержательной стороны связного текста, отличающегося наглядностью, уже вполне сформирован.

    Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и особенности художественной выразительности не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста.

    Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.

    Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е. А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.

    Н. С. Карпинская также считала, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность.

    Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

    При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

    Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства дошкольниками.

    § 2. Особенности восприятия детьми литературных произведений

    Эстетика и психология рассматривают восприятие искусства как сложный творческий процесс. «Эстетическое восприятие действительности представляет собой сложную психическую деятельность, своеобразно сочетающую в себе как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые мотивы» (А. В. Запорожец). Литературное произведение обращается одновременно и к чувству, и к мысли читателя, помогая ему освоить богатый духовный опыт человечества.

    Е. А. Флерина называла характерной чертой восприятия художественного произведения детьми единство «чувствующего» и «мыслящего».

    Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.

    В трудах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, А. В. Запорожца, О. И. Никифоровой, Е. А. Флериной, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович и других ученых исследуются особенности восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста.

    О. И. Никифорова выделяет в развитии восприятия художественного произведения три стадии: непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе – работа воображения); понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление); влияние художественной литературы на личность читателя (через чувства и сознание).

    Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Как показывают исследования, при соответствующей работе уже на третьем году жизни ребенка можно вызвать у него интерес к судьбе героя повествования, заставить малыша следить за ходом события и переживать новые для него чувства.

    Как уже говорилось выше, одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми является сопереживание героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами. На спектаклях кукольного театра дети иногда вмешиваются в события, пытаются помочь герою, хором подсказывают персонажам, чего делать не надо. Е. А. Флерина отмечала и такую особенность, как наивность детского восприятия: дети не любят плохого конца, герой должен быть удачлив (малыши не хотят, чтобы даже глупого мышонка съела кошка).

    Художественное восприятие ребенка на протяжении дошкольного возраста развивается и совершенствуется. Л. М. Гурович на основе обобщения научных данных и собственного исследования рассматривает возрастные особенности восприятия дошкольниками литературного произведения, выделяя два периода в их эстетическом развитии: от двух до пяти лет, когда малыш недостаточно отчетливо отделяет жизнь от искусства, и после пяти лет, когда искусство, в том числе и искусство слова, становится для ребенка самоценным (СНОСКА: Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И. Ребенок и книга. – М., 1992; Гурович Л. М. Понимание образа литературного героя детьми старшего дошкольного возраста: Автореферат канд. дисс. – Л., 1973).

    На основе особенностей восприятия выдвигаются ведущие задачи ознакомления с книгой на каждом возрастном этапе.

    Кратко остановимся на возрастных особенностях восприятия. Для детей младшего дошкольного возраста характерны: зависимость понимания текста от личного опыта ребенка; установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом; в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков; эмоциональное отношение к героям ярко окрашено; наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи.

    В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать.

    По словам К. И. Чуковского, начинается новая стадия литературного развития ребенка, возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к постижению его внутреннего смысла.

    В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета всех характеристик героя. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы. Усложняется понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма).

    В исследованиях отмечается, что у ребенка 4 – 5 лет начинает в полной мере функционировать механизм формирования целостного образа смыслового содержания воспринятого текста. В возрасте 6 – 7 лет механизм понимания содержательной стороны связного текста, отличающегося наглядностью, уже вполне сформирован.

    Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и особенности художественной выразительности не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста.

    Собственный инновационный педагогический опыт

    Инновационный педагогический опыт:

    «Роль художественной литературы

    в развитии речи детей».

    воспитателя МБДОУ «Коммунарский детский сад «Солнышко»

    Новиковой Светланы Михайловны

    Прекрасна речь, когда она как ручеек,
    Бежит среди камней - чиста, нетороплива,
    И ты готов внимать ее поток, и восклицать:
    «О, как же ты красива!».

    Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики.

    Результаты исследования психологов, лингвистов предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития детей (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, А.В.Пешковский).

    Подход к данной проблеме основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников, сформулированных в трудах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.А.Леонтьева, Ф.А. Сохина.В. общем виде их взгляды на природу языковых способностей и развитие речевой деятельности можно представить следующим образом:

    Речь ребенка развивается в результате генерализации языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности;

    Язык и речь рассматриваются как ядро, находящееся в центре различных линий психического развития - мышления, воображения, памяти, эмоций;

    Ведущее направление, а в обучении родному языку - формирование языковых обобщений, элементарного сознания явлений языка и речи;

    Ориентировка ребенка в языковых явлениях создает условия для самостоятельного наблюдения за языком, для саморазвития речи.

    Обучение языку и развитие речи рассматриваются не только в лингвистической сфере (как овладение ребенком языковыми навыками - фонетическими, грамматическими, лексическими), но и в сфере общения детей друг с другом и со взрослыми (как овладение коммуникативными умениями) отсюда важным становится формирование не только культуры, но и культуры общения.

    Данное направление представлено в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования в образовательной области «речевое развитие.

    Художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах - музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках - меткость, выразительность. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.

    Актуальность и перспективность опыта

    Речевое развитие занимает одно из центральных мест в дошкольном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребёнка и его формировании. В эти годы ребёнок усваивает звуки родного языка, учится отчётливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, быстро накапливается словарный запас.

    Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности при ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми и изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

    Способствуя развитию речи наших воспитанников посредствам художественной литературы, мы решаем следующие задачи:

    Развивать артикуляционный и голосовой аппараты, речевое дыхание, слуховое восприятие, речевой слух.

    Формировать, уточнять и активизировать словарный запас, позволяющий дошкольникам характеризовать многообразие окружающего мира.

    Побуждать пользоваться в речи прилагательными, глаголами, наречиями, предлогами.

    Кристаллизировать речь детей, предупреждая многочисленные лексические ошибки, неправильное согласование слов в предложении, обогащать речь детей за счет освоения новых грамматических форм.

    Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую речь: активно участвовать в беседе, отвечать и задавать вопросы.

    Упражнять в составлении рассказов по картине, по иллюстрациям, в процессе описания игрушек.

    Ведущая педагогическая идея опыта, условия возникновения, становления опыта

    Основная задача речевого развития дошкольного возраста - это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей.

    В исследованиях направления (Ф.А.Сохин, А.И.Максаков, Е.М.Струнина), установлено, что наибольшая активность в овладении языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу.

    Я обратила внимание на то, что дети в дошкольном возрасте испытывают большой интерес и потребность в развитии речи. А, следовательно, это надо поддерживать, укреплять и развивать.

    Ведущая педагогическая идея опыта заключается в привитии любви к чтению (восприятию) художественных тестов; формировании у детей В дошкольный период происходит становление речи и ее формирование. В эти годы ребенок усваивает звуки родного языка, учится отчетливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, быстро накапливает словарный запас. С развитием речи у дошкольников усиливается потребность в общении. Постепенно уточняются правила общения, дети осваивают новые формулы речевого этикета. Но в некоторых ситуациях дети отказываются использовать общепринятые речевые формы. Причин для этого может быть несколько. Самая главная - это недостаток общения, чтения и слушания художественной литературы и, как следствие, бедный словарь дошкольника. Важнейший путь решения данной проблемы - обучение речевому этикету детей, в особенности старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы, так как именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации.

    К сожалению, в наше время наблюдается "дефицит" уважительного отношения к собеседнику или просто к постороннему человеку: необязательно здороваться с соседом, можно не благодарить за оказанную услугу, перебивать. Поэтому я считаю, что эта тема достаточно актуальна на данный момент.

    Теоретическая база опыта

    Свою работу по данной теме я начала с изучения методической литературы.

    Вопросами развития речи дошкольников занимались такие отечественные педагоги как К. Д. Ушинский, А. П. Усова, Е. И. Тихеева, Е. Н. Водовозова, О. С. Ушакова. В основу современных методик легли исследования отечественных ученых Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, Н. С. Рождественского, Ю. К. Бабанского, Л. П. Федоренко и других. У истоков саморазвития, педагогики детского творчества, словотворчества стояли удивительные ученые, детские психологи и педагоги: А. В. Запорожец, Н. А. Ветлугина, Ф. А. Сохин, Е. А. Флёрина, М. М. Конина. Игры и упражнения по развитию речи дошкольников разработаны О. С. Ушаковой и Е. М. Струниной, а также научными сотрудниками, преподавателями педагогических университетов, проводившими свои исследования под руководством Ф. А. Сохина и О. С. Ушаковой (Л. Г. Шадрина, А. А. Смага, А. И. Лаврентьева, Г. И. Николайчук, Л. А. Колунова). Авторы провели экспериментальные исследования в московских дошкольных учреждениях и выявили, что дети испытывают трудности в общении со сверстниками.

    Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения

    Дети с выразительной речью и четкой дикцией чаще других выступают на утренниках: читают стихи, участвуют в разыгрывании мини- сценок. Остальные же дети остаются лишь пассивными наблюдателями и слушателями. Таких детей в группе -меньше.

    Для достижения цели выделила следующие задачи:

    . Сформировать интерес к художественной литературе.

    . Расширять и активизировать словарный запас детей.

    . Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.

    . Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях.

    . Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства; помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.

    . Развивать творческие способности у детей.

    Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников, определила основные направления деятельности:

    . работа с социумом (городская детская библиотека, городской музей, муниципальный театр, и др.) .

    Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

    При ознакомлении с художественной литературой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции.

    Е.А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словестные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой. Дети дошкольного возраста - слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение.

    При отборе книг я учитывала, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции. Требования современной жизни, педагогической науки заставляют постоянно пересматривать круг детского чтения, дополняя его новыми произведениями. Особое внимание уделяю развитию образной речи детей в процессе ознакомления с различными жанрами литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня) и малыми фольклорными формами.

    Существуют определенные методы ознакомления с художественной литературой:

    Чтение воспитателя по книге или наизусть, т.е. дословная передача текста.

    2. Рассказывание воспитателя, т.е. свободная передача текста.

    3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественными произведениями.

    4. Заучивание наизусть.

    Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала включает в себя:

    Чтение рассказывание с игрушками (повторение рассказывание сказки «Колобок» сопровождается показом игрушек и действия с ними);

    Настольный театр;

    Кукольный и теневой, фланелеграф;

    Диафильм, диапозитивы, телепередачи.

    Художественная литература является важным источником и средством развития всех сторон речи детей. Разнообразные жанры литературы и фольклорных произведений закладывают основу для формирования любви к родному языку, его точности и выразительности, меткости и образности. Развитие образной речи ребенка осуществляется в единстве с развитием сторон речи: фонематической, лексической, грамматической. Речь становится образной и живой, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства. Очень важно обращать внимание ребенка на образный язык сказок, рассказов, поэзии, произведений устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм: пословиц, загадок, потешек, песенок, считалок, фразеологизмов.

    Развитие всех сторон речи оказывает большое влияние на развитие самостоятельного словесного творчества, которое может проявиться у ребенка в самых разнообразных жанрах - сочинение сказок, рассказов, стихов, потешек, загадок.

    Постоянно использую эти фольклорные произведения при одевании, кормлении, умывании, укладывании спать, в игровой деятельности и в процессе общения с природой. Народные потешки, прибаутки, заклички предоставляют прекрасный речевой материал, который использую на занятиях по развитию речи и в совместной деятельности с детьми. Потешки построены на множестве повторов, повторяются отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. Дети запоминают четверостишие и активно их используют в повседневной жизни

    В работе с детьми большое внимание уделяю загадкам, они являются важным приемом во всех видах занятий. Загадка - игра в узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано и скрыто - любима и интересна ребенку. Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. В загадках используются различные средства выразительности (эпитеты, сравнения, определения), что способствует формированию образной речи ребенка. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичное значение слов, формируют представления о переносном значении слова.

    Ребенку нравятся веселые и смешные стихи, словесные игры они помогают детям овладеть родным языком в совершенстве. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями, развивается фонематический слух, обостряется внимание к грамматической лексической норме. В этом нам помогают перевертыши, путаницы, небылицы.

    Небылицы - это здоровая пища для детской души, ненасытная потребность ребенка в смехе, веселье и радости. Ребенок смеется, потому что знает, как правильно говорить. Смешные, неправильные слова в стихах не запутывают ребенка, а служат, по выражению К. И. Чуковского экзаменом умственных сил. Ребенок учится понимать себя и проверять свои мысли. Путаницы учат творчеству, будят мысль и фантазию.

    Важное место в моей работе отвожу обучению детей пониманию образного содержания и обобщенного значения пословиц и поговорок. К.Д. Ушинский назвал пословицы и поговорки прекрасным средством развития образной речи. Пословицы, поговорки - это народная мудрость, свод правил жизни. Они поэтичны, мысль выражена в них лаконично, остро, цельно. Кроме прямого смысла народные изречения обладают еще и переносным.

    Самым любимым у детей жанром в художественной литературе является сказка.

    Формы работы : чтение, обсуждение, разучивание.

    В дополнение к ним использую такие формы организации и проведения занятий, как: беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, экскурсии в библиотеку, выставки рисунков, конкурсы, развлечения, театрализованные игры.

    Методы, используемые в работе: наглядный, словесный, практический.

    Такие приёмы позволяют вспомнить хорошие книги, будят мысль, развивают творческое воображение детей.

    Методы работы со сказкой включают в себя 3 основных направления:

    1.Ознако мление детей со сказкой, с ее жанровыми особенностями, языковыми и выразительными средствами.
    2.Освоение специальных средств литературно-речевой деятельности.
    3. Развитие с помощью сказки воображения, фантазии, словотворчества и создание собственных сказок.

    Детей 4-5 лет знакомим с композиционными особенностями сказки, отличив ее от рассказа, стихотворения; с образными словами и выражениями в сказке. Использую наиболее интересные приемы в работе при знакомстве со сказкой:

    сюрпризные моменты (приход гостей-игрушек, сказочных героев);
    загадки о главных героях;
    рассматривание иллюстраций в сказке;
    рассматривание тематической выставки;
    показываю обложки книг, читаю детям названия сказки;
    разбираем пословицы и связь ее с идеей сказки;
    предлагаю детям назвать любимые сказки или вспомнить сказки, где героем является один и тот же образ.
    Ничто так не развивает речь, как театральная деятельность детей, Она влияет на степень усвоения языка, выразительность детской речи. В своей практике стараюсь широко использовать: показ кукольных и театральных представлений для детей, проводить литературные досуги и вечера встреч со сказкой. Богатый материал для художественно-речевой деятельности дает художественная литература.

    Таким образом, знакомя детей с художественной литературой, мы развиваем культуру речи детей. Главным ее результатом считаю умение говорить грамматически правильно, точно и выразительно.

    Выстраивая работу по развитию речи дошкольников, определила основные направления деятельности:

    . создание речевой развивающей среды;

    . работа с детьми; работа с родителями;

    . Создание предметно-развивающей среды.

    В группе создала предметно-развивающую среду в виде книжного уголка, куда вошли альбомы с изображением отечественных и зарубежных писателей, в театральном уголке обновились разные виды театров, для драматизации и совершенствования речевых, исполнительских навыков у детей. Подобрала и систематизировала дидактические игры, обогащающие и активизирующие словарный запас: “Путешествие», «Рифмовочка”, “Кто и где спрятался”, совершенствующие звуковую культуру речи (“Звуковое домино”, “Найди звук”, “Кто так кричит? “, “Слушаем звуки улицы”, развивающие связную речь, память, мышление, воображение у дошкольников (“Представь себе”, “Скажи какой:”, “Шиворот - навыворот”, “Говорим о многозначных словах”, “Волшебник», “Цирк”, “Животные и их детеныши”, “Поэты” и др.) .

    Создала копилку выразительных средств языка “Ларец мудрости” (загадки, пословицы, поговорки, крылатые выражения, скороговорки).

    Оформила наглядно-дидактические пособия “Рассказы по картинкам”, “Портреты детских писателей”, “Многозначные слова”, Глаголы и др.

    Оформила папку с иллюстрациями к сказкам.

    . Работа с детьми.

    Для работы с детьми по данному направлению разработала перспективный план по познавательному развитию с использованием художественной литературы. С детьми ежедневно читаем книги не только по программе, но и книжные новинки, книги современных авторов, познавательную литературу. При подборе книг учитываю интересы детей, комплексно-тематическое планирование.

    В группе у нас работает «Книжкина больница», в которой дети «лечат» книги.

    . Работа с родителями.

    Прежде чем организовать работу с родителями я провела анкетирование, которое показало, что 43% родителей не так часто читают детям книги, несмотря на то, что дети слушают с удовольствием. Читают родители в основном сказки (50%), стихи (36%), классическую детскую литературу (7%), энциклопедии (7%), а после прочитанного не обсуждают с детьми содержание. Поэтому я сделала вывод, что родителей необходимо:

    Познакомить со значением художественной литературы в развитии дошкольника;

    Научить правильно подбирать художественную литературу;

    Я подготовила и провела с родителями консультации:

    1. Роль книги в развитии ребёнка.

    2. Книжка в вашем доме.

    3. Как превратить чтение в удовольствие.

    4. Учим стихи - развиваем память.

    Папки - передвижки:

    1Воспитание будущего читателя.

    2. «10 правил для родителей»

    3. «Книга»

    4. Стихи к Дню книги.

    5. Пословицы и загадки о книгах.

    Для родителей проводим выставки книг на определённые темы («Моя любимая сказка», «Книги о животных», «Что прочитать о природе» и т. д.) Ежемесячно помещаем в родительский уголок список литературы, рекомендованный программой к прочтению на данный месяц, текст стихотворения для заучивания наизусть.

    Традиционно в группе проводится совместно с родителями семейные чтения, где родители рассказывают свои любимые сказки из детства, обсуждают прочитанные произведения.

    Таким образом, взаимодействие с родителями повлияло на повышение знаний, умений и навыков у детей по данному направлению, в процессе ознакомления с художественной литературой.

    . Взаимосвязь с педагогами.

    Для педагогов детского сада я подготовила и провела консультации из опыта «Роль дидактических игр и игровых упражнений в формирования словаря и грамматического строя речи», «Формирование связной речи в процессе обучения рассказыванию в средней группе».

    Анализ результативности опыта

    Главный результат проведенной работы в том, что дети любят книги, внимательно слушают, рассматривают их, обмениваются своими впечатлениями, активно используют в речи выразительные средства языка, фантазируют. Художественная литература способствует развитию чувств, речи, интеллекта, определяет положительное отношение к миру.

    Повышение у детей интереса к книге, художественной литературе.

    Развитие познавательных интересов детей.

    Стремление детей использовать книгу как информационный справочник, образец поведения и речи.

    Умение детей задавать вопросы по прочитанному тексту и пересказывать.

    Бережное отношение детей к книге. Повышение читательской культуры в семьях воспитанников. Все последующее знакомство с огромным литературным наследием ребёнок будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.

    Таким образом, система работы по развитию речи детей посредствам приобщения к художественной литературы является целенаправленной и носит индивидуально-дифференцированный характер.

    Адресная направленность опыта

    Представленный инновационный педагогический опыт работы вызывает интерес у педагогов дошкольных образовательных учреждений.

    Опыт работы представлен единой системой работы по внедрению проектной деятельности в образовательный процесс: мини-проектами, конспектами непосредственно образовательной деятельности с включением элементов игры, развлечениями, праздниками; консультациями родителям, детскими рисунками, данными внутреннего мониторинга развития дошкольников.

    Опытом работы могут воспользоваться в практике воспитатели дошкольных образовательных учреждений. Разработки и презентации мероприятий, конспектов размещены на личном мини-сайте МААМ. ru.

    Используемая литература

    Исмагилова А.Г. Стиль педагогического общения воспитателя детского сада / А.Г. Исмагилова. - М.: Знание, 2009. - 96 с.

    Гвоздев Н. А Вопросы изучения детской речи / Н.А. Гвоздев. - СПб.: Детство - Пресс, 2007. - 472 с.

    Логинова В.И., Максаков А.И., М.И. Попова и др.; Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада. Под редакцией Сохина Ф.А. - М., Просвещение, 1984 - 223 с.

    Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком дошкольником. // Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А.Урунтаева - М.: изд. "Педагогика", 1998. - 138 с.

    Павлова, Л.Д. Раннее детство: развитие речи и мышления / Л.Д. Павлова. - М.: Просвещение, 2000. - 208 с.

    ПавловаЛ.Н. Фольклор для маленьких.// Дошкольное воспитание №10, 1990

    Развитие речи у детей до трёх лет / Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской - М.: Эксмо, 2005. - 208 с.

    Печора, К.Л., Пантюхина, Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина. - М.: Владос, 2007. - 176с

    Смирнова Л.Н. Развитие речи у детей 2-3 лет. Мозаика-Синтез, 2006

    Ушакова О.С., Гавриш Н.В.Знакомим дошкольников с художественной литературой. - - М.: ТЦ Сфера. 2009. - 176с

    Ушинский К.Д.Родное слово -Новосибирск,1994.-128с.

    Флерина Е.А. Живое слово в дошкольных учреждениях. М.-1993-91с.

    И.Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. Первая младшая группа. ФГОС ДО. ИД Цветной мир 2014г - 144ст

    Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Первая младшая группа. ФГОС. Мозаика-Синтез, 2014г

    15 Гербова В. В. Развитие речи в разновозрастной группе детского сада. Младшая разновозрастная группа; Мозаика-Синтез - Москва, 2009. - 128 c.

    Гурович Л.М. Ребенок и книга: Книга для воспитателя детского сада. Под редакцией Логиновой В.И. - М., Просвещение, 1992 - 64 с.

    Тема: «Роль детской литературы в развитии личности ребенка»

    Работу выполнила: Бикбова В. М.

    Часто мы говорим: “Книга – это открытие мира”. Действительно, читая, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения. Формированию нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека.

    Дети, прежде всего, должны усвоить понятия о доброте, доброжелательности, отзывчивости, справедливости, научиться их различать. Качества эти взаимосвязаны. Так, добрый человек всегда будет чутким, отзывчивым, справедливым, а справедливый человек, как правило, отзывчив и чуток. Важно научить ребенка видеть проявление нравственных качеств в жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие, справедливость и несправедливость, действительную и ложную помощь товарищу.

    Детские произведения направлены на то, чтобы дети могли уяснить и понять, почему люди должны быть внимательны друг к другу, близким, товарищам, с уважением и доброжелательностью относиться к окружающим, почему надо прийти на помощь человеку, когда он в ней нуждается. Важно, чтобы дети поняли, что добрые дела надо делать, не ожидая похвалы.

    Воспитывая в детях добрые чувства, необходимо одновременно вызывать у них нетерпимое отношение к полярным качествам: грубости, жестокости, жадности, вызывать эмоции осуждения, негодования.

    Большой раздел детской литературы посвящен воспитанию в детях любви ко всему живому. При подборе рассказов данного раздела ставится задача привлечь внимание детей к природе, вызвать у них желание оберегать растительный и животный мир. Ребенок, который с детства привык с пренебрежением относиться к живым существам, не умеющим говорить, но способным чувствовать боль и обиду, переносит такое отношение и на людей.

    Можно поставить перед ребенком вопрос: наблюдал ли он в жизни что-либо похожее на данный случай? Беседу следует вести так, чтобы вызвать у детей эмоции не только одобрения, но и осуждения. Это будет способствовать воспитанию в детях нетерпимости к проявлениям жестокости, эгоизма, равнодушия и поможет лучше увидеть положительные и отрицательные черты героя, дать им правильную оценку. Там, где это целесообразно и вытекает из хода обсуждения рассказа, следует поговорить с детьми об организации практических дел, помочь их реализовать. В практической работе нравственные представления и понятия у детей будут уточняться и закрепляться.

    Часы чтения должны проходить в задушевной, дружеской обстановке, располагающей к откровенности, размышлениям. Такое чтение вслух, сопровождающееся коллективными переживаниями, сплачивает ребят, укрепляет дух товарищества, взаимопонимания.

    Огромное значение имеет характер бесед. Они не должны быть назидательными, сугубо нравоучительными, подводить детей к готовым выводам. Нужно, чтобы дети больше размышляли сами.

    Важную роль играет эмоциональный настрой самого педагога. Голосом, интонацией, мимикой педагог должен показать ребятам свое отношение к положительным и отрицательным персонажам, донести до них лирические, комические и драматические ситуации произведения. Эмоциональные реакции педагога передаются детям, способствуют формированию у них определенного отношения к прочитанному.

    Направленность вопросов, подведение итогов обсуждения прочитанного произведения должны будить мысль ребенка, быть “проблемными”.

    Нередко дети оценивают поступок на основе лишь внешних фактов. Они ограничиваются чаще всего словами “поступил хорошо” или “поступил плохо”. Помочь детям выразить мысль более точно и определенно – значит помочь им осознать нравственную сторону поступков и чувств литературного героя.

    Итак, воспитание должно быть направлено на формирование у детей системы правильных нравственных понятий, представлений и убеждений, правильных мотивов поведения и правильных форм и способов поведения – в неразрывном единстве всех этих проявлений.

    Прежде всего, надо знать, что любой метод воспитания нельзя рассматривать и оценивать абстрактно. Применяя различные методы, необходимо учитывать, во-первых, возрастные и индивидуальные особенности воспитуемого, во-вторых, особенности детского коллектива, членом которого он является, и, наконец, данные конкретные условия, в которых происходит воспитательное воздействие.

    Для того чтобы формировалась положительная направленность личности, чтобы ребенок хотел правильно поступать и поступал правильно, во всех ситуациях и обстоятельствах, необходимо, чтобы он знал, как надо поступать, видел, что так поступают уважаемые им люди, и сам упражнялся (это самое главное!) в правильном поведении.

    Словесное воздействие . Важную роль в формировании личности детей играет живое слово педагога, с которым он обращается к воспитуемому. Роль второй сигнальной системы в организации поведения ребенка очень велика. Поэтому метод объяснения, разъяснения, словесного убеждения есть важное средство нравственного просвещения, формирования у детей правильных моральных (нравственных) представлений и понятий. Все это тем более необходимо, что у многих ребят, имеются незрелые, ошибочные идеи, предубеждения и заблуждения в области моральных понятий (например, ложное понимание дружбы и товарищества, упрямства, мужества и смелости и т.д.). Именно этим и объясняются многие случаи неправильного поведения детей.

    Личный пример . Большое значение в формировании личности ребенка имеет личный пример воспитателей, учителей. Воспитательная сила личного примера основана на склонности детей к подражанию тому, кого они любят и уважают, кто пользуется у них авторитетом. Педагогу всегда надо помнить, что он является образцом, примером для воспитанников, поведение которых иногда просто отражает его собственное достоинство или недостатки. Учитель должен предъявлять к себе и своему поведению самые строгие требования. Справедливо говорится, что учитель – человек, специальностью которого является правильное поведение.

    Упражнения в правильном поведении . Главное, основное в воспитании личности, как уже отмечалось, - это организация практического опыта в правильном поведении. Читая и беседуя по прочитанному, дети постепенно научаются выделять нравственную сторону поступков и действий людей, оценивать поведение с позиций нравственных норм.

    Литературные герои могут служить в качестве примера. Эмоциональное подключение к полюбившемуся персонажу создает лично значимую ситуацию. Читая литературные произведения, дети учатся разбираться в поведении и поступках людей, в мотивах поступков, чувствовать красоту добра, осуждать безобразное, злое.

    Роль одобрения и осуждения . Воспитывая личность ребенка, конечно, нельзя ожидать, что он сразу при всех условиях и обстоятельствах будет выбирать правильные формы поведения.

    Действенные средства регулирования и коррекции поведения – одобрение и осуждение, поощрение и наказание. Одобрение, поощрение служат средством подкрепления и благодаря этому средством закрепления и стимулирования правильных мотивов и правильных форм поведения. Осуждение, порицание, наказание являются средством торможения и задержки отрицательных побуждений и неправильных форм поведения.

    Главной целью литературного чтения, является развитие личности ребенка, его интеллекта, эмоциональной сферы, нравственных представлений.

    Литература:

    1. Азбука нравственного воспитания. / Под ред. И.А.Каирова. – М., 1979.
    2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – Л., 1997.
    3. Диалоги о воспитании (Книга для родителей). / Под ред. В.Н.Столетова. – 1984.
    4. Доброта начинается с детства. // Начальная школа. – 2000. - №4.
    5. Зеньковский В.В. Психология детства. – М., 1995.
    6. Ковалев А.Г. Психология семейного воспитания. – Минск, 1980.
    7. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1996.
    8. Практикум по детской психологии. / Под ред. Г.А.Урунтаевой. – М., 1995.
    9. Толстых В.И. Эстетическое воспитание. – М., 1984.
    10. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. – М., 1996.


    Выбор редакции
    Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

    Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

    Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

    Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
    Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
    Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
    Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
    Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
    Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...